Музейная неделя
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/muzeinaya-nedelya-79034.html Руслан Арсланов: Ну что, самое время поговорить про искусство и как оно помогает бороться с жарой, да и не только про это, наверное, но и про Музейную неделю, которая только что началась уже, можно сказать, вот сейчас, с понедельника. И у нас в гостях эксперт – галерист, арт-маркетолог, искусствовед Тамара Танатарова. Тамара, здравствуйте, добро пожаловать.
Тамара Танатарова: Здравствуйте, Руслан, здравствуйте, Вера, здравствуйте, зрители дорогие!
Вера Круглова: Здравствуйте.
Руслан Арсланов: Тамара, вот как вы считаете, на ваш взгляд, люди в музеи летом часто ходят вообще? Потому что все-таки сезон отпусков... Или все-таки погода их заставляет туда заглядывать, как жара, например?
Тамара Танатарова: Жара – да, это прекрасно, давайте с жары начнем, потому что я думаю, что это самый актуальный вопрос для москвичей.
Руслан Арсланов: Сегодня точно.
Вера Круглова: Жара – это прекрасно.
Тамара Танатарова: Я просто напомню нормативы по температуре воздуха в музеях – от 18 до 22.
Руслан Арсланов: Ой, как хорошо сразу стало! От 18 до 22.
Тамара Танатарова: Я думаю, это прекрасный аргумент пойти в музей.
Вера Круглова: Провести целый день в музее, я бы даже сказала.
Тамара Танатарова: Целый день в музее.
А если серьезно, конечно же, летом интенсивность потока не падает.
Руслан Арсланов: Не падает?
Тамара Танатарова: Внутренний туризм. Давайте начнем с того, что Москва – это всегда центр притяжения, это всегда место, куда едут россияне и едут туристы. И есть т. н. «большая пятерка» музеев, обязательных для посещения: Пушкинский, Третьяковка, Музей современного искусства, их несколько, Дарвиновский музей... Дарвиновский музей – это очень много различных программ интересных, и, конечно же, там основной фокус на детей, и поток в Дарвиновском музее только увеличивается именно летом. Поэтому сказать, что из-за того, что... Да, идет определенный спад интенсивности выставок, но поток не снижается.
Руслан Арсланов: То есть летом у людей больше желания изучать эволюцию, чем в другие времена года?
Вера Круглова: Мне кажется, и зимой тоже.
Тамара Танатарова: Не то что больше желания... У Дарвиновского достаточно ровный такой поток, там нет таких перепадов. Но считать, что летом в музеи ходят меньше... Конечно, да, снижается определенная интенсивность, но за счет вот как раз-таки туристов все это выравнивается.
Вера Круглова: Я знаю, что в Москве огромное количество музеев, и очень многие не на слуху, скажем так, т. е. знают только посвященные, скажем так, люди...
Тамара Танатарова: Абсолютно точно.
Вера Круглова: Люди, намеренно интересующиеся искусством. А вот для туристов как-то рассказывается о том, какие еще музеи можно посетить, кроме той «большой пятерки», о которой вы уже сказали? То есть где можно узнать вот эту информацию, какие акции проводятся?
Руслан Арсланов: А может, Тамара нам расскажет, кстати, эту информацию про какие-то музеи, про которые мы еще не знаем, может быть, туристы не знают.
Тамара Танатарова: Про которые вы не знаете... Вы знаете, прекрасный вопрос, потому что он очень широкий. Это все равно что спросить, какие существуют музеи, – их много. Это все равно что спросить, человек работает в IT, «я айтишник» – а какой ты айтишник?
Руслан Арсланов: Это классическая история. Помните, как в детстве: «Ты карате занимаешься? Ну покажи прием», – вот примерно так же, да? «Ну расскажите, в какие музеи можно сходить?»
Вера Круглова: Может быть, есть какой-то портал официальный, где туристы могут зайти и просмотреть весь список?
Тамара Танатарова: Вот это правильный вопрос, потому что на mos.ru можно всегда найти актуальную информацию про мероприятия. На афише, московской афише различных мероприятий, там можно посмотреть и подобрать под себя.
Потому что как раз-таки я хотела сказать о том, что сейчас лето и интенсивность различных выставок, конечно, снижается. Летом не делают каких-то больших выставок-блокбастеров, к которым мы привыкли за последние 10 лет, но зато проходит очень много маленьких, небольших и интересных мероприятий, различных выставок, которые можно посетить.
И плюс самый важный: существует очень много различных галерей и музеев, про которые многие даже не знают и не догадываются. Здесь что бы я посоветовала? Так как я занимаюсь управлением проектами в арт-бизнесе, у меня такой прямо сразу не лайфхак, а такая последовательность, алгоритм, что вы должны сделать: вообще, просто определиться, что вам нравится.
Руслан Арсланов: Это всегда сложнее всего как будто бы.
Тамара Танатарова: Если вы не можете определиться, что вам нравится, начните тогда просто с общего.
Руслан Арсланов: С Дарвинского музея?
Тамара Танатарова: Как ни смешно, да, можно Дарвиновский.
Вера Круглова: Я обожаю Пушкинский, например.
Тамара Танатарова: Пушкинский.
Руслан Арсланов: То есть с каких-то известных мест, начните с известных мест и потом...
Тамара Танатарова: Известных мест, для того чтобы просто посмотреть на прекрасное...
Вера Круглова: ...вдохновиться...
Тамара Танатарова: Вдохновиться, найти что-то новое, увидеть либо подтвердить какие-то свои мысли. И возвращаясь к Дарвиновскому – на самом деле чудесный музей, я его прямо очень рекламирую.
