Оценки за поведение
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/ocenki-za-povedenie-82395.html Мария Карпова: Анжела Рахим с нами на связи, директор частной школы «Путь к успеху». Анжела Фазельевна, здравствуйте!
Руслан Арсланов: Здравствуйте!
Анжела Рахим: Здравствуйте, доброе утро!
Мария Карпова: Как вам кажется, почему вообще такая необходимость появилась среди довольно большого количества людей? Что к этому привело? Почему большинство россиян вдруг, ну, наверное, не вдруг захотели все-таки вернуть вот эту систему выставления оценок за поведение?
Анжела Рахим: Вы знаете, мы, в принципе, живем всегда по такому правилу, что раньше было лучше.
Мария Карпова: Да.
Руслан Арсланов: Да.
Анжела Рахим: И если мы вспомним наши школьные годы, то у нас ставилась оценка в дневник, вызывались родители. Самой большой угрозой это было пойти к директору школы. А дальше, в 1991-м году, в принципе, упразднили эти оценки, они не имеют права на существование еще с тех самых пор.
Что сейчас делают у нас учителя? Они снижают при помощи оценки за академические знания вот эту вот самую оценку за поведение туда включая, что категорически не является правильным. Потому что ребенок может чудесно сдавать, писать диктанты, сдавать контрольные работы, читать стихотворения, но при этом шалить так, что учителя седеют раньше времени.
Потребность такая была всегда. И тут вопрос в том, как мы это регулируем. Я согласна с тем, что угрозы, наказания, они вообще не применимы к школе, особенно к современным детям, с которыми нужно договариваться. Вот пока мы не научимся, мы, взрослые, договариваться с детьми, мы так и будем стращать их этими двойками, которые им, ну вот, по барабану. Они для них никакой роли абсолютно не играют.
Мария Карпова: Но, Анжела Фазельевна, это звучит, конечно, замечательно. Но если встать на место учителей, на деле оказывается, чаще всего, просто невозможно. Но все-таки у учителей же должны быть какие инструменты, реальные инструменты, как влиять на не очень послушных учеников.
Анжела Рахим: Конечно, дети, они…
Мария Карпова: Потому что… И еще очень что важно, договориться с детьми, когда у тебя только в одном классе там 30-35 учеников, и договориться с каждым, ну…
Руслан Арсланов: Непросто.
Анжела Рахим: Конечно, непросто. Но на то мы и взрослые, это наша ответственность, наша. Вот когда каждый человек возьмет на себя ответственность за то, что происходит у него на уроке, ответственен учитель, я являюсь причиной того, что сейчас у меня здесь есть, тогда станет каждому человеку намного проще, в принципе, находить подходы.
У нас есть примеры большого количества педагогов, в том числе и, там, не знаю, с 1980-х, 1970-х годов, которые как-то же умудрялись обучать детей войны, например. А там ситуации были намного хуже. Конечно, дети разные, и хулиганства советского школьника кардинально отличаются от хулиганств, которые есть сейчас.
Но я здесь вижу, что на нашу сторону тоже встают в плане, например, закона о гаджетах. Вот если бы все учителя собирали гаджеты, как нужно сейчас делать по закону, тогда о’кей, там дети были бы более внимательны на занятии, да? Нам навстречу идут.
И сейчас, там, в 2023-м году Президент подписал указ о том, что учитель должен быть физически и психологически защищен, да, от каких-то событий. Поэтому здесь можно идти обращаться, если, конечно, уже пиковая ситуация, в органы определенные. Соответственно мы, учителя, должны быть настолько сейчас прокачаны, как менеджеры, как управленцы, чтобы потом даже 30 и 35 детей, они были под нашим управлением в том числе.
Ну и плюс, давайте сделаем, может быть, уроки поинтереснее, технологии будем использовать, а уйдем от того, что сейчас с детьми не работает. Но нужно же и с себя начать.
Мария Карпова: Нам очень много пишут, что не школа должна воспитывать, а семья.
Руслан Арсланов: Родители, во всем родители ответственность несут.
Мария Карпова: Что воспитание как раз, именно поведенческое, оно идет из семьи. Ну действительно, какую долю ответственности здесь должна брать на себя школа и какую долю ответственности семья, как вам кажется?
Анжела Рахим: Семья играет ключевую роль в становлении человека, потому что первые годы особенно там жизни ребенка, да, и дошкольные, в том числе, они накладывают большой отпечаток на то, каким дальше будет человек, с какими сформированными ценностями.
