Мария Карпова: Ну да, но не надо лезть под лодку, это тоже такое. Они иногда и не видят, что ты там где-то в воде торчишь. Петр Кузнецов: Конечно. Расскажите, есть ли такая проблема на ваших, именно местных пляжах. Кто следит? Как вы купаетесь? Сильно ли мешают? Пишите сообщения, присылайте фотографии. Мария Карпова: «Не мешают, да и сам иногда на сапборде плаваю. Но на море в Сириусе, когда море спокойное». Петр Кузнецов: Ну сапборд не так опасен. Мария Карпова: Сложнее, конечно, да. Петр Кузнецов: Не так опасен. Мария Карпова: Но иногда проезжающие катера опасны для сапбордистов. Петр Кузнецов: Да. Когда на Волге мы снимали. Мария Карпова: Да. Петр Кузнецов: Как раз, по-моему, кто-то из нас упал, да, сам. Из-за волны. Мария Карпова: Я, сначала ты, потом я. Я помню, когда мы плыли на катере на большой скорости… Петр Кузнецов: Так, я думал, ты читаешь сообщение. Мария Карпова: Две девушки переплывали, я помню, Волгу. И на самом деле, их с катера почти не видно. То есть это просто две каких-то точки. Петр Кузнецов: Да. А скорость-то какая, конечно. Мария Карпова: А скорость очень большая, да. Петр Кузнецов: Обсудим это и с вами, и с нашими экспертами. Первый из них – Сергей Томилов. Он с нами на связи. Он генерал-майор Всероссийского общества спасения на водах. Здравствуйте, Сергей Анатольевич! Мария Карпова: Здравствуйте! Петр Кузнецов: Слышите нас? Мы вас видим. Сергей Томилов: Да, добрый день! Петр Кузнецов: Сергей Анатольевич, здравствуйте! Прежде всего хотелось бы понять вот что. Маша перечислила как раз очень много средств, которые можно встретить сейчас на воде. Что самое опасное и, тут уже, наверное, синонимом будет, бесконтрольное из всех средств на воде? По вашим данным, по вашим наблюдениям. Сергей Томилов: Нужно сказать о том, что, конечно, вся наша деятельность урегулирована нормативными актами. И, вот возьмем, к примеру, дорога, да? К транспортным средствам у нас с каждым годом требования повышаются, контроль повышается. Что нельзя сказать про водные пути, особенно там, где нет судоходства, и контроль контролирующих органов практически отсутствует. Тем более, что надо понимать такие, как сказать, сап, он не является маломерным судном, он является спортивным оборудованием. И для использования сапа нет никаких регламентирующих документов. В то же время само маломерное судно является не транспортом, а объектом недвижимости. В то же время это не исключает того, что оно является объектом повышенном опасности. Но в то же время у вас нашли уловки, и в соответствии с действующим законодательством, если у тебя мотор не превышает десятки, то, соответственно, ты можешь кататься на судне без прав. Но мы уже имеем примеры тех же самых самокатов, гироскутеров, всего, чего угодно, когда люди сталкиваются, и нормативные акты уже появились по правилам поведения, по правилам движения на этих объектах повышенной опасности. На воде этого нет. И еще нужно заметить о том, что на сегодняшний день не обязательно учиться правилам вождения на маломерных суднах, если ты сдаешь. То есть можно заниматься самоподготовкой. Вспомним, как раньше было. На автомобиле то же самое было. Но качество подготовки, качество людей, управляющих объектами повышенной опасности привело к тому, что на сегодняшний день обязательно нужно пройти обучение в специализированной организации. Петр Кузнецов: Хорошо. Сергей Анатольевич, да, простите, пожалуйста, да. Мария Карпова: Я просто хочу понять. То есть нет никаких специальных школ для водителей маломерных судов? Вот так. Сергей Томилов: Они есть, но не обязательно. Мария Карпова: А, они не обязательны? Петр Кузнецов: Не обязательны. Ну вот купил я водный мотоцикл. Здесь два вида пляжа в этом случае есть – разрешенные, официальные, да, и дикие. Сейчас оба случая быстро рассмотрим. Купил я водный мотоцикл, притащил его на пляж, завел, поехал. Мне, скорее всего… На официальный. Скорее всего, мне никто даже… Ну, замечание, может быть, сделают