Петр Кузнецов: Ну что же, продолжим эту тему с нашим любимым экспертом, давно не виделись – Эдуард Каневский. Мария Карпова: Эдуард! Петр Кузнецов: Наше все: наши глаза, уши, ноги, педали! Эдуард Каневский: И без велосипеда, между прочим. Мария Карпова: Вот, первый вопрос: как добирался сегодня до работы? Петр Кузнецов: Я вот уже раскрыл карты, я сказал, что ты автомобилист. Мария Карпова: Ну подожди, а может быть, сегодня Эдуард ради исключения... Петр Кузнецов: Может быть. Эдуард Каневский: Вообще, мне очень стыдно объективно по той простой причине, что уже прошло два месяца лета и я за этот период, несмотря на то что я вообще веломан, ездил на велосипеде всего один-единственный раз. И я реально начал подумывать о том, что, может быть, начать ездить на работу на велосипеде, хотя, конечно, все неоднозначно. И в принципе, как вы уже сказали, небольшая активность по езде... Так, сейчас... Я давно не был, разучился говорить, считать... Петр Кузнецов: Да все правильно. Мария Карпова: Может быть, разучился ездить на велосипеде? Петр Кузнецов: «Небольшая велоактивность...» Эдуард Каневский: В общем, действительно ученые доказали, что если будет небольшая нагрузка на велосипеде, умеренная, то вот снижаются риски смертности на 47%. Но, как мы помним, всем известные ученые доказали, что чем дольше корова лежит, тем выше вероятность, что она скоро встанет. К чему я это говорю? Все очень и очень неоднозначно. Поэтому давайте обратимся к нашей плазме и я немножко разрушу вот эти вот чаяния ученых, потому что есть ряд нюансов. Первое. Когда мы говорим о том, что каждодневная езда на велосипеде должна быть полезна для здоровья, мы имеем в виду, что это умеренная нагрузка. Почему я вот такую вот картинку подобрал? Видно, что здесь спортсмен поднимается в горку... Согласитесь, что это профессиональная нагрузка, профессиональная нагрузка требует соответствующей экипировки, подготовки, наблюдения у врачей, специального питания. Согласитесь, что так на работу ты просто не приедешь, ну и в принципе это достаточно сложно физически, да и велосипед тоже достаточно дорогой, поэтому мы об этом обязательно поговорим ближе к концу программы. Поэтому нагрузка должна быть умеренной. Собственно, возвращаясь к моему спичу входному – почему я не езжу на работу на велосипеде? Потому что расстояние примерно 15 километров по мегаполису. Скажем так, умеренной такую нагрузку не назовешь. Я думаю, что в среднем по Москве 15 километров на велосипеде ехать минут 40, с учетом светофоров... Петр Кузнецов: Опять же, все-таки даже в таком большом городе инфраструктуры подходящей... Эдуард Каневский: Должна быть инфраструктура. И здесь, конечно же, мой любимый пункт, который касается здоровья, потому что те ученые, которые проводили данное исследование, живут в более экологически чистой среде: в Москве и в крупных городах организовать, собственно, себе поездку на свежем воздухе достаточно сложно. Еще раз, я говорил, говорю и буду говорить: кардионагрузки, да и любые другие виды нагрузок, в зоне загазованности потенциально опасны для здоровья, потому что в выхлопных газах содержатся соли тяжелых металлов, которые разрушают, денатурируют белок, это загрязнение в целом респираторной системы. И когда мы просто идем и дышим более-менее поверхностно, как только у нас пульс повышается выше 80–100 ударов в минуту, организм начинает интенсивно потреблять кислород вместе со всей той грязью, которая содержится в выхлопных газах. И вот опять, если мне ездить на велосипеде на работу, то путь будет проходить, на минуточку, по Новому Арбату, ну