Анна Белоглазкина: Наталья Ермишина, бизнес-психолог, поможет нам разобраться, как же все-таки более плавно, более мягко войти в рабочий год, настроиться на нужный лад. Наталья, здравствуйте. Наталья Ермишина: Здравствуйте, дорогие, здравствуйте, Антон, Анна! Рада видеть ваш эфир! И конечно, уже часть советов вам дают сами телезрители, делятся своим опытом, чтобы мягче, легче войти в рабочий режим. Почему сложно войти в рабочий режим? Потому что ритм сбит, и психологически мы готовимся к празднику... Это похоже на стресс на работе даже, представляете: те же самые гормоны стресса, которые у нас вырабатываются на работе, иногда у нас включаются в процессе подготовки к празднику. Вместе с тем особо сложные задачи решать не надо, поэтому мы входим в такой режим, с одной стороны, расслабления, с другой стороны, действий, необычный для работы, и теперь это надо все прекратить, значит, закрыть эту дверь, открыть новую. Конечно, сложно. И ученые нам подсказывают, что здесь нам нужно, чтобы легче войти в рабочий ритм, добавить гормонов радости, счастья. Конечно, для многих это сложно, для тех, для кого работа нелюбимая; но если вы найдете то дело, которым вам нравится заниматься, то, как говорят философы, вам не придется работать ни одного дня. И вместе с тем, если вы добавите немножко радости в свою ежедневную рутину, то вот это ощущение праздника останется. Анна Белоглазкина: А вот я возьмусь предположить, что многие еще на 9 января, на первый рабочий день после праздников, ставят большие цели. То есть мало того, что мы выходим на работу, мы еще и начинаем выполнять все обещания, которые мы себе давали: мы еще начинаем делать зарядку перед работой, холодный душ принимать, я не знаю, правильно питаться... В общем, все, что мы наобещали. Правильно ли так делать? Или вот как соблюсти этот баланс, чтобы и обещание вроде бы выполнить и не забросить сразу, и не перетрудиться в первый же день? Наталья Ермишина: Да, действительно, мои клиенты, это предприниматели, руководители высшего звена, они всегда целеполагают в начале года и стартуют с вот таким огромным планом, новым режимом, без соли, без сахара, с ежедневной рутиной и часто перегружаются новыми действиями, новыми привычками. Конечно, следствие этого – это быстрая потеря интереса к саморазвитию, а этого мы не можем допустить: нам нужно такие дать рекомендации бизнес-психологические, чтобы человек был всегда в строю и не выгорел от собственного стремления самосовершенствоваться. Конечно, вы правы, новые привычки необходимо вносить постепенно. Все зависит от того уровня подготовки, который у вас был до этого. Если человек ложился поздно всегда, то он ложится пораньше на полчаса, еще на полчаса пораньше, таким образом примерно в 10–11 часов если человек засыпает, то все обменные процессы за ночь успевают его подготовить к рабочему дню. Точно так же с другими привычками, например, с привычкой к спорту, постепенно ее вводим; даже можно ходить, просто считать количество шагов, и это некая медитация, некое успокоение, гормоны радости прибавляются, когда у нас мышцы хотя бы немножечко двигаются. И те, кто привык планировать свою жизнь заранее, это классная привычка, я поддерживаю, вместе с тем нужно вводить понемножечку и стараться испытывать от этого удовольствие, кайф, а не насилие какое-то над собой жесткое, после которого будет отказ. Анна Белоглазкина: Может быть, у вас есть еще советы как раз для предпринимателей, для руководителей, для менеджеров? После Нового года часто сотрудники расслабленные, вялые, не очень сконцентрированные, много разговоров про то, кто как встретил, кто где был... Вот как руководителю, скажем так, настроить своих сотрудников на рабочий лад? Чем можно помочь? Наталья Ермишина: В классике бизнес-психологии у руководителя всего две задачи, в идеальном мире руководителя, понятно, реальный мир отличается, но задач основных всего две. Это как у телефона, знаете: он должен звонить в первую очередь, а все другие приложения – это дополнения. Так вот, основные задачи руководителя. [Первая] – это показать, куда мы идем, куда плывет наш корабль, какая у нас цель. Она может быть оформлена в разных KPI, в разных цифрах, в доходе, в атмосфере, в количестве удовлетворенных клиентов и т. д., зависит от бизнеса. И вторая цель и задача руководителя – это обеспечить коммуникацию, качественную, хорошую коммуникацию между отделами и с персоналом либо нанять людей, которые эту коммуникацию обеспечат. И если эти две задачи выполняются хорошо, классно, то бизнес идет полным ходом, и дальше бизнес-психологи вмешиваются, если эти две задачи как-то, в общем, неэффективно выполняются. Так вот, что значит наладить коммуникацию между сотрудниками после праздников? Конечно, напомнить им, для чего мы плывем на этом корабле, для чего они согласились свое время, время своей жизни, это у нас самое ценное, что есть, потратить на этот бизнес, на эту работу. Напомнить им, какие наши цели и задачи в этом году, куда мы плывем. И если это их зажигает, то, в общем-то, это и есть вся мотивация, которая нам нужна, это сработает. Если это их не зажигает, это уже вопрос бизнес-психологу и вопрос к найму персонала. Сами же люди тоже могут для себя вспомнить свои задачи на год, например, что бы я хотел, что я хочу по здоровью, по отношениям, какие любящие, сердечные, доброжелательные отношения я хочу создать в своей семье, как я хочу дальше продвинуться... Это и является самой главной мотивацией, это и останавливает всякие кривотолки за кулисами рабочей жизни. Антон Липовский: Наталья, если можно, коротко. Вот нам пишут, что у творческих людей не бывает выходных, пишет нам из Омска писатель-дизайнер. Также были те, кто на сдельной зарплате, тоже была возможность подзаработать. Вы в 08:55 по Москве очень бодрая, прекрасно выглядите – вы не выходили на каникулы, или вы каким-то образом себя настраиваете? Вот ваш рецепт? Наталья Ермишина: Я поддерживаю ежедневную оздоравливающую такую рутину, поэтому мне легко в этом смысле. Трудно было наладить. Это я всегда прохожу, стараюсь проходить 8–10 тысяч шагов каждый день, я здорово питаюсь, здраво, без соли, стараюсь не есть сахар, хотя я ужасная сладкоежка, ну и т. д., такие мелкие рекомендации. Да, спасибо за комплимент, потому что мне обязательно нужно показать, что это работает, поэтому приходится придерживаться. Анна Белоглазкина: Спасибо вам большое! Антон Липовский: Мы все увидели. Спасибо! Анна Белоглазкина: Наталья Ермишина, бизнес-психолог, проконсультировала нас, как же легко возвращаться в рабочий режим.