Николай Булкин: У нас в семье очень много игр-пятиминуток
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/nikolay-bulkin-u-nas-v-seme-ochen-mnogo-igr-pyatiminutok-69971.html
Петр Кузнецов: Давайте поговорим об этом с Николаем Булкиным, мы уже его анонсировали в самом начале часа, и на протяжении этого часа, он почти на исходе... я про час, Николай-то нет, у него энергии хоть отбавляй, [он] блогер, автор канала «Опытный папа». Николай, здравствуйте.
Мария Карпова: Здравствуйте, Николай.
Николай Булкин: Да, привет! Привет, Петр, привет, Мария, рад вас видеть.
Петр Кузнецов: Мы тоже.
Николай Булкин: Давайте поиграем!
Мария Карпова: Давайте.
Петр Кузнецов: А, сразу же с игры? Может, с разминки все-таки с какой-то? Ну давайте.
Николай Булкин: Ну вот смотрите, есть, например, нейроупражнения, вы наверняка их все знаете, это вот как раз-таки...
Вот вы сейчас обсуждали то, что времени нет у родителей на то, чтобы играть с детьми. На самом деле вопрос не в том, сколько вы проводите времени с детьми, а насколько качественно вы можете... Вот у нас, например, в семье очень много таких игр-пятиминуток, и на самом деле самое важное – это качественно проводить время с детьми, а не вот много.
А что касается нейроупражнений, вот, к примеру, можно предложить детям, и давайте вы тоже за мной повторите, какие-то такие вот упражнения...
Мария Карпова: Уже.
Петр Кузнецов: Все телезрители, которые...
Николай Булкин: Раз! Посмотрите, здесь козу делаем, а здесь так ладошку, и меняем: раз – два, раз – два.
Петр Кузнецов: Так. Если не получается...
Мария Карпова: У кого-то не очень получается.
Николай Булкин: Таких упражнений очень много, и детям... Получается, да? Хорошо. Если получается, все, надо сразу менять, потому что связь установилась, надо что-нибудь другое придумывать. Например, здесь вот указательный палец, а здесь мизинец, вот так вот, раз! – и тоже меняем, и тоже меняем.
Мария Карпова: Ой...
Николай Булкин: И вот предлагаем детям поиграть. Обычно это очень весело, это занимает буквально пару минут, и уже пошла эмоция, эмоциональная связь с ребенком, уже круто.
Мария Карпова: А призы будут в этой игре, я не понимаю?
Петр Кузнецов: Да, то есть... Кстати, важно ли... ?
Николай Булкин: Все ради общения и удовольствия.
Мария Карпова: А-а-а...
Петр Кузнецов: Вот, Николай, т. е. ни в коем случае... ну, может быть, в каком-то случае... но тем не менее задачи такой не должно стоять, сделать из этого соревнование, кто быстрее, у кого получится, да? Потому что, наверное, если это много детей, больше одного, двух, трех, то это превратится уже в какие-то конфликты, обиды... ?
Николай Булкин: Ну, это тоже хорошо, негативные эмоции тоже надо высказывать, пускай это будет.
Конечно, наверное, больше всего соревновательных игр, но здорово, когда они какие-то командные, когда вы вместе решаете какую-то одну общую задачу, предлагаете решение. Даже есть, кстати, такая тема, как ТРИЗ-педагогика – это когда вы вместе включаете смекалку и придумываете какое-нибудь решение для какой-нибудь задачи.
К примеру, положили на холодильник какую-нибудь книжку, ее надо всем нам достать – давайте ваши предложения, что мы можем сделать. Вот, пожалуйста, это не соревновательный такой момент, это командная игра.
Петр Кузнецов: Как все это стало у вас появляться? Я не про телеграм-канал, не про сам контент, а вот в вашем доме. Была ли задача первоначально отвлечь детей от гаджетов? Или это все параллельно как-то создавалось?
Николай Булкин: Честно говоря, я, конечно, понимаю боль родителей, когда дети уходят в гаджеты, и вообще, дети в гаджетах – это очень удобные дети...
Петр Кузнецов: Да...
Мария Карпова: Да...
Николай Булкин: ...потому что они ведут себя тихо, не мешают заниматься родителям домашними делами. Но я бы не сгущал прямо так сильно краски, потому что гаджет – это тоже прикольно. Когда моя старшая дочь, например, играет в телефоне по «сетке» со своими друзьями, я вижу, как они общаются, как они играют, это тоже круто.