вы представляете себе... Петр Кузнецов: Не так, не так. Эдуард Каневский: Вот точно не так. Да, набережная с одной стороны есть, но с другой стороны пробка. Мария Карпова: Неплохо ты живешь. Эдуард Каневский: Скромно, но со вкусом. Поэтому вот как-то я не готов, если честно. Ну и вообще, это достаточно опасно все-таки. А еще есть эти, главные враги сейчас человечества – электросамокатчики. Мария Карпова: Да-да-да. Эдуард Каневский: Еще снесут меня с моим велосипедом... Поэтому нужно понимать, что мы можем позволить себе ездить на работу. Кстати, я в студенчестве летом работал на ВДНХ в павильоне здоровья, не поверите, продавал медтехнику, тогда там была такая торговля, это было между I и II курсом в медицинском училище... Петр Кузнецов: Вон как раскрутился. Мария Карпова: Ничего себе. Эдуард Каневский: И так как я жил в районе Метрогородок, который находится в Лосином Острове, я мог через Лосиный Остров на велосипеде доехать прямо до ВДНХ, что я и делал. Но это через Лосиный Остров, а не по Арбату. Мария Карпова: А там зато не самокатчик – там лось может выйти. Эдуард Каневский: Ну, они выходили, но они на самом деле никогда не нападали на людей. Петр Кузнецов: Сейчас это одно и то же. Эдуард Каневский: Далее, конечно же, наличие душа. Но здесь мы должны понимать, что любой офисный сотрудник, который приехал на работу, так или иначе хоть немножечко да вспотеет, а когда на улице... Петр Кузнецов: У нас в Останкино есть. Эдуард Каневский: У нас нет. Мария Карпова: Он платный. Петр Кузнецов: Платный, правда? Эдуард Каневский: Но в любом случае это нужно заложить время на дорогу, на помыться, на переодеться... Мейкап, все вот это вот привести в порядок... Мария Карпова: Ну понятно. Эдуард Каневский: В общем, есть сложности. Да, возможно, какая-то польза для здоровья есть, но тот стресс, который вы будете испытывать из-за того, что вам нужно на самом деле раньше встать, помыться, взять с собой дополнительную одежду, где-то ее хранить... Очень много неудобств. Другими словами, я могу сделать вывод, что езда на велосипеде, если вам очень хочется улучшить показатели здоровья, вечером как тренировка, когда как раз и выхлопных газов поменьше, и воздух попрохладнее, и в целом заниматься приятнее. Ну и теперь давайте знаете, что мы сделаем? Мы немножко разберемся в велосипедах, потому что люди вообще не понимают, какой велосипед купить, на каком велосипеде можно и нужно кататься. Вот смотрите, самый популярный вид велосипедов, как многие думают, их в народе называют ошибочно горными велосипедами, а называется он на самом деле хардтейл-велосипед. В чем его особенность? Особенность его в том, что у него усиленная рама, как правило, хорошая амортизирующая вилка; если это хорошие дорогие модели, у них хорошие дисковые тормоза. Но самое главное, что у них широкие колеса. Что это значит? Это значит, что для поездки на работу такие велосипеды не очень подходят, если мы говорим о езде по асфальту. Почему? Потому что высокое трение, он достаточно тяжелый... Дорогие модели из карбона, но это уже когда мы говорим о велосипедах стоимостью по 400, 500 и 600 тысяч рублей, это очень дорогие модели, не все себе могут позволить... А дешевые модели по 20 тысяч рублей вообще стальные, тяжелые... В общем, на таком велосипеде передвигаться по городу достаточно сложно. Кому подойдет такой велосипед? Для тех, кто любит ездить по бездорожью, по грунту, кому хочется приключений, по горам, назовем это так, тогда да. Но опять, я как любитель сам велоспорта могу сказать, что если вы хотите заниматься достаточно экстремально