Новые штрафы
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/novye-shtrafy-83199.html
Анастасия Семенова: Убрать телефоны у водителей именно городского транспорта и наказывать за это.
Петр Кузнецов: У пешеходов тоже надо убрать телефоны, они тоже с телефонами идут... В общем, сейчас будет вот эта вот война «пешеход – автомобилист». У нас пока [штрафы за] нарушение правил дорожного движения преимущественно автомобилистами вырастут с 2025 года, как сообщают источники, скорее всего, так и будет. Давайте обсудим это с экспертом.
Согласно отчету Научного центра безопасности дорожного движения МВД, есть еще одна интересная статистика, по итогам 9 месяцев этого года при общем снижении количества ДТП, внимание, выросло число погибших в них, плюс 0,6% к аналогичному периоду прошлого года. При этом в крупных городах зафиксирован рост всех показателей аварийности. Почти 90% ДТП происходят из-за нарушений правил водителями, лидируют превышение скорости, выезд на «встречку»...
То есть чем больше штрафы, все-таки тем ниже аварийность, так это работает? Мнение эксперта – Юрий Капштык с нами на связи, юрист-медиатор, специалист по безопасности дорожного движения. Доброе утро, Юрий Николаевич.
Юрий Капштык: Да, доброе утро.
Петр Кузнецов: Пожалуйста, комментарий ваш сразу же.
Юрий Капштык: Буквально перед этим была фраза по поводу штрафов в отношении пешеходов. Да, статистика, к сожалению, очень низкая, и предоставление права первоочередного прохода по пешеходной «зебре», даже не обращая внимания, – пешеходы очень начали этим злоупотреблять.
И правильно вами упомянутая проблема – это одежда. В темное время суток при недостаточной освещенности люди ходят, «капюшонщики», так называемая категория: надевают [капюшон], наушники в уши... Он даже не смотрит ни налево, ни направо. Даже если водитель пытается предпринять меры торможения или сбросил скорость перед переходом, его [пешехода] очень плохо видно.
В этой ситуации очень прекрасный пример Белоруссии, Прибалтики: там на законодательном уровне введено перемещение в темное время суток обязательно со светоотражающими элементами, т. н. фликеры. Это либо наручная повязка, либо это прикрепление каких-либо небольших предметов в виде брелка к сумке, может быть, даже к карману, для того чтобы отражалось, и отражение идет на расстояние от 100 до 300 метров. Поэтому водитель, подъезжая в темное время, по крайней мере видит, кто и что впереди ему препятствует.
Если обратить внимание, к примеру, в магазине даже «Лемана ПРО», там продают кроме, допустим, оградительных столбиков для дорожного движения, как правило, это дворовая территория, но и как раз-таки наручные повязки, и стоит она 60 рублей. Вот такая повязка, пристегнутая на ремень сумки или хотя бы на рукав в темное время суток...
Анастасия Семенова: ...стоит жизни, это да. Давайте к штрафам.
Петр Кузнецов: Юрий Николаевич, да, давайте об автомобильных штрафах. Мы недавно тут увидели мнение, я с ним согласен, что люди со средним достатком уже воспринимают штрафы автомобильные не как меру заградительную, а как некий налог, который позволяет ему двигаться с комфортной скоростью. Он готов платить, он знает, что за это. Мы к вопросу о том, как все-таки в сегодняшнее время штрафы работают на поведение водителя.
Юрий Капштык: На самом деле я могу привести пример. Как говорят в поговорке: хочешь изменить мир – измени себя. Я лично, на собственном примере, очень часто в спешке садился за руль, ездил не пристегиваясь. В конечном итоге, когда я за один месяц получил 12 штрафов, за два дня сработали очень четко камеры, 12 штрафов за непристегнутый ремень, с того дня я езжу только пристегнувшись, это во-первых.
Во-вторых, что касается штрафов, система штрафов должна быть, по сути дела, твердой, профилактическую меру нести в себе, чтобы человек на будущее думал. Ну и здесь, естественно, необходимо, на мой взгляд, все-таки сделать дифференцированный подход: чем выше достаток, чем грубее нарушение, тем штраф должен быть непомерным, половина стоимости автомобиля, чтобы человек на будущее знал, что нарушать нельзя. Машина – это транспортное средство повышенной опасности, как формулирует суд, и дорога ошибок не прощает.
Вами упомянутая статистика, что есть рост статистики в части пострадавших в ДТП, да, имеет место. Почему? Потому что люди начали более ориентироваться, тем более помогают гаджеты, антирадары и т. д., камеры, меньше начали нарушать скоростной режим, но кто уже нарушает, он уже, как говорится в народе, без тормозов. И, идя на нарушение вполне осознанно, очень часто как раз именно езда носит рискованный характер, то самое опасное вождение, не всегда справляется с возникшим препятствием или с маневром и в результате и сам, бывает, страдает, и задевает других.
Анастасия Семенова: Юрий, скажите, пожалуйста, очень много жалуются. Штрафы понятны, люди готовы даже платить, но многие пишут, что «разберитесь, пожалуйста, со знаками»: ты иногда просто не видишь, что скорость 40 тут началась вдруг, тут 60... Как обстановка? Мне кажется, вот мегаполисы отчасти даже переполнены знаками дорожного движения и ты от этого теряешься и просто получаешь штраф, что ты... Знак за знаком идет, ты уже не понимаешь, на что ориентироваться.
Петр Кузнецов: Да. Опять же вот мы вспоминали, разметка под камерой, которую ну просто невозможно не пересечь, не нарушив.
Анастасия Семенова: Или, допустим, тебя привез навигатор не туда, тебе нужно повернуть, ну а что тебе остается делать...
Петр Кузнецов: И так далее.
Юрий Капштык: Вот сейчас я произнесу фразу, которую зрители, которые смотрят, очень сильно запомнят и будут ее всегда повторять. Правила дорожного движения предписывают: неправильно установленный знак является недействительным. Согласно ГОСТу, знак должен устанавливаться, нижняя отметка – не менее 3 метров для полноты его видения, а очень часто, наиболее частое привлечение, когда меня привлекают непосредственно к оценке ситуации по ДТП, по нарушению, – это как раз оценка на местности, т. е. как правильно установлен знак, как он читаем и т. д.
Вы упомянули такой момент, когда ты едешь-едешь и вдруг знак «60» или «40». Совершенно верно: правила установки дорожных знаков предписывают о том, что изменение скоростного режима должно идти в порядке по 20 километров в час. То есть если вы ехали 80, не менее чем за 50 метров должен быть установлен знак «60», потом снижение до 40. Этот вопрос лежит на совести дорожных организаций, обслуживающих территории, контролируется со стороны органов ГИБДД и органов исполнительной местной власти, но, к сожалению, это очень часто остается.
Из этой же категории я замечу о том, что есть такое злоупотребление, которое приводит к количеству штрафов. В частности, делали где-то ямку, поставили временный знак «Дорожные работы», а потом забывают убрать.
Анастасия Семенова: А знак-то, да...
Петр Кузнецов: Забыли убрать. Вот мы об этом и говорили. У нас, к сожалению, время.
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Петр Кузнецов: Юрий Капштык, юрист-медиатор, специалист по безопасности дорожного движения, его комментарий. И комментарий от нашего телезрителя.
Анастасия Семенова: Да, одно сообщение: «Нарушения – это показатель воспитанности общества. Нет сейчас элементарного уважения друг к другу. Так что нужно начинать с воспитания, никакие штрафы проблему не решат».
Петр Кузнецов: Да, к этому призывать и остается, действительно.
Анастасия Семенова: Мария Вингарт дальше, а мы потом вернемся.