Мария Карпова: Как натренировать свою память так, чтобы она у нас теперь была не так, как у рыбки, что мы даже вот от этих золотых рыбок не отставали, узнаем мы у Николая Ягодкина, эксперта по развитию интеллектуальных способностей. Николай, здравствуйте. Николай Ягодкин: Здравствуйте. Мария Карпова: Николай, скажите, ну как вообще определить, какой критерий, как понять, хорошая у меня память или плохая? Ведь какие-то вещи, мне кажется, что я хорошо запоминаю, какие-то – совсем нет, вот, например, цифры. Николай Ягодкин: Я бы предложил относиться к памяти как к навыку. То есть это навык запоминания разных видов информации. Кто-то лучше запоминает цифры, кто-то лучше стихи. То, на что мы научены, то мы и лучше запоминаем. Поэтому как определить? Есть тесты, можно заполнить тест. Но я бы ориентировался на то, насколько вам хватает жизни. То есть если вы не учитесь и не забываете выключить газ и так далее – это одна история. Если вы учитесь, и вам нужно сдавать экзамены, и потом помнить и еще это использовать – это совершенно другие требования к памяти. Мария Карпова: Ну то есть как писали некоторые наши телезрители, что память – это действительно как мышца, ее можно натренировать. Николай Ягодкин: Только правильными способами. Все, что я услышал относительно читать и так далее – это относится к общей интеллектуальной деятельности, и не к ее развитию, а только к поддержанию. Потому что люди, известно, что к пожилому возрасту начинают больше читать, ну некоторые – больше смотреть телевизор. От этого память их не улучшается, она хотя бы не ухудшается так быстро, как могла бы. Опять же тренировка памяти дает потрясающие эффекты. То есть в среднем (у нас самая большая статистическая база в мире по этому вопросу), в среднем через неделю человек может запоминать легко 200-300 иностранных слов, цифр, чисел, чего угодно за 1 день, то есть столько, сколько он раньше за целый класс школы не запоминал. Это вопрос правильной тренировки. Но при этом, если зубрить каждый день в школе, даже в хорошей школе, память практически не улучшается, натренировывается какой-то навык запоминать что-то типовое, вот не более того. Мария Карпова: Николай, но если зубрежка не помогает улучшить память, если учить наизусть стихотворения и песни тоже не помогает, где же, что же… где же эти упражнения, которые нужно делать? Как улучшить свою память, как ее натренировать? Николай Ягодкин: Для этого нужно понимать, как память работает. И в целом есть левое, есть правое полушарие нашего головного мозга, запоминать нужно именно правым полушарием, то есть визуализацией. Все, что мы представляем ярко (смотрим фильмы, видим картины), мы запоминаем очень хорошо. Мария Карпова: Ну давайте на каком-то вот примере, давайте на примере каком-то. Николай Ягодкин: Давайте. Несколько слов запомним из, например, корейского языка. Мария Карпова: Ой. Николай Ягодкин: Представьте себе медведя, прямо увидьте его, который катает ком снега. Мария Карпова: Да. Николай Ягодкин: Замечательно. Представьте собаку, которая идете в кепке и в кедах. Мария Карпова: Хорошо. Николай Ягодкин: Корову, которая пьет сок. У нее соковыжималка, она сок выжала, пьет, снова выжимает, пьет. Мария Карпова: Хорошо. Николай Ягодкин: Так, давайте представим паука, который будет комиком, выступает там со смешным носом. Мария Карпова: Стендапером что ли? Николай Ягодкин: Да. Мария Карпова: Хорошо. Николай Ягодкин: Паук-комик. Мария Карпова: Хорошо, запомнила. Николай Ягодкин: И давайте представим комнату, свою, например, в которой баня. Мария Карпова: Да. Николай Ягодкин: Ну просто оборудованная баня – пар, люди. Это 5 корейских слов. Смотрите, медведь – какая была картинка? Мария Карпова: Катает снег. Николай Ягодкин: Ком. По-корейски будет «ком». Мария Карпова: А, ком! Я неспособна. Николай Ягодкин: Нет, картинку-то вы помните? Я же не говорил, как звучит. Мария Карпова: Да, ком. Собака в кедах. Николай Ягодкин:Ке. Мария Карпова: Те. Николай Ягодкин: Ке. Корова? Мария Карпова: Сок. Николай Ягодкин: Соо. Кто еще был? Паук. Мария Карпова: Паук, да, стендапер, комик. Николай Ягодкин: Ко, коми. Мария Карпова: Коми, ага. Николай Ягодкин: Коми, как комик. И комната? Мария Карпова: Баня. Николай Ягодкин: Бан. Мария Карпова: Бан. Николай Ягодкин: По-корейски– бан. 5 слов за минуту так мы запомнили, нет проблем. Нет проблем запомнить 100-200 за час. Мария Карпова: Ничего себе! Да, очень просто, правда, и очень хорошо работает, кстати, на память, очень интересно. А от возраста это зависит? Ну то есть можно начать заниматься улучшением памяти уже людям более пожилого возраста? Николай Ягодкин: Я бы сказал нужно. Это как со спортом – в любом возрасте можно начать. Может быть вы не станете чемпионом мира… Хотя если вы почитаете именно чемпиона мира по памяти – это самая поздняя дисциплина в мире. В основном все, кто побеждает в международных чемпионатах и пишет книги – это люди, которые говорят: «В 45 память испортилась, меня уволили со сталелитейного завода, я ударился головой, мне было тяжело, и я стал чемпионом мира по памяти через 5 лет». То есть это самая поздняя из известных мне дисциплин, позже я не знаю, даже ходьба с палками и то раньше начинается. Поэтому можно и даже нужно. Самому старшему нашему студенту 93 года. Мария Карпова: Ничего себе! Николай Ягодкин: А самому старшему, который запомнил 1000 иностранных слов за 1 день нового языка без единой ошибки (просто вдумайтесь в эту цифру – 1000), ему было 69 лет. Мария Карпова: Невероятно. Николай Ягодкин: И как сказал Лесгафт: «Что не упражняется, то упраздняется». Поэтому если мы не занимаемся тренировкой памяти, то, разумеется, мы начинаем хуже соображать. А с возрастом еще и трофика – питание мозга ухудшается. Мария Карпова: Будем тренировать память. У нас на связи был Николай Ягодкин, эксперт по развитию интеллектуальных способностей. Подведем итоги нашего опроса. Мы вас спрашивали, хорошая ли у вас память. И «да» ответили всего 29%, чуть больше 70 считают, что у них память плохая. Но точно вы вспомните, что завтра «Отражение-1» в 8 утра по Москве. Пока-пока.