отдыхающие. Но меня вряд ли кто-то… Мария Карпова: Если докричатся. Петр Кузнецов: остановит где-то там уже, на воде, и проверит права, например, свидетельство регистрации? Сергей Томилов: На пляже, во-первых, вы не имеете права спускать гидроцикл, потому что есть места специальные для спуска этих объектов. И спасатели обязаны вас не допустить, то есть на транспортных средствах туда заезжать нельзя. Соответственно, вы спустите либо, как вы правильно сказали, в удобном, но не официальном месте, либо в каком-то официальном месте, и будете там кататься. Чтобы проверить ваши права, да, может вас остановить где-то ГИМС. Но мы понимаем, что на сегодняшний день это достаточно у нас малое количество людей и мало мест, где ГИМС этим занимается. Тем более, как и на дороге, у нас, например, отсутствуют видеокамеры. Петр Кузнецов: А ГИМС – это государственная инспекция… Сергей Томилов: Государственная инспекция по маломерным судам. Петр Кузнецов: Это они же и браконьеров ловят, да? Это вот люди на лодках с мегафоном? Сергей Томилов: Браконьеров у нас ловят другие службы. Задача ГИМС – это регистрация маломерных судов и контроль объектов, таких, например, как пляж. Причем тоже на сегодняшний день большая проблема, они не участвуют в открытии пляжа, они просто проверяют пляж по факту. Петр Кузнецов: Хорошо. Сергей Томилов: На самом деле, на сегодняшний день безопасность на воде, она достаточно, я так понимаю, упущена, в нашей стране очень много пробелов, что позволяет, вот видим, и транспортное средство стоит в водоохранной зоне. Много моментов, которые не урегулированы, и на сегодняшний день очень большая проблема с безопасностью, связанная с водой. Очень большое количество людей гибнет именно только из-за этого. Петр Кузнецов: Ну и соответственно, на диких пляжах вообще правил никаких нет. То есть здесь это прямые риски отдыхающих? «Надо выбирать места», – скажут. Сергей Томилов: Да, прямые риски отдыхающих. И мы уже говорили, да, говорили про девушек, которые переплывали водоемы. Мария Карпова: Да, да. Сергей Томилов: Которых было не видно с маломерных судов. Мария Карпова: Да. Сергей Томилов: Это, помимо того, что они рискуют своей жизнью, дети, которые находятся рядом с ними, они нас не слушают. Они на нас смотрят, и они в дальнейшем будут себя вести так же. То есть, говоря об ответственности водителей маломерных судов, надо не забывать и о своей собственной ответственности, которая, ну, как всегда говорили: «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего». То есть нельзя было себя так вести. Тем более показывать пример для молодежи. Мария Карпова: Вот от Натальи сообщение из Екатеринбурга: «Даже на нашем маленьком водоеме 330 м длиной находятся, – перефразирую, – не очень умные люди на моторке. Мешают плавать, создают волну, шумят». Ну то есть, наверное, как раз про дикий пляж тут идет речь, про необорудованное место, наверное. Петр Кузнецов: Ну в данном случае, кроме того, что написать, это тоже очень важно, да, обозначить проблему в эфире Общественного телевидения России, вот что могут эти люди? Если, видимо, это регулярная какая-то история? Куда они могут обратиться и обратить внимание на проблему? Сергей Томилов: У нас единственная служба, которая отвечает за безопасность на водных объектах – это вообще муниципальные службы. То есть в рамках закона о муниципальном управлении обеспечение безопасности на водных объектах обеспечивают именно муниципалитеты. Не МЧС, Главное управление МЧС, тем более, их подразделение ГИМС. Это контролирующие органы. А вот обеспечение безопасности – это муниципалитеты. И так как все считают, что купание и опасность на воде только в летний период, этому виду безопасности определяют очень мало и финансовых средств, и должного внимания. Обращаться нужно в муниципалитет. Петр Кузнецов: В муниципалитет. Сергей Томилов: Нужно именно настаивать на том, чтобы они обеспечивали безопасности на том или ином водоеме, который находится в их