Мир в объективе
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/mir-v-obektive-91009.html
Мария Карпова: 12 июля во всем мире отметили День фотографа – праздник тех, кто умеет останавливать время. Как тебе? Красиво?
Антон Липовский: Красиво.
Мария Карпова: Слушай дальше.
Антон Липовский: Не тебе, правда, мысль принадлежит, но ладно.
Мария Карпова: Кому?
Антон Липовский: Уже были.
Мария Карпова: Это как с мороженым, не знаешь – не говори. Слушай дальше. Фотография – это не просто профессия, это особый взгляд на мир, умение видеть красоту в обыденном и запечатлевать эмоции, которые остаются с нами навсегда.
Антон Липовский: Да ну? Это правда?
Мария Карпова: Да.
Антон Липовский: Сегодня узнаем.
Мария Карпова: Да, действительно, сегодня мы поговорим о том, как создаются настоящие фотоистории, что делает снимок по-настоящему живым, и как изменили профессию современные технологии. И, конечно, у нас в студии человек, который знает о фотографии все. Мастер репортажной съемки, чьи работы публиковались в ведущих изданиях страны, автор знаменитых фотоальбомов и обладатель престижных наград. Юрий Феклистов у нас в студии, фотохудожник, фотокорреспондент и журналист. Юрий Николаевич, здравствуйте, очень рады вас видеть.
Юрий Феклистов: Здравствуйте.
Антон Липовский: Здравствуйте, с праздником вас.
Юрий Феклистов: Спасибо.
Мария Карпова: С наступившим, «с прошедшим» не говорят, с наступившим.
Юрий Феклистов: Спасибо большое.
Мария Карпова: Но я напоминаю, что этот эфир не только про профессионалов. Если у вас есть фото, которыми вы гордитесь, смешные, трогательные или просто красивые, присылайте их прямо сейчас, покажем лучшие кадры в прямом эфире, +7-925-762-44-48 – это номер нашего Ватсапа.
Антон Липовский: Могу я сходу прямо сразу Юрия спросить?
Мария Карпова: Пожалуйста.
Антон Липовский: Вот такие фотографии, которые присылают нам телезрители, у нас очень талантливая телеаудитория, много чем увлекается, занимается, чем-то – на любительском уровне, чем-то – профессионально. Вот сообщение из Омска: «Люблю фотографировать природу», вот такая фотография. Вот такого рода вообще фотографии – это любительские снимки?
Мария Карпова: Юрий Николаевич, мне кажется, не видит.
Юрий Феклистов: Вижу, хорошие фотографии.
Антон Липовский: Это любительские снимки или профессиональные? Как определить? Что здесь так, что не так? Не знаю, цветопередача как вам здесь?
Юрий Феклистов: Цветопередача отличная на этой фотографии. Но если человек любит снимать насекомых, это очень хорошо, это макросъемка. Это очень трудно делать.
Мария Карпова: Во-первых, надо их не бояться еще, этих насекомых, чтобы их фотографировать, согласитесь.
Юрий Феклистов: Конечно.
Антон Липовский: Бабочек-то уж, ладно.
Мария Карпова: Но если уж мы заговорили о любительской фотографии, профессиональной, вот как человеку, который далек от фотоискусства, понять, это хорошая фотография или нет? Я была у вас на выставке недавно, я понимаю, что это очень здорово, что это так круто, что я так никогда не смогу. Есть какие-то признаки, по которым можно понять, что это хорошая фотография?
Юрий Феклистов: Если человеку нравится, то это хорошая фотография, я думаю.
Мария Карпова: Просто дело вкуса?
Юрий Феклистов: Я считаю, что люди должны друг друга снимать, особенно в семье, детей, своих родителей, потому что это все останется в истории. Дети, когда они вырастут, им будет интересно посмотреть на то, когда они были маленькими. Я считаю, что чем больше человек фотографирует, тем лучше. Потому что сейчас даже появились мобильные телефоны, которые снимают не хуже, чем фотоаппарат. И это все останется.