велоспортом, то здесь придется потратить достаточно баснословные деньги, потому что хороший велосипед стоит очень и очень дорого. Так какой же велосипед подойдет львиной доле людей? Давайте посмотрим на экран – это т. н. дорожный велосипед. Вы помните почтальона Печкина... Конечно, это такая более классическая модель... Петр Кузнецов: «Школьник». Эдуард Каневский: А посмотрите, какой там насос, – тот самый металлический насос, еще из советской эпохи. Петр Кузнецов: Ручной, да-да-да. Мария Карпова: У «Школьника» же рама была другая, нет, или я ошибаюсь? Петр Кузнецов: Нет. Эдуард Каневский: Плюс-минус. Понятно, что есть более современные модели. Эта фотография просто немножко такого ностальгического характера, когда я ее выбирал. Но смысл понятен. Понятно, что есть более современные велосипеды, более комфортные. В чем их особенность? Это большие колеса, узкие колеса, что снижает трение и повышает скоростные возможности велосипеда. Единственное, немножко такого ликбеза. Вот обратите внимание на тормоза. Видите, тормоза, которые сверху сдавливают обод? Мария Карпова: Да, вот так вот сдавливают. Эдуард Каневский: Они называются V-brake. Вот V-brake – это в принципе прошлый век, они достаточно плохо тормозят, особенно если вы попали в грязь или в лужу, потому что обод начинает проскальзывать. И если опять мы говорим о подборе велосипеда, то потратить чуть больше денег, купить себе такой же велосипед, но с дисковыми тормозами. Дисковые тормоза работают гораздо эффективнее. В городе вовремя затормозить, если выскакивает машина, самокатчик, кто угодно... Мария Карпова: Лось. Эдуард Каневский: Курьер, лось, в Москве они ходят в Сокольниках... Все-таки это очень важная вещь. Кстати, такие велосипеды до сих пор существуют с ножным тормозом, их можно купить... Мария Карпова: Когда надо назад нажать педали? Эдуард Каневский: Да-да. Это прямо совсем для тех, кто олдскул. Петр Кузнецов: Багажник у меня еще был. Мария Карпова: Да. Эдуард Каневский: Очень хороший вариант, но опять, он громоздкий, не складывается, т. е. есть свои минусы. Поэтому есть другие виды велосипедов, которые... Петр Кузнецов: Ух ты! Здесь надо уметь! Эдуард Каневский: Это уже гоночные велосипеды, они тоже есть более любительские, более профессиональные. Такие велосипеды больше подходят для регулярных тренировок, именно кардиотренировок, ну и для тех, кто все-таки хочет очень быстро добраться до работы. Опять, я с утра до Арбата еще еду по набережным Москвы-реки, и в 6 утра реально ездят группы велосипедистов вот на таких велосипедах. Я на них смотрю и думаю: ребят, ну вот вы фанаты! То есть я в 6 еду, это, получается, вы уже в 5 где-то начали кататься по набережной... Петр Кузнецов: А они на работу едут на самом деле. Эдуард Каневский: Я думаю, что нет. Мария Карпова: Вряд ли. Эдуард Каневский: Я думаю, что у них какая-то групповая тренировка, это сейчас модно, я поддерживаю такие тенденции. Но опять, такие велосипеды уже обладают кассетой, можно переключать передачи, можно, соответственно, разгоняться... Но нужно понимать, что такой велосипед уже более профессиональный и достаточно дорогой. Ну и финальный вариант велосипедов, который подойдет тем, кто, например, параллельно ездит на метро, на электричке, но при этом хочет от метро до офиса как-то быстрее себя переместить. Мария Карпова: Я не сразу нашла, где сиденье. Петр Кузнецов: Причем велосипед как раз сложен из поручней метро. Эдуард Каневский: Я, кстати, согласен. Это очень популярная в свое время была модель, его называли всегда «велогаджетом». Очень клевый складной велосипед, он вот так вот складывается в два раза, посередине, его удобно передвигать, не ограничивает, когда вы заходите, например, в электричку или в метро. Вы совершенно спокойно можете от пункта А до пункта Б на нем куда-то добраться. Понятно, что удобство сомнительное, скорость невелика, но при этом какая-то физическая нагрузка, все-таки не самокат, не электросамокат. Мария Карпова: Хоть какая-то. Петр Кузнецов: Разбавим наш разговор... Эдуард Каневский: ...