Антон Липовский: Ну что, сделали гимнастику? И ведь это еще не все. Столько вы свой мозг за такое короткое время не тестировали, как сегодня, наверняка. И у нас в гостях Николай Ягодкин, эксперт по развитию интеллектуальных способностей. Мы делаем нейрозарядку. Но сначала давайте мы все-таки коротко разберем о том, что сейчас увидели в исполнении Даши. Это хорошие упражнения? Николай Ягодкин: Да, это прекрасные упражнения. Есть парочка секретов для этих упражнений. Первое: когда у вас начинает получаться, вы добавляете новое упражнение. Самое главное – создавать новые нейронные связи. Антон Липовский: То есть получается, мозг – это, в общем-то, как и бизнес, да? Нельзя, чтобы он находился в процессе стагнации. Бизнес либо находится в упадке, либо постоянно растет, правильно? Так же и с мозгом. То есть это, как и в спорте, то же самое, нельзя находиться в процессе стагнации, да? Николай Ягодкин: Да. Антон Липовский: Так, хорошо. Николай Ягодкин: На самом деле основная мысль заключается в том, что бывает использование наработанных нейронных связей, когда мы, например, водим машину. Первый месяц нам очень сложно и читать или считать. Когда мы это научились делать, мозг перестает развиваться. Он просто поддерживает форму. Поэтому, если мы говорим про поддержание мозга в более высоком тонусе, то это изучение нового, создание новых нейронных связей. Антон Липовский: Затем учиться управлять трамваями, самолетами. Анастасия Семенова: Автобусами, я бы… Антон Липовский: Да, в конце концов. Завтра приезжай на автобусе, Настя. Анастасия Семенова: Я хотела бы спросить. Телезрители все пишут, что в основном что они делают для развития мозга, да? Изучают стихи, учат наизусть, или также читают какие-то новые книги, судоку и кроссворды. Пока это вот на нашем смс-портале самые популярные ответы. Помогает ли это работе мозга? Николай Ягодкин: Скорей, больше поддерживает, чем развивает. То есть… Анастасия Семенова: То есть это не что-то новое, да? Николай Ягодкин: Это практически не что-то новое, это использование существующих наших связей, немножко сдувание с них пыли. Новые нейронные связи, мы с вами попробуем позапоминать правильным способом, используя мнемотехнику, то есть образное мышление, вот это один из трех самых крутых инструментов. Один нам показали, действительно нейрогимнастика, пальчиковая гимнастика, по-разному ее называют. Разные асинхронные движения руками. Антон Липовский: А то, что вот Дарья показала, это вообще когда лучше применять, вот этот комплекс, набор упражнений? Это утро, утренняя часть? Николай Ягодкин: Можно утром. Я это делаю в перерывах, раз в полчаса. То есть, я встаю, немножко пройдусь, открою окно, чтобы был кислород, нужны кислород, вода, и чтобы быть не голодным, тогда мозг хорошо работает. И поделают немножко этих упражнений. Они помогают переключиться и… Антон Липовский: Слушайте, а вот кто-то говорит, что не может, наоборот, нормально функционировать в интеллектуальном плане, когда, наоборот, поест. Ну то есть прием пищи, прием пищи должен быть, получается, тоже с каким-то определенным? Анастасия Семенова: Или у каждого по-своему? Николай Ягодкин: Нельзя быть голодным, потому что низкий сахар, а на глюкозе работает наш мозг. Но и нельзя сразу после еды, потому что вся кровь отливает у нас к нашему десятиметровому кишечнику, желудку, да. Поэтому идеально учиться после, ну, час-полтора после приема пищи, если не очень тяжелая. Анастасия Семенова: Ну, как и заниматься спортом, если вы поели. Николай Ягодкин: В принципе, да. Анастасия Семенова: Давайте, может быть, что-то покажем нашим телезрителям? Мы с Антоном готовы ко всему. Антон Липовский: Ну давайте. Вот мы проснулись. Что нам делать? Вот я, например, сегодня действительно просыпался очень тяжело, наверное, с атмосферным давлением как-то это, может быть, связано. Анастасия Семенова: Ну, погода, то, что сейчас. Антон Липовский: Да. Что делать, чтобы вот этого товарища разбудить? Анастасия Семенова: Это мы поняли, да? Пальчиковая гимнастика. Николай Ягодкин: Ну, холодный душ всегда хорошо. Сейчас не будем показывать. Давайте попробуем. Берем