Навязанные услуги
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/navyazannye-uslugi-85566.html
Антон Липовский: Пришло время задавать все эти вопросы юристу.
Анастасия Семенова: Да.
Антон Липовский: Виктория Рашина с нами на связи. Виктория, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Здравствуйте, Виктория.
Виктория Рашина: Здравствуйте, доброе утро.
Анастасия Семенова: Доброе утро.
Антон Липовский: Доброе утро.
Анастасия Семенова: Виктория, какие вообще услуги считаются навязанными? Какие бывают виды?
Виктория Рашина: На самом деле любая услуга, которая вам первоначально не требовалась, она может рассматриваться как навязанная.
Вот вы потрясающий пример привели в эфире по поводу авиабилетов. Я буквально вчера приобретала авиабилет, т. е. моя цель – тупо приобрести авиабилет. Тем не менее, когда я уже перехожу к этапу покупки, у меня автоматически проставляются галочки выбора места, выбора страховки, как правило, и то и другое. Эти услуги первоначально я не планировала приобретать, соответственно, они в данном случае считаются навязанными.
То же самое, например, в автосервисе: когда вы приобретаете автомобиль, вам навязывают услугу, например, ту же страховку или навязанный обязательный автосервис у конкретно этого дилера. Либо дополнительные, например, продукты: это может быть комплект резины или иной какой-то продукт, связанный с покупкой автомобиля. Все это будет считаться навязанными услугами.
На самом деле тот федеральный закон, который был принят в первом чтении, уже что-то подобное было в законодательстве. Более того, Кодекс об административных правонарушениях предусматривал уже такую ответственность. Но вот сами формулировки, это, к сожалению, нередко бывает, в законе они настолько размытые, что бизнес смог как раз лавировать в этих размытых формулировках, поэтому мы сталкиваемся ежедневно вот с этими навязанными услугами.
И зачастую простой человек, обыватель, вот которые как раз в эфире сейчас выступали, они не знают, как с этим быть, как себя защитить, как фиксировать. Поэтому здесь, конечно, необходимы элементы правового просвещения населения.
Антон Липовский: Ну вот с мусором что делать?
Анастасия Семенова: Да, или вот с КАСКО, когда покупаешь автомобиль, если ты его берешь в кредит, то обязательно вы должны купить КАСКО, – а законно ли это?
Виктория Рашина: Да. У нас есть обязательный вид страхования, это страхование гражданской ответственности в рамках ОСАГО, конечно, оно является обязательным. Что касается страхования как раз имущества в рамках КАСКО, его очень часто нам навязывают.
Более того, мы можем, например, выбрать страховые организации, где условия более выгодные, но нам навязывают те, с которыми заключены договоры о сотрудничестве у дилерских центров, – конечно, это также будет считаться навязыванием услуг.
Когда я привела пример с авиаперевозками, здесь в чем еще сложность? Вот я сама юрист, я вчера потратила, наверное, минут 10, чтобы разобраться, где мне отменить эти галочки.
Антон Липовский: Это точно.
Виктория Рашина: То есть где они, на каком этапе они проставляются?
Антон Липовский: Они же так еще завуалированы...
Виктория Рашина: Они проставляются автоматически, и без определенной сноровки достаточно сложно убрать эти галочки, чтобы вернуть первоначальную стоимость билета.
Что касается дилерских салонов, много судебной практики связано с тем, что как раз различные условия навязанных услуг прописываются в договорах мелким шрифтом, людей не посвящают при подписании договоров, т. е. скрывают условия по дополнительным, по навязанным услугам. Это еще может быть квалифицировано в т. ч. как обман потребителей, введение граждан в заблуждение при приобретении определенных товаров или услуг.
Практика в общем и целом судебная складывается в пользу потребителей. Сам по себе закон «О защите прав потребителей» неплохо нас с вами защищает. Но часто обращения в суд, обращения к юристам люди предпочитают избегать, это, наверное, основная проблема, почему нам продолжают навязывать услуги, продолжают вводить нас в заблуждение, потому что мы, к сожалению, предпочитаем не идти дальше, не идти до конца, не защищать свои права.
Анастасия Семенова: А можно прямо тут вопрос от телезрителя?
Антон Липовский: Давайте.
Анастасия Семенова: «Четвертого ноября я приобрела автомобиль, при этом мне были навязаны страховка, КАСКО, помощь на дорогах, страховка жизни и здоровья. Все это обошлось мне в 300 тысяч, которые включаются в кредит на 5 лет. Если я от этого откажусь, то машину они мне не продадут». Вот как тут быть? Идти к другому... ? Если они уже продали и купили эту машину, можно ли вернуть? Деньги за КАСКО можно же возвращать.
Виктория Рашина: В этом случае, да, необходимо сначала в претензионном порядке, в досудебном порядке попробовать обратиться, описать свои требования, что услуги были навязаны.
