Анастасия Семенова: «Поборы были у меня в семидесятые прошлого века». Петр Кузнецов: Да вы что? Анастасия Семенова: «У моих детей в девяностые. И сейчас у внуков. Это вечно. И все с улыбочками». Петр Кузнецов: А! Вот где корни-то искать. На самом деле будем искать корни в разговоре с нашим экспертом. Марина Земш, доцент гуманитарного факультета Московского информационно-технологического университета, эксперт Национальной родительской ассоциации. Марина Борисовна, доброе утро! Анастасия Семенова: Доброе утро! Марина Земш: Доброе утро! Петр Кузнецов: Начнем с главного: как нам отличить поборы от, скажем так, сборов в рамках норм и требований? Анастасия Семенова: Или этих норм не существует? Петр Кузнецов: Или их и не существует? Что значит, сборы в рамках норм и требований? Давайте выяснять. Марина Земш: Конечно, хотела бы отметить прежде всего то, что тема действительно близка и волнует очень родителей. То, что касается обязательных, как мы говорим, поборов или там сборов. Такого не должно существовать. Это будет нарушение законодательства. Если это со стороны администрации или классных руководителей, или воспитателей. Однако мы знаем, что существуют классные образовательные услуги. Но сюда не могут относиться, в частности, такие вещи, которые касаются обеспечения благоустройства, ремонта или закупки учебных пособий в обязательном порядке, как вот требование со стороны администрации. Такого быть не должно. То, что касается образовательных дополнительных услуг – да, безусловно, в Уставе образовательной организации прописаны такие дополнительные образовательные услуги, кружки, секции и тому подобное. И это принимается на общем родительском собрании. Соответственно, родители как бы понимают, знают, за что будут взиматься данные средства. И такие услуги оказываются по договору. То, что касается ежемесячных средств. Я общаюсь с родителями, знаю, что есть такая ситуация, что в некоторых детских садах, школах сдаются ежемесячные средства. Это родительский комитет. Здесь, конечно, все идет на уровне договоренности. Но, к сожалению, как у нас часто бывает, вот такая добровольная помощь и такие добровольные взносы для класса становятся часто обязательными. И вот, конечно, эта ситуация наиболее конфликтная. Потому что, в общем-то, здесь очень важно понимать прежде всего, что такие, так скажем, взносы или такой сбор со стороны родительского комитета – это дело добровольное абсолютно. И не должно быть вот такого воздействия на родителей или детей, если родители не могут оплачивать или не хотят оплачивать. Мы с вами прекрасно понимаем, что, если у родителя один ребенок, ну, может быть, даже при небольших зарплатах, все-таки это не настолько серьезное бремя. Если это многодетная семья или малообеспеченная семья, то здесь, конечно, получается, ну некая такая очень сложная ситуация. Родители боятся, что ребенок окажется в уязвимом таком положении. И поэтому, конечно, стараются оплачивать. И вот эта ситуация, она очень сложная в общении между родителями. Такие конфликты они обостряют именно взаимоотношения внутри родительских коллективов. И здесь администрация образовательной организации, конечно, должна обращать внимание, общаться с родителями. Все-таки даже эти вопросы обсуждаться должны на родительском собрании. Представители родительских комитетов выходят на родительских собраниях с этими предложениями. Безусловно, здесь должна быть прозрачность отчетности. И добровольность, о чем я уже сказала выше. Но все же нужно сказать, что проблема эта достаточно такая системная – по поводу взносов, добровольности этих взносов. Анастасия Семенова: Но, если проблема, прошу прощения, что вас перебиваю, если проблема системная, Марина Борисовна. Вот даже из Краснодарского края пишут, о чем вы говорили: «Не сдать или отказаться невозможно. Так как идет прессинг от определенных родителей и самих же учителей. Что делать?» Идти к директору школы? Но тогда это отразиться на твоем ребенке. И все это прекрасно понимают. Петр Кузнецов: Как говорится: или ребенку уходить, или директору. Анастасия Семенова: Или директору. Да. Марина Земш: Ну да, действительно, когда ситуация возникает уже с прессингом. Ну, это нарушение законодательства. Конечно, здесь нужно обращаться в Управление или Департамент образования. Бороться за права свои и ребенка. Анастасия Семенова: Но тогда и ребенку нужно переходить в другую школу. Пока ты будешь решать этот вопрос, прессинг на твоем ребенке будет очень большой, мне кажется. Марина Земш: Ну да, конечно, эта ситуация возможна. Но все же я за нормативное решение вопроса. Поэтому я думаю, что здесь очень важно вот этот вопрос именно отстаивания прав, решать его не с точки зрения каких-то эмоций, а с точки зрения того, как будет лучше собственно для семьи. Петр Кузнецов: Ну да. Марина Борисовна, давайте подытожим просто. Все то, что касается непосредственного функционирования школы, вот эти сборы – они незаконны. Верно? Марина Земш: Они незаконны. Да. Петр Кузнецов: Потому что... Марина Земш: Все, что может оказывать школа, прописано в Уставе. Соответственно, если родители этот Устав принимают, то, значит, они принимают и условия. То, что касается добровольных сборов родительским комитетом, тоже должно быть прозрачно и понятно родителям. И принято ими. Петр Кузнецов: Ну да. Хотя бы. То есть экономическое обоснование, да вот? То есть как эти ценники и кто формирует. Анастасия Семенова: Подарки детям, учителям. Петр Кузнецов: Да. Подарки детям, учителям. Да. Марина Борисовна, спасибо большое за ваш комментарий! Марина Земш, доцент гуманитарного факультета Московского информационно-технологического университета и эксперт Национальной родительской ассоциации.