ручки и трем. Биологически активные зоны у нас находятся, на ушах, на кистях, ну, на стопах трогать не будем. Потерли большой палец, там проекция мозга, как говорят. Если болит голова, нужно потереть большой палец. Либо пройдет, либо больше станет болеть, никто не знает. Анастасия Семенова: Отлично. Антон Липовский: Спасибо, Николай. Николай Ягодкин: И ушки. Растираем уши по всей… Анастасия Семенова: А, вот это всегда. Николай Ягодкин: Я не знаю, длине, ширине, не разобрался. Анастасия Семенова: Ну, у кого какие, длинные, короткие. Антон Липовский: Слушайте, а ведь уши, там, об этом я уже слышал, но не помню, что мы активируем этим образом. Анастасия Семенова: Что, уши. Николай Ягодкин: Все активируем. То есть здесь у нас проекция всех органов. На самом деле, если взять старые советские инструкции для водителей, для военных, для боксеров, боксеры разминают уши не для того, чтобы ухо лучше работало, а для того, чтобы активировать весь организм, потому что здесь биологически активные точки. Вот, без всякой китайской медицины, наша российская все это признает. Так, это мы сделали. Антон Липовский: Так, что еще трем? Николай Ягодкин: Берем руку, раз уж для боксеров, и делаем вот так: раз, два. Ну, одной как-то легко. Берем вторую. А первую можно оставить на месте. А теперь поставим одну так, другую так, и меняем. Анастасия Семенова: Антон, это все, на что я способна. Антон Липовский: Ну вот я тоже не самое вот прямо движение, но… Анастасия Семенова: У меня по-другому, видите? Антон Липовский: Настя из голосующих. Анастасия Семенова: Кулак, вот так. Николай Ягодкин: А надо вот так: раз! Анастасия Семенова: А почему закрытыми глазами легче? Антон Липовский: Я после этой программы пересмотрю… Николай Ягодкин: Один канал связи уменьшается, все внимание переходит на тело. Анастасия Семенова: Канальчики мои, канальчики. Николай Ягодкин: Так, ну у кого-то получается хорошо. Анастасия Семенова: Спасибо. Николай Ягодкин: У кого-то чуть хуже. Раз, два. Антон Липовский: Вот это упражнение я тоже видел, да. Николай Ягодкин: Да. А теперь – раз! Антон Липовский: Так. Вот началось. Анастасия Семенова: Вот тут легче. Николай Ягодкин: Два. Антон Липовский: Надо это, а у меня, кстати говоря, с одной стороны на другую быстро… Николай Ягодкин: А с другой? Антон Липовский: Вот справа налево хорошо, а слева направо – все. Николай Ягодкин: Сюда сигнал идет, обратно хуже. Антон Липовский: Да, получается так. Анастасия Семенова: Антон, подредактируй свои канальчики: ать-ать, ать-ать, ать-ать. Видите, я нашла выход. Николай Ягодкин: И последнее. Если, когда вам станет все это просто, можно делать: раз, два. Я просто покажу. Берем в противофазе, и – оп! Антон Липовский: Вы знаете, что это? Анастасия Семенова: Я так даже в принципе сделать не могу. Антон Липовский: Нам сейчас подсказывают. Вы не понимаете, вы представляете, что вы сейчас сделали со всей нашей аппаратной? У нас режиссер теперь работать не может. Он еще на том сидит и не понимает, как нажимать на кнопки, потому что… Ну ладно. Анастасия Семенова: Нет, вот это вот вообще нереально. Антон Липовский: Вот наша аппаратная, посмотрите, что вы сделали, Николай. Анастасия Семенова: Вот, посмотрите. Николай Ягодкин: Я могу еще так. Антон Липовский: Мы вернулись на пару миллионов лет назад, судя по всему. Николай Ягодкин: У меня был смешной случай. Анастасия Семенова: Молодцы, молодцы, коллеги. Как хорошо у всех работает мозг. Но не у нас. Николай Ягодкин: Я как раз по теме развития мозга выступал, большая аудитория. И какая-то женщина, видимо, учитель, привела своих учеников, они сидят там на трех подряд рядах, и она говорит: «Слушайте его, он дело говорит, слушайте его, слушайте». А я рассказываю, как запоминать. Она говорит: «Слушайте, обязательно будем так в школе делать». Я говорю, что вот это напрямую связано с развитием мозга, и слышу шепот: «Ну не всегда он прав, не слушайте его». Анастасия Семенова: Потому что у нее не получилось, да? Николай Ягодкин: Конечно. Я говорю: напрямую связано с мозжечком, с развитием мозга. Антон Липовский: Так, хорошо. Да, Николай, что мы еще можем