К большому сожалению, автодилеры нередко не отвечают на досудебные претензии. Вот сейчас по одному из похожих дел я как раз обращаюсь в суд в интересах гражданки, которая также приобретала автомобиль у дилера, и были навязаны дополнительные услуги. Там скидка на автомобиль зависела от того, приобретет ли потребитель дополнительную услугу, в т. ч. вызов эвакуаторщика, обязательный автосервис конкретно в этом салоне... Конечно, это все навязанные услуги.
В этом случае необходимо, как я сказала, сначала с претензией обратиться, потом в судебном порядке требовать расторжения вот этих договоров (это обычно дополнительные договоры), требовать их расторжения и возврата денежных средств в связи с тем, что услуги были навязаны.
Анастасия Семенова: А сколько времени на это уходит?
Виктория Рашина: В среднем, если так вот считать, от полугода, поскольку в среднем по крайней мере в Центральном регионе, Москва, Санкт-Петербург, суды очень загружены, проходит в среднем одно судебное заседание в месяц. Если другая сторона активно участвует в судебном процессе, пытается защитить свою позицию, судебный процесс затягивается. Ну вот в среднем до полугода занимает судебный процесс по защите прав потребителя.
Анастасия Семенова: А кредит ты в этот момент продолжаешь платить, процентики-то капают.
Антон Липовский: Да, конечно.
Смотрите, в случае с авиа- и ЖД-билетами, вот вы сказали, хороший пример, – там же наша невнимательность, там же галочка стояла, ну мало ли, что вы не нашли, как ее снять... ? Или это тоже можно как раз... ?
Виктория Рашина: Вот как раз новый проект федерального закона, я думаю, что он точно будет принят, как раз и говорит о том, что нельзя будет за потребителя автоматически проставлять эти галочки. Это касается не только авиаперевозок но и любых других сервисов, на которых мы приобретаем, например, онлайн: галочки очень часто проставляют за нас.
Вот это по новому правилу будет запрещено делать. То есть меня могут уведомить, это может быть всплывающее окошко дополнительное, что «вы можете дополнительно», например, «сейчас со скидкой приобрести место себе в самолете, заранее выбрать» или «вы можете дополнительно приобрести страховку».
Антон Липовский: Только тогда, уже по факту...
Виктория Рашина: Но автоматически проставлять галочки, за это будут отдельно штрафовать.
Анастасия Семенова: Виктория, очень часто сталкиваешься, когда покупаешь ЖД-билеты, что ты должен указать свой номер телефона и электронную почту. Понятно, что это не навязывание услуг...
Антон Липовский: А потом начинается...
Анастасия Семенова: Но потом... То есть это твои персональные данные – почему без этого ты никак не можешь купить билет? А потом тебе начинают в почту сыпаться какие-то акции и предложения.
Антон Липовский: Вообще, история с личными данными насколько в принципе... ?
Анастасия Семенова: Тут-то как защищаться?
Виктория Рашина: Это действительно отдельное федеральное законодательство в части защиты персональных данных, и бизнес и корпорации, организации, которые собирают таким образом персональные данные, они включаются в специальный реестр Роскомнадзора, являясь как раз операторами обработки персональных данных.
Ежегодно у нас законодательство ужесточается, и у них в организациях должны быть приняты определенные документы, в которых прописано, как охраняются персональные данные, кто отвечает за обработку персональных данных. К сожалению, утечки случаются, и на самом деле не всегда, например, с сайтов РЖД или с сайтов авиакомпаний. К сожалению, мы все знаем, что есть черный рынок продажи персональных данных.
Когда вы приобретаете авиабилеты, действительно, вы вводите свои данные, электронную почту либо номер мобильного телефона, чтобы с вами могли связаться. Для чего? Например, рейс отменился, рейс задержался...
Антон Липовский: Здесь-то понятно. Но потом используется и в других же целях...
Анастасия Семенова: Агрессивная реклама.
Антон Липовский: Очень агрессивная.
Виктория Рашина: ...о том, что вы согласны на получение рекламы, вам она будет приходить. Но галочку эту можно не проставлять, и тогда будете получать только уведомления касательно вашего рейса.
Анастасия Семенова: Виктория, спасибо вам большое! Виктория Рашина с нами была на связи, юрист.
Антон Липовский: Благодарим вас!
Анастасия Семенова: Даже вот Виктория, юрист, 10 минут потратила времени, но главное – его потратить, разобраться и никуда не торопиться, чтобы потом не встретиться с этими ненужными услугами.
Антон Липовский: Да. И мы понимаем, что все-таки это занимает время, это отнимает сколько-то сил, но по крайней мере свои права можно отстаивать. Ну и, насколько я понимаю, через суд это все все-таки компенсируется.
Анастасия Семенова: Да, много времени, сказала Виктория, от полугода, но все равно возможно.