Петр Кузнецов: На международной олимпиаде по информатике на счету наших ребят две золотые и две серебряные медали. Сейчас где-то плачут болельщики Спартака. Турнир, который в этом году проходил в Боливии – крупнейший в мире по числу участников, один из самых престижных. Боливия, информатика, кажется, все логично. Соревновались более 400 человек из 87 государств, ничего себе. Анастасия Семенова: Много. Петр Кузнецов: Среди 87 взять еще две, почти все высшие награды. Всем им предстояло решить сложнейшие алгоритмические задачи, чатом GPT не воспользоваться, да. Анастасия Семенова: Я должна выйти. Я бы туда не попала. Петр Кузнецов: Чатом GPT не воспользоваться. Анастасия Семенова: Да, дальше. Петр Кузнецов: Это еще не все. Подведем итог. Всего в этом году нашим школьникам, не только сейчас об информатике говорим, удалось завоевать уже 29 медалей на международных олимпиадах. Давайте ждем хотя бы еще одного, чтобы 30 уже было. У нас в гостях Григорий Гречкин, золотой медалист международной олимпиады по физике, которая проходила в Париже. Григорий, доброе утро. Анастасия Семенова: Доброе утро. Григорий Гречкин: Доброе утро, страна. Петр Кузнецов: Кресло победителя. Анастасия Семенова: Вот это я понимаю, да. Петр Кузнецов: Ого, претендует на телеведущего. Григорий, на «ты» можно, да? Григорий Гречкин: Конечно. Анастасия Семенова: Конечно, нет. Петр Кузнецов: Конечно, нет, кто я и кто ты. Расскажи, пожалуйста, давай с победы начнем. Как это было? Потому что мы с Настей, многие наши телезрители, кстати, если у вас есть дети-медалисты, есть чем похвастаться, рассказывайте, тоже участвуйте. Анастасия Семенова: Пишите, звоните, задавайте вопросы. Петр Кузнецов: Как выглядит современная олимпиада? В данном случае по физике. Григорий Гречкин: Современная олимпиада по физике содержит два тура – теоретический и практический, все по 5 часов. Очень тяжелые, очень серьезные испытания, после которых подводятся результаты и проводится церемония закрытия и награждения. Петр Кузнецов: Вас запускают, финалистов, получается, в класс, да, допустим, сцена, большой зал? Анастасия Семенова: Или вы каждый один в кабинете? Григорий Гречкин: Нет, это не класс. Есть кабинка для каждого человека, чтобы нельзя было списывать или же мухлевать. Петр Кузнецов: То есть ты сидишь в какой-то стеклянной... Анастасия Семенова: За шторкой? Григорий Гречкин: Не стеклянной, чтобы не видеть других, конечно. Нет, за деревянными такими. Петр Кузнецов: Как для голосования, да? Анастасия Семенова: Сколько было человек? Григорий Гречкин: Да. Человек 420, получается, 87 стран и 5 стран-наблюдателей. Петр Кузнецов: И все параллельно сидят? Анастасия Семенова: И все в одном помещении находятся? Григорий Гречкин: Да, гигантский такой холл, получается, в Эколе, в Париже мы писали в гигантском помещении. Анастасия Семенова: А что вам предоставляют? Понятно, парта, стул. Или компьютер? Что есть? Калькулятор? Григорий Гречкин: Зависит от тура. Если есть практические испытания, то там две больших коробки с оборудованием было и калькуляторы, конечно. И поесть, как же без еды? Петр Кузнецов: Чем кормят в Париже? Анастасия Семенова: Говори как есть. Григорий Гречкин: На самом деле, интересно, что они не едят обед. У них такой перекус маленький и, конечно, это не очень хорошо. Анастасия Семенова: Ланч, второй завтрак. Петр Кузнецов: Лягушки. Григорий Гречкин: Нет, лягушек нет. Петр Кузнецов: Слава богу, что-то такое традиционное более-менее. А как… Анастасия Семенова: Подожди, о еде главный вопрос. Что дали? Ты недоволен? Петр Кузнецов: