Наталья Агре: Мы, в первую очередь, не воспитываем детей, а формируем культуру в семье
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/natalya-agre-my-v-pervuyu-ochered-ne-vospityvaem-detey-a-formiruem-kulturu-v-seme-74657.html
Петр Кузнецов: Мы продолжаем обсуждение темы с Натальей Агре – директор Института изучения детства, семьи и воспитания, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по просвещению и воспитанию к нам присоединяется. Доброе утро!
Наталья Агре: Доброе утро!
Петр Кузнецов: Звонки, не забывайте про голосование: 8-800-222-00-14. Выступления ваши готовы послушать, прокомментировать и ответить на ваши вопросы.
Пожалуй, основной вопрос – мы им задавались, но нужно как-то все-таки решить. Да, «цифра» портит детей. Да, современные дети по-другому усваивают информацию. Может быть, не ту. Но «цифра» вокруг нас есть, и это наша реальность: это то, где мы живем, это то, что делает нашу жизнь проще. Как все-таки вырастить в этой новой среде ребенка?
Наталья Агре: В первую очередь, мне кажется, это должны быть договоренности родителей и их собственное понимание того, что «цифра» – это, с одной стороны, польза.
И нужно сформировать культуру использования телефона. Потому что так или иначе мы должны понимать, что телефон все равно придет в жизнь ребенка. Вопрос, наверное, в том, в каком возрасте он придет. И об этом надо договариваться. И для этого родители должны потратить время и разобраться.
Мне кажется, что в этом и есть некий такой главный ключ к тому, как правильно сформировать культуру, потому что все-таки это не только использование телефона ребенком, это использование вообще каких-либо устройств в семье в различных ситуациях.
Здесь я, естественно, слушала часть эфира и слышала о том, что вы задавали вопросы, связанные, сколько времени ребята используют телефон и каким образом и как его используют родители. Вот мне кажется, самое главное – это те ритуалы, которые приняты в семье.
То есть когда мы просыпаемся – собственно, как ведут себя взрослые, потому что дети все видят – что мы включаем на телевизоре? (потому что тоже), что мы смотрим? То есть что попадает в голову ребенка из всех тех электронных ресурсов. Мы же говорим в данном случае не только про телефон. Мы говорим про всю ту электронную среду, которая, по сути, окружает в первую очередь семью.
У нас сейчас вот, скажем так, Год семьи. Мне кажется, что это очень важный посыл. Мы воспитываем, в первую очередь, не детей, а мы формируем культуру в семье. Поэтому вот эти вот утренние ритуалы, потом, соответственно, правила поведения за столом – это необыкновенно важно.
Потому что договориться о том, что мы не используем телефон – ни папа, ни мама – во время приема пищи. Потому что очень сложно после будет объяснить ребенку, почему мы это делали. Ребенок вас видел на протяжении там трех-четырех, пяти-шести лет...
Петр Кузнецов: ... локация, да. Мы, как правило, как раз абсолютно даже понимаем, что мы – что там у нас в тарелке. Да-да-да.
Наталья Агре: Абсолютно! Очень важно, чтобы родители понимали, что вот это время за приемом пищи должно быть направлено на беседы. Это именно тот момент, когда вы можете с ребенком обсудить абсолютно все. И если вы в этот момент заняты тем, что происходит в вашем телефоне, естественно, вы просто теряете то время.
То есть на самом деле здесь основная мысль, она в чем: что не так страшно само устройство, как то, насколько мы его впускаем в нашу повседневную жизнь и подменяем им живое общение.
Потому что дальше, конечно... Вы сегодня уже обсуждали темы, связанные с вредом и с тем, каким образом это влияет и на психику ребенка, и на зрение. И излучение, которое тоже: наши прекрасные привычки с тем, чтобы положить телефон рядом с кроватью, это тоже, конечно, все не очень полезно.
Но все-таки мне кажется, что очень важно просто для себя определить: как мы будем жить, как эти средства индивидуальной коммуникации и семейной коммуникации будут работать в нашей семье – в какое время, с каким содержанием. Потому что очень важно не только количество времени, но также и качество, которое мы, собственно, получаем от этого ресурса.
Петр Кузнецов: Смотрите, еще один момент. Сейчас... Да! Давайте послушаем звонки наших телезрителей. С нами кто на связи?
Анна Белоглазкина: С нами на связи Любовь Сергеевна из Мурманской области. Любовь, здравствуйте!
Петр Кузнецов: Очень приятно. Доброе утро!
Анна Белоглазкина: У вас вопрос? Или какое-то предложение, может быть?
Зритель: Доброе утро! Але?
Петр Кузнецов: Да, слышим вас!
