Николай Булкин: Отец – такой же родитель, как и мама. Он должен быть вовлечён во все процессы
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/nikolay-bulkin-otec-takoy-zhe-roditel-kak-i-mama-on-dolzhen-byt-vovlechyon-vo-vse-processy-72476.html
Петр Кузнецов: Николай Булкин с нами сейчас на связи, блогер, автор канала «Опытный папа». Николай, приветствуем вас.
Мария Карпова: Здравствуйте, Николай.
Петр Кузнецов: Николай – отец трех дочек, правильно, Николай? Ничего же за это время не изменилось еще?
Николай Булкин: Да-да. Петр, Мария, привет.
Мария Карпова: С прошедшим вас праздником все-таки поздравим.
Петр Кузнецов: Во-первых, да.
Николай Булкин: Спасибо! Также, Петр, поздравляю.
Петр Кузнецов: Спасибо! Мы с Николаем уже знакомы, не раз в эфире общались.
Николай, ну вот считается, я где-то почитал, очень много тут версий было, кстати, вот интересно, нужно запомнить, наверное, доберемся до этой мысли: депутат какой-то (Маша, не помню, какой) призвал называть это именно Днем отца, а не папы, он говорит, это большая разница... Об этом, наверное, ближе к финалу поговорим.
Считается, что учреждение Дня отца, вот я вычитал, должно восполнить (он же в 2021 году, совсем недавно, учрежден был) недостаток внимания к тебе отцовства. А вот что у нас в стране не так с отцовством? На что нужно направлять это внимание, как вам кажется?
Николай Булкин: Я полагаю, что действительно появление этого праздника очень значимо, потому что акцент на отца появляется не только в семье, но и в обществе. На самом-то деле у нас принято считать, что отец – это добытчик и, в общем-то, это его такая основная функция. На самом деле отец – это такой же родитель, как и мама, который должен быть вовлечен во все процессы. И для отца должна быть создана такая же общественная среда, для того чтобы он мог, например, точно так же выходить в общественные места с совсем маленьким ребенком, гулять и заботиться о нем.
Потому что вот сейчас у нас, к примеру, просто один пример, есть комнаты матери и ребенка, где можно пеленать малыша, но на самом деле было бы, на мой взгляд, правильнее, если бы эти комнаты назывались «Комнаты родителей ребенка». Потому что был даже такой флешмоб, отцы его устроили, когда они хотели показать, что «нам негде пеленать ребенка», и они фотографировались на корточках, пытались перепеленать ребенка где-то, скажем, на заднем сиденье автомобиля, на столе, показывая, что давайте и в мужских комнатах устанавливать пеленальные столики (скажем, в женских туалетных комнатах они есть, в мужских их нет в принципе у нас). Соответственно, комнаты матери и ребенка, может быть, назовем «Комнаты родителей ребенка».
И вот этот вот такой челлендж привел к тому, что... я в нем, кстати, принял участие... и в итоге мы вместе здесь, в Петербурге, с омбудсменом по правам ребенка установили пеленальные столики в Русском музее. Их в принципе не было там, а вот благодаря нашему участию они появились. То есть вот, пожалуйста, это только один пример.
Есть еще второй пример – это декрет отцовский. У нас в России как получается? Отец может уйти в декрет, но при этом он может уйти вместо мамы, ну или вместо того, кто в семье собрался в декрет (иногда, кстати, бабушки с дедушками уходят в декрет). И при этом, допустим, в соседних странах, к примеру, в Скандинавских, у отцов есть специальная квота, отцовский декрет, т. е. это не вместо мамы, а обязательное такое... Ну, не совсем обязательно, но получается так: ему выделяются дни на то, чтобы он побыл с семьей, когда появляется ребенок.
Действительно, в этот момент же очень многое меняется в его жизни и надо адаптироваться, надо это принять, надо быть взрослым человеком, для того чтобы взять на себя всю эту ответственность и осознать это, для этого нужно в это погрузиться. Так вот отцовский декрет отлично дает такую возможность. Но там, в Скандинавских странах, например, получается так, что до 80% зарплаты компенсируют вот на эти отцовские декреты, они, как правило, месяц, может быть, две недели, может быть, и небольшие, но очень важные.