До дошик с чаем. Григорий Гречкин: Мяса было мало очень. Петр Кузнецов: А нужно, да, физически? Григорий Гречкин: Конечно. Петр Кузнецов: Шоколад? Григорий Гречкин: Шоколадка была, да. Анастасия Семенова: Багет с маслом. Петр Кузнецов: Слушай, что вы решали, примерно? Мы, наверное, ничего не поймем по терминам, но что это за задачи были? Можешь пример привести? Григорий Гречкин: Да, я, наверное, расскажу интересный пример. Это была задача про кратеры на Марсе, образование кратеров на Марсе. Петр Кузнецов: Это я сейчас на золото насочиняю. Никто же не был. Григорий Гречкин: Да, но мы моделировали их с помощью обычного песка, который на пляжах есть. Просто есть шарики какие-то железные, которые моделируют метеориты. И они могут ехать по нему, будет трение. Или же просто падать и образуется кратер. И как-то моделировать и экстраполировать это уже на Марс. Петр Кузнецов: То есть ты создал модель кратера, и ты в этом тоже был близок к правильному? Есть какой-то правильный ответ? Анастасия Семенова: А есть правильный ответ? Вот мне тоже интересно. Петр Кузнецов: А теперь у нас на связи марсианин, действительно, да, вот все то, что собрали, это действительно так. До свидания. Анастасия Семенова: Благодаря мне вы получили золотую медаль. Петр Кузнецов: Доброе утро с Марса. Григорий Гречкин: Это, конечно, просто, я бы сказал, экстраполяция. И точный ответ может быть получен только экспериментально. Петр Кузнецов: В общем, просто понравился, видимо, подход. Григорий Гречкин: Да-да-да. Анастасия Семенова: Как они его оценивают, если точного ответа нет? Не знаю, ты должен это быстрее сделать, какое-то время, я не знаю, как с кубиком Рубика, что ты там начал, закончил. Петр Кузнецов: Здесь понятно, да. Григорий Гречкин: Здесь очень много данных нужно снять, очень много их нужно обработать со всей красотой статистики и так далее, то есть для этого есть инженерный калькулятор. Это все, конечно, очень сложно успеть за пять часов, это целая научная работа. Петр Кузнецов: Очень много поздравлений на СМС-портале, сейчас отвлечемся. Да, пишите, задавайте вопрос. Если к Грише есть вопрос непосредственно – 8-800-222-00-14. Можете даже вот те самые вопросы, как стать таким, как Григорий, попасть на олимпиаду в Париж. Спокойно за нашу науку, за будущее, поздравляют ребят, это из разных регионов нам пишут. Ты хотела задать вопрос, я видел. Анастасия Семенова: Да, главный вопрос. А у тебя есть свободное время вообще? Или ты отдал себя науке и постоянно все решаешь? Мне кажется, это все спрашивают. Петр Кузнецов: Это интересный вопрос, потому что, да, в нашем представлении, извините, что перетягиваю. Анастасия Семенова: Пожалуйста. Петр Кузнецов: Мы же все-таки в одной команде, и мы тоже претендуем. Анастасия Семенова: Конечно, чувство локтя. Петр Кузнецов: Интересно, просто, знаешь, олимпиадник, кажется… Анастасия Семенова: Да, это вот просто человек, который, да, вообще не видит жизни, света белого не видит. Петр Кузнецов: Как айтишник, да-да-да, я такой вот один, меня не трогайте, я весь в науке. Анастасия Семенова: И мама тебе, не знаю, в окошко передает еду. Петр Кузнецов: Совершенно верно. Или старательный, или это все-таки человек, которому просто от природы дается все легче. Григорий Гречкин: Это интересный вопрос, на самом деле. Я бы сказал, что большинство олимпиадников правда вот такие. Они постоянно работают, постоянно готовятся к чему-то. Петр Кузнецов: Жизни как-то другой нет, что называется. Григорий Гречкин: Да, наверное, да. Но, наверное, про себя я так не могу сказать. У меня