Главное, конечно, по времени, потому что дети, в общем-то, наверное, в силу своего возраста не могут прямо контролировать то время, которое они могут проводить в социальных сетях, в играх, в компьютере. Но это тоже инструмент для развития.
Вот у меня, допустим, в семье очень популярно приложение «Космическая прогулка». Учитывая вашу геолокацию, мы можем посмотреть на небо через телефон и увидеть все звезды, даже если тучи, даже если это не ночь, а день: вы просто в реальном времени видите, какие сейчас звезды над вами расположены. Ну представьте себе, насколько это здорово, вот так вот изучать окружающий мир через те же самые приложения.
Петр Кузнецов: А-а-а... То есть вы все-таки гаджеты подключаете к этим занятиям?
Николай Булкин: Конечно, конечно.
Петр Кузнецов: Просто вы их переориентируете на более познавательные какие-то вещи?
Николай Булкин: Там тоже очень много интересных игр, очень много интересных приложений каких-то, с дополненной реальностью... Есть даже вот, например, 3D-модели Google, это просто вы набираете в поисковике название животного, и там появляется «Вывести его в 3D-модель в дополненной реальности», и оно у вас дома возникает. Конечно, вы параллельно можете прочитать какую-нибудь интересную статью об этом животном, ну и вот так необычно поиграть.
Это что касается гаджетов. То есть это не абсолютное зло – это инструмент для развития ребенка точно такой же.
Но здорово, когда вы находите игру из каких-то подручных средств дома, и у нас вот это все, так скажем, возведено в определенную такую религию, мы действительно очень любим с детьми играть и придумываем самые разные варианты.
Могу вот, кстати, одну из игр показать, наверняка заинтересует.
Мария Карпова: Да, давайте, отлично.
Николай Булкин: Вот смотрите, я беру фен, обычный фен, с утра все наверняка им пользуются. Теперь, смотрите, мы включаем...
Петр Кузнецов: Идем в ванную, наполняем водой ванну...
Николай Булкин: Смотрите, теннисный шарик еще берем и палочки для суши. Включаем...
Мария Карпова: Ах! Это же просто какое-то волшебство!
Николай Булкин: Видите, он... Да, он зависает, это уже удивляет ребенка, т. е. шарик по законам физики, здесь работает закон физики Даниила Бернулли... В общем, можно будет углубиться потом в научные познания и объяснить. Но видите, как интересно? Это уже...
А теперь попробуйте палочками суши поймать, поймать... Это очень сложно, но очень захватывающе и интересно. В общем...
Мария Карпова: Зато как умело потом дети будут в кафе суши...
Петр Кузнецов: Победитель идет в суши-бар.
Николай Булкин: Вот, смотрите, раз! – поймал.
Петр Кузнецов: Супер!
Мария Карпова: Здорово!
Николай Булкин: Такая вот игра из подручных средств, т. е. когда у какой-нибудь привычной нам вещи появляется какой-то второй смысл, второе содержание, это тоже очень здорово развивает детей.
Петр Кузнецов: Я помню, своего в свое время просто увлек тем, что я этот шар вместо фена просто сам выдувал, вот у нас было такое развлечение... Конечно, у него не получилось, я говорю: «Просто подрастешь, у тебя тоже получится», – сила воздуха, поток, все это появится.
Николай Булкин: А у вас дети есть, Мария, Петр? У вас дети есть?
Петр Кузнецов: Вот у меня один.
Мария Карпова: У меня все еще впереди.
Петр Кузнецов: Шесть лет.
Николай Булкин: Хорошо. Да, конечно, нужно играть с детьми, потому что это эмоциональная связь, нужно включаться. Но дети чувствуют, когда вы делаете это неискренне, поэтому надо, конечно, находить что-то, что интересно и взрослым, и детям, чтобы это было очень органично и искренне.
Мария Карпова: Но вот вы мне как опытный родитель тогда расскажите – все-таки бывают же случаи, когда гаджет необходим, например, чтобы отвлечь ребенка? Просто я знаю, что многие психологи говорят, что это неправильно, но все-таки есть случаи, когда вы взяли своих детей на какое-то важное мероприятие или в гости, где нет других детей, только взрослые, и понятно, что ребенку с вами будет неинтересно. Но в этом же случае можно дать ребенку гаджет с теми же мультфильмами?