Мария Карпова: Так в том-то все и дело, что мы сейчас столько и делаем, что фотографируем как будто бы все подряд.
Юрий Феклистов: Это очень хорошо, мне кажется.
Мария Карпова: Правда?
Юрий Феклистов: Да, все профессиональные фотографы выросли из фотолюбителей.
Антон Липовский: Юрий, как фанат своего дела, видишь, во всем видит кадр, это прекрасно. Скажите, вы затронули такую непростую тему, насколько я знаю, для фотографов, или вы вообще по этому поводу не переживаете? По поводу развития технологий, и вот в этой коробочке порой может быть камера действительно не хуже, чем вот в такой машине.
Мария Карпова: И каждый может назвать себя фотографом, вот что. Как это влияет на вашу профессию?
Антон Липовский: Как вы к этому относитесь? Или вы, наоборот, радуетесь, что дело процветает?
Юрий Феклистов: Дело, я думаю, не процветает, потому что, если бы раньше у меня была такая технология, как мобильный телефон, то можно было много наснимать. Потому что это незаметно, снял – и все.
Мария Карпова: Но сегодня вы же не снимаете на мобильный телефон?
Юрий Феклистов: Иногда снимаю на улице. Если я иду без фотоаппарата, вдруг что-то вижу интересное, я снимаю на телефон.
Мария Карпова: Но профессиональную съемку вы же, наверное, не проводите с телефона?
Юрий Феклистов: Нет, конечно.
Антон Липовский: Подождите, такая работа с телефона может попасть куда-то в экспозицию или нет? Это просто остается на телефоне?
Юрий Феклистов: Может, конечно. Вот есть такой известный фотограф Георгий Пинхасов, он работает во французском агентстве, и он сейчас просто перешел на телефон, снимает на хороший.
Антон Липовский: Чего там таскать вот это все? Свет, эти все зарядки.
Юрий Феклистов: Да. Тот же Дмитрий Марков, который из Пскова. Фотограф, который снимал на мобильный телефон, потом его фотографии задорого продавались.
Мария Карпова: А действительно нет никакой разницы в фотографии? Тем более, что вы, кстати, окончили операторский факультет ВГИКа.
Юрий Феклистов: Да.
Мария Карпова: Но многие кинодеятели сетовали, что кино, снятое на пленку, это все-таки другое, цифра не передает, я не знаю, свет, эмоции или еще что-то.
Антон Липовский: Речь, прежде всего, про атмосферу, наверное, правильно?
Юрий Феклистов: Я на пленку снимал, с этого начинал, и проявлял фотопленку, печатал фотографии. Вот вы показывали на экране ванночки, это все у меня было. Я закрывался на кухне, включал красный свет, и целый день родные ходили на цыпочках, не могли зайти на кухню, потому что я печатал фотографии.
Мария Карпова: Да-да-да. А у нас еще, по-моему, есть фотографии Юрия Николаевича, которые можно вывести, чтобы зрители тоже увидели. Да, можно же вывести на плазму?
Юрий Феклистов: Да, я присылал.
Мария Карпова: Да, вот.
Юрий Феклистов: Вот эта фотография, это 1994 год. Я работал в «Огоньке», прилетел встречать Александра Солженицына, который 20 лет провел в Америке. Но помог мне оператор Юрий Прокофьев, который снимал фильм об этом возвращении. Он мне позвонил, говорит: «Юрок, покупай билет до Владивостока, прилетает Солженицын». И я быстро купил билет. А потом эти билеты раскупили, потому что по радио объявили, что Солженицын возвращается сюда. Все полетели: фотокорреспонденты, агентства, потому что это было такое большое событие. А потом Александр Исаевич сел на поезд и два месяца ехал до Москвы. Я с ним проехал до Хабаровска, потом улетел в Москву, два месяца я с ним не мог на поезде ехать. Но я был единственным фотографом, которого он пустил в свой вагон. Я говорю: «Надо обязательно снять такой кадр, что вы в этом вагоне едете». А снимала фильм про это возвращение английская компания, и они очень сильно соблюдали эксклюзив, никого не пускали. Но вот Александр Исаевич и Наталия Дмитриевна меня пустили.