очень много увлечений, я много чего люблю, и у меня довольно много, особенно сейчас, свободного времени, потому что прошла эта самая главная олимпиада. Анастасия Семенова: Какие увлечения сразу? Простой вопрос. Петр Кузнецов: Топ-3 увлечений. Григорий Гречкин: Топ-3. Наверное, мне очень нравится спортивный зал. Петр Кузнецов: Эдуард в четверг только придет, жаль. Анастасия Семенова: Да, но ты видишь, что заход-то был «Доброе утро, страна!». Дальше «Доброе утро, коллеги!». Петр Кузнецов: У нас на «Здоровые привычки» просто приходит качок, и он рассказывает. Григорий Гречкин: Отлично. Анастасия Семенова: Позовем тебя в четверг. Петр Кузнецов: Дождись, посмотри в четверг. Анастасия Семенова: Да. Так, значит, спортзал. Григорий Гречкин: Бадминтон мне нравится. Петр Кузнецов: Супер. Григорий Гречкин: Так, и третий, наверное, велосипед, люблю кататься. Анастасия Семенова: Но все со спортом. Подожди, я не знаю, вязать, вышивать. Григорий Гречкин: Как-то не пошло. Петр Кузнецов: Топишь пацана. Анастасия Семенова: Почему топлю? А представляешь, скажет «да». Петр Кузнецов: Он ответил, что велосипед, бадминтон и спортзал, а ты про вязания какие-то. Как тебе это помогает? Это же не просто так появилось, да? Это наверняка разгружает, то есть ты как-то чередуешь в правильном образом. Григорий Гречкин: Да, конечно, обязательно, потому что мозг очень сильно загружается на подготовке, и вообще такая физическая нагрузка дает некий отдых для мозга, я бы сказал. Анастасия Семенова: То есть ты умеешь расслабляться в какой-то момент, потому что ты можешь крутить педали, но все равно: «Так, так, так, а почему это вот так?». Петр Кузнецов: Слушай, а может решение какое-нибудь гениальное приходит в этот момент? Анастасия Семенова: Да, не знаю, крутишь педали, и опа. Григорий Гречкин: Да, у меня было такое. Анастасия Семенова: Рассказывай. Григорий Гречкин: У меня было такое, что когда я жал жим лежа, у меня пришла идея, как решить задачу, которую я очень долго не мог решить по физике, и, конечно, тогда я очень удивился. Анастасия Семенова: Все живы в спортзале? Петр Кузнецов: Почти как у Эйнштейна получилось. А сколько жмешь? Григорий Гречкин: Мой максимум – 90. Анастасия Семенова: Я понимаю. Куда мне? Эдуард Каневский сейчас, мне кажется, уволился, нет? Петр Кузнецов: На другую олимпиаду можно ехать. Я думаю, да. Как формируется олимпийская сборная? Потому что вот мы сейчас и с другим представителем тоже будем говорить. Я правильно понимаю, что там есть коллективные выступления, когда вот говорят, что четверо наших олимпийцев в составе сборной. Анастасия Семенова: Как эстафета, например, в плавании. Петр Кузнецов: Я представляю это как что-то вроде «Что, где, когда», когда вчетвером сидите и решаете одну задачу. Нет? Григорий Гречкин: Нет, это совсем по-другому. Это все-таки индивидуально. И, на самом деле, проводится очень много мероприятий по отбору школьников на такие мероприятия. И у нас был целый год отведен этому. Петр Кузнецов: Год, чтобы отобраться? Григорий Гречкин: Да. Сначала всероссийская олимпиада, в десятом классе нас отбирали. Потом множество квалификационных туров было проведено, чтобы отобрать золотую пятерку, которая поедет в Париж. Петр Кузнецов: И в итоге она поехала. Смотри, согласно статистике, около 40% олимпиадников не могут подтвердить свои знания высокими баллами ЕГЭ. Анастасия Семенова: Так и есть, да? Григорий Гречкин: Так и есть. Петр Кузнецов: При этом большинство даже не выбирают для сдачи госэкзамена предметы, по которым участвовали в олимпиадах. Григорий Гречкин: Да. Анастасия Семенова Хороший пример. Почему? Петр Кузнецов: Есть мнение, что ЕГЭ объективнее олимпиад. Это спорно? Григорий Гречкин: Объективнее? Я бы очень поспорил здесь. Анастасия Семенова: Спорь, разрешаем. Григорий Гречкин: Потому что ЕГЭ – это скорее тест, что я видел, когда я пришел на ЕГЭ, я увидел тестовые задания. А олимпиады – это такие некие открытые вопросы, я бы сказал, где что-то новое всегда дают, что люди не знают, они что-то новое узнают, когда решают эти задачи. И я бы сказал, что это намного более объективно, чем ЕГЭ. Петр Кузнецов: А есть ощущение, я не знаю, ты, может быть, с другими пообщался, что не всем в школе открыт доступ к олимпиадам. То есть существует мнение, опять же, мы вынуждены ссылаться на то, что считается, что школа больше за традиционный путь через ЕГЭ. Школьникам же важно, как школа себя относит и относится к олимпиадам, блокируется к олимпиадам. Чувствуешь такие препятствия? Григорий Гречкин: Наверное, просто на уровне того, что это трек некий, что легче всего поступить по ЕГЭ. Я лично считаю, что это вообще неправда, что есть олимпиады, в которых очень легко победить и поступить в ВУЗ. Но именно в Москве есть очень-очень много мероприятий по вовлечению школьников в олимпиады. И сборная Москвы очень хорошо работает. Так что я считаю, что из любой школы можно достичь любого уровня. Анастасия Семенова: А с какого возраста ты начал увлекаться олимпиадами, и кто тебе рассказал? Потому что, опять же, ссылаясь на свое прошлое, как будто бы 15 лет назад не так были популярны олимпиады, как сейчас. Григорий Гречкин: Лично я начал сильно готовиться к олимпиадам, наверное, в начале десятого класса, именно по физике. Мой школьный учитель мне рассказал, что у меня есть такой талант, мне нужно идти на всероссийскую олимпиаду, потом дальше идти. Анастасия Семенова: Действовать. Григорий Гречкин: Да. Я, конечно, тогда не верил, что у меня все получится, но сейчас я здесь, так что да. Петр Кузнецов: У нас еще с нами сейчас не только ты, а Константин Гунько. Не знаешь его? Григорий Гречкин: По химии вроде. Анастасия Семенова: Молодец. Петр Кузнецов: Да, золотой медалист международной олимпиады по химии в Дубае. Он из Нижнего Новгорода. С нами на связи Григорий. Доброе утро. Анастасия Семенова: Константин. Петр Кузнецов: Константин, да. Не выспался. Константин, как выглядит олимпиада по физике мы уже поняли. Что такое олимпиада по химии? Можно ее описать, Костя? Константин Гунько: Я думаю, она выглядит довольно похоже. То есть, например, у нас было два тура – один теоретический, один практический. Теоретический это, соответственно, когда мы задачи решаем, практический – это тур, на которой мы выполняем какие-то лабораторные задачи. Анастасия Семенова: Тоже 5 часов было на каждый этап? Константин Гунько: Да, тоже пять часов на каждый тур. Петр Кузнецов: Тоже кабинки. Но, насколько мы понимаем, как раз вот здесь коллективно взяли, да, четыре человека взяли золотую медаль. То есть, там как раз именно командное участие какое-то было, да? Или все равно тоже поодиночке? Константин Гунько: Нет, это не командное. То есть, смотрите, на каждой олимпиаде, не знаю, как на физике, я думаю, на самом деле такая же система. Медали – это, скорее, не просто абсолютное место в абсолютном зачете, это, скорее, степень. То есть, например, есть 400 участников, среди них 40 лучших получают золотую медаль, дальше еще 40 – серебряную, 40 – бронзовую и так далее. То есть, золотая медаль, скорее, значит то, что мы все вчетвером вошли в определенный топ лучших