Петр Кузнецов: Надежда Глухарева с нами на связи, она бизнес-трекер. Надежда, давайте поясним сразу же, наши телезрители не очень любят новомодные эти образования... Бизнес-трекер – это проводник в мир бизнеса? То есть вы тот самый человек, который предпринимательскую жилку находит или подсказывает, как ее найти, верно? Здравствуйте. Надежда Глухарева: Доброе утро. Бизнес-трекер – это такой внешний драйвер роста человека на разных этапах развития бизнеса, который помогает преодолеть ограничения, которые в бизнесе случаются, которые как раз очень часто приводят к закрытию компании. Это подходит как для старта, так и для уже масштабирования этой деятельности. Петр Кузнецов: Мы как раз говорим о начинающих предпринимателях в этом часе, даже о тех, кто, может быть, пока и не знает, что он врожденный предприниматель. Мы даже рейтинг начали строить поэтапно, то, с чего должно все начинаться, – с желания, верно? Надежда Глухарева: Абсолютно точно, без желания никуда. Петр Кузнецов: Так. Дальше... ? Мария Карпова: А как же идея? Мне кажется, с идеи, нет? Что важнее, желание или идея? Надежда Глухарева: Сколько людей имеют идеи, но никогда их не воплощают в жизнь? Очень много. Петр Кузнецов: Желание. Надежда Глухарева: Без желания никуда. Петр Кузнецов: На втором этапе нам кажется, что человек должен все-таки найти в себе эту предпринимательскую жилку и понять, вообще бизнес – это про него или нет. Потому что желать и мечтать можно о чем угодно. Надежда Глухарева: Ну, история показывает, наверное, примеры, когда человек вообще ничего про себя не знал, ни про наличие жилки, ни про ее отсутствие, и тем не менее приходил к успеху, и довольно громкому. И вопрос, где эта жилка, как пощупать. Я бы сказала, что есть такое понятие, как предпринимательское мышление. Смысл в том, что оно развивается, как любая другая мышца, скажем так, и поэтому любой человек при желании может им овладеть и его прокачивать. Это ваша предпринимательская жилка. Петр Кузнецов: Ну я не знаю, это как? Это склонность к математике, физике? С чем это... ? Надежда Глухарева: Нет, скорее не так. Во-первых, это, наверное, понимание какого-то продуктового мышления. То есть как обычно происходит запуск бизнеса? – «Мне очень нравится делать вот это, сейчас я буду это продавать, и все это классно купят». К сожалению, не всегда приходит в голову понять, а нужно ли это рынку. И большое количество бизнесов не увидело вообще мир, к сожалению, как раз ровно потому, что непонятно, почему нужно рынку то, что я предлагаю, какую проблему своим продуктом, или своим сервисом, или своей услугой я решаю. Нам кажется, что если мне нравится, то и всем понравится, и это самая большая ошибка. И основы продуктового мышления как раз помогают опираться на методологию и прямо проверять, вот как с вашим примером про кофейню, брать сразу или все-таки посчитать трафик, – вот это то же самое. То, что я предполагаю продавать, я считаю, что это закрывает вот такую проблему, – давайте я пойду поговорю с похожими людьми и спрошу, проблема такая существует [ли]... И это очень хорошо... Петр Кузнецов: Ага, умение анализировать. Да, кстати, я очень не люблю этот вопрос, но так в нашем обсуждении уместен будет, – какими качествами должен обладать начинающий предприниматель? Лидерскими обязательно, он должен быть лидером, и т. д.? Может быть, тройку какую-то составим, вам кажется, обязательных качеств? Хотя могут ли они быть обязательными... Надежда Глухарева: Наверное, первое – вот, кроме желания, есть какая-то цель, знаете, такое, «ради чего еще большего я хочу это делать». Петр Кузнецов: Ответ «ради денег» уместен? Получится? Мария Карпова: Ради больших денег. Петр Кузнецов: Да, ради больших денег получится ли? Надежда Глухарева: Деньги, к сожалению или к счастью, мотивируют только до определенной степени. Как выясняется, к сожалению, деньги – это не то, ради чего потом хочется просыпаться по утрам и продолжать делать то, что уже делаешь. Поэтому всегда важна такая некая амбициозная цель. Это может быть... Чтобы примеры были, чтобы стало понятнее, это может быть [цель] стать №1 на рынке или, например, поменять отношение к стройке: допустим, рынок привык так, мы вот таких рабочих получаем, такие сроки, а я вот со своим сервисом, со своей компанией покажу рынку, как может быть лучше. Или это, может быть, какие-то дополнительные социальные цели, вот про парк история... Ведь это представляете, какая амбициозная цель, построить парк, по сути, в лесу где-то, где никогда его не было, еще и короткий летний сезон. Вот это про такие некоторые амбиции. Такие цели больше драйвят и заряжают. Поэтому наличие такой цели, хотя бы понимать, почему хочется делать бизнес: я не знаю, может быть, сделать мир лучше, может быть, более здоровым продуктом людей накормить, еще что-то... Ну то есть за этим когда что-то стоит, то это надежная основа и классный критерий. Петр Кузнецов: Пожалуй, основное. Но давайте эту тройку досоставим. Надежда Глухарева: Хорошо. Второе, что бы я назвала, – это умение делать что-то долго и регулярно, не получая конкретного результата. Вот хотим мы или нет, это в основном про бизнес как раз. Мария Карпова: Упорство, можно так это еще назвать. Надежда Глухарева: Да, упорство. Тот, кто умеет регулярно бить в одну точку, не сдаваться, пробовать, пробовать, пробовать и не реагировать на то, что что-то не получается, обычно достигает успеха. Мария Карпова: Так, это был второй пункт у нас? У меня плохо с математикой. Надежда Глухарева: И третий пункт – это как раз про то, что уметь вставать на сторону клиента. То есть как будто бы смотреть на бизнес всегда из двух таких проявлений, как будто у вас два альтер эго: я как человек, который хочет извлечь прибыль, и при этом я же человек, я свой клиент – «а мне вот это бы понравилось?», «а мне бы это зашло?», «мне бы стало легче от предложения, которое я сам делаю?». То есть это то, что называется клиентоориентированностью, умение слышать других, не фантазировать, не придумывать, что нужно этому миру, а всегда спрашивать, всегда разговаривать с клиентами, вот это очень важная штука такая. Петр Кузнецов: Да. Надежда, мы только о первом этапе поговорили, но, мне кажется, очень важные вещи какие-то проговорили, наметили пункты. Спасибо вам большое! Думаю, это первый, но не последний наш с вами разговор. Мария Карпова: Не последний. Спасибо! Петр Кузнецов: Надежда Глухарева, бизнес-трекер. Спасибо большое!