Мария Карпова: По-моему, когда Любимов только вернулся, вы тоже были чуть ли не единственным фотографом, которому разрешили его снимать. Причем вы уже как будто бы ждали его в кабинете, да, снимали?
Юрий Феклистов: Да, было дело. Но с Юрием Петровичем Любимовым, я услышал по радио, что он возвращается после своей эмиграции. Кстати, про эту фотографию я расскажу сейчас, а потом про Любимова вернусь.
Мария Карпова: Да, поставьте на паузу, просто не убирайте эту фотографию, пожалуйста.
Юрий Феклистов: Про Любимова рассказать?
Мария Карпова: Да, давайте про Любимова, а потом тогда к фотографии вернемся.
Юрий Феклистов: Хорошо, про Юрия Петровича. Я только перешел работать в журнал «Огонек», а до этого работал в газете «Комсомольская правда». И я стал самым молодым фотографом в «Огоньке», мне было 27 лет. И я своему начальнику фотоотдела Геннадию Викторовичу Копосову говорю: «Я хочу снять такой большой репортаж о возвращении Юрия Петровича». Он говорит: «Давай». И я десять дней за ним просто хвостиком ходил, в газете это вообще невозможно представить. И я поехал в аэропорт, его встречал. Потом, когда приехали, я его снял, потом поехал, быстро проявил пленки, напечатал фотографии, и буквально через два часа после встречи в аэропорту я взял справочник Союза кинематографистов в библиотеке «Комсомольской правды» и увидел адрес, где живет Губенко, потому что Юрий Петрович к нему домой приехал как гость, как друг. И поехал на Фрунзенскую набережную, позвонил в квартиру. Тогда домофонов еще не было, сейчас это трудно представить.
Мария Карпова: Фантастика.
Юрий Феклистов: Губенко открыл дверь и увидел, что у меня фотоаппараты на груди. Он говорит: «Нет-нет, съемок – нет, мы уже отдыхаем, выпиваем, закусываем. Съемок никаких не будет». Я говорю: «Я не за съемкой приехал, я приехал подарить вам фотографии». И даю ему только что высушенные фотографии. Он говорит: «Как вы так быстро сделали?». Я говорю: «Два часа, я успел. Это на память вам и Юрию Петровичу». Он говорит: «Сколько я вам должен?». И полез за кошельком. Я говорю: «Да ничего не должны. Вы мне просто скажите, когда Юрий Петрович придет в свой кабинет». У него вот этот знаменитый кабинет, где автографы великих людей.
Мария Карпова: Расписаны стены, да.
Юрий Феклистов: Да. Потому что попасть в театр на Таганке было еще сложнее, наверное, чем в Кремль зайти. И он мне пишет на бумажке: «Прошу пропустить Юрия Феклистова, фотокорреспондента «Огонька», 10 мая в 10 часов в театр на Таганке, Николай Губенко», все. И я с этой бумажкой уже там без пятнадцати десять 10 мая.
Мария Карпова: Так, а история этой фотографии?
Юрий Феклистов: История этой фотографии, это я в газете «Труд» увидел маленькую заметку, буквально четыре строчки, что в селе Борки Волынской области живут 34 матери-героини. А звание матери-героини в советское время выдавали женщинам, которые родили десять и более детей, там была «Мать-героиня первой степени», второй степени, третьей степени, если 12-14 детей, там градация. Я выписал командировку, говорю: «Мне интересно поехать, 34 матери-героини в одном селе». И поехал сделать такой репортаж. Я дважды был в этом селе. Один раз для «Комсомолки» сделал очень большой репортаж. И попросил вышку, мне дали вышку, подогнали. Я попросил их одеть эти ордена, видите, у них ордена. И провел там два или три дня, снимал этих детей, очень крепкие семьи, очень красивые люди.
Мария Карпова: Здорово, очень необычно, правда. Юрий Николаевич, у нас есть звонок от телезрителя.