Зритель: Мне 75 лет. У меня дети уже и внуки взрослые. И я вот когда с детьми общалась, я всегда, на коленочках они были. Вот. У меня дочка – ей два с половиной года было, она уже по слогам читала. А в три уже книги читала у меня. Я с ней еду в автобусе или в троллейбусе, рассказываю, объясняю, общаемся. На буковки там показываю, по городу едем.
А сейчас душа болит за молодежь! Кого они растят?! Детке этой восемь месяцев. В коляску сунет его между ног. Коляска где-то между ног внизу. Сунет ему этот телефон. Сама отвернется, тоже в руки телефон. И дите между ног там, где-то.
Я говорю: «Это же не будет родственных отношений. Теряются связи. Вот у тебя минутка эта в троллейбусе, в автобусе – ты делами не занята, общайся с ребенком». Нет. Вот смотрю, и меня ужас берет. А потом будут вот эти все мамы-папы старые, они все будут в домах престарелых. Душа болит! Вот такое у меня...
Анна Белоглазкина: Любовь Сергеевна!
Петр Кузнецов: Мы вас понимаем, конечно!
Анна Белоглазкина: Да. Спасибо вам большое за ваш звонок! Понимаем ваши опасения.
Вот, наверное, я сейчас задам вопрос. До этого мы общались с другой телезрительницей, которая озвучила проблему, вытекающую из этого. Ребенку уже 16 лет. Упустили тот момент, когда нужно было контролировать гаджет. Сейчас – зависимость. Пытаются ограничить количество интернета дома.
Вот что делать? Может быть какой-то совет? Понятно, что каждая ситуация индивидуальна, но что-то общее: как можно побороться, когда ребенок уже «утонул» в этом зависимости?
Наталья Агре: Вы знаете, это, к сожалению, большая беда. И было бы совершенно неправильно говорить о том, что есть из этого какой-то выход, кроме медицинского. Мы буквально последние полгода очень глубоко погрузились вот в эту проблему. Потому что действительно это все переходит в систему, когда родители пытаются уже сделать все, что возможно, для того, чтобы отвлечь ребенка от электронных устройств.
И, собственно, коллеги из Института Сербского, которые на сегодняшний день этой темой занимаются и с точки зрения науки говорят о том, что если такое происходит, обращаться надо уже даже не к психологу, а именно к психиатру. И это лечится только таким образом. Вот, собственно, это главный тезис, который я хотела сформулировать для телезрителей.
Нужно понимать, что зависимость от этих устройств точно такая же, как от наркотиков. То есть мы должны понимать, что если мы ребенку дали возможность втянуться, то это полностью наша ответственность. И после этого никакие запреты не будут работать.
Это точно так же, как если ребенок подсел на сложные, скажем так, наркотические химические устройства и те же самые вейпы и так далее. И не надо надеяться, что вы сможете справиться. То есть если вы понимаете, что уже реакция у ребенка такая, что он начинает взрываться, нервничать...
Петр Кузнецов: Это уже время упущено.
Наталья Агре: Да. Время упущено. И обязательно идите к психотерапевту и обращайтесь за медицинской помощью. Вы не справитесь. Вы только потеряете ребенка, потому что он еще больше будет от вас отворачиваться. И справиться сам, он, к сожалению, уже тоже не способен. Поэтому здесь очень важно вот то, с чего я начинала.
И, кстати, очень хотела бы, наверное, поблагодарить эту телезрительницу за ее звонок. Потому что мы, когда становимся родителями, конечно, время очень тяжелое, особенно когда ребенок маленький, любые папы и мамы ищут какого-то времени наедине с самим собой. И таким образом, кажется, что, когда мы передаем телефон ребенку, мы, скажем так, находим время для себя.
Вот по-прежнему у нас есть прекрасные игрушки. Ребенок может совершенно замечательно играть в то, что ему по возрасту. Но ни в коем случае не подменять это электронными средствами.
Потому что в противном случае, как правильно говорила наша телезрительница, через какое-то время, когда вы столкнетесь уже с подростковыми изменениями, сложностями, с которыми ребенок сталкивается, он, во-первых, к вам не придет ни с какими вопросами, потому что он не привык с вами что-либо обсуждать. Поэтому ни в коем случае не подменяйте вот этого человеческого общения.
Если вы устали, лучше организовать какую-то деятельность ребенка. Но после этого все-таки вернуться к общению, к беседам, к разговорам и так далее. Это необыкновенно важно!
Петр Кузнецов: Вот на Западе – у них же чуть раньше все появляется – на Западе, в той же Америке, есть целая политика цифрового воспитания. Я не знаю, в чем она заключается, но я знаю, что вот она есть.
