Петр Кузнецов: А вот еще такое нетривиальное мнение: «Не люблю музеи, потому что по жизни бегу не оглядываясь, не люблю прошлое». Мария Карпова: Может быть, вы не бывали в музее под открытым небом? Петр Кузнецов: А как, подожди? Музей под открытым небом – это не совсем... Я бы даже сказал, что современный музей под открытым небом – это даже не про прошлое, а про будущее. Мария Карпова: Но в тесной связке с прошлым. Петр Кузнецов: Безусловно, потому что без прошлого невозможно будущее. Мария Карпова: Мне кажется, наш следующий герой, наш эксперт расскажет об этом сейчас чуть больше. Татьяна Толстоусова с нами на связи, старший научный сотрудник Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы». Татьяна Николаевна, здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Татьяна Толстоусова: Здравствуйте. Мария Карпова: Во-первых, я так понимаю, что музей можно поздравить с 60-летием, да? В этом году исполняется ровно 60 лет, правда же? Петр Кузнецов: Ого! Поздравляем вас! Татьяна Толстоусова: Да, действительно, в этом году нашему музею исполнилось 60 лет. В 1964 году 5 июня музей был создан, и теперь мы большой развивающийся комплекс под открытым небом. Мария Карпова: А вообще, вот если можно как-то коротко рассказать, как музей появился, для тех, кто не так силен в истории, почему именно на этом месте, почему именно в 1964 году? Татьяна Толстоусова: Дело в том, что в середине прошлого века встал вопрос о сохранении деревянного зодчества (дерево – материал недолговечный), и на территории Советского Союза стали создаваться по местному принципу, по региональному принципу музеи под открытым небом, чтобы сохранить именно то, что сохранилось из построек из дерева. И в окрестностях Новгорода было выбрано живописное место создателем нашего музея, одним из создателей Леонидом Егоровичем Красноречьевым, место, где Волхов вытекает из Ильменя и живописное озеро Мячино. Вот тут вот, рядом со Свято-Юрьевым мужским монастырем, появился музей под открытым небом, который впоследствии получил название «Витославлицы» по названию села, которое здесь существовало аж в XII веке. Мария Карпова: Как изменился музей за это время? С чего вы начинали и куда пришли? Мне кажется, лучше всего это отражает такой средний портрет посетителя музея. Как вот он изменился и как меняется с годами? Татьяна Толстоусова: В 1964 году сюда перевезли первый памятник, это церковь из села Курицко. На сегодняшний день у нас уже 30 собранных построек, еще четыре ждут своей сборки. Музей не стоит на месте, музей развивается, постоянно у нас происходят различные мероприятия. В течение года мы проводим 15 этнографических праздников, где не только можно увидеть крестьянский быт второй половины XIX – начала XX вв., но и самим посетителям попробовать себя в роли крестьянок, хозяев домов, выполнить какие-то работы крестьянские. Ну а что касается посетителей, то посетители сейчас, в данный период времени, очень разнообразные у нас категории. Но могу сказать, что все больше и больше приходят семьи с детьми и молодежь, которым интересна именно тема того, как жили раньше, как жили не только их бабушки и дедушки, но даже уже прабабушки и прадедушки. Мария Карпова: А говорят, что молодежь не затащишь в музеи... Петр Кузнецов: Вот в связи с этим, да, знаете, какой вопрос? Татьяна, а вы допускаете, скажем так, впускаете на эту территорию новые технологии? Они же сейчас вокруг, без них, казалось бы, никуда. Или как раз вот у вас здесь принципиальное «нет»? Мария Карпова: Ты думаешь, что телефон отбирают на входе? Петр Кузнецов: Ну не знаю, съемка с дронов, какие-то технологии, позволяющие быстрее передвигаться посетителям... ? Робототехнические какие-то комплексы? Татьяна Толстоусова: Вы знаете, что касается съемок с дронов, конечно, у нас до определенного времени