Мы сейчас видим большое количество родителей, которые работают больше, чем 24 часа в сутки. И в связи с этим детей отдают все раньше и раньше в образовательные учреждения. Безусловно, воспитание, оно на семье. Здесь очень важно учителю в школе создать такой треугольник – школа, семья, ученик. И тогда вот в этом треугольнике возможно что-то сделать.
Цель – это воспитание ребенка, и всегда надо работать вместе с семьей, в том числе. Но у меня есть еще другая идея, я не знаю, может быть, сейчас вам будут писать злостные комментарии о том, что воспитывать нужно порой и родителей.
Для этого нужно много общаться и так же вкладывать, объяснять все, что происходит. Там, объяснять психологию ребенка, иногда педагогику, потому что есть родители, которые считают, что они педагоги тоже. Это не всегда так.
Мария Карпова: Еще много пишут, что, вот, например: «Некоторые избалованные дети сами не учатся и другим мешают», это из Ленинградской области сообщение. Ну действительно, вроде как мы детям сейчас даем больше прав, больше свободы, больше возможностей. При этом вроде как ущемляя права на качественное обучение других детей, прилежных, которые хотят хорошо учиться, хорошо себя вести.
А вот этот вот, там, я не знаю, Руслан, Миша, Коля, которые весь урок смеются, и с которыми еще не удалось договориться, с которым нужно больше времени вроде как, он тоже чувствует себя вольготно, тоже свободно себя чувствует.
Анжела Рахим: Да, у нас в Федеральном государственном образовательном стандарте есть такое понятие, как дифференцированное обучение. Оно предполагает, что должна быть определенная разница в том, что преподается детям даже в одном классе.
Например, у вас может сидеть 30 человек, из которых 5 вот этих злостных будут делать какую-то интересную свою, отдельно сидящую работу. То есть ничто не мешает вам их отсадить отдельно за парту, у них своя, там, не знаю, дайте им компьютер, пусть они делают свой проект. Остальные дети будут заняты там другой своей какой-то работой, да?
Но здесь очень важно вот этот ФГОС, во-первых, выучить, понять и начать применять. Потому что о нем очень много говорится, но это один из способов, как создать, как вот отделить, грубо говоря, детей от тех, кто хочет, скажем так, замотивированных и способных ребят, от тех, кто мешает и деструктивно влияет на коллектив.
Дайте им другое задание, отсадите вы ребят, потому что им будет интереснее сделать вам проект. Они получат свою оценку, смотивируются. А если у них еще и получится, так они потом будут обожать ваш предмет. Надо здесь тоже нам сменеджерить так, чтобы была вот эта вот дифференциация.
Руслан Арсланов: Направить их энергию в нужное русло.
Мария Карпова: В полезное русло.
Анжела Рахим: Интересное для них русло. Ну, если вы видите, что у вас ребенок там, ну, не семь пядей во лбу, да? Допустим, ему никогда не дастся, не знаю, физика. Дайте ему свое задание, пусть он сделает там свой проект, пусть они сидят впятером, по одному сидят. Вот сейчас школы, оснащенные, в принципе, достаточно, чтобы дать там компьютеры, книги, пусть сидят, отдельно делают. А с остальными занимайтесь. Вот так. Это можно и в одном помещении сделать тоже.
Мария Карпова: Спасибо большое, Анжела Фазельевна! Анжела Разим была с нами на связи, директор частной школы.
Из Москвы сообщение: «А чего сразу Руслан? Девочки бывают еще хлеще». Это камень в мой огород.
Руслан Арсланов: Вот, спасибо вам большое!
Мария Карпова: Я 100% согласна, девочки бывают такие, что не дай бог.
Руслан Арсланов: А то все в одну сторону.
Мария Карпова: Да, помню со своей школы. Я очень хочу прочитать сообщение.
Руслан Арсланов: Давай. Да, я знаю даже, какое.
Мария Карпова: из Волгоградской области на финал. «Мой сосед по парте изводил меня своим поведением, не давал учиться, даже получил книгой по голове. А сейчас он заслуженный артист». Очень хочу знать, кто это, очень.
Итак, подводим итоги нашего опроса: «Что вы думаете об оценках за поведение? Вы «за» или «против», мы вас спрашивали. «За»…
Руслан Арсланов: 81%, против 19.
Мария Карпова: Всего 19 против. Ну тут уже даже и добавить нечего, подавляющее большинство.
Руслан Арсланов: Да. Ждем новую графу.
Мария Карпова: Дальше Ксения Гостева, самая примерная ведущая из всех ведущих Общественного телевидения России. Вернемся после новостей.
Руслан Арсланов: Прилежное поведение, отлично, все там идеально.