Наши товары
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/nashi-tovary-82716.html
Анастасия Семенова: Давайте разбираться со всем этим с экспертом нашим. Борис Анатольевич Григорьев с нами на связи, маркетолог. Здравствуйте, Борис Анатольевич.
Борис Григорьев: Доброе утро.
Руслан Арсланов: Доброе утро.
Анастасия Семенова: В каких сферах удалось заменить импортные товары? Давайте разбираться.
Борис Григорьев: Да все правильно говорят люди на улице, они же видят. Еда получилась. Многим кажется, что получилась в т. ч. одежда, но здесь большие вопросы, получилась ли она, потому что, действительно, как вы правильно сказали, оборудование иностранное в основном, ткани тоже, фурнитура тоже, но шьют наши.
Опять же, можно говорить о сложности в брендинге, потому что с уходом иностранных брендов большое количество местных производителей стали конкурировать друг с другом, и, конечно, у них не хватает возможностей и сил, чтобы и организовать большие производства, и правильно выстроить коммуникацию с потребителем через такой грамотный брендинг. То есть они сейчас находятся в конкуренции друг с другом, отнимая те самые ресурсы.
Вообще, ситуация, конечно, сложная с импортозамещением. Вы правильно говорили о полной цепочке. Понятно, что у нас страна, богатая природными ресурсами, но чтобы их преобразовать в потребительские товары, нужно иметь и высокий уровень машиностроения, надо иметь и образованных специалистов. По сути, нам предстоит воссоздать все те индустрии, которые были разрушены за последние 30 лет, а это огромное-огромное-огромное количество работы, в т. ч. обучение, потому что даже в той же легкой промышленности не найти сейчас швей, чтобы они просто могли работать.
И у нас с вами всего от 50 до 70 миллионов людей, которые могут работать. Ведь когда мы потеряли этих поставщиков... причем даже не мы же выгнали эти иностранные бренды, они сами ушли... у нас эти лакуны освободились, и мы должны с вами научиться заново, наша экономика должна научиться, она должна увеличиться в разы, и денежная масса должна увеличиться в разы, это все связано и с инфляцией, и т. д., с большим количеством опыта, который мы пройдем. Поэтому тут это такая, знаете, далекая очень история, реальный результат мы увидим, наверное, лет через 5–7, по некоторым отраслям, наверное, через 10.
Поэтому сейчас говорить, что есть какие-то успехи в импортозамещении... В первую очередь это будет, конечно, еда, это будет все, что связано с пищевой продукцией, дальше с легкой промышленностью уже сложнее и т. д., и т. д., электроника еще дальше. То есть вот такие примерно горизонты.
Анастасия Семенова: А с техникой почему не получается? В чем проблема? Времени не хватило, мало прошло?
Борис Григорьев: Тут, с одной стороны, вопрос времени, с другой стороны, вопрос технологий, вопрос специалистов. Представляете, целую индустрию микроэлектроники, электроники нужно создать. Ведь когда мы закрывали наши предприятия, мы реально их закрывали в постсоветском периоде, то мы были на уровне IBM по уровню развития. Если бы мы продолжали эту работу, мы бы сейчас не отличались от западных аналогов, но мы ее прекратили.
Поэтому нам нужно с нуля создать сложнейшие высокотехнологичные индустрии и успеть догнать наших иностранных конкурентов, это очень сложная задача, наисложнейшая. Ни знаний, ни технологий, ни людей не хватает для этого, ни оборудования, притом что нам же ставят еще ограничения на использование технологий, на использование чипов и т. д. Сейчас весь мир борется за эти замечательные чипы... Ну а новые технологии тоже.
Анастасия Семенова: Борис Анатольевич, а вот огромное количество сообщений, что большинство недовольны особенно детскими товарами. Как тут обстоят дела? Это все у нас Китай сейчас в большинстве своем?
Борис Григорьев: Детские товары – это тоже огромная группа, это, по сути, все товары, только ориентированные на маленького человека...
Анастасия Семенова: Там больше про игрушки речь шла.
Борис Григорьев: Ну, игрушки тоже были, все было закрыто 30 лет назад, все отрасли были закрыты. Мы же были страной, которая только покупала и перепродавала своим гражданам все товары народного потребления, по сути. Кто вот сейчас сможет инвестировать деньги в создание завода игрушек, аналога Lego или еще чего-то, притом что банковская ставка рефинансирования 21%?
Анастасия Семенова: Это да.
Борис Григорьев: Невозможно с такими процентами сейчас заниматься развитием производства предпринимателям, скажем так, частная инициатива если это. Потому что многое изменилось и в банковском секторе: они сейчас стали выдавать т. н. целевые кредиты на развитие тех отраслей, которые наиболее важны, но это касается индустрии, это касается тяжелой промышленности и т. д.
А все, что касается потребительских рынков, это никогда не будет приоритетом в государстве, чтобы государство стимулировало строительство заводов по производству одежды, предприятий по производству игрушек и т. д. Это, на мой взгляд, задача частной инициативы, но она придет попозже, когда снизится банковская ставка. Давайте подождем немножко. У нас нет такой вот проблемы, что вот игрушек настолько не хватает, что прямо... Как, помните, шутили, скользкие подоконники, свинцовые игрушки...
Руслан Арсланов: Прибитые к полу!
Борис Григорьев: Не так же у нас, есть в магазинах все, детям есть во что играть.
Анастасия Семенова: Ну да, потребители сами говорят, что выбор огромный.
Спасибо большое! Борис Анатольевич Григорьев с нами был на связи, маркетолог.