участников. Анастасия Семенова: То есть, вы об этом между собой не знали? Петр Кузнецов: Химики просто: «Да нам не жалко, мы выплавим сейчас серебро, бронзу, пожалуйста». Получается, почти, да, ощущение, что всем раздали медали. Константин Гунько: Не всем. Петр Кузнецов: Да, конечно, я не обесцениваю, безусловно. Кто наши основные конкуренты по химии? Константин Гунько: Китай в первую очередь, и в целом остальные страны азиатские. И хочется также отметить то, что очень хорошо выступают страны постсоветского пространства, СНГ. То есть, регулярно, например, Казахстан хорошо выступает, Белоруссия в том числе, Узбекистан. Но самый главный – да, Китай. Анастасия Семенова: А с какого возраста ты начал готовиться к олимпиаде, и кто тебе подсказал, что можно отправиться? Константин Гунько: Отправиться на межнар? Анастасия Семенова: Да. Константин Гунько: Прямо серьезно готовиться начал с десятого класса, мне тогда 16 лет было в самом начале десятого класса. Но увлекаться химией я начал еще, наверное, с шестого, тогда в мой год был ковидный год, дистант. И вот так, сидя на дистанте, я потихоньку начал учить химию. А подсказали, что можно прийти на межнар, естественно, тренеры сборной, когда уже появились какие-то хорошие результаты. Анастасия Семенова: Но я не знаю, может быть, родители у тебя такие: «Костя, мы знаем, по какой дорожке надо идти». Петр Кузнецов: Нет, я думал, как настоящий химик, Константин скажет, что мне просто приснилось, что я участвую. Анастасия Семенова: Да, и я пошел, и сон стал явью. Спасибо большое. Петр Кузнецов: Костя, нет, напоследок. Анастасия Семенова: Давай. Петр Кузнецов: Какие планы теперь у золотого международника? Как правильно? У олимпийского чемпиона, да, получается, раз это олимпиада? Константин Гунько: «Золотого медалиста» лучше. Петр Кузнецов: «Золотого медалиста», как скажешь. Константин Гунько: В первую очередь – отдыхать. А так – в вузе просто хорошо поучиться, идти к своим целям, стать хорошим специалистом. Петр Кузнецов: Очень на это надеемся. Константин Гунько: На самом деле я еще не задумывался о будущем, и пока даже не хочу. Петр Кузнецов: Это даже нормально. Анастасия Семенова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Спасибо, Константин Гунько, золотой медалист международной олимпиады по химии в Дубае. Мне кажется, что, Константин просто отдыхать в Дубае остался. Анастасия Семенова: Да. «Господи, выйду на пляж, позагораю, наконец-то поплаваю». Григорий Гречкин: Тоже через Дубай летели, там так классно. Петр Кузнецов: Да? Слушай, на самом деле это же еще, сейчас назывались разные команды – китайцы, белорусы, есть возможность наладить какие-то контакты, подружиться? Олимпиада – это не просто про участие, это и про общение. Григорий Гречкин: Да, это одна из главных ценностей олимпиад, что участники и лидеры могут налаживать международные контакты, это очень хорошо, я считаю. Я сам познакомился, вообще очень много схем, у меня очень много контактов осталось сейчас, и с китайцами, и вообще очень много с европейцами, с азиатами тоже. Анастасия Семенова: Английский ты знаешь хорошо, я так понимаю. Григорий Гречкин: Да-да-да. И даже с Латинской Америкой я с некоторыми на испанском общался. Анастасия Семенова: То есть это еще одно твое увлечение – языки, получается? Григорий Гречкин: Ну, это так. Анастасия Семенова: Какие у тебя планы на будущее? Петр Кузнецов: Есть у тебя планы глобальные? Ты хочешь стать главным физиком страны? Григорий Гречкин: Хотелось бы, да, конечно. Петр Кузнецов: Правда? Григорий Гречкин: Да, я бы очень хотел. Петр