дать с точки зрения практических каких-то советов. Это можно, потому что такие упражнения можно делать везде, это может быть дома, на работе, можно делать в метро, в машине, в автобусе, в трамвае. Анастасия Семенова: В машине только в пробке, да? Антон Липовский: Нет-нет, вот так рулить я сегодня точно не буду. Николай Ягодкин: На пассажирском сиденье. Антон Липовский:А то иначе у меня завтра вот такой эфир будет. Анастасия Семенова: Да. Антон Липовский: Вот такой. Анастасия Семенова: Хорошо, я тебе дам за такой эфир. Антон Липовский: Так. Анастасия Семенова: Есть какие упражнения? Антон Липовский: Николай, что вы еще можете нам порекомендовать? Я знаю, что-то для улучшения памяти и координации. Николай Ягодкин: Да, с координацией мы поработали. Для улучшения памяти. Все, что касается запоминания стихов и так далее, если оно сделано не мнемотехнически, то есть без образов, оно практически бесполезно. Дам вам самый лучший способ запоминания и самый лучший способ тренировки мозга. Кстати, еще есть устный счет, очень простой, легкий, он потрясающе заводит мозг. Но мы сейчас считать не будем. Давайте, я вам буду называть предметы, вы будете представлять, как они. Представляйте то, что я говорю. Анастасия Семенова: Типа они двигаются, да? Их жизнь? Ладно. Николай Ягодкин: По сути, да. Анастасия Семенова: Да, хорошо. Николай Ягодкин: Представьте бассейн. Антон Липовский: Так. Николай Ягодкин:В нем у нас стоит шкаф. Антон Липовский: Хорошо. Николай Ягодкин: Открываем шкаф, там камень. Антон Липовский: Неплохо, супер. Николай Ягодкин: На нем черепаха греется. Антон Липовский: Обычный день. Николай Ягодкин: На спине черепахи небоскреб. На крыше небоскреба огромная тарелка пищевая, как называется, кухонная. Антон Липовский: Да. Николай Ягодкин: В этой тарелке у нас лежит тигр. Анастасия Семенова: Что за бред, тут тигр. Николай Ягодкин: Тигр будет по технике безопасности в каске. Антон Липовский: Я сейчас представляю. У меня просто скоро отпуск, и я, да… Николай Ягодкин: Из каски у нас давайте будет торчать антенна. Надо ему как-то с космосом связываться. Антон Липовский: Неплохо. Николай Ягодкин: А на антенне будут расти грибы. Антон Липовский: Я не смогу после вашего ухода вести программу, но я все представил. Анастасия Семенова: Хорошо. Николай Ягодкин: А теперь воспроизводим. Давайте дадим нашим зрителям буквально фору в 10 секунд. Анастасия Семенова: Ну и нам тоже. Антон Липовский: Что, можно начинать? Николай Ягодкин: Да. Антон Липовский: Бассейн, в нем стоит шкаф, открываем дверцу шкафа, там лежит камень, на камне греется черепаха. На черепахе установлен небоскреб, на крыше которого расположена гигантская кухонная тарелка. В кухонной тарелке… Анастасия Семенова: Тигр. Антон Липовский: Тигр греется. Анастасия Семенова: Тигр греется в каске. Антон Липовский: Подожди, тигр. Да, без техники безопасности, не расписался у отдела кадров, да. Он в каске, на каске, соответственно, антенна для лучшей связи с космосом. Анастасия Семенова: И грибы. Антон Липовский: А на антенне грибы росли, да? Анастасия Семенова: Да? Николай Ягодкин: Да. Анастасия Семенова: Молодцы мы. Николай Ягодкин: И вот это… Антон Липовский: После эфира, возможно, нас будут ждать психотерапевты. Анастасия Семенова: А еще вы, мы как раз с вами общались, еще есть какой-то способ запоминать? Николай Ягодкин: Да. Анастасия Семенова: Вот мне прямо очень интересно, что это? Николай Ягодкин: Очень часто говорят: «Развитие мозга»… Антон Липовский: Николай, когда вы вот так делаете, мне кажется, вы нас теперь уже гипнотизируете, да? Анастасия Семенова: Да. Антон Липовский: Я начинаю переживать. Николай Ягодкин: Память улучшается. Антон Липовский: Спасибо. Николай Ягодкин: Ваша, ваша. Замечательно. Да, выучим сейчас немножко иностранных слов, буквально пяточек, вот. Потом, если останется время. Начнем с корейского языка, явно вы его не знаете, нет? Анастасия Семенова: Антон знает, мне кажется. Антон Липовский: Мне кажется, по нам видно, что мы его не знаем. Николай Ягодкин: Вот, поехали. Пойдем по животным. Представьте себе медведя, ну, как в первом упражнении, медведь, но