Мария Карпова: Вячеслав Лебедев с нами на связи, нейропсихолог, психофизиолог и основатель центра детской нейропсихологии. Вячеслав Владимирович, здравствуйте. Вячеслав Лебедев: Здравствуйте, добрый день. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Мария Карпова: Вячеслав Владимирович, вообще что происходит, какие процессы происходят у нас в голове, когда наш мозг слышит музыку? Вячеслав Лебедев: Хороший вопрос. Я бы начал с того, что мы в целом сами ритмичные существа, т. е. у нас бьется сердце в свой ритм, соответственно, мы дышим, это дыхательный ритм, есть даже ритмы кишечника, ну и, конечно же, ритмы мозга. И это происходит не просто так. Мы достаточно большое количество времени, миллионы лет эволюции на Земле, наши организмы, предки наши, они адаптировались с помощью ритмов к внешним, окружающим обстоятельствам: это, например, смена дня и ночи, это приливы и отливы, разные сезоны и т. д. Соответственно, наш мозг очень чувствителен к разного рода ритмическим паттернам. Соответственно, на заре человечества мы стали использовать ритмы, т. е. с помощью ритмов мы передавали какие-то сигналы, а дальше, соответственно, с помощью ритмов мы начали каким-то образом влиять на свое настроение, на свое состояние: например, ритм перед боем или ритм, который говорит нам о какой-то опасности, и т. д. Поэтому в нашем мозге есть такие центры, кроме вот слуховой коры, с помощью которой мы воспринимаем, соответственно, звуки музыки, мы можем это воспринимать также и с помощью вибрационной чувствительности, если музыка громкая и, например, есть вибрации какие-то низкочастотные, соответственно, мы их воспринимаем. И вот в мозге есть такие центры, которые очень чувствительны к этим ритмам. Когда мы, например, проводим обследование с помощью электроэнцефалограммы, это такое устройство, которое позволяет как раз эти ритмы мозга регистрировать, навязывая, т. е. задавая частоту внешнюю, либо мелькая вспышками света, либо воздействуя с помощью определенных ритмов звуков, мы можем в голове, т. е. в ритмах мозга, увидеть ответ на те частоты, которые мы навязываем. Поэтому мы к ритмам и к музыке очень чувствительны, именно из-за этого она на нас действует. Мария Карпова: Вячеслав Владимирович, т. е. музыка действительно нам может помогать что-то делать, как-то нас мотивировать? И зависит ли это от музыки? Например, классическая музыка – хорошо, рок – очень плохо, не знаю? Или качество музыки? Вячеслав Лебедев: Смотрите, здесь на самом деле главное не стиль, а главное – громкость и длительность музыки, поскольку если мы будем с вами слушать, например, классическую музыку во время пробежки, то, конечно же, мы не добавим себе скорости. Есть исследования, да и сам по себе знаю: когда я бегаю, например, с музыкой в наушниках, мой пульс выше; соответственно, когда я бегаю без наушников, мой пульс ниже. И если мы будем слушать классическую музыку, то сам темп, который задает вот этот ритм музыкальный, будет ниже. И наоборот, если мы пытаемся сосредоточиться, если мы сидим, например, выполняем какую-то умственную работу либо работу научную какую-нибудь, например, интеллектуальную работу, либо мы сосредоточенно что-то выполняем, то тогда музыка со словами может нас отвлекать. Петр Кузнецов: Вот, это правда. Вячеслав Лебедев: Этот пресловутый эффект Моцарта, например, классической музыки, он, скорее всего, как раз-таки работает. То есть нет достоверных исследований с достоверными результатами, что он действительно повышает наше внимание или настроение, – мы просто становимся более внимательными, потому что появляется некоторый шум фоновый, который заглушает остальные звуки, которые нам могут отвлекать. Например, для сосредоточения рекомендуют использовать белый шум, т. е. шум, который содержит в себе все частоты, весь спектр частотный, и таким образом наш мозг, в общем, может лучше сосредоточиться на каких-то познавательных задачах. Мария Карпова: А когда человек испытывает дискомфорт в тишине, это просто привычка постоянно слушать музыку, постоянно быть в наушниках? Вячеслав Лебедев: Если человек привык постоянно в фоне что-то воспринимать, может быть, на слух, может быть, зрительно, то это, конечно же, может превратиться в привычку, и тогда возникает ощущение пустоты. Наш мозг создает некоторую модель окружающей реальности. Я такой пример всегда привожу – часы с маятником, у дедушек и бабушек наших которые были. Если мы заходим впервые в такую комнату, мы обращаем внимание, что что-то тикает. Мария Карпова: Да. Петр Кузнецов: Да. Вячеслав Лебедев: Через какое-то время, находясь в этой комнате, мы к этому привыкаем и замечаем, когда часы уже останавливаются. То же самое и с мозгом: он привыкает, формируя некоторую модель реальности, он как бы настраивает себя под нее, этот фон, т. е. это нормально, а вдруг что-то исчезает в фоне, тогда, соответственно, мы это начинаем замечать. И если человек использовал, например, музыку, для того чтобы себя как-то отвлечь или, например, снизить тревожность, то он, соответственно, заглушку эту убирает и тревожность возникает снова. Мария Карпова: Вячеслав Владимирович, вот такой еще вопрос с утра назрел в гримерке: почему бывает так, что какая-то мелодия, как говорят, прилипает? Почему она постоянно играет в голове, мы ее постоянно напеваем (за что вот меня не очень любят мои коллеги)? Петр Кузнецов: Причем ты сразу и не понимаешь, откуда она, а если покопаться... Мария Карпова: Да, почему вдруг. Петр Кузнецов: Вот ты откуда-то, проезжая мимо, ее услышал, вот так она ненавязчиво приелась... Вячеслав Лебедев: Это хороший вопрос, мне он очень нравится, я даже люблю его, когда мне задают. Смотрите, я отвечу с конца, я сразу скажу, как избавиться от навязчивой мелодии. Петр Кузнецов: Единственное, у нас 40 секунд, к сожалению. Вячеслав Лебедев: Нужно просто прослушать ее до конца, потому что это эффект незавершенных действий, это навязчивые ритмы, навязчивые слова, есть такие навязчивости у нас. Соответственно, если мы где-то чего-то услышали, зацепилось, у нас циркуляция нервного импульса продолжается до тех пор, пока он не найдет свой выход. Соответственно, мы дадим ему выход, и мелодия от нас отлипнет. Мария Карпова: Вячеслав Владимирович, спасибо большое! Петр Кузнецов: Спасибо! Мария Карпова: Вячеслав Лебедев был с нами на связи, нейропсихолог, психофизиолог, основатель центра детской нейропсихологии. Петр Кузнецов: Ну и спасибо, что вы с нами были! Мария Карпова: Маликов у меня играет все утро! Не могу избавиться! Петр Кузнецов: Какая песня? Поделись с телезрителями. Мария Карпова: «Еще, еще, Глаза в глаза, Мы так близки с тобой сейчас, Как никогда в последний раз...» Петр Кузнецов: А кстати, вот я ее не знаю, т. е. она не прилипнет, если ты ее не знаешь, так что... Мария Карпова: Я тебе еще раз спою. Петр Кузнецов: Но Маликова уважаем, конечно, как и наших телезрителей. Мария Карпова: До завтра! Петр Кузнецов: До завтра! Мария Карпова: Петр Кузнецов, Мария Карпова. Петр Кузнецов: С 9 до 11. Пока! Мария Карпова: Пока-пока!