Антон Липовский: Надежда из Ростовской области нам дозвонилась.
Мария Карпова: Да, у Надежды вопрос. Надежда, слушаем вас, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Антон Липовский: Приветствуем.
Юрий Феклистов: Здравствуйте.
Зритель: Я бы хотела спросить вашего гостя. Вот сейчас такая тенденция, что все фотографии делают на телефон, и в телефоне они сохраняются в каких-то облаках. Но раньше печатали все фотографии. Скажите, пожалуйста, как сохранить все эти фотографии, которые в телефоне? Они пропадут? Их надо обязательно печатать в ателье? Или они сохранятся?
Мария Карпова: Я просто представила, если я свой альбом приду печатать в фотоателье, у меня примерно 20 тысяч фотографий на телефоне. Спасибо большое, Надежда.
Антон Липовский: Юрий, мне кажется, вы слышали много вопросов, но такой, наверное, вам впервые задают.
Юрий Феклистов: Нет, задают такие вопросы. Я считаю, что надо самые лучшие фотографии все-таки напечатать на бумаге, потому что цифра – это очень зыбко.
Мария Карпова: Конечно.
Юрий Феклистов: Вот у меня лет восемь тому назад накрылся жесткий диск, у меня пропали съемки за два года, а копий не было. То есть пленка, ты взял пленку, раз – напечатал, у тебя это есть, материальный носитель, а с цифрой неизвестно, сколько она сохранится. И поэтому я телезрительнице советую все-таки распечатать фотографии на бумаге, чтобы они не пропали, это точно будет железно, в фотоальбом вставить – еще лучше.
Мария Карпова: Юрий Николаевич, есть ли кадр, который вы считаете своей главной удачей?
Юрий Феклистов: Главная удача, все говорят, моя визитная карточка – это фото, где сидит Мстислав Ростропович во время путча в Белом доме в августе 1991 года, у него на груди уснул охранник.
Мария Карпова: Эту фотографию знают все, но как будто бы никто никогда не задумывается, что за этой фотографией тоже стоит фотохудожник, как за картиной стоит автор.
Антон Липовский: Что стоит огромная история на самом деле, за каждой фотографией стоит история. Скажите, вообще, в принципе, репортаж – это очень сложный жанр. Как вы вдохновляетесь, как вы ловите вот этот момент? Ведь это едва уловимая ведь история.
Юрий Феклистов: Я стараюсь в каждом репортаже сделать какой-то кадр, который бы стал символом этого события. Вот, допустим, эта фотография, о которой мы только что говорили, она передает настроение, что великий виолончелист приехал поддержать демократию, так скажем, да? Потому что, он просто шел по улице в Париже, увидел по телевизору что в Москве такие события происходят, государственный переворот совершился. Мы не знали, что будет, прольется кровь, не прольется кровь. Министр МВД, КГБ и министр обороны – все силовики были против Горбачева. Эта фотография была сделана как раз в ту ночь, когда Силаев и Руцкой полетели за Горбачевым в Форос. И все думали, что сейчас вот его привезут в Москву живого, да, потому что они говорили, что он болеет. И народ его на площади ждал ночью, но он не приехал на площадь. А я ходил по Белому дому и набрел, в радиостудии увидел эту картину, сначала через звукорежиссерское стекло, а потом уже зашел вовнутрь.
Мария Карпова: Получается, исходя из этого, что все-таки работа фотокорреспондента – это больше про удачу, чем про тщательно подготовленный кадр?
Антон Липовский: Да, ведь все быстро происходит.
Мария Карпова: Получается, тот более успешный, кто более удачливый, да?
Юрий Феклистов: Здесь надо, во-первых, сначала придумать, что ты хочешь сделать. Вот, допустим, кадр с Любимовым, где он входит в кабинет, он у меня в голове возник, что вот он на пороге стоит такой растерянный и входит в свой кабинет через шесть лет отсутствия. И там его стол не занимал ни Губенко, ни Боровский. Боровский рядом стоит на этой фотографии.
