Наталья Наумова: Более 50% школьников копят просто так
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/natalya-naumova-bolee-50-shkolnikov-kopyat-prosto-tak-68887.html
Петр Кузнецов: Наталья Наумова. Наталья, здравствуйте, приветствуем вас. Видим вас.
Анастасия Семенова: Здравствуйте, Наталья.
Петр Кузнецов: Слышите ли вы нас?
Наталья Наумова: Да, доброе утро, прекрасно слышу.
Анастасия Семенова: Доброе.
Петр Кузнецов: Итак, начало отношений ребенка с деньгами – штука, мне кажется, больше индивидуальная, чем какая-то универсальная. Ну нет же такого вот порога: тебе исполнилось 7 лет, сынок, поздравляем, взрослая жизнь началась, вот именно жизнь, в которой можно уже тебя знакомить с деньгами, держи, вот тебе твои первые деньги, или я тебе перечислю на карточку.
Наталья Наумова: На самом деле мы действительно детям предлагаем пользоваться деньгами еще дошкольникам, ну просто даем небольшие суммы денег и позволяем ребенку самому купить себе мороженое, например, объясняем что-то там про то, на что можно потратить деньги, на что нельзя потратить деньги, на что хватает семье, на что не хватает.
А уже начиная с 1-го класса мы, конечно, детям уже даем еженедельную какую-то «зарплату» небольшую, которая позволяет ребенку начать копить, планировать, тратить самостоятельно деньги.
Петр Кузнецов: Но до этого все равно, да, мы раздаем, но... Мне кажется, что многие толком и распорядиться-то ими не могут, вот этими деньгами. Нужно же как-то... Желательно объяснить ребенку азы накопления средств, почему это полезно, на что лучше? Или лучше здесь вот не лезть и не указывать «вот лучше бы на это, сынок»? То есть туда уже, в финансы с ранних лет?
Наталья Наумова: Важно ребенку задавать вопросы, чтобы он сам думал, рассуждал и приходил к выводам. Но родители рядышком должны быть, помогать ребенку принимать решения, помогать ребенку рассуждать, т. е. направлять ребенка.
Если родители будут указывать четко и в чем-то ограничивать, то ребенок нас начнет обманывать, к сожалению, тогда мы совсем потеряем с ним связь. Поэтому нам необходимо все-таки мягко с ребенком беседовать, направлять, помогать, своим личным примером показывать, каким образом можно в чем-то себе, например, в какой-то момент отказать, но чуть позже что-то большее позволить.
Анастасия Семенова: А вот многие нам писали, что копили просто так, – вот с точки зрения психолога это хорошо или плохо? Или все-таки должна быть какая-то мечта, на что вы конкретно копите? Просто так многим может быть не интересно.
Наталья Наумова: На самом деле сейчас действительно более 50% школьников копят просто так, потому что у них, в общем-то, все необходимое есть. Но в какой-то момент у них может возникнуть желание, да, и у них есть подушка безопасности.
Собственно, точно так же необходима эта подушка безопасности и взрослым людям. По статистике мы видим, что в России взрослые хуже, чем дети, справляются с этой ситуацией.
Поэтому это хорошо, что ребята копят просто так, потому что сейчас у них нет мечты, но у них есть зато какие-то накопления, а позже появится какая-то необходимость, они смогут их применить. Это уже подготовка к взрослой жизни.
Анастасия Семенова: А ребенок без мечты – это хорошо разве?
Наталья Наумова: Нет, у ребенка мечта всегда есть, но просто, если в данный момент ребенок не хочет ничего прямо купить, это не повод не копить деньги. Мечта мечтой, а накопления накоплениями. Когда есть мечта и есть цель, это прекрасно, и если ребенок...
Все-таки иногда родители перенасыщают ребенка, да, т. е. у ребенка есть все и ему не нужно ни о чем мечтать, ни к чему стремиться. Здесь тоже очень важно родителям позволять ребенку подождать, потерпеть, потому что именно так сформируется воля, когда мы ждем, терпим, копим, надеемся. Поэтому не надо прямо ребенка полностью, в полном изобилии держать – позвольте ребенку иметь мечту.
Петр Кузнецов: Частично ответили на мой вопрос, но все-таки меня вот что интересует конкретно. Кто все-таки может давать деньги ребенку и по какому принципу? То есть, например, только на день рождения или по каким-то праздникам?
И главное, как раз к вопросу об ожидании («ваши ожидания – ваши проблемы») – как избежать ситуации, когда ребенок ждет не бабушку с дедушкой в гости, а то, что они принесут или подарят?
Наталья Наумова: Да, все-таки важно показывать ребенку вообще своим примером, как мы любим своих родственников вне зависимости от того, могут они нам принести денежку или что-то еще или не могут. То есть нам важно именно своим личным примером показывать о том, как мы ценим, и проговаривать. Дети не всегда догадываются; важно, чтобы родители проговаривали, рассказывали о том, какая большая ценность, что пришел дедушка в гости, как здорово, что он пришел, и неважно, что он там принес или не принес ничего. То есть показываем ценности.
Кроме того, мы ребенку все-таки даем начиная с 1-го класса раз в неделю обязательно какую-то фиксированную сумму денег вне зависимости от поведения или чего-то еще. Это деньги, которыми он может распоряжаться. Но объясняем ребенку, что мы в него верим, что он молодец, что он должен стремиться... Ну то есть мы беседуем с ребенком, но в любом случае небольшая фиксированная сумма у нас еженедельная есть.
Когда ребята у нас становятся постарше, где-то 5–6-й классы, уже здесь ежемесячная сумма, на которую ребенок должен справляться, свои какие-то траты укладывать вот в эти размеры.
И на праздники родители и родственники могут дарить какую угодно сумму денег. Но важно понимать, что большая сумма денег может нести определенные риски, поэтому сопоставляйте эти риски и не подвергайте ребенка опасности.
Петр Кузнецов: Еще один вопрос очень непростой, я понимаю, но тем не менее давайте его разберем. Мне кажется, практически каждый ребенок в определенном возрасте задается этим вопросом: «Почему (например) Петровы богаче, чем мы?» Вот как ему отвечать? Как нужно правильно объяснять? Есть ли какое-то общее правило, общая фраза? Или уйти от ответа?
Наталья Наумова: Нам важно показать ребенку, что всегда есть кто-то более успешный, а кто-то менее успешный, у кого-то больше денег, у кого-то меньше денег, поэтому не нужно сравнивать себя с другими людьми, а нужно сравнивать себя сегодняшнего с завтрашним.
Если хочется больше денег, значит, нужно подумать, каким образом ты сам их достигнешь. А для этого что тебе нужно сделать? А нужно учиться, нужно стараться, нужно работать, нужно развиваться. То есть нам важно показать ребенку, что у него есть шанс изменить ситуацию, если он хочет, и стремление, мечта – это замечательно.
Анастасия Семенова: Отлично! Мне кажется, это главное, объяснить ребенку и быть вместе с ним. Спасибо большое!
Петр Кузнецов: Спасибо!
Анастасия Семенова: С нами на связи была Наталья Наумова, семейный психотерапевт.