ведении. Петр Кузнецов: Спасибо вам за комментарии! Мария Карпова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Сергей Томилов, генерал-майор Всероссийского общества спасения на водах, был с нами на связи. Мария Карпова: А с нами на связи еще один эксперт, Борис Макаров, руководитель спасательной группы. Здравствуйте, Борис! Борис Макаров: Здравствуйте! Мария Карпова: Ну давайте начнем с отдыхающих на пляже. На что в первую очередь мы должны обращать внимание, на какие разрешающие или запрещающие знаки, чтобы, не дай бог, не оказаться рядом, в непосредственной близости с каким-то водным транспортом? Борис Макаров: Ну, во-первых, те пляжи, на которых можно купаться, они специально оборудованы. Если на пляже купаться можно, соответственно, на пляже должны находиться вышки спасателей, вот, либо же сами спасатели. На объектах, которые, на водных объектах, где пляжи без надписи: «Купание разрешено», там надписи: «Купание запрещено», можно просто загорать, отдыхать, заниматься всякими пляжными видами спорта. Вот во всех остальных случаях, если уж хочется пойти на пляж, необходимо просто посмотреть на сайт, я так понимаю, ГИМСа. Там сразу расположены места, где купание разрешено, где можно купаться спокойно, где есть буйки, где есть спасатели. Мария Карпова: Но согласитесь, что там со всякими сапами, с бананами все-таки это не работает, даже с этими вейкбордами и вейксерфами. Они бывают и на официальных пляжах, да, где официально все оборудовано. Но все равно бывает, люди на них катаются. Борис Макаров: Да, только совершенно недавно появилось направление сапбординга. Мария Карпова: Да. Борис Макаров: Вот. Я сапами занимаюсь уже третий год, провожу сплавы, людей катаю, сам катаюсь, вот. Соответственно, ты выходишь на водный объект. Вода, она как может принести удовольствие, радость для нас, так и, к сожалению, повести к несчастным последствиям. Есть определенные правила безопасности на воде спокойно. То есть вот сейчас недавно видел новость о том, что на сап-досках сейчас попробуют ввести какие-то правила специальные. Потому что на Москве-реке рядом с катерами, маломерными судами они катаются. А все совершенно просто. Сап-доски, они предназначены для спокойного плавания, вот. Поближе к берегам идти, потому что по середине уже маломерные суда будут проходить, а по берегам, где ты будешь идти, я думаю, это не затронет. Проблема для сапборда, когда проходят маломерные суда, это волнение, ну, волны. Чтобы их, скажем так, обойти либо же не стать мокрым, если ты сухой на сапборде, мы поворачиваем нос к волнам и дрейфуем. Вот. Потом поворачиваемся и идем уже по своему направлению. Аккуратно смотрим по сторонам. Мария Карпова: Просто с сапом складывается такое впечатление, что он абсолютно безопасный вид спорта. И для отдыхающих в воде, да, и для тех, кто находится на нем. Такой безобидный. Это так? Борис Макаров: Смотря какой человек на сапборде. Если он соответствует всем правилам безопасности на воде, в жилете, независимо от того, умеешь ты плавать или не умеешь плавать. Спасательный жилет – это страховка твоя, так же, как и покупка билета в транспорте. Это твоя страховка жизни. То есть, если упадешь в воду, она тебя будет удерживать. Ты можешь отплыть подальше, на сапборде отойти подальше, на сапборде. Предположим, на середине воды уже будет холодная вода, и получишь судорогу. Мария Карпова: Если вот еще про спасательные жилеты. Петр Кузнецов: Да, вот мне тоже интересно. Мария Карпова: Я так понимаю… Петр Кузнецов: На сапе, вот на том же сапе, чтоб от него долго… Мария Карпова: Вообще он должен на всех? Петр Кузнецов: далеко от него не отходить, не уплывать. Должен быть по правилам? Понятно, что не все, очень мало людей, которых видел вот на сапах, они в спасательных жилетах. Спасательные жилеты должны быть на всех, по идее, по правилам? Борис Макаров: По правилам, вообще, находясь на водных объектах, не за буйками, где люди купаются, а после них, соответственно, необходимо