Наталья Наумова: «Наша задача сейчас – воодушевить ребенка и поднять его боевой дух»
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/natalya-naumova-nasha-zadacha-seychas-voodushevit-rebenka-i-podnyat-ego-boevoy-duh-68361.html
Антон Липовский: Мы все-таки вопросы, как правильно настроиться, зададим психологу.
Анастасия Семенова: Давай.
Антон Липовский: Детский психолог, детский нейропсихолог, семейный психотерапевт с нами на связи, Наталья Наумова.
Анастасия Семенова: Здравствуйте, Наталья.
Наталья Наумова: Здравствуйте.
Антон Липовский: К чему мы это все подводили? Наталья, да, не столько важны, мне кажется, сейчас знания для нас, вот именно на эту минуту, сколько вот с вами как с психологом процесс моральной подготовки обсудить.
Анастасия Семенова: Да. Все-таки как вести себя и родителям, и школьникам в такой вот напряженный месяц, ровно месяц до экзамена? И даже, когда ты это говоришь, уже прямо страшно самой становится.
Наталья Наумова: Да, действительно, самое главное сейчас – именно наше восприятие действительности, т. е. мыслим позитивно, настраиваемся на лучшее.
Сейчас важно не критиковать ребенка, не ругать, не напоминать ему, что он как-то неправильно готовился к экзамену или что-то еще не так делал, – важно создать благоприятную, такую спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. То есть ребенка подбадриваем, говорим, что «мы в тебя верим», что «ты у нас самый талантливый, самый умный, у тебя все получится».
То есть наша задача сейчас – воодушевить ребенка и поднять его боевой дух, т. е. нам самое главное, чтобы ребенок сам верил, что у него все получится.
Анастасия Семенова: Хорошо, а родителям нужно часто разговаривать с ребенком, каждый день, или это в зависимости от... ? Ну, каждый ребенок индивидуальный же, да, кому-то нужна поддержка, кому-то нет. Родитель же не меньше тревожится, чем ребенок.
Наталья Наумова: Родителям самим нужно прежде всего быть уверенными, что ребенок справится. Ребенок учился много лет в школе, не за один день он всю эту информацию получал, и, конечно же, в голове у каждого ребенка что-то осело и обязательно все получится. Важно, чтобы родители, если могут помочь ребенку, например, взять репетитора или сами позаниматься, как-то обеспечить ребенку спокойную атмосферу, – вот все необходимое нужно сделать, все.
И на этом родители должны понять, что они хорошие родители, они ни в чем не виноваты, они сделали все возможное. Вот именно угрызения совести, ощущение, что они недостаточно хорошие родители, заставляют родителей критиковать ребенка и портить ситуацию, т. е. ребенок у нас будет больше нервничать, соответственно, будет хуже готов, будет хуже концентрироваться внимание и сложнее будет справиться с заданием.
Анастасия Семенова: Хорошо. А нужно ли еще больше нагружать ребенка вот в этот месяц, если, понятное дело, 11 лет учились, «давайте поднажмем, чуть-чуть осталось», «давай тебе еще тысячу репетиторов»? Ребенок уже вообще вот в таком состоянии, не понимает, что происходит.
Наталья Наумова: Да, конечно, все в меру. Заниматься нужно, но и отдых тоже необходим. Просто, если заниматься нон-стоп, то ребенок у нас потеряет вообще любую мотивацию, будет переутомление и может быть даже полное отчуждение и отсутствие интереса, может, даже не сможет сфокусироваться. Поэтому все в меру.
Важно простроить правильный график вместе с ребенком, а лучше, чтобы ребенок сам это сделал, а родители просто посмотрели, проконтролировали, где будет четко расписано, какое время какому предмету будет уделено, когда ребенок будет отдыхать и каким образом.
Очень важно, чтобы в жизни ребенка было движение, т. е. какой-то спорт или хотя бы прогулка на свежем воздухе, приятные эмоции, это встречи с друзьями, какие-то, возможно, музеи, театры, кино, хотя бы чуть-чуть, хотя бы капельку, но тоже необходимы, чтобы ребенок получал...
Анастасия Семенова: Переключение внимания, правильно?
Наталья Наумова: Да, переключил внимание и таким образом смог отдохнуть. Просто, если человек постоянно занимается, то уже внимание замыливается, уже становится не сконцентрировано, и интерес пропадает к жизни, и уже непонятно, для чего так много стараться. Поэтому важно чередовать работу и отдых.
Анастасия Семенова: Хорошо.
А как ребенку-то справиться с той самой тревожностью? Вот день до экзамена, ну если прямо вот-вот, как объяснить ему, как себя родитель должен... ? Сказать, что «у меня тоже это было», «да, это тревожно, это страшно, но ничего, жизнь не заканчивается»? Как сами выпускники говорят, главное – выжить в этот период.
Наталья Наумова: Самое главное, чтобы родители в целом ребенка не критиковали и поддерживали. Можно рассказать о своем опыте, как было тяжело тоже, да.
Но еще есть отличный лайфхак: чувствуем, где у нас тревога сконцентрирована в теле, представляем ее в виде образа и эту тревогу уменьшаем-уменьшаем-уменьшаем в маленькое-маленькое такое зернышко, дунем – и все, как будто бы она ушла. И если мы проделаем так несколько раз, то мы увидим, что тревога становится меньше и мы можем ее контролировать.
Когда мы чувствуем, что у нас все под контролем, а по сути тревога – это наши мысли; если мы мыслим тревожно, то мы и чувствуем тревогу; если мы мыслим позитивно, то у нас будет спокойствие. Когда мы видим, что мы можем контролировать наши эмоции, нам становится намного спокойнее и легче.
Антон Липовский: Поэтому, собственно, те отличники и те люди, которые всегда с легкостью выполняют все задания, то, что было до ЕГЭ, они, как правило, очень уверены в себе и спокойны.
Наталья, вы, кроме всего прочего, еще и детский нейропсихолог. Соответственно, хочется спросить – а есть ли какие-то секреты и какие-то приемы того, как, может быть, свой мозг можно включить в особый режим, может быть, какие-то упражнения? Можете что-то особенное посоветовать сейчас нашей аудитории?
Наталья Наумова: Да, конечно могу. Нам самое главное повысить нейродинамику, т. е. умственную активность, чтобы была лучше концентрация внимания, лучше память работала и все нужное мы вспоминали в нужный момент. Для этого нужно движение. Хорошо перед экзаменом попрыгать-побегать, поотжиматься, если есть возможность (не всегда есть возможность).
Антон Липовский: Так.
Наталья Наумова: Когда нет возможности, на экзамене можно растереть руки, можно прохлопать себя просто вот легкими движениями, и уже мы увидим, что у нас намного, мы становимся внимательнее. Иногда помогает покрутить головой просто, повертеть головой из стороны в сторону: у нас, соответственно, шейная артерия немножко получше начнет работать, кровоток лучше пойдет к головному мозгу, и концентрация внимания и память улучшатся.
Анастасия Семенова: Отлично!
Антон Липовский: Ну что ж, здорово!
Анастасия Семенова: Спасибо вам большое! С нами на связи была Наталья Наумова, детский психолог, детский нейропсихолог и семейный психотерапевт. Спасибо огромное за советы!