это было достаточно свободно, нужно было только получить разрешение и пожалуйста. В данный период времени немножечко проблематично. Что касается передвижений на современных средствах транспортных, будь то велосипеды или самокаты, у нас это, конечно, запрещено, потому что все-таки у нас деревенская улица, у нас аутентичные постройки, у нас экспозиции, посвященные именно крестьянскому быту. Территория у нас действительно очень большая, но, вы знаете, могу вам сказать, что сюда приезжают не только чтобы посмотреть, как жили наши предки, но и просто провести время в атмосфере природы, красоты. У нас очень красивая территория, занимает у нас музей 34 гектара, у нас потрясающие заливные луга, старые ивы, которым более 100 лет... И конечно же, вот сюда приезжают... Молодежи интересно, конечно же, какой-нибудь контент для своих соцсетей, поэтому здесь у нас его вполне достаточно. И телефоны на входе мы, конечно же, не отбираем. Мария Карпова: Что в принципе тоже хорошо. Если их интересует только контент, тоже хорошо: пусть лучше такой контент интересует, чем что-то другое. Петр Кузнецов: Ну конечно: они видят то, что они до этого вообще нигде не видели, совершенно другой мир. Мария Карпова: Это правда, да. Татьяна Николаевна, спасибо вам большое! Петр Кузнецов: Спасибо большое! Мария Карпова: Татьяна Толстоусова была с нами на связи, старший научный сотрудник Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы». Петр Кузнецов: Еще раз с большим юбилеем ваш музей! Очень много сообщений за это время. Может быть, заглянем в WhatsApp, посмотрим фотографии? Мария Карпова: Да-да, я уже видела. Петр Кузнецов: «Любимый музей, – пишет из Татарстана телезрительница, скорее всего, – музей Надежды Дуровой, кавалерист-девицы, в Елабуге». «Если музей под открытым небом, это там, где экспонаты сотворила сама природа», – телезритель пишет из Хакасии. То есть если это так, то в такой музей пойдете или поедете? «В Перми много музеев. Цены, правда, высокие. Очень плохо, когда в музей и в филиал с продолжением экспозиции надо покупать второй билет». Мария Карпова: Кстати. Петр Кузнецов: «При этом скидок пенсионерам в музеях у нас нет». Безобразие! Везде, везде есть скидки, должны быть, в Перми тем более много музеев. Разберемся. Мария Карпова: Ну правда, вот я недавно была... Не буду называть город, но это правда очень известный музей под открытым небом, это кремль, но не московский... Дорого. Петр Кузнецов: Что за загадки? Мария Карпова: Дорого, по-моему, 600 рублей, как-то так. Если... Ну хорошо, у меня нет льгот... Пришло несколько сообщений от симпатичного мужчины с зеленой аватаркой... Петр Кузнецов: Ого! Духи-то действуют! «Симпатичный» – за 3 года впервые слышу. Мария Карпова: Ладно, Петр, рассказывай. Я показываю, ты пока рассказывай, что это, где это. Петр Кузнецов: Никола-Ленивец. Не в качестве рекламы, просто давно слышал о нем, и вот мы оказались там. Я слышал, что просто какие-то невероятные объекты посреди поля, идешь, бац! – что-то вырастает. Здесь тоже объекты природного характера, безусловно, все это арт-объекты... Это не арт-объект, мне просто понравилась картина... Мария Карпова: А, извините. Петр Кузнецов: Вот, например. Идешь-идешь, смотришь... Там можно жить в разных домах тоже, каждый дом – это творение какого-то определенного художника или дизайнера... Можно с палаткой туда приехать, есть определенные места... И вот ты идешь, там огромное-огромное поле, вышел из дома, туда пошел, туда пошел... Мария Карпова: Ой, вы не светите номер-то... Петр Кузнецов: И ты вдруг идешь и видишь вот такую пальму. Причем вот эта конструкция, там, знаешь как, несколько слоев. Например, вот самый верхний, тут просто не видно, только пластиковые бутылки, до этого, по-моему, просто дерево... Ну то есть с символом. И что самое