Мария Карпова: Мнение эксперта. Алихан Динаев с нами на связи, учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2018 года. Алихан, здравствуйте. Антон Липовский: Здравствуйте. Алихан Динаев: Здравствуйте. Антон Липовский: Вот что там с ярлыком? Я прямо вот не могу, Маша, извини, но мне вот прямо врезалось. Мария Карпова: Пожалуйста-пожалуйста. Антон Липовский: Вот эти вот когда прямо бирочки вешают как будто на входе: «Так, это двоечник, этот зануда, этот...» Вот что с ярлыками, давайте сначала с этого начнем. Алихан Динаев: Ярлыки в школе – это обычное дело. Антон Липовский: Ну понятно. Алихан Динаев: Учителя любят их развешивать, их развешивают на лбы друг другу и ученики. Это на самом деле очень серьезная проблема, поскольку этот ярлык формирует впоследствии отношения, действия, слова, наши поступки по отношению к этому ученику. Если в целом говорить об этой инициативе, конечно, она спорная и противоречивая. Вот 60%, большинство, поддерживают ее, но в педагогическом сообществе, конечно, есть некоторые опасения, страхи, непонимание того, как использовать эти оценки, зачем они нужны и что они дадут. Но хорошо то, что это пока эксперимент, в некоторых регионах это вводится. Мы посмотрим, что будет. Наверное, уже к концу сентября, к концу первой четверти в регионах, где проводится этот эксперимент, педагоги и родители и дети смогут дать очень такую четкую, грамотную обратную связь, дает ли это какой-то положительный результат или нет. Мария Карпова: А что вообще сегодня говорит современная педагогика, я не знаю, современная детская психология об оценивании поведения, о выставлении оценок за твое поведение? Алихан Динаев: Мне сложно сказать, я не читал какие-то исследования на эту тему, и, честно говоря, я сомневаюсь, что есть большое количество исследований на эту тему, поскольку сама идея выставления оценок за поведение не очень популярна в мире, и, в общем-то, в России ее тоже несколько десятилетий не было. Поэтому вряд ли мы можем сказать, что говорит наука на этот счет. Но мы точно можем сказать, что понятие «дисциплина на уроке» – это понятие очень относительное и субъективное. То, что дисциплина для одного учителя, например, полная тишина в зале, в классе, когда дети молчат и что-то там пишут или выполняют задания, то абсолютно не является дисциплиной и правильным порядком вещей для другого педагога. Вот одна из девушек, которая отвечала на вопрос на улицах города, очень правильно отметила, что есть очень разные дети, что есть гиперактивные дети, те, которые просто не могут сидеть на своем месте, им нужно говорить, двигаться, иногда им нужно просто физически встать, побегать, они не могут 40–45 минут сидеть, сложив таким образом руки за столом. Поэтому опять же это эксперимент, спорный эксперимент; что будет в результате, мы посмотрим и узнаем в течение ближайших нескольких месяцев. Мария Карпова: Ну вот не хотелось бы, чтобы на детях экспериментировали, вот что... Антон Липовский: С одной стороны, да. Но вот из Тверской области как раз написали, ты представляешь, Алихан говорит, и прямо в это же мгновение приходит сообщение: «Гиперактивных детей оценки за поведение касаться вообще не должны. Все зависит от учителей». Алихан, а если вы вот распознали такого ребенка в классе, как вы будете себя вести? Мария Карпова: Ну да, с другой стороны, как... Антон Липовский: Ведь у вас же есть какая-то методичка, если это все-таки будет одобрено? Алихан Динаев: Гиперактивных детей много. Во-первых, надо отметить, что мальчиков среди них, по результатам научных исследований, примерно в 5–7 раз больше, чем девочек. По разным оценкам, от 5 до 30% детей страдают СДВГ, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, поэтому это очень распространенная, популярная проблема. Мы, учителя, видим, что таких детей становится больше; почему, это уже другой сложный вопрос, но точно становится больше. Типичная ситуация, у меня несколько раз такое возникало: мальчик поднимает руку, это 6-й или 7-й класс, наши первые уроки, знакомство, и он говорит: «Можно мне встать?» Я не понимаю, что это означает, я говорю: «В смысле, встать?» – «Ну просто, можно постоять?» И, понимаете, для многих педагогов это совершенно такая нестандартная ситуация. Мы привыкли, когда дети поднимают руку и просятся подойти к крану, попить воды, или выйти из кабинета, или еще что-то, но просто встать... И это очень сложно принять многим педагогам. Я ему разрешил встать; он просто постоял, посмотрел по сторонам и сел. Вообще, есть определенные правила работы с детьми, имеющими синдром гиперактивности. Например, нужно сделать все возможное, чтобы снизить количество отвлекающих факторов, поэтому, например, таких детей крайне не советуют сажать рядом с дверью или рядом с окнами, потому что они постоянно смотрят туда, им хочется узнать, что там происходит, и они отвлекаются. Им нужно давать четкие, конкретные инструкции, потому что им сложно сконцентрироваться на какой-то сложной, продолжительной работе, на каком-то сложном задании. Им нужно детализировать, давать четкие алгоритмы действий (первый, второй, третий шаг), вплоть до того, что первый шаг – открой учебник, второй шаг – открой 27-ю страницу, третий шаг – прочитай задание № 7... – и т. д., и т. д. Нужны четкие, конкретные инструкции, последовательные действия для таких детей. Опять же, нужно и некое снижение планки ожиданий относительно дисциплины. То, что вы прочитали, комментарий наших зрителей абсолютно правилен по поводу того, что мы должны понимать, что этим детям сложно на уроке. Антон Липовский: Это правда. Алихан Динаев: Их поведение отличается не потому, что они плохие, или не потому, что они хулиганы, а просто потому, что так устроена их психика, они просто не могут себя иначе вести. Мария Карпова: Как раз вы сказали про окна – очень забавное сообщение, Алихан, я хочу, чтобы вы его тоже услышали, из Ханты-Мансийска: «Моему сыну поставили двойку за поведение. Пояснение в дневнике было: «Сидел на уроке математики, маялся и скучал, считал в окне ворон»». Антон Липовский: А вот я дополню, из Москвы сообщение: «В 3-м классе мне и мальчику поставили двойку за поведение, потому что этот мальчик не пришел в школу, написал 20 записок со словами «Я тебя люблю», передал их с другом мне. Нас поставили перед всем классом и линчевали. Я считаю, что это непрофессионально и неправильно». Скажите, собственно, вот эти вот оценки за поведение в итоге не могут привести к таким очень странным, абсурдным ситуациям? Ведь учителя могут по-разному трактовать разные ситуации. Алихан Динаев: И это одна из главных проблем данной инициативы, потому что в школе при оценивании даже предметных знаний всегда есть субъективность, всегда. Единственный вариант – это, наверное, математика, физика, где есть конкретные тесты, единственный правильный ответ... Антон Липовский: Да-да-да. Алихан Динаев: И даже там иногда возникают споры. А в гуманитарных предметах, в истории, обществознании, литературе, языках, субъективность всегда была, есть и будет, полностью избавиться от нее просто невозможно. Поэтому нужно увидеть четкие, конкретные критерии. Пока их до учителей в т. ч. в нашей республике, где будет проводиться этот эксперимент, не довели, не донесли, мы не знаем, в чем будут заключаться эти критерии. Но, вне всяких сомнений, субъективщины, извините за просторечное выражение, станет больше, и подобные ситуации могут возникать, наверное, чаще. Мария Карпова: И давайте все-таки, вот если честно... Знаю много случаев, когда те, у кого стоял «неуд» по поведению, потом, впоследствии становились... Антон Липовский: ...успешными людьми. Мария Карпова: ...очень успешными людьми. Согласись, такое тоже бывает. Антон Липовский: Подведем такую черту. Мария Карпова: Это как-то чтобы подбодрить тех ребят в регионах, в которых вводится этот эксперимент... Антон Липовский: ...у которых в графе «Оценка за поведение» стоит «неуд» или «удовлетворительно». Мария Карпова: Нет, я не призываю никого хулиганить, конечно... Антон Липовский: Алихан, спасибо вам огромное! Мария Карпова: Да, спасибо большое! Алихан Динаев был с нами сегодня на связи, учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» 2018 года. Спасибо большое!