Неудобные вопросы
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/neudobnye-voprosy-86270.html
Руслан Арсланов: С нами на связи карьерный консультант Мария Батти. Мария, здравствуйте, доброе утро.
Мария Батти: Здравствуйте, доброе утро.
Руслан Арсланов: Мария, ответьте нам, скажите, вы-то точно знаете – зачем задают эти непонятные, странные, неудобные, кому-то кажется, глупые, неприятные вопросы на собеседовании?
Мария Батти: Прежде всего работодатель оценивает стабильность и мотивацию будущего сотрудника.
Руслан Арсланов: Ну вот...
Мария Батти: У нас, у работодателей, нет желания подловить его на чем-то и поставить в неловкую ситуацию – надо понять, насколько сотрудник будет совместим с корпоративной культурой компании и какие есть потенциальные риски.
Как вы уже правильно сказали раньше, у каждой компании есть своя система отбора: у кого-то есть профессиональные тесты, у кого-то есть какие-то поведенческие ситуации, особенно если требуется понять, насколько сотрудник сможет справиться с клиентом, потому что если это клиентский сервис, надо понять уровень стрессоустойчивости, креативности, быстроты реакции...
То есть такие вопросы, странные на первый взгляд, как раз нам показывают очень хорошо, когда мы смотрим на сотрудника, как он быстро сможет реагировать на такие, может быть, неудобные вопросы. И как он спокойно, уверенно и где-то креативно, где-то, наоборот, спокойно, стабильно выйдет из этой ситуации, показывает его уровень, насколько он вообще умеет справляться с такого рода ситуациями.
Поэтому здесь нет желания где-то вот залезть в личную жизнь или проверить какую-то вот личность сотрудника – здесь мы оцениваем стабильность, мотивацию и вообще совместимость с корпоративной культурой, с тем, что ему предстоит увидеть и почувствовать на его рабочем месте.
Анастасия Семенова: Мария, а как вот вы считаете... Мы в начале программы говорили о том, что, может быть, нужно проработать... Вот вы знаете, все об этом говорят, об этих неудобных вопросах, – может, действительно вот такой мини-спектакль дома проиграть, чтобы не нервничать, не волноваться? Потому что, действительно, даже если вы хорошо очень умеете говорить, новый человек, вы не знаете его реакцию, все равно волнение присутствует. Всегда говорят, что если вы не волнуетесь (про актеров), значит, вы умерли, волноваться – это нормально.
Мария Батти: Конечно, безусловно, все волнуются. Но когда вы подготовлены заранее и понимаете, какие сложные вопросы вас могут встретить, в первую очередь почему вы ушли с прошлого места работы, это всегда спрашивают. И здесь смотрят как раз на то, насколько вы будете негативно говорить о предыдущем работодателе, этого делать ни в коем случае нельзя. Насколько вы будете говорить, разглашать коммерческие тайны, насколько вы будете обсуждать конфликты...
Если это действительно случилось, то лучше об этом все равно не говорить: говорить о достигнутых результатах, поделиться какими-то успешными проектами, показать ключевые навыки и сказать, что «я вот это сделал, и сейчас у меня есть другие профессиональные вызовы, и я надеюсь получить их в классной развивающейся компании; там я достиг своего потолка, сделал вот это, вот это, вот это и, соответственно, теперь ищу новые вызовы». Это нормальная ситуация, главное – отрепетировать, рассказать про это спокойно.
Если есть волнение, обычное волнение никому не вредит, но главное, чтобы вы не наговорили лишнего. Потому что если вы говорите это лишнее о предыдущем работодателе, вы так же будете рассказывать и о новом работодателе то же самое, т. е. никому это не нужно.
Руслан Арсланов: Все-таки к волнению, мне кажется, все готовы... Есть это тоже показатель, что человек заинтересован в работодателе, если он приходит с волнением...
Мария Батти: Да.
Руслан Арсланов: А если говорить про странные ну совсем вопросы, вот мы озвучивали здесь про единорогов, – как это может повлиять на поиск сотрудника? Это, видимо, как мы подумали, для творческих каких-то людей, или не обязательно?
Мария Батти: Вполне возможно, что для творческих, маркетологи те же самые. Опять же, быстрота реакции, насколько вы теряетесь от таких вопросов.
То есть тут нет правильного ответа, его точно нет, верите вы, не верите, но насколько вы вообще растеряетесь и как долго вы будете искать ответ, это показывает. Потому что, опять же, если вы работаете с клиентами теми же самыми, это не обязательно творческая профессия, они задают ну очень странные вопросы, и насколько вы быстро сможете сообразить и спокойно, скажем так, со спокойным, каменным лицом дать свою реакцию... Значит, вы...