интересное, ты оказываешься... Здесь нет объяснения, т. е. вот что ты видишь, ты долго стоишь, смотришь, можно внутрь зайти, и ты сам думаешь, а к чему это, что хотел сказать автор... Это дико интересно! Мария Карпова: Удивительно! Смотрите, это же надо было сначала соорудить вот эту вот конструкцию, а потом сколько лет прошло, пока пальмы выросли здесь вот, на макушке! Петр Кузнецов: Мы понимаем, что это вполне себе неплохая шутка, но, в общем-то, задумывал многое художник. Еще раз: по-моему, названий нет у объектов, и правда очень много можно смотреть. На следующий день придешь и что-то уже другое видишь. Мария Карпова: Так, еще давайте покажем, что ты тут нам нафотографировал. Петр Кузнецов: Это вот внутри, это внутри там стол, я не помню, что на нем написано, какой-то девиз, что-то там про смысл жизни... А: «Мечтая о счастье, не делай несчастными других». Просто стол, все, на нем ничего нет. Ты подходишь к нему, читаешь, задумываешься. Мария Карпова: А, ну все. Ты одно и то же наприсылал. Петр Кузнецов: Нет-нет, еще. Мария Карпова: А, ну вот. Петр Кузнецов: А, это знаменитый Бобур. Он встречает как раз у входа, по левой стороне если вы будете ехать. Тоже вот о чем, кто что видит, я все время хобот вижу... Мария Карпова: Да, мне тоже показалось, что как будто бы много слонов. Петр Кузнецов: Кажется, что это какой-то фантастический... Там такая вот конструкция, металлический каркас, и вот он обшит вот такими прутьями. Интересно. Мария Карпова: Друзья, наши телезрители, кто тоже был в Никола-Ленивце, присылайте ваши фотографии, рассказывайте, как вам, понравилось не понравилось, видели ли там Петра. И не только в Никола-Ленивце – пишите вообще, бывали ли в музеях под открытым небом, может быть, посещаете их регулярно, какие. Петр Кузнецов: В чем их отличие? Почему вам нравится? Мария Карпова: Как их еще можно назвать? Парки, музейные парки... Какие можно посетить в вашем регионе, в вашем городе? Петр Кузнецов: Порой не сразу отличишь, это парк или это музей под открытым небом. Что называть музеем под открытым небом? Любой парк может человек назвать у себя во дворе музеем под открытым небом, потому что он с историей, например. Мне кажется, здесь тоже это интересно, у каждого есть определение музея под открытым небом. Пожалуйста, вот из Смоленска привет передают тем, кто в Перми жаловался на отсутствие льгот: «Каждое последнее воскресенье месяца у нас пенсионеры посещают музеи бесплатно», – видимо, вы этим пользуетесь, спасибо. Мария Карпова: Отлично. «Всем, кто будет отдыхать на курортах Минеральных Вод, советую посетить экскурсию на Архыз. Там есть замечательный историко-археологический музей под открытым небом», – вот наша телезрительница даже сфотографировалась. Напомню, это Минеральные Воды, Архыз. Петр Кузнецов: Да, такое что-то... Мария Карпова: Средневековое, да, Петр? Петр Кузнецов: Древнескандинавское что-то такое. Мария Карпова: Похоже, похоже. На Псков похоже. Петр Кузнецов: «В Тобольске красивейший кремль, единственный каменный за Уралом», – пишет нам телезритель из Тюменской области. «У нас есть «Городок сказок» для детей, там собраны герои сказок и мультфильмов. Детям очень интересно!» – Ханты-Мансийский автономный округ. Мария Карпова: «Недавно ездили в Карелию и посетили Кижи. Остались в полном восторге!» – семья Савченко из Саратовской области нам прислала такую фотографию. Ну вот вы прямо угадали, потому что с нами на связи Дмитрий Дюгай, начальник службы информации музея-заповедника «Кижи». Дмитрий, здравствуйте. Дмитрий Дюгай: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Мария Карпова: Дмитрий, ну действительно, когда говоришь о музеях под открытым небом, ну вот Никола-Ленивец первым приходит в голову, ну и, пожалуй, Кижи. Петр Кузнецов: А у меня еще «Этномир». Мария Карпова: «Этномир», да, согласна. Петр Кузнецов: Кижи тоже в тройке. Мария Карпова: Насколько сложно такому известному комплексу держать планку? К вам ведь еще очень много туристов приезжают не один раз, а буквально каждый год. Как удается их каждый раз чем-то удивлять, чем-то привлекать, завлекать? Дмитрий Дюгай: К нам люди возвращаются постоянно, к нам возвращаются люди не один год подряд. Держать марку, конечно, достаточно сложно, потому что это остров, он сильно удален от больших городов. И в этом же наше преимущество: к нам люди едут за покоем, за тишиной, за гармонией, за смыслом жизни, для того чтобы перезагрузиться, приобрести новые силы, и, скажем так, за очищением души. Поэтому острову нужно соответствовать: у нас должно быть красиво, у нас должно быть безопасно. И кроме того, мы должны не просто поддерживать в хорошем состоянии наши памятники, не только реставрировать, консервировать памятники деревянного зодчества, но и сохранять ландшафт, потому что остров Кижи всегда славился не только красотой своих памятников, но и тем, как они гармонируют с окружающим пейзажем, Кижскими шхерами. И более того, нужно, чтобы этот ландшафт не был статичным: мы воспроизводим там картины жизни прошлого, и это часть той атмосферы, за которой вновь и вновь приезжают наши гости. Мария Карпова: Это удивительно, потому что в вашем музее, в вашем комплексе ведется ведь еще и научная деятельность, да? Не только просветительская. Дмитрий Дюгай: Да. Мария Карпова: Почему это важно для музея? Дмитрий Дюгай: Научная деятельность – это в принципе основа любой выставки, любой программы, любой акции, любой исторической реконструкции, потому что если мы будем опираться на свои представления о прошлом, мы ошибемся сами и введем в заблуждение наших посетителей. Принцип любого музея – это аутентичность, поэтому без глубокого изучения прошлого, без знакомства с нематериальным наследием, т. е. с обрядами, обычаями, фольклором, с хозяйственными занятиями, невозможно сделать так, чтобы посетитель действительно чувствовал, что, приезжая на Кижи, он совершил путешествие во времени. Это не должно быть инсценировкой – это должно быть точное воспроизведение того, что было раньше, на основе того, что мы точно знаем. Мария Карпова: А какие-то открытия, я не знаю, научные сенсации в принципе еще возможны, или настолько уже все изучено, изведано, что уже открывать некуда дальше? Дмитрий Дюгай: Это совершенно неисчерпаемая тема, потому что Заонежье было заселено очень давно, колонисты из Новгорода пришли в XII веке. На острове сохранились древнерусские былины, т. е. наиболее полное собрание сохранилось именно у нас, потому что здесь было меньше всего изменений, здесь лучше сохранялась традиция. И кроме того, у нас очень много секретов хранят даже сами памятники. Если даже не говорить об исторических загадках, о том, что хранится в прошлом, которое не оставило особых материальных свидетельств, даже наши памятники – это во многом еще загадка для реставраторов. Даже реставрация Преображенской церкви, это, наверное, одно из самых масштабных мероприятий такого рода в мире, потому что это один из самых больших, сложных по конструкции традиционных деревянных сооружений в мире, – и в нем все равно до сих пор, уже после завершения этой реставрации, остаются загадки, которые до конца реставраторы разрешить не могут. Потому что наши предки, те, кто строил его, делали это во многом по наитию, но в этом своем наитии были настолько гениальны, что, например, некоторые конструкции работают уже на протяжении более чем 300 лет, работают до сих пор, хотя по всем современным представлениям они этого делать не должны. Мария Карпова: Спасибо большое, Дмитрий! Дмитрий Дюгай был с нами на связи, начальник службы информации музея-заповедника «Кижи». Спасибо большое, Дмитрий!