Как вам кажется, у нас должна появиться что-то вроде подобного политика цифрового воспитания? Или это в любом случае так или иначе, это исключительно история каждой семьи? И кого-то воспитывать так, сверху...
Наталья Агре: Вы знаете, я искренне считаю, что все-таки привычки, они формируются в семье. Это совершенно не значит, что та же самая система образования и на уровне детского сада, и на уровне школы не может помочь родителям организовать время ребенка, не может подсказать, не может сопроводить, не может где-то вмешаться для того, чтобы опять же там оказать какую-то помощь либо как раз вот этой совместной работой учителя и семьи для того, чтобы совместно работать над воспитанием ребенка.
Но все-таки нужно очень хорошо понимать, что к возрасту семи лет у ребенка уже формируются все эти привычки, которые он несет всю свою жизнь. Естественно, в семье до семи лет ребенок проводит намного больше времени, если не брать детский сад. Но все равно детский сад – очень жестко нормированный график, и там, собственно, ребенок не пересекается с электронными устройствами.
На сегодняшний день все так устроено в нашем образовании, что мы живем без этих средств: и без телефонов, в основном и без телевизора, и так далее. Поэтому очень важно родителям понимать, что это исключительно их ответственность.
Дальше школа, естественно, уже будет приучать. Потому что у нас сейчас есть и тот же самый МЭШ, где публикуются домашние задания, где выкладываются определенные дополнительные информационные ресурсы, которые могут дать возможность как родителям...
Петр Кузнецов: Да. Планшет заменил учебник.
Наталья Агре: Да. Но это уже, скажем так, это дополнительно. И опять же, здесь родитель точно так же должен принять участие и помочь ребенку войти в этот электронный мир – потому что, так или иначе, телефон очень часто у детей появляется как раз в семь, восемь, девять лет – и задать те самые правила: то есть когда мы телефон достаем, когда мы не достаем.
Не просто так только что мы работали над законопроектом, который запрещает мобильные телефоны во время образовательного процесса. Потому что мы прекрасно понимаем, что когда ребенок занимается и тем, что он смотрит в электронный ресурс, он просто не в состоянии воспринимать то, за чем он пришел в класс. А это в первую очередь те самые знания, которые ему передает педагог.
И это, кстати, тоже воспитание. Потому что сейчас мы дали посыл: то, что когда говорит один человек, другой человек не должен отвлекаться на электронные ресурсы. Поэтому это тоже как бы такой вклад в формирование той самой культуры, о которой, собственно, вы меня спрашиваете.
Петр Кузнецов: Как раз нам подсказывают: звонок по...
Анна Белоглазкина: Да. В продолжение темы.
Петр Кузнецов: С вопросом о возрасте. Потому что тоже говорят: нужно давать ребенку стольки-то лет. То есть вот тоже хотелось бы мне тоже выяснить: это общие какие-то правила? Они применимы для всех?
Анна Белоглазкина: Послушаем Людмилу.
Петр Кузнецов: Я думаю, что продолжит тему Людмила из Москвы. Слушаем вас!
Анна Белоглазкина: Здравствуйте!
Зритель: Алло?
Петр Кузнецов: Доброе утро!
Анна Белоглазкина: Да. Слышим вас.
Петр Кузнецов: Да. Вы в прямом эфире. Мы слушаем вас.
Зритель: Добрый день! Добрый день. Наталья, подскажите, пожалуйста. Вот два вопроса у меня. Первый: с какого возраста в школе давать телефон? Ну, в принципе, я так уже услышала. Вы говорили: семь-восемь лет приблизительно. Да?
И второй вопрос такой: у меня ребенок во втором классе учится. У них появился сейчас общий чат – WhatsApp. Да? Я ей даю, позволяю, помогаю отвечать грамотно, красиво. Ничего не запрещаю, просто помогаю ей вести там диалог.
Вопрос еще в том, что предлагают дети из класса: Zoom, TikTok и так далее. То есть безостановочный поток вот этих всех программ. Как объяснить ребенку, что ну вот, достаточно WhatsApp'а. Остальное – это уже как бы взрослое. Вот как это объяснить, чтобы не было...
Петр Кузнецов: Ну да, я вас понимаю. Там политика, наверное, такая.
Зритель: Сейчас я быстренько! И чтобы не было состояния, что «вот она не такая, как все», «вот у них есть, а у меня нету». Вот. Спасибо! Наталья?
Петр Кузнецов: Да-да-да! Вот я как раз хотел сказать. «А если ты не в Zoom'е и не в TikTok'е, значит, ты не в нашей компании». Да. Это тоже тяжело.