звонком. Мария Карпова: Да. Петр Кузнецов: К нам присоединяется телезритель, мы к этому призывали. Валерий с нами на связи. Пожалуйста, Валерий. Зритель: Алло, добрый день. Петр Кузнецов: Добрый. Мария Карпова: Добрый день. Зритель: Алло, слышно? Петр Кузнецов: Да-да-да. Зритель: Я хочу вот подтвердить слова выступающего. Я в свое время, как-то мне один раз пришлось ездить на работу на велосипеде, без машины остался. А так любитель велосипеда, езжу с 3-х лет, мне 60. И короче, я проехал по мегаполису на велосипеде 17 километров до работы, т. е. нагрузка очень большая, дышать-то нечем, машины кругом... Так что вот правильно озвучил молодой человек, что в мегаполисе велосипед проблематично использовать. Другое дело – в парковой зоне кататься, это да, полезно. Так что всего доброго, удачи! Петр Кузнецов: Спасибо! Подождите, Валерий, 60 лет вам, вы сказали? Зритель: Да-да-да. Петр Кузнецов: Не знаю, не сочтите, может быть, за комплимент, но вообще не скажешь по голосу. Эдуард Каневский: Голос бодрый. Мария Карпова: Это потому что на велосипеде ездит наш телезритель. Петр Кузнецов: Вот, потому что у вас велосипед. Зритель: Я постоянно велосипед использую, и на даче, и везде, т. е. он мой друг. Петр Кузнецов: Вот, пожалуйста, вот результат. Эдуард Каневский: Великолепно! Зритель: Но вот использование в мегаполисе, конечно, очень проблематично, не советовал бы так делать. Петр Кузнецов: Спасибо. Мария Карпова: Спасибо. Еще одно интересное мнение: «Как хорошо, что вы подняли эту тему! Я иногда езжу на велосипеде из Химок в офис на Соколе, путь 16 километров в один конец. Критически не хватает инфраструктуры, велодорожек. Все остальное, что говорит Эдуард, несложно: взять с собой сменную одежду в рюкзак летом несложно, вместо душа работает обтирание. Встать пораньше и проехаться перед работой совсем не угнетает, а наоборот, поднимает настроение на весь день». Нужно быть очень целеустремленным человеком, вы, видимо, такой. Петр Кузнецов: Мне кажется, встречались, может быть, с Эдуардом. Эдуард Каневский: Нет, в Химки я не заезжаю. А еще нужно понимать, что все-таки в нашем регионе это сезонная история. И опять, когда ученые говорят, что это полезно, – это полезно, когда это регулярно. Любая физическая нагрузка должна быть регулярной. Резюмируем, так сказать, «Советами от Каневского». Можно ли ездить на велосипеде на работу? Собственно, по пунктам. Если путь лежит вдали от дорог, то, наверное, не стоит, т. е. мы ищем какие-то альтернативные варианты. Но опять, между домов лавировать тоже не очень удобно. Короткий маршрут. Вот короткий маршрут – это, наверное, не более получаса, иначе потом вам будет не до работы. Есть где парковаться, тоже немаловажный момент. Вроде бы везде есть велопарковки, но опять, если вы покупаете велосипед тысяч так за 300, вы весь день будете переживать, утащат его или не утащат... Мария Карпова: Сколько?.. Эдуард Каневский: Хорошие велосипеды сейчас стоят, к сожалению, очень дорого. Я вот недавно ходил на велорынок покупать велосипед дочке и, честно говоря, не рассчитал, знаете, вот так вот думал, у кого одолжить