А вот кадр с Тонино Гуэрра, соавтором Федерико Феллини, как удалось сделать? Как раз у нас сейчас на заднем плане.
Юрий Феклистов: Мы были в Милане и договорились с Лорой, что мы приедем, сделаем с ним интервью.
Мария Карпова: Это его супруга.
Юрий Феклистов: Его супруга, да. И сделаем фотографии. И когда мы приехали в этот маленький городок Пеннабилли, его не было там, а солнце уже садилось. Лора говорит: «Сейчас должен приехать». А его люди уже ждали в маленьком театре. То есть такой театр, если фильм про Буратино видели, вот прямо кукольный театр какой-то небольшой, но с ложами там все. И он приехал и говорит: «Все, давайте быстренько, я вас по городу проведу». И побежал, мы за ним еле-еле успевали. А там все вокруг него крутились в этом городе Пеннабилли, он был очень творческий человек. И вот этот кадр сделан во дворе его дома, внизу протекала река Рубикон, сейчас это маленький ручеек. И вот такими пейзажами он вдохновлялся.
Мария Карпова: Я вас спросила про самый удачный на ваш взгляд, успешный ваш кадр, а наоборот, есть ли что-то, какое-то событие, какой-то момент, который, к сожалению, не удалось запечатлеть, и до сих пор что-то вас гложет как будто бы.
Антон Липовский: Или как будто недоработали где-то, может быть.
Юрий Феклистов: Есть, да, гложет, упущенный. Я, во-первых, жалею, что я ни разу не снимал Андрея Тарковского, моего любимого кинорежиссера. Владимира Высоцкого, хотя была возможность попасть на спектакль, когда мы учились во ВГИКе, мы давали профкому такую бумажку, что просим пропустить студентов на спектакль. И когда играл Высоцкий, нам администратор говорит: «Ребята, но сегодня аншлаг, Высоцкий играет даже вот в "Добром человеке из Сезуана". Просто не могу даже входные выписать». А потом он через два месяца умер. И однажды еще я снимал Пола Маккартни в Санкт-Петербурге, когда он приезжал с концертом, и ждал его, так вот охотился за ним. Он жил в Константиновском дворце в Стрельне. И я вышел из машины, а машина уехала. И потом я сижу на скамейке, а там голое место, а он идет с коляской со своим ребеночком, видимо, на завтрак шел. А я сижу, вот у меня кофр здесь. Идет его охранник впереди и вот так смотрит, где что, чтобы никто, ничего не было. А я не могу, как я могу достать, то есть меня бы сразу он повязал. Если был бы телефончик, я так тихонечко снял бы и все.
Мария Карпова: Вот как раз плюс современных технологий, можно незаметно это сделать.
Юрий Феклистов: Да, плюс. Тот же вот Майкл Джексон, когда я снимал, но тогда еще фотоаппаратами, я много наснимал в 1993 году, когда он приезжал, много было сделано фотографии. Но там тоже пришлось применить смекалку, как оказаться быстрее всех фотографов впереди кортежа. И я обратился к сотрудникам ГАИ, которые сопровождали его кортеж, а он ездил по Москве на длинном ЗИЛе, который возил членов политбюро, и вокруг него еще кортеж мотоциклистов, ему дали, то есть прямо вообще как президент какой-то республики.
Мария Карпова: Не подступишься никак, да.
Юрий Феклистов: А машина ГАИ впереди ехала, я на заднем сиденье всегда сидел и выскакивал из машины, заскакивал в какой-то магазин или детский дом, куда Майкл собирался. И уже там, внутри уже был, а потом двери закрывались, никого не пускали.
Мария Карпова: Фантастика. Вот одно из главных качеств фотографа, как я понимаю из нашего разговора, это все-таки смекалка, это умение договориться.
Антон Липовский: Это смекалка и особое видение все-таки. Ты как-то портретно, я так понимаю, должен мыслить. У нас есть еще один звонок. Андрей из Абакана нам дозвонился, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Юрий Феклистов: Здравствуйте.
Мария Карпова: Андрей, слушаем вас.
