Петр Кузнецов: Поговорим о ЖКХ, о платежках, есть повод. На днях наша прекрасная коллега Александра, что значит «коллега»? Шеф-редактор наш чудесный (я вот, честно говоря, с Александрой только работал на неделе) рассказала о космических платежках: за февраль и март она якобы должна почти 73 тысячи долларов, думаешь? Нет, рублей пока еще. Вот, смотрите, это платежки, вот они приходят. Живешь себе, живешь. Александра, сколько? Живешь себе, живешь. Пять, да? Семь, пять, семь, и тут – 37, 35, а в сумме уже 73, плюс-минус. Мария Карпова: Зная Александру, вполне могла уйти на работу и забыть выключить воду. Петр Кузнецов: Основная строчка расходов связана с водоснабжением, если вы не успели заметить. Мы попытались действительно понять, сколько нужно часов в день принимать душ, чтобы такие суммы натекли. Обратите, пожалуйста, внимание на изящный каламбур «суммы натекли». Но у нас не получилось. Мария Карпова: Александра могла мыть машину этой водой. Петр Кузнецов: Как? Машину в ванной? Мария Карпова: Не знаю, я накидываю варианты. Петр Кузнецов: Все представили машину в ванной? Мария Карпова: Нет, с ведрами. Петр Кузнецов: Наполнять, идти, наполнять, идти, наполнять. Нет, даже если воду включить, вот прям она будет течь весь месяц, февраль короткий, не получится, мы считали. Кто это считал? Мария Карпова: Варианты закончились. Петр Кузнецов: Они что, я прошу прощения, за дурочку Александру, что ли, принимают? Мария Карпова: А, может быть, у Александры дома аквапарк? Петр Кузнецов: Вот, может быть, мы что-то и не знаем. Уверены, ни одна Александра получает такие сюрпризы зимне-весенние. Поэтому, друзья, в этой части рассказывайте о своих, рассказывайте о том, как вы оспаривали явно завышенные платежки, а мы пока узнаем, как все это можно предотвратить, потому что само появление такой платежки, ну, такое себе, конечно. Тем более в такой-то период, февраль, март, и так настроение не очень. Валерий Мамчур, руководитель регионального центра компании «ЖКХ Контроль» у нас в студии. Мария Карпова: Здравствуйте, Валерий. Петр Кузнецов: Валерий Михайлович, доброе утро. Валерий Мамчур: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Ой, у вас какой-то необычный путь. Мария Карпова: Ой, как-то необычно. У меня сбились настройки. Петр Кузнецов: Вот это да, доброе утро. Валерий Мамчур: Я решил с этой стороны зайти. Петр Кузнецов: Спасибо, да, вот нам бы, давайте с этой же, с другой стороны на ЖКХ тоже зайдем. Вот, кстати, эти платежки, они в оригинале. Я понимаю, что здесь, наверное, нужно изучать все, обычные документы? А вы сразу посмотрели, на самом деле, не подложные ли документы? Валерий Мамчур: Я смотрю, единый платежный документ города Москвы. Кстати, всем доброго утра, хорошего продуктивного дня. Петр Кузнецов: Если, конечно, есть бегло что-то, дать какую-то аналитику, сумма в 5 раз больше, это как? Валерий Мамчур: Смотрите, всегда нужно смотреть предыдущую платежку тоже. То есть тот, кто делает аналитику, чтобы не обманули, кстати, чтобы мошенники тоже вам не подбросили какую-то квитанцию левую со штрих-кодом. Соответственно, смотрите, тот, кто следит за своим потреблением, тот в принципе знает сколько был предыдущий месяц, сколько был предыдущий месяц, то есть у него бюджет уже довольно-таки распределен. Петр Кузнецов: Да, конечно. Валерий Мамчур: Он знает, что данная квартплата у него будет такая-то. Соответственно, как только возникает такая сумма в платежках, возникает вопрос «почему?». Петр Кузнецов: Космические. Валерий Мамчур: Космические. Я скажу так. Петр Кузнецов: Это не 500 рублей переплата. Валерий Мамчур: Первое, конечно, это очень