Руслан Арсланов: Никто не спорит, конечно.
Вера Круглова: Мы там были, мне тоже очень нравится.
Тамара Танатарова: Есть интерактивные программы для детей, выставки проводятся современного искусства регулярно. Плюс маленький лайфхак для всех зрителей: у Дарвиновского музея есть крыша, открытая крыша, на которой по четвергам проводятся различные мероприятия. И конечно же, вот это прямо очень прекрасно, в летнюю жару посидеть на крыше Дарвиновского музея и послушать какую-либо лекцию, посетить какое-либо мероприятие.
Руслан Арсланов: Звучит классно.
Вера Круглова: Я знаю даже, что в некоторых музеях проводятся концерты во время экспозиции, т. е. можно попасть и на концерт, и на выставку.
Вера Круглова: Да, проводятся и концерты, и дополнительная параллельная программа. И все это происходит потому, что музей, вообще концепция музея как некоего храма, как некоего архива хранения предметов искусства – она трансформируется. Музеи становятся ближе к народу, им интересно, чтобы это было местом притяжения, местом обмена информацией, местом получения каких-то знаний, опять же, источником вдохновения, чтобы человек приходил и взаимодействовал.
Поэтому музеи очень сильно трансформируются. Это не просто вот теперь выставка – это всегда что-то еще дополнительно для посетителя. Ну и если говорить с точки зрения маркетинга все-таки, конечно же, музеи воюют за внимание посетителей.
Руслан Арсланов: Конкуренция?
Тамара Танатарова: Конкуренция, да. Конкуренция очень высокая, а тем более летом, когда у тебя есть вариант либо пойти в парк, либо пойти в музей. Надо что-то придумывать.
Вера Круглова: То есть можно сказать, что вот эта идея Пушкинского музея с бесплатным посещением выставки – это как раз такой серьезный...
Руслан Арсланов: ...маркетинговый ход?
Тамара Танатарова: Это прекрасный, да, ход.
Вера Круглова: Насколько мне известно, там как раз в самые пиковые, жаркие часы, с 12 до 16 часов, эта акция действует.
Руслан Арсланов: Да, с 12 до 16 часов можно туда попасть.
Вера Круглова: Да, и билет нужно покупать на сайте день в день.
Руслан Арсланов: Так, с этим мы разобрались.
Я хочу поговорить сейчас про вообще Россию. В России тоже многие музеи расцвели, изменились. Вот какие интересные проекты по привлечению внимания к искусству есть на территории нашей страны? В каких-то городах, может быть, вы были или что-то можете нам рассказать.
Тамара Танатарова: Вы знаете, конечно, хотелось бы рассказать про Санкт-Петербург, ну как бы две музейные столицы самые большие, но на самом деле в Казани прекрасные существуют музеи, которые активно развиваются, Пермь, Нижний Новгород... Нижний Новгород – это вообще просто центр, эпицентр современного искусства и считается прямо такой негласной столицей стрит-арта. Губернатор Нижегородской области поддерживает вообще инициативы и поддерживает современное искусство.
Но я хотела бы рассказать немножко про другое. Это просто очень очевидно, но мало кто догадывается, что в небольших городах существуют музеи, которые тоже ведут свою музейную деятельность и которые очень интересны.
Мне очень нравится то, что делается в Егорьевске. Егорьевский краеведческий музей, или Егорьевский художественный музей – там собраны коллекции, которые связаны с декоративно-прикладным творчеством и с историей края. Прекрасно проводятся различные мероприятия, которые привлекают внимание как горожан, так и туристов, которым интересна вообще история Московской области и различных городов.
Опять же, Владимир, Суздаль, все города тоже можно не перечислять, которые находятся...
Руслан Арсланов: ...в Золотом кольце.
Тамара Танатарова: ...на Золотом кольце. Сергиев Посад... Плюс сейчас ведь очень сильно развивается такое направление, как резиденции, арт-резиденции, когда приглашают творческих людей, для того чтобы они развивали какую-то тему, которая связана с той или иной локацией, географически расположенной, и в результате получаются прекрасные проекты.
Вера Круглова: Тамара, у нас минуточка осталась буквально...
Тамара Танатарова: Да, могу долго говорить.
Вера Круглова: Очень интересно вас слушать, но вот наши телезрители очень интересуются все-таки ценами на билеты. Из чего они формируются? Даже вот жалуются, что дорого. Есть ли какие-то акции, может быть?
Руслан Арсланов: Бесплатные есть даже.
Тамара Танатарова: Первое: давайте сейчас не будем, «дорого» или «дешево», потому что это будет 30 минут лекции...
Руслан Арсланов: Надо прямо коротенько, 30 секунд.
Тамара Танатарова: Давайте сейчас конструктивно, коротко.
Пушкинская карта для тех, кому от 18 до 22 лет. Оформляйте, пожалуйста, Пушкинскую карту, ходите в музеи. В 2024 году 5 тысяч рублей правительство кладет на эту карту, у вас есть возможность.
Второе. Пенсионеры – различные льготы, бесплатные дни. Один раз в месяц все музеи проводят бесплатные дни для посещения. Ну и Музейная неделя.
Руслан Арсланов: Тамара, давайте запомним эти две истории.
Вера Круглова: Отлично, спасибо вам большое, Тамара!
Руслан Арсланов: Тамара Танатарова была для нас, галерист, арт-маркетолог, искусствовед.
Продолжим в следующем часе.