Зритель: Да, Юрий, вы сказали, чтобы сохранить фотографию на долгое время, ее лучше напечатать, если она такая дорогая для вас. Но еще один нюанс получается, когда ты печатаешь фотографии, закладываешь их на долгое время в альбом, они через определенное время начинают выцветать. Как сохранить эту фотографию так, чтобы она не выцветала? То есть через определенное количество лет, допустим, 20-25, уже на фотографии очень плохо видно.
Мария Карпова: Спасибо, Андрей.
Антон Липовский: Вот и технический вопрос.
Юрий Феклистов: Фотография будет выцветать. Как вы раньше дома клеили обои, они выцветали. То есть надо в темном месте хранить, чтобы подольше сохранить.
Антон Липовский: А есть какой-то рецепт? Может, какая-то специальная ламинация, что-то еще?
Юрий Феклистов: Я думаю, нет. Я видел фотографии, которые печатал Дмитрий Николаевич Бальтерманц, старейший фотограф, который работал в «Огоньке». Я его еще застал, когда я пришел в «Огонек». И вот его фотографии эти выцветшие, которые он сам печатал вручную, цветные фотографии, они, наоборот, имеют очень большое значение, потому что это авторская печать. Хотя они уже выцвели, им там по 60 лет, по 50.
Антон Липовский: Я не могу не задать вопрос, вот извините. Мы, во-первых, приносим извинения, мы даже близко всех фотографий не покажем, их огромное число. Но вот я выбрал фотографии для себя, которые были сделаны на Камчатке. Игорь Ермаков, фотограф, присылает. Если можно, пару фотографий.
Мария Карпова: Мы можем попросить Юрия Николаевича оценить, между прочим.
Антон Липовский: Да, я хотел спросить. Фотографии для меня лично прекрасные. А есть ли понимание, чем профессиональные фотографии отличаются от непрофессиональных? Профессиональный фотограф от непрофессионального? Есть такая градация?
Юрий Феклистов: Не знаю. Я не различаю профессиональные фотографии от любительских. Это очень хорошие пейзажные фотографии.
Мария Карпова: Как повезло нашему телезрителю.
Антон Липовский: Ничего себе.
Юрий Феклистов. Редкие такие облака, посмотрите, какие.
Антон Липовский: Да, это правда, это просто невероятно. Посмотрите, какая форма.
Мария Карпова: «Молодежи всего этого не понять, и поймут ли когда-нибудь, они живут одним днем, будто ни прошлого, ни будущего не существует для них». Буквально у нас остается 30 секунд. Несколько советов начинающим вашим коллегам.
Юрий Феклистов: Начинающим коллегам я посоветую побольше снимать своих друзей, родителей, родных, потому что это все останется в истории.
Мария Карпова: Я снимаю, но я не фотограф почему-то.
Юрий Феклистов: Снимайте больше.
Мария Карпова: Еду снимаю, тренировки снимаю, я шучу.
Антон Липовский: Ты должна быть первой, занимать лучшую позицию и при этом всегда видеть, правильно я понимаю, какой-то простроенный кадр в голове.
Юрий Феклистов: А еще можно, времени есть еще чуть-чуть?
Мария Карпова: Совсем коротко, если можно.
Юрий Феклистов: Я еще хочу сказать, что моя профессия мне дала такую возможность встретиться с огромным количеством людей, интересных мне, во-первых, и попасть в такие места, куда простой человек не попадет. Допустим, я хотел показать кусочек кремлевской звезды. Кусочек кремлевской звезды можете потрогать.
Мария Карпова: Я подержусь.
Юрий Феклистов: Я снимал репортаж, да.
Антон Липовский: Спасибо вам большое, спасибо.
Мария Карпова: Юрий Феклистов был с нами сегодня в студии, фотохудожник, фотокорреспондент и журналист. Спасибо, Юрий Николаевич, с наступившим Днем фотографа.
Антон Липовский: Еще раз с праздником.
Юрий Феклистов: Спасибо вам большое, да, спасибо.