удивительно, что в платеже существуют за воду, но в любом случае, чтобы не быть голословным, надо смотреть и делать аналитику документов, и делать запрос, потому что иногда бывает технический сбой в самой программе, допустим, центр единый, допустим, центр расчетный, если это он осуществляет расчет по задаче управляющей компании или ТСЖ, управляющей организации, если сама управляющая организация производит расчет, необходимо сделать запрос к ним и попросить: «Расшифруйте, пожалуйста, из чего?». Петр Кузнецов: Вы не перепутали мою квартиру с заводом? Валерий Мамчур: Да. «Вот мои показания счетчика, вот, пожалуйста, они, вот я подавала прошлый месяц, вот у меня все есть. Почему у меня такое?». Должны дать четкий ответ. И мало того, скажу, что на этом еще можно не то что заработать, а получить хорошее вознаграждение за свою бдительность. Ведь по закону, если вам насчитали неправильно, неправомерно, соответственно, вы можете получить деньги в виде штрафа от управляющей компании, которая насчитала неправильно, по-моему, 50% от суммы. Но, конечно, требовать нужно после того, как вы оплатили. Вы сначала оплатили, а потом требуете. Петр Кузнецов: Вот эту сумму нужно оплатить, а потом только заработать? Валерий Мамчур: Эту сумму оплачиваете, а потом вы говорите: «Вы же неправильно...» Петр Кузнецов: 73 тысячи рублей, наверное, лучше без штрафа тогда. Потом еще и возвращать долго будут. Валерий Мамчур: В любом случае, управляющие организации прекрасно понимают, что здесь, что написано пером, то не вырубишь топором. Если написана одна сумма, и она не бьется в расчетах, конечно же, они будут обязаны сделать перерасчет, почему? Потому что они же что пойдут дальше? Скажут: «Вот есть у вас долг». Петр Кузнецов: Нет, смотрите. Ладно, за один месяц ошибка, там же и за второй, еще выше сумма. Мария Карпова: Я понимаю, сумма была бы, не знаю, две тысячи даже. Петр Кузнецов: Переплата, да. Мария Карпова: Но когда речь идет о 70 и больше тысячах, то, конечно, я не думаю, что все располагают такими средствами, чтобы оплатить все-таки этот счет. Петр Кузнецов: Тоже верно. Мария Карпова: Да. Поэтому можно как-то решить и до того? Валерий Мамчур: Правильно. Я же еще раз повторюсь. Когда у вас в руках появилась квитанция с такими суммами, вы сначала должны сделать свой расчет, то есть контррасчет, посмотреть предыдущие свои показания, сколько вы платили, и сказать, что здесь сумма неверная, то есть вы уверены, что она неверная, а не так, что получается, вы не платили, не платили, вам квитанции не приходили или вы их не забирали, а потом вы раз там в год взяли, вытащили квитанцию: «Ух, почему у меня такая сумма большая?». Потому что вы не платили целый год, понимаете? Если вы добропорядочный гражданин, который платит ежемесячно, все как положено, тогда вы можете обратиться в управляющую компанию с требованием указать, какими расчетами они руководствовались при расчете этой суммы, они должны дать, это раз. А второе, у них же возникнет вопрос потом, у управляющей организации, либо у ТСЖ, кто управляет домом, они могут предъявить претензии, что вы не оплачиваете, поэтому они могут обратиться в суд с расчетами. Но опять же, суд – это же не гражданин, который иногда, зачастую, он не обладает знаниями в этом, и в расчетах, и всем. Поэтому в суде они будут обязаны предоставить все документы, принесут все расчеты, какие квитанции оплачивались, и тогда, можно сказать, нерадивые расчетчики сразу же поймут, что это фиаско, все, там даже не стоит идти. Петр Кузнецов: Да-да-да, Валерий Михайлович, спасибо большое за этот комментарий. Как мы уже сказали, явно не единый случай, поэтому давайте послушаем наших телезрителей и их историю разобьем и разберем. Мария Карпова: Да, Марина, здравствуйте. Петр Кузнецов: Марина, Саратов. Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Да, доброе утро. Зритель: Я Марина из Саратова. У нас весь Саратов стонет. Нас переслали по капремонту из ЖКО в отдельную организацию. И вот я жила себе восемь или девять лет, у меня не было никаких задолженностей, вдруг у меня задолженность выходит 25 тысяч. Доказать это вообще невозможно. Вышел закон, что там за последние три года они могут только удержать, но они отмахиваются и очень хитро. Они пишут, значит, с 2014 по 2024 год у меня вот эта задолженность. И я даже не знаю, что мне делать. Я не очень разбираюсь в законах, платить – не платить. Но сами понимаете, 25 тысяч – это огромная для меня сумма, я пенсионерка, я не жалуюсь, я просто хочу справедливости. Вот такой у нас капремонт в Саратове. Петр Кузнецов: Мы для этого здесь и собрались, да. Похожая, да, история, механизм тот же? Валерий Мамчур: Нет, смотрите, здесь фонд капитального ремонта. Фонд капитального ремонта – это отдельная, можно сказать, услуга, это отдельно капитальный ремонт, который собирается непосредственно, можно сказать, государством. То есть, если вот эта квитанция зависит от управляющей организации, счетчики, текущие показания счетчиков, предыдущие, это все складывается, то есть они подают эти показания, то капитальный ремонт – это формирование регионального оператора. Региональный оператор в соответствии с законом и какой у них действует тариф по их региону, он их насчитывает в соответствии с квадратными метрами. И более того скажу, хорошо, что эта тема поднялась, тот, кто покупает квартиру сейчас, учтите, что долги за жилищно-коммунальные услуги на нового собственника не распространяются. Петр Кузнецов: Это важный момент. Валерий Мамчур: Это важно. Но когда вы купили квартиру и думаете, что вы получили свидетельство о собственности, то есть выписку, вы стали собственником, и капитальный ремонт вы тоже не будете платить – нет. Капитальный ремонт, если там был долг 50, 20, 30, 40, 100 тысяч, вы будете обязаны платить как новый собственник, на вас это будет распространяться, то есть долг предыдущего собственника будет ложиться на вас. Поэтому перед покупкой квартиры, пожалуйста, сделайте запрос в фонд капремонта, где вам четко ответят, что по данной квартире, допустим, есть ли задолженность или нет. Потому что вам потом придется платить. И вот эти квитанции, которые вам придут, может прийти за квартиру в 20, в 50, в 60 тысяч, вы будете возмущаться. Но по закону действительно будут правы, кто начисляет, поэтому надо держать руку на пульсе. Мария Карпова: Из Московской области пишут наши телезрители: «Замучаешься доказывать. Все равно правы в ЖКХ, платежи баснословные». Насколько сложно доказать? Валерий Мамчур: Всегда не стоит огорчаться, и с таким подходом все пропало, ни в коем случае. Перво-наперво у нас есть государственная жилищная инспекция – это вообще по России, по Московской области – это Главное управление содержания территории. У них есть юристы, экономисты, которые могут произвести сверку и проверку и сделать запрос управляющей компании по вашей квитанции. Если вы видите, что квитанция такая, что, извините за выражение, волосы дыбом на голове становятся, берете квитанцию и отправляете обращение в государственную жилищную инспекцию. И мало того, допустим, есть общественные организации, как, допустим, «ЖКХ Контроль», которые могут проконсультировать, помочь, это все бесплатно. Общественные палаты у вас есть в городах, где есть комиссии по ЖКХ, можно тоже туда обратиться, вас