до зарплаты... Ну и, конечно же, есть душ, тоже то, о чем мы с вами сейчас говорили. Хорошая идея, но, еще раз, только в рамках очень ограниченного пула времени в течение года, ну и вот есть другие нюансы. Поэтому все-таки, если хотите ездить на велосипеде, делайте это просто каждый вечер перед сном вместо вечернего моциона. Мария Карпова: Эдуард, я вот слышала (у нас буквально три минуты остается), что не очень хорошая нагрузка велосипед, не очень хорошая нагрузка на ноги именно. Петр Кузнецов: Неравномерная? Мария Карпова: Да. Особенно это было сказано про велотренажеры в зале, что вот для заминки не годится, для разминки тоже не очень. Эдуард Каневский: Во-первых, я это первый раз слышу. Велосипед и велотренажер являются одними из самых дозированных видов нагрузок как на коленные, тазобедренные суставы, так и на позвоночник. Просто если у людей есть ограничения какие-то, если мы говорим о велотренажерах, им лучше заниматься на горизонтальном велотренажере. Но опять, если мы выбираем между бегом, допустим, норвежской ходьбой и велотренажером по степени пощады от нагрузки, то, конечно, лучше отдать предпочтение велосипеду. Кстати, вы не поверите: недавно познакомился с девушкой, ей 40 лет, она не умеет ездить на велосипеде и патологически их боится. Вот так вот, такие люди тоже встречаются. Петр Кузнецов: А как это? Координации нет? Мария Карпова: Ну не научилась. Эдуард Каневский: Как-то не может научиться. Петр Кузнецов: Боится упасть, да? Эдуард Каневский: Боится упасть, такое тоже бывает. Велофобия. Мария Карпова: Мне кажется, это еще отдельная тема: мы можем тут как-то поучиться ездить на велосипеде все вместе. Петр Кузнецов: Очень много историй про велосипеды. Но вот здесь пишет телезритель, что про шлем вы забыли упомянуть. Эдуард Каневский: Я никогда не надевал шлем. Петр Кузнецов: Вот мне тоже кажется, что все-таки если это быстрая какая-то, более спортивная, что ли, езда, то наверное... Эдуард Каневский: Если мы говорим о кросс-кантри, т. е. о езде по пересеченной местности, экипировка обязательна. По городу если вы медленно передвигаетесь от светофора к светофору, не по проезжей части, то в принципе не обязательно. Но это уже личная ответственность каждого человека. Петр Кузнецов: «Пешком надо больше ходить», – телезритель из Томской области. Мне кажется, что это как раз совет универсальный, с ним сложно не согласиться. Если уж правда боитесь велосипеда, негде оставлять, дорого опять же, мы узнали, и т. д., то пешком точно, это хорошая, здоровая альтернатива. Мария Карпова: Правда. «У меня брату 65, живет в Оренбурге, ездит на работу на велосипеде. Посчитал, что экономно», – еще один нюанс, о котором мы не поговорили. Петр Кузнецов: Да, в наше время да. Стоит вложиться только в хороший велосипед, чтобы он еще прослужил... Мария Карпова: Ну понятно, да. Петр Кузнецов: Спасибо большое! Эдуард Каневский, рубрика «Здоровые привычки». Мария Карпова: Спасибо! Петр Кузнецов: Мария Карпова... Мария Карпова: ...Петр Кузнецов. Петр Кузнецов: Спасибо, что провели с нами эти почти 2 часа в прямом эфире. Сегодня четверг, мы с этим вас поздравляем. Спасибо за активное участие, особенно в погоде вы нас сегодня удивили – аж три звонка, три прекрасных региона! Мария Карпова: Давайте завтра так же! Давайте вот прямо с этого и начнем завтра. Петр Кузнецов: Вот завершим рабочую неделю вот с таким же настроением и с максимально хорошим уйдем уже в выходные. Впрочем, выходные еще впереди, впереди еще пятница. До завтра! С 8 до 9 «Пестрый мир», с 9 до 11 мы с вами. Пока! Мария Карпова: Пока!