Наталья Агре: Вы знаете, вот хороший вопрос! Вот то, что касается первого вопроса – возраста. Для меня это всегда вопрос поддержания отношений с родителями. То есть если у вас есть необходимость в том, чтобы ребенок находился с вами на контакте, то есть, соответственно, в семь лет вы ему отдали телефон. Опять же вы договорились о том, когда, в каком количестве ребенок его использует.
А вот то, что касается того «как не быть как не все», здесь я бы посоветовала всем родителям: у нас есть родительские комитеты и родительские чаты. Я думаю, что не нужно ограничивать ребенка – нужно договориться с родителями. Потому что, поверьте, у каждого родителя вопросы-то те же самые.
У одного TikTok предложили, а другой предложил Zoom. Как не быть «как не все»? Соответственно, если вы точно так же в родительском чате договоритесь о том, что вы все детям позволяете, а что вы все детям не позволяете – вот тот самый, собственно, подход к реализации программы воспитания, которую мы разрабатывали.
Потому что мне кажется очень важным, чтобы вот над этим укладом жизни, и класса в том числе, работали как сами педагоги, так, собственно, и родители. И мне кажется, что на родительском собрании поднять этот вопрос с классным руководителем, обсудить, какие ресурсы мы предоставляем детям для общения, для подержания отношений; какие ресурсы мы, скажем так, используем для развития, может быть, каких-то других навыков. Потому что есть разные классы, разные возраста.
Это тоже, собственно, наверное, очень важный подход. Потому что если вы договоритесь, у ребенка просто не будет этой проблемы после. То есть он будет знать, что мы общаемся в WhatsApp'е. Все общаются в WhatsApp'е. И раз в месяц мы выходим в Zoom на какое-то там обсуждение какого-то мероприятия. Или готовим какой-то проект в TikTok'е, но опять же делаем это вместе, нормировано и по определенным правилам.
Петр Кузнецов: По плану, да.
Наталья Агре: Да. Поэтому очень важно, мне кажется, здесь опять же договориться взрослым. А дети последуют.
Петр Кузнецов: У меня вопрос про мультфильмы еще. Успеем, наверное. Потому что не то что... Вот у меня шесть с половиной, значит, в июне будет семь лет. Как раз школа в этом году уже. Страшно представить!
Есть некая такая легкая зависимость от мультфильмов. Когда он окажется у бабушек, он просит включить мультфильмы. Я к тому, что у нас действительно при этом существует очень много каналов детских с маркировкой «0+». То есть которые подразумевают и мультфильмы, и контент для детей с самого раннего возраста.
Наталья Агре: Вы знаете, я здесь, наверное...
Петр Кузнецов: Ну так, не перекладывая ответственность. Но как будто бы все равно эта история способствует...
Наталья Агре: Как будто бы эта история еще не доработана.
Петр Кузнецов: Да! Согласимся.
Наталья Агре: Все-таки давайте объективно. Вот те маркировки, которые были приняты – они были приняты несколько лет назад. Не тогда, когда вот сейчас мы, собственно, вступили не некий новый путь.
Петр Кузнецов: Да-да-да. Когда мы начали с этой маркировкой путаться. Да.
Наталья Агре: Абсолютно! Вот мы сейчас как институт – у нас на базе института есть центр экспертизы, и мы анализируем все мультфильмы, книги, кино. Поэтому в данном случае я бы очень советовала родителям обращаться к ресурсам Института воспитания.
Потому что мы не только как раз пишем о том, какой мультфильм посмотреть, по какой теме, но также и даем рекомендации о том, какие вопросы с ребенком обсудить, для того, чтобы вот как раз молодым родителям всегда очень сложно с малышами дошкольного возраста строить диалог. Вот мы это подсказываем.
А так, наверное, очень сложно действительно отучить ребенка от того, к чему он уже привык. Но опять же, если делать это вместе, если с бабушкой договариваться, какой мультфильм и сколько времени мы смотрим, а не просто включать телевизионные каналы, я думаю, все будет в порядке!
Петр Кузнецов: Ну как мы: «Ну, погоди!» смотрели – и ничего, выросли.
Наталья Агре: Абсолютно.
Петр Кузнецов: Спасибо большое! Наталья Агре, директор Института изучения детства, семьи и воспитания, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по просвещению и воспитанию, была у нас в гостях.
Нам остается лишь подвести итоги нашего опроса.
Анна Белоглазкина: «Сколько времени в день вы позволяете ребенку пользоваться телефоном?» «До часа» – ответили 23%. «Больше часа» – 30%. «Не слежу» – 47%. Ну, я думаю, сегодня благодаря эксперту, вы поняли, чем это чревато, скажем так.
Петр Кузнецов: Есть над чем и с чем работать!
Анна Белоглазкина: Надеемся, что-то изменится.
Петр Кузнецов: Оставайтесь с нами! До завтра!