проконсультируют там бесплатно. И если вы говорите, что невозможно доказать, да все возможно. Если вы чувствуете, что вы правы, и действительно у вас расчеты все верные, вплоть до того, что просто взять, оплатить юриста, адвоката, который будет отстаивать ваши интересы, подаст иск в суд, и эти деньги вам потом компенсируют, как ваши траты на доказательства, то есть на поиск правды. Петр Кузнецов: Да-да-да, все это будет заложено. Наши корреспонденты спросили жителей разных городов «Были ли у вас проблемы с неправильными начислениями за ЖКУ?». Конечно, были. ОПРОС Петр Кузнецов: Мнение людей на улицах, это не мнения, это истории, еще больше на нашем СМС-портале. О фокусах с оплатой пишут нам из Москвы, так начинается сообщение. «Месяц назад такая же беда была с оплатой вывоза мусора в дачном кооперативе и поселении деревни Вялки. Людям оставляли платежки на почте в другом населенном пункте. В феврале в итоге стали приходить счета до 50 тысяч и штрафы и пени». То есть им не приходили на их почту, куда-то туда, в буферную зону, скажем так. Мария Карпова: Другой населенный пункт. Петр Кузнецов: И получилось так, что в итоге они должны. Это тоже можно доказать, да? Валерий Мамчур: Хотелки, конечно, но есть закон, где... Петр Кузнецов: Не хотелки, а Вялки, деревня. Валерий Мамчур: Понятно, но хотелки, я имею в виду те, кто начисляет, соответственно, они взяли, начислили, они должны были обеспечить квитанциями. По закону они обязаны эти квитанции ежемесячно предоставлять для оплаты. Более того, если будет доказано, что квитанции не предоставлялись, никакие пени, особенно если есть какие-то начисления такого рода, которые могли бы подстегнуть собственника побыстрее платить, никаких пеней не должно быть. Но самое главное, чтобы вы были уверены, что действительно не приходили. Потому что иногда просто люди не берут квитанции, хотя знают, где они, допустим, у председателя, либо же на проходной. В основной своей массе в общежитиях они лежат на проходной, кто там сидит, консьерж или охранник, сложены в стопочку, можно выбирать. Поэтому, если вам не приходили квитанции, конечно же, это повод не платить вот эти все пени. Ну, конечно, если вы пользовались, вы же пользовались определенными видами услугами, но не платили, тогда оплатите то, что вы считаете, чем вы пользовались. Петр Кузнецов: По объему работы. Валерий Мамчур: Совершенно верно. Вы оплатили, вплоть до того, что в квитанции так и указать, что так-то и так, без учета пени. Петр Кузнецов: А не долги, да. Валерий Мамчур: Конечно. Петр Кузнецов: Валерий Михайлович, значит, еще один момент по тому, что лишнего можно обнаружить в платежке. В прошлом году, по-моему, законопроект о запрете включения в квитанции ЖКХ доп. услуг без согласия собственников квартир, а именно оплаты работ консьержа и кабельного телевидения, прошел рассмотрение, был одобрен Правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Вопрос, а что сейчас, действительно, без нашего ведома это? То есть до этого без нашего ведома это могло происходить? Мария Карпова: Можно было, да, включить. Петр Кузнецов: Радиоточка, антенна, то есть тут что-то появляется, и мы уже, соответственно, платим автоматически, не зная этого. Валерий Мамчур: Радиоточка, допустим, она еще с тех времен... Мария Карпова: Допустим, да, как пример. Петр Кузнецов: Это я из другой категории перекинул, да. Валерий Мамчур: Радиоточка – это такое... Петр Кузнецов: Я пытаюсь за это короткое время понять, что можно вычеркнуть сегодня смело из платежки. Валерий Мамчур: Во-первых, можно смело вычеркнуть, скорее всего, у вас будет включено туда страхование, страховка. Петр