Опять же, та же самая стрессоустойчивость пресловутая, про которую все говорят, стрессоустойчивость, она также проверяется. Неудобный вопрос, вы спокойно реагируете: «Единороги, да? Где, покажите? Да, пробежал? У вас они встречаются? Ну тогда, конечно, поверю». Все, спокойная реакция, быстрая. То есть вы можете адекватно отреагировать на любую ситуацию, и с таким сотрудником, естественно, приятно иметь дело.
Анастасия Семенова: А есть какие-то... ? Вот кто-то у нас даже писали, что дочка пошла сегодня на собеседование, желают ей удачи. Есть какие-то вопросы от работодателя, которые для вас как для соискателя являются красным флагом? Ну то есть вы понимаете, что надо как-то быстрее свернуть разговор и бежать отсюда.
Мария Батти: Во-первых, когда соискатель задает вопросы, это уже хорошо. Если он задает вопросы, значит, он заинтересован, потому что когда человек просто отвечает, ему говорят «У вас есть какие-то вопросы?», а этих вопросов нет, значит, скажем так, есть вопросики по этому поводу. Потому что собеседование – это всегда диалог.
Красные флаги, если сотрудник не знает ничего о компании, он не подготовился. Красные флаги, когда он сразу начинает...
Да, безусловно, вопросы о деньгах нормальны, но если это первый вопрос, когда он не спрашивает ни про свой функционал, ни про задачи, т. е. ему неинтересно, первый вопрос: «Сколько будут платить?» Мотивация денежная, она понятная, естественно, что мы все ищем работу для того, чтобы зарабатывать деньги, но если человек ищет работу только поэтому, вряд ли будет что-то хорошее. То есть должна быть и профессиональная заинтересованность, и, безусловно, финансовая.
Анастасия Семенова: Но часто сейчас работодатели скрывают, пишут «по результатам собеседования заработная плата», и человек же вправе не первым, как вы сказали, а, не знаю, четвертым, пятым вопросом задать, какая вилка, какой диапазон зарплаты. Это нормально? Или работодатель тоже может посчитать, что «понятно, опять за деньги»?
Мария Батти: Нет-нет-нет, безусловно, этот вопрос он должен задать, наоборот, если этого вопроса он не задаст, это будет подозрительно.
Но опять же, человек когда приходит на работу, на какую-то определенную должность, он приблизительно должен понимать свою вилку и понимать, сколько он стоит, опять же подготовиться, увидеть, сколько денег платят за эту позицию, за определенный набор навыков в приблизительно похожего размера компаниях и в моем регионе, т. е. понимать, какие вилки существуют, и соизмерить где-то себя в этой вилке.
То есть он должен знать, сколько он стоит, не ждать, когда ему предложит эту цену работодатель, а знать, сколько он стоит. И когда он скажет «Я готов в диапазоне от такого до такого, но зависит от функционал», это значит, что он готов, он заинтересован. Опять же, проверяют мотивацию...
Анастасия Семенова: Да, и он знает, сколько он стоит.
Мария Батти: Конечно-конечно. Потому что, опять же, работодатель, скажем, такая небольшая игра, т. е. кто первый назовет цену, обычно тот и проиграл.
Анастасия Семенова: Это да.
Мария Батти: То есть тут такая игра на нервах всегда, т. е. или работодатель предложит больше, чем ожидал соискатель, тот с удовольствием схватится за эти деньги, и наоборот, если соискатель занизит свою планку, работодатель с большим удовольствием это примет. Тут такая игра, знаете... К этому тоже надо быть готовым, но опять же, это все тренируется, это все навыки. И надо понимать, надо себя адекватно сопоставлять с рынком, но знать, безусловно, свои навыки, достижения, свои сильные и слабые стороны и что мы можем предложить работодателю.
Потому что, безусловно, работодатель покупает от нас профессионализм и что мы можем привнести в его компанию. Он не покупает нас как личность, знак зодиака – это, наверное, тест тоже на адекватность работодателя, насколько вообще вам будет интересно работать в такой компании. Но он покупает наш профессионализм и наше понимание и знание, чего мы стоим. Это значит, что мы можем анализировать информацию, быть адекватным ситуации, значит, мы можем ровно так же адекватно делать свою работу.
Руслан Арсланов: Мария, спасибо вам большое! Я думаю, что мы можем про это говорить очень долго, собеседование – это действительно такая сложная, серьезная тема. Но мне кажется, что все-таки, если готовиться к ней и относиться, может быть, чуть легче, понимать, что работодатель тоже относится к вашему волнению с пониманием, все будет хорошо.
Мария Батти, карьерный консультант, была с нами на связи. А мы двигаемся дальше.