Петр Кузнецов: Мила Лазарева. Мила, доброе утро. Мила Лазарева: Доброе утро. Петр Кузнецов: Расскажите, пожалуйста, нам, почему же все-таки мы эти спонтанные покупки совершаем. Всегда ли здесь причина только в том, что ты хочешь каким-то образом поднять себе настроение? Мила Лазарева: Если мы говорим об импульсивных покупках, то да, это всегда причина в том, что мы хотим поднять себе настроение. Во время таких покупок у нас вырабатываются эндорфины. Но нужно понимать, что есть разница между импульсивными покупками и компульсивными. Компульсивные покупки – это те, после приобретения которых мы сначала испытываем радость, эйфорию, а потом грусть, разочарование и сожаление, вот эти все комментарии «а зачем я все это купил(а)». Петр Кузнецов: И нам становится еще хуже, да, и еще и минус на карте... Ага. Мила Лазарева: Да, нам становится гораздо хуже. Мария Карпова: Это компульсивные покупки. А импульсивные тогда что? Мила Лазарева: Импульсивные, когда мы приобретаем что-то на эмоциях, но мы потом не сожалеем и не расстраиваемся. Мы смотрим на эту вещь, и она все равно приносит радость, мы о ней не сожалеем. Мария Карпова: То есть в этом нет в принципе ничего плохого... Петр Кузнецов: Да, как наши телезрители об этом писали. А как-то в моменте можно понять, это будет компульсивно или импульсивно, или это очень сложно? Мила Лазарева: На самом деле сложно, и сложно изначально даже определить вот эту грань между тем, что человек постоянно совершает импульсивные покупки либо компульсивные. Единственное, есть еще разница в чем? Импульсивные покупки – они такие в малых дозах, изредка и по чуть-чуть, чтобы доставить себе удовольствие. Компульсивные покупки – это когда человек не может с собой справиться, ему действительно необходимо что-то купить, чтобы почувствовать себя любимым, значимым, лучше, чем он есть на самом деле, и когда это все больше и больше требуется. То есть в «дозах» можно уже определить разницу, когда это импульсивная покупка, а когда компульсивная покупка. Если импульсивная покупка, то это просто хорошие эмоции, и чаще всего человек все равно понимает, сколько он может потратить денег, и все равно в этом доля рациональности есть. Всегда любая покупка, мы когда взвешиваем, мы находимся между чувствами и разумом, и когда импульсивная покупка, мы все-таки можем с собой договориться: да, может быть, она и не совсем необходима, но и не совсем транжирство. Когда компульсивная покупка, человек уже может закрыть глаза и на бюджет, и на необходимость, подходит или не подходит размер – пошел и купил. Петр Кузнецов: Вот всякие специалисты по финансовому планированию советуют прежде всего, для того чтобы наладить как-то бюджет, чтобы двигаться дальше, чтобы начинались какие-то накопления, прежде всего от импульсивных покупок отказаться. Возьмем такого человека, который полностью отказывается, вот он четко идет по списку, не позволяя себе вообще лишнего. К чему это может привести, мы можем предположить? Мила Лазарева: Все зависит от человека. Если у этого человека есть в жизни много других радостей и для него покупки не являются чем-то вот таким, приносящим ему эндорфины, а просто это запланированная трата, просто рациональная... Ведь чаще всего нам удовольствие доставляет не то, что нам необходимо прямо купить, предметы первой необходимости, зубная паста, порошок, а то, что действительно вызывает какие-то дополнительные эмоции. И человек... Вот сегодня вы рассуждали на эту тему и зрители говорили: зачем покупать что-то лишнее, если есть список? Если это не вызывает у него никакой грусти и сожаления и нет такого, что он смотрит на какую-то вещь и расстраивается, то ничего страшного абсолютно в этом нет, можно пользоваться такими рациональными покупками. Но если он приходит домой и действительно сожалеет или расстраивается или чувствует неудовлетворенность, то тогда его внутренняя часть, внутренний ребенок, он становится подавленным, а эта внутренняя часть отвечает за нашу радость, состояние счастья, спонтанность и творчество. Мария Карпова: Вот сообщение как раз в тему: «Покупал много джинсов, очень хотела иметь все бренды. Супруга ругается, говорит, что я как Филипп Киркоров, – не знаю почему. – А сейчас класс, их много, главное – держать вес». То есть, во-первых, хорошая эмоция, что есть из чего выбрать, когда утром ищешь что надеть, плюс еще стимул держать вес. Мила Лазарева: Да. Мне понравилось сообщение про мужчину, который вместо кофемашины купил машину. Я думаю, ему позавидовали половина женщин нашей страны, что он мог себе такое позволить. Петр Кузнецов: Да, это точно... Мария Карпова: Бог с ней, с кофемашиной, да. Петр Кузнецов: Ну вот грядут те самые времена, те самые праздничные времена, сейчас вот все-таки в ноябре какие-то будут черные пятницы такие основные, а там уже декабрьские... Несколько практических советов для тех, кто понимает, что очень-очень влияют на него подобные акции. Как сдержаться? Мила Лазарева: Для тех, на кого очень сильно влияет, я бы вообще не рекомендовала туда приходить. Мария Карпова: Сидеть дома. Петр Кузнецов: Не отмечайте Новый год. Мила Лазарева: Потому что все-таки маркетологи не спят и сейчас даже очень сильно рациональному человеку, который приходит и видит огромные скидки, ему сложно сдержаться: его рациональный мозг начинает думать, что действительно сейчас вот самое выгодное время и сейчас вот нужно покупать. Поэтому если вы про себя знаете, что вас вот так легко убедить, то можно в это время как-то ограничить походы в торговые центры. Ну а так... Второе – это, конечно, тот самый проверенный список, когда все-таки стоит обратить внимание на то, что действительно важно, можно оставить для себя что хочется и что важно. И в этом списке если будет не только что важно, а что хочется, вам будет гораздо проще. Мария Карпова: Опять же, сделать все заранее, чтобы вот это давление маркетологов было не настолько сильное уже в декабре, под конец. Петр Кузнецов: Ну, кстати, да. И я, знаете, еще слышал, это тоже из области психологии, что просто выделите себе, именно возьмите наличные с собой: вот когда они закончатся у вас прямо в кармане, все, это стоп. Потому что с карточкой здесь можно и правда увлечься... Мне кажется, психологический ход верный. Мила Лазарева: Да. Петр Кузнецов: Мила, спасибо вам большое, что многое разъяснили! Мила Лазарева, психолог.