Кузнецов: По умолчанию. Валерий Мамчур: По умолчанию, да, имеют право. Но опять же, вы учтите, если вы случайно взяли и закрыли глаза, не прочитали, оплатили, соответственно, вы согласны на это. Петр Кузнецов: Это вот здесь в строчке должно быть, да, «страхование»? Валерий Мамчур: Да. Я скажу так, зачастую вот эта страховка, она довольно-таки носит характер, наоборот, благие намерения. То есть вы, заплатив там 200 рублей, зато если у вас будет какой-то потоп или что-то еще, вы на сотни тысяч возьмете и вам компенсируют, это хорошее. Но вот исключить можно, конечно, радиоточку, коллективную антенну. Мария Карпова: А вывоз мусора? Валерий Мамчур: Вывоз мусора? Его нельзя исключить. Есть одно но. Есть законный порядок перерасчета, если вы не находились в данном помещении. Мария Карпова: Просто конкретный случай у наших телезрителей: «Здравствуйте, а если есть дом и там никто не живет, почему должны оплачивать за мусор, и что с этим можно сделать?». Валерий Мамчур: Правильный вопрос. Вопрос хороший. И наши зрители сейчас поймут, что, если вы не пользуетесь данной услугой, вы можете взять выписку, где вы находитесь, проживаете, постоянное место жительства, и предоставить региональному оператору, кто вам выставляет квитанции, а сейчас выставлять квитанции должны региональные операторы, сделано так, монополия и укрупнение. Соответственно, берете документы и пишете заявление о перерасчете. Пакет документов, который необходим, он есть и на сайте, можете уточнить у своей управляющей организации, в ТСЖ или в товариществе, где вы проживаете, допустим, частный дом. Соответственно, этот пакет документов готовите, выписки, заявления о перерасчете, и вам обязаны будут сделать перерасчет, если вы не находитесь по этому месту, а проживаете и оплачиваете по другому месту. Конечно, зачастую никто не разбирается, идут квитанции, вот они есть – есть, а вы возмущаетесь: «Я там не была, я платить не буду». Учтите, если вы не будете писать заявление, если не будете заниматься вот этими платежами, то любой суд встанет на сторону регоператора, скажет: «А почему вы не заявляли, что у вас не выполняются работы?». Вот в подъезде не убираются, вот допустим, элементарно, в подъезде нет уборки. Люди говорят: «У нас не убираются, все видели, что не убираются». Говорят: «Мы не будем платить», не платят год за уборку. Управляющая компания действительно не убирается. Доходит до суда, в суде задают вопрос: «Убирались?». Управляющая компания говорит: «Да, убирались. Вот акты, вот подтверждение, что убирались». У жителей спрашивают: «Убирались?». «Нет, вот все скажут». А где ваши акты о том, составленные вами и двумя соседями, допустим, председателем дома, вот, каждый месяц, не было уборки, не было уборки, и требуйте перерасчет. Тогда вы будете правы. Петр Кузнецов: Не ленитесь, не бойтесь бороться за свои права. Да, даже если, как пишут справедливо наши телезрители, что попробуйте позвонить по этому телефону – не дозвонишься и так далее, попробуйте пожаловаться. Петр Кузнецов: А вот юристы отказываются даже помогать с доказательствами. Петр Кузнецов: Жилинспекция тоже ничего не делает. Валерий Мамчур: Это недобропорядочные юристы. Юристы должны всегда отстаивать правду. Петр Кузнецов: И главное – коллективно, да, Валерий Михайлович, главное – это делать не одному, а просто собрать весь дом и это делать коллективно. Валерий Мамчур: Желательно, потому что активность. Петр Кузнецов: У нас время, к сожалению. Валерий Мамчур, руководитель регионального центра компании «ЖКХ Контроль», спасибо. Через пять минут мы вернемся во втором часе с новыми темами. Вам понравится, как всегда.