надевать водный спасательный жилет. Это прописано в правилах ГИМСа, когда вот выходишь на маломерные суда, там абсолютное строгое правило – надевать жилеты. Можно не надевать жилеты, да, но тогда ты подвергаешь себя опасности. Это твоя страховка, еще раз повторюсь, что спасательный жилет – это твоя страховка. Если ты не умеешь плавать, а пошел на сапборде, упал, до тебя трудно добраться. Поэтому лучше надевать спасательный жилет. Я вообще только за это правило. Мне оно нравится, это страховка. Мария Карпова: Если так случилось, что мы все-таки оказались в воде, и рядом с нами нарисовалась лодка с мотором или еще какое-то средство? Петр Кузнецов: Слушай, она действительно может нарисоваться, правда, вот из ниоткуда. Мария Карпова: Да. Петр Кузнецов: Действительно, на такой скорости опять же, да, и ты не совсем ощущаешь пространство, именно находясь в этом. Мария Карпова: Да, именно. Ну или вообще какое-то еще средство передвижения на воде, тот же катамаран. Как действовать в этот момент? Как дать понять, как позволить водителю этого средства себя увидеть? Как сделать так, чтоб он нас заметил? Петр Кузнецов: Единые правила поведения есть в таких случаях? Борис Макаров: Единых правил поведения на это нет. Ну, во-первых, мы не допускаем того факта, что мы будем оказываться рядом с этими плавательными средствами. Но вот предположим, мы взяли эту ситуацию, да, что мы оказались. Во-первых, что нам необходимо сделать в первую очередь, это обезопасить себя, так же, как и в правилах по первой помощи – попытаться отплыть и уже там махать руками. Я думаю, что те водители на маломерных судах, которые находятся на судне, они же следят за дорогой, так же, как и на автомобиле. Они увидят человека за бортом. Это в первую очередь надо отплыть. Ты не привлечешь к себе внимание, потому что, как только ты начнешь кричать, вода может попасть в рот, и ты не можешь издать ни звука. Поэтому в первую очередь нужно отплыть, постараться подальше отплыть вбок, ну, соответственно, если он идет прямо на тебя, вправо-влево, куда ближе к берегу, куда он ближе обнаружит тебя уже. Вот. Либо доплыть, либо отплыть на безопасное расстояние, где ты 100% уже не окажешься под винтами, под лодкой. И тогда уже какими-нибудь брызгами, то есть бить по воде. Но оставаться на воде, то есть не пытаться кричать. Мария Карпова: Насколько безопасно плавать, купаться рядом с какой-то лодкой с мотором? Потому что часто мы там прыгаем с них, куда-то заплываем подальше в глубину, прыгаем с них, плаваем. Насколько это безопасно? Петр Кузнецов: Но мотор вроде выключаем. Борис Макаров: Соответственно, да, когда люди находятся вблизи маломерного судна либо же с судна, должны все приборы отключаться в воде, потому что человек может пострадать от этого. Это раз. Мария Карпова: Вот как раз есть вот этот вейкборд или вейксерф сейчас очень модно, особенно здесь, на Москва-реке. Как раз не выключается в момент, когда ты находишься в непосредственной близости, мотор не выключается, потому что он тебя либо тянет на такой железной палке, либо сзади на веревке. Борис Макаров: Ну, как раз-таки вот этот вейкборд, я так понимаю, что на катере ты на каком-нибудь сапе либо же на предмете, ты держишься за трос, и он тебя везет, правильно? Мария Карпова: Да, либо рядом она, такая палка, либо рядом совсем, очень близко. Борис Макаров: Во-первых, это нарушение правил, потому что для хождения маломерных судов есть специальная территория, это не перед буйками, а за буйками. Вот там они и должны кататься. Если же они зашли за буйки, где люди купаются, это уже нарушение и подвержение их опасности. Если же человек заплыл за буйки, это его нарушение. Соответственно, правила нужны для того, чтобы от этого и отойти, чтобы не было никаких последствий жутких. Петр Кузнецов: Спасибо, Борис! Мария Карпова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Борис Макаров, руководитель спасательной группы, нам многое рассказал и показал.