он катает ком снега зимой. Строит, там, снежную бабу. Анастасия Семенова: Снеговика. Николай Ягодкин: Снеговика. Собака. Собака у нас будет гулять по двору в кепке и в кедах. Антон Липовский: Вот прямо ух, это моя собака. Так. Николай Ягодкин: Корова у нас будет пить сок. Анастасия Семенова:Orangejuice, да, представили. Николай Ягодкин: Конь, на нем будет кататься мальчик. И, давайте, мясо. У нас будет кусок мяса с ногами и с когтями. Ну, такое мясо. Как купили, так принесли. Повторяем: корова. Анастасия Семенова: Корова. Антон Липовский: Корова, которая пьет сок. Анастасия Семенова: А, надо повторять? Николай Ягодкин: Да, второе слово нужно. Медведь. Анастасия Семенова: Бабу делает, снеговика. Николай Ягодкин: Да, ком. Собака. Анастасия Семенова: В кедах и кепке. Антон Липовский: В кедах и бейсболке. Николай Ягодкин: В кепке. Мясо? Анастасия Семенова: Ногти, когти, с руками и ногами. Антон Липовский: С когтями, да, и лапами. Николай Ягодкин: И конь? Анастасия Семенова: С мальчиком. Николай Ягодкин: Замечательно. Оказывается, не знаю, как так получилось, но эти слова очень похожи на корейские, второе слово. «Медведь» по-корейски будет «ком». Анастасия Семенова: «Комо»? Николай Ягодкин: Нет, «ком». «Собака» – «ке», когда на более старшую аудиторию я выступаю, я обычно говорю: «Представьте, что 1 Мая, медведь-коммунист, собственно, с флагом». Они говорят: «А, ну яркая картинка». Так, «медведь» – «ке», «корова» – «со», от «сок», сокращаем. Антон Липовский: Вот я медведя так и не смог. Анастасия Семенова: «Ком». Антон Липовский: Ой, не медведя, а кто, собака? Николай Ягодкин: Собака. Анастасия Семенова: «Ке», кепка. Антон Липовский: Я так и не смог. Николай Ягодкин: Представить? Антон Липовский: Кепка и кеды, да? Николай Ягодкин: Да. Анастасия Семенова: «Ке», «ке», «кепка». Антон Липовский: Интересно, ладно. Анастасия Семенова: «Со», «ке», «со», «ком». Николай Ягодкин: «Конь» – «маль». Анастасия Семенова: «Маль». Николай Ягодкин: «Мальчик», «маль». Так. Анастасия Семенова: Ах ты мой маль! Николай Ягодкин: И «мясо» – «коги». Как «когти», «ноги». И корги можно жарить. Анастасия Семенова: О, как можно жарить корги? Николай Ягодкин: Не жарить, а она ест мясо. Или он. Анастасия Семенова: «Коги». Николай Ягодкин: Ну что ж, в случайном порядке теперь отвечайте уже мне по-корейски. «Медведь»? Анастасия Семенова: «Ком». Антон Липовский: «Ком». Николай Ягодкин: «Мясо»? Анастасия Семенова: «Коги». Николай Ягодкин: «Корова»? Анастасия Семенова: «Со». Николай Ягодкин: «Конь»? Анастасия Семенова: «Маль». Николай Ягодкин: «Корова»? Анастасия Семенова: «Со». Николай Ягодкин: Кого забыли? Анастасия Семенова:А эту забыли, медведя, нет. Николай Ягодкин: Собаку забыли, собаку. Анастасия Семенова: «Ке». Николай Ягодкин:А теперь скажите мне, как будет «говядина»? Антон Липовский: «Говядина»? Николай Ягодкин: «Говядина». Анастасия Семенова: «Мяско». «Коги»? Николай Ягодкин: Новые нейронные связи нужно, чтоб не стареть. Давайте думать. Анастасия Семенова: «Мясо». Антон Липовский: «Говядина»? Николай Ягодкин: «Говядина». Антон Липовский: Ну, если так… Анастасия Семенова: А, «сокоги»! Николай Ягодкин: «Сокоги». «Медвежатина»? Анастасия Семенова: «Сокоги». Николай Ягодкин: Нет, это «говядина». Анастасия Семенова: А, это «говядина». Николай Ягодкин:А «медвежатина»? Антон Липовский: «Медвежатина», подожди. «Со»? Анастасия Семенова: Ну, «Со»… Николай Ягодкин: «Со» – это «корова». Анастасия Семенова: «Ком». Николай Ягодкин: «Ком». Анастасия Семенова: «Комкоги». Николай Ягодкин: «Комкоги», правильно. Анастасия Семенова: «Комкоги». Николай Ягодкин: Ну и напоследок, «конина»? Анастасия Семенова: «Малькоги»? Николай Ягодкин: Правильно. Анастасия Семенова: «Малькоги», ура! Спасибо вам большое! Антон Липовский: Мы, кажется, только что, это все по-корейски? Николай Ягодкин: Да. Антон Липовский: Мы только что прозрели. Спасибо большое! Спасибо вам огромное! А вы знаете, как «новости» будет по-корейски? Николай Ягодкин: «Нюсы». Антон Липовский:«Нюсы»? Да? Ну тогда «нюсы» в нашем эфире далее. Анастасия Семенова: Спасибо большое! Николай Ягодкин.