Кузнецов: Что такое «главный физик страны»? Это кто? Анастасия Семенова: Как ты себя видишь через 30 лет? Петр Кузнецов: Министр физики. Григорий Гречкин: Наверное, это тот, кто получает наивысшие награды, побеждает на национальных конкурсах, на международных конкурсах, и является самым признанным специалистом по физике в стране. Это, конечно, было бы очень классно. Петр Кузнецов: В общем, с этого пути точно не свернуть, физика однозначно. Григорий Гречкин: Да-да-да, сейчас – да. Петр Кузнецов: Можно сказать, что даже повезло, что на ранней стадии все-таки, многие до сих пор не могут найти свой путь, а у тебя получилось, что точно знаешь, по крайней мере, с чем будет связана твоя профессия. Анастасия Семенова: Надо искать путь с десятого класса. Заметь, что и Костя, что и Гриша сказали, что начали этот путь в десятом классе. Мне в начале пути было 16 лет. Многие телезрители спрашивают, ты сам выбрал вуз или вуз тебя пригласил? Потому что такие умы хотят и конкурируют, и забирают. Петр Кузнецов: Да, тоже интересно, как налажена эта связь. Григорий Гречкин: Когда ты на таком уровне, конечно, тебя очень много кто хочет пригласить к себе, и это международные вузы. Но вот если я говорю про то, куда я иду, – это Московский физико-технический институт. Конечно, я мало что о нем знал. И я наладил контакты с кафедрой, куда я хочу идти, куда я думал идти, поговорил, и они сказали, что очень рады были бы видеть меня у себя, это, наверное, был такой обоюдный диалог. Анастасия Семенова: Какая кафедра, если не секрет? Григорий Гречкин: ЛФИ, Ландау, физика исследования, физтех-школа. Петр Кузнецов: Смотри, у нас есть полторы минутки. В прошлом году среди абитуриентов престижных вузов оказалось слишком много олимпиадников. Григорий Гречкин: Много? Петр Кузнецов: И некоторым университетам пришлось даже зачислять их на платное отделение за счет средств вуза. А в Минобрнауки вообще заявили, что будут менять правила поступления. Скажи, пожалуйста, допустим, есть такая картина, раз здесь именно Минобрнауки даже собирается менять правила, это порог входа стал ниже? Или современное поколение школьников стало умнее? Почему столько много олимпиадников стало? Это хорошо, безусловно. Григорий Гречкин: Я не думаю, что стали умнее, это очень вряд ли. Анастасия Семенова: Я один такой. Петр Кузнецов: Я и Костя. Григорий Гречкин: Нет. Я считаю, что наш год поглупее, чем прошлый. Петр Кузнецов: По результатам просто смотришь, по медалям? Григорий Гречкин: Да. У нас три золотых медали и две серебряных. Петр Кузнецов: Год еще не закончился. Григорий Гречкин: Я считаю, что просто олимпиад стало больше, людей в олимпиадах стало больше и поэтому число призеров, победителей тоже стало больше. Петр Кузнецов: Возвращается престиж олимпиад все равно, о которых раньше говорили. Анастасия Семенова: Да. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Еще раз поздравляем. Григорий Гречкин: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Григорий Гречкин, золотой медалист международной олимпиады по физике в Париже. К нашим поздравлениям присоединяются многие наши зрители из разных регионов. Анастасия Семенова: Главное – отдыхай и набирайся сил. Григорий Гречкин: Я постараюсь. Петр Кузнецов: Да. Если что, мы тебя знаем, мы скажем, что мы с Григорием знакомы еще до того, как он стал главным физиком страны. Анастасия Семенова: Через 30 лет. Петр Кузнецов: И вы тоже, дорогие друзья, потому что вы все это видели в прямом эфире. Оставайтесь с нами, прямой эфир продолжится через 5-7 минут, второй час, новые темы.