Петр Кузнецов: Николай, ну вот мое предположение, я предположу, мне кажется, что есть отец, ну такой средний отец, среднестатистический, не суперпапа, но и вроде бы как неплохой... Но мне кажется, что даже появление вот этих комнат, которого вы добились, или оформленного декретного отпуска для отца, других каких-то инструментов, не заставит пересмотреть свою роль в жизни ребенка. То есть мне кажется, что все-таки им или рождаются, или не рождаются. Ну вот не дано мне быть хорошим папой, вот... Да, получилось так, что я стал папой, но вот природно не отец я, не знаю, даже если пример был в детстве хороший.
Мария Карпова: Так, мне кажется, это у нас такая культура, такой менталитет, что мама занимается полностью ребенком, а папа такой как бы всегда в стороне, он добытчик. Слушайте, мы сами раньше смеялись над этими анекдотами, показываешь фотографию: «Этого человека ты должен забрать из детского сада». Я лично знаю отцов, которые не знают, в каком классе учится их ребенок, 6-й или 7-й, какая разница...
Николай Булкин: Слушайте, я уверен, что вовлеченных отцов становится все больше. Я уверен в том, что создание такой общественной среды, в т. ч. поддержка различных отцовских проектов, которые на самом деле есть, они ориентированы именно на то, чтобы отец изучал, собственно говоря, вот эту матчасть отцовства, – вот это все очень важно, для того чтобы постепенно-постепенно мы приходили к тому, что отец – это не просто, еще раз повторю, добытчик, а полноценный родитель.
Мы часто задумываемся о том, какая роль у отца особая, это защита в семье, это игры с повышенным уровнем адреналина по сравнению с мамой, это в т. ч. стабильность финансовая, это забота. Но на самом деле первое, о чем нужно подумать, – это о том, что папа такой же родитель, как и мама, т. е. он должен знать и про психологию детей, и про воспитание детей. Он должен смотреть какие-то лекции, должен изучать книги на тему воспитания детей и психологии, для того чтобы напитаться этими знаниями и принять эту роль.
Петр Кузнецов: Но здесь мне кажется, что еще и роль мамы важна, потому что часто говорят, что мамы как раз оттесняют отца от воспитания, а потом жалуются, что тот интереса не проявляет, особенно если после рождения ребенка активно бабушка подключается. Это же тоже такой распространенный случай.
Николай Булкин: На самом деле надо признать, что папа в принципе, конечно же, меньше проводит времени со своими детьми, потому что чаще модель такая, что папа зарабатывает деньги, рано утром, к примеру, отводит детей в школу и в сад, потом уезжает на работу, а вечером когда уже приходит, дети, как правило, ложатся спать, и времени мало. Но важно проводить качественно это время.
И что касается взаимоотношений с мамой, то действительно нужно признать такое равноправие, постараться, и разные зоны ответственности распределить. Допустим, я знаю, вот у меня на работе друзья, им мамы присылают фотографии домашних заданий детей, т. е. они не находятся дома, но они могут проверить, созвониться с ребенком и посмотреть, потому что он ответственен за математику и за английский. Вы распределили это, все честно и поровну: ты, даже находясь на работе, находишь время для того, чтобы созвониться с ребенком и обсудить его домашнее задание. То есть это все валом не спихивается на маму – ты берешь на себя эту ответственность наравне.
Петр Кузнецов: Да, и способы решения есть, вот один из них.
Мария Карпова: Кстати, сообщение в тему: «Я всегда говорю спасибо маме, что у меня такой папа».
Петр Кузнецов: Вот, да, хорошая формула, я думаю, Николай согласится.
Мария Карпова: Спасибо большое!
Петр Кузнецов: Николай, спасибо большое! Времени у нас совсем не остается. Остается подвести итоги нашего такого опроса, который у нас был своеобразный.
Николай Булкин, блогер, автор канала «Опытный папа». Кстати, подписывайтесь, много всего интересного.