Николай Булкин: Ну конечно, все хорошо в меру. Потому что есть вещи недопустимые, как мне кажется, и психологи, я уверен, подтвердят, – это, допустим, когда вы едите, приходите в кафе, в ресторан, ставите перед ребенком телефон, значит, вот он ест. Это абсолютно недопустимые вещи, это несовместимые вещи, так делать нельзя, неправильное поведение вырабатывается.
А в целом, конечно, даже если вы... а родители выгорают эмоционально, тем более если несколько детей, да и с одним ребенком тоже бывает тяжело... конечно, какие-то такие паузы можно и нужно делать. Я еще раз говорю, что для меня гаджеты – это не абсолютное зло, это инструмент в т. ч. и для развития, но вы можете предложить ребенку какую-нибудь интересную игру в телефоне, почему бы нет.
Петр Кузнецов: Николай, еще вопрос. Мы рассмотрели пример родителей, у которых нет просто на все это времени. А как быть с родителями, у которых не все хорошо с фантазией все это придумывать? Ну просто вы советуете посмотреть где-то в интернете родителям, как это делается с тем же феном, например, и просто перенести это в свой дом?
Николай Булкин: Да, конечно, нужно искать идеи, нужно акцентировать на этом внимание и придумывать...
Можно вспомнить свое детство. Ведь, когда у тебя появляется ребенок, ты практически снова проживаешь детство, ты можешь вспоминать, как это было в твоем детстве. И на самом деле забываешь, но вспоминаешь какие-то игры и предлагаешь своим детям, и вместе получается очень круто.
Хали-хало, например, игра такая, я вот совсем недавно о ней вспомнил, мы в деревне с ребятами собирались, играли, было очень круто...
Мария Карпова: Напомните, потому что я не помню, что это.
Николай Булкин: Ну это, знаете, выстраивается такая группа ребят, вы берете мячик, его пинаете как можно выше, он улетает... И пока вот ребенок... Надо, как там, «хали-хало!» надо крикнуть...
Петр Кузнецов: Там, по-моему, что-то еще съедобное... Там как-то сначала ты задаешь какой-то вопрос, если он правильно отгадал, ты этот мяч пинаешь, и, пока мяч летит, ты должен куда-то убежать...
Николай Булкин: Вот, совершенно верно! Вот видите, точно, да-да-да. Например, что в вашей студии есть на букву «Л»?
Петр Кузнецов: Точно-точно.
Николай Булкин: И хоба! – пинаешь, кто-нибудь кричит «лампа», бежит, догоняет... А дальше вот он должен в определенных шагах просчитать, сколько пронести, сколько шагов он должен сделать, там есть верблюжьи шаги, лилипутские шаги...
Петр Кузнецов: Да, ты просто меряешь разными, выдумываешь, точно.
Николай Булкин: ...гигантские шаги и т. д., и т. д. Это все было в нашем детстве...
Петр Кузнецов: Так захотелось поиграть!
Николай Булкин: ...помимо квадратов, помимо скакалок, и здорово это вспоминать. Вот так, соответственно, из своего детства такой мостик перекидывая к своим детям, у вас это может получиться очень органично, вы сделаете это вовлеченно.
Мария Карпова: Здорово!
Петр Кузнецов: Николай, еще одна проблема – ребенок сам, которому все это не интересно. Ну вот показал родитель ему, родитель прежде всего загорелся, ему понравился тот же пример с феном, тем более все это доступно, все это есть дома, – не зашло. То есть ребенок поднял глаза, посмотрел, говорит: «Неинтересно», – и продолжил дальше в смартфоне быть. Следующая попытка – «неинтересно». Как быть? Здесь уже к психологу, наверное, больше вопрос... Через что тогда заходить? Как это аккуратно подавать?
Николай Булкин: Слушайте, мне кажется, это вообще такой достаточно тревожный сигнал, когда ребенку неинтересен окружающий мир, потому что вообще-то любопытство – это по природе естественно для ребенка, он изучает этот мир до определенного возраста вообще через игру. Поэтому надо, в общем, как-то обращать на это внимание, на то, чтобы ребенок проявлял интерес ко всему окружающему.
Но на самом деле, конечно, самое главное – показывать своим примером то, что можно и нужно играть, изучать этот мир. И вы как родитель, вы – пример поведения для ребенка, поэтому если вы сидите на диване, уткнувшись в телефоны, то, в общем-то, понятно, что ребенок может перенять эту модель и будет делать то же самое.
Мария Карпова: Спасибо большое, Николай!
Петр Кузнецов: Николай, спасибо большое!
Мария Карпова: Николай Булкин был с нами на связи, блогер, автор канала «Опытный папа».