ОГЭ упростят?
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/oge-uprostyat-85290.html
Вера Круглова: Ну что, давай зададим вопросы эксперту теперь.
Петр Кузнецов: Да.
Вера Круглова: Человеку, который непосредственно связан с нашей темой. На связи с нами Елена Александровна Томашевич, директор Тверского политехнического колледжа. Елена Александровна, доброе утро.
Елена Томашевич: Доброе утро.
Вера Круглова: Вот мы уже рассказали про новую инициативу депутатов о том, что они хотят упростить сдачу ОГЭ. Вот как вы оцениваете эту инициативу? Она действительно необходима или нет? К каким последствиям она может, на ваш взгляд, привести?
Елена Томашевич: Вы знаете, я заканчивала школу в приснопамятные еще советские годы, и у нас были экзамены в 8-м и 9-м классе, т. е. и те, кто шел в систему профессионального образования, сдавал точно так же по итогам 8-го класса тот же самый набор экзаменов, и я считаю, что это и должно оставаться.
Почему? Потому что далеко не все те, кто планируют поступить в колледж, в него поступят, потому что мест в колледжах сейчас гораздо меньше, чем желающих туда поступить. Это тоже должен быть определенный конкурсный отбор, это тоже должен быть не просто конкурс аттестатов, а мы должны понимать, что дети идут тоже целенаправленно, это первое.
Второе. Если ребенок не поступает в колледж, куда он потом пойдет? Депутаты говорят о том, что для тех, кто идет в колледж, будет один набор экзаменов, для тех, кто идет в 10-й класс, – другой набор экзаменов. Правильно ли это? Это значит, что те, кто в колледж не поступят, не смогут и вернуться в школу.
И далеко не все дети четко абсолютно понимают, что выбранная мной профессия или специальность – это именно то, чему я хочу посвятить жизнь. Некоторые возвращаются в школу уже по прошествии месяца-двух, понимая, что они не тянут программу в том числе, потому что это спецпредметы, это какие-то специальные знания, к которым они не всегда бывают готовы или неправильно были сориентированы, когда выбирали учебное заведение, тоже возможно.
Вот в этом плане сокращение для одних количества ОГЭ и оставлять то же количество для других выпускников 9-х классов я считаю не совсем правильным.
Вера Круглова: Депутаты говорят о том, что таким образом они хотят привлекательность среднего специального образования повысить. А я так понимаю из ваших слов, что все и так привлекательно.
Елена Томашевич: А куда уже повышать? Конкурс существует уже сейчас. В этом году у нас в Тверской области, вот в мой лично колледж, которым я руковожу, конкурс на место в среднем был 4 человека, 4 человека на одно место, мы говорим про бюджетные места.
Вера Круглова: А вот я еще читала в пояснительной записке, они говорят о том, что в каких-то регионах в колледжах и в техникумах получается конкурс очень большой, большое количество человек на место, а в каких-то, наоборот, недобор. И вот они хотят сделать так, чтобы с помощью вот этого нового законопроекта еще и вот эту историю регулировать: получил аттестат, скажем так, в своем регионе, там и оставайся учиться, нечего тебе делать в другом.
Елена Томашевич: Может, тогда это оставить на усмотрение региональной власти, какие-то дополнительные преференции для выпускников собственного региона?
Да, конечно, наиболее привлекательные для, допустим, жителей Подмосковья колледжи регионов, куда проще добираться, где ниже стоимость, если мы говорим о внебюджетном, платном обучении, где знания даются сейчас не хуже, чем в столичных колледжах, материально-техническая база выравнивается с центром. Поэтому да, для жителей столичных регионов становятся более привлекательными колледжи Замкадья, так скажем.
Если мы с вами говорим о колледжах региональных, там, где, допустим, колледж является такой социальной все-таки картой, которую разыгрывает регион, обучая там, где закончили школу ребята, их здесь же обучая профессиям, которые здесь же будут востребованы... Я считаю, что в этом случае надо пересматривать не количество экзаменов по итогам 9-го класса, а, наверное, все-таки специальности и профессии, которые даются в этих колледжах, чтобы они были многопрофильными, чтобы они могли действительно обеспечить те производства, которые находятся в данных регионах, и тем самым повышать привлекательность.
Опять, мы можем вспомнить и проект «Профессионалитет», который повышает материально-техническую базу региональных колледжей, которые дают новые возможности, открывают новые возможности для профессионального образования в регионах.
Я думаю, что это решается немного по-другому. Если мы хотим закрепить абитуриентов на своей территории, надо выбирать истории, которые будут привлекательны для них в дальнейшем, не упрощать поступление, а давать перспективу, наоборот, на будущее.
Петр Кузнецов: Ну и, наверное, фокус сам в ценностях учеников тоже же за это время смещается, т. е. они теперь хотят обучаться в компаниях, с которыми связывают свою успешную карьеру.
Елена Томашевич: Конечно.
Петр Кузнецов: Я просто предполагаю. Например, условному МГУ они вот сегодня предпочтут условную академию «Яндекса». Сейчас же как раз... Это тоже история про колледж. То есть мне кажется, что вузы сейчас, если сравнивать с колледжами, не всегда успевают преподавать, давать те знания, которые реально окажутся потом в работе нужными, а колледж гибче.
Елена Томашевич: Особенно когда это касается рабочих профессий, это тот пул, который не закрыт сейчас, это рабочие профессии, то, что наиболее востребовано. Это не дать ни дистанционным обучением, это не дают вузы.
Вот как раз до этого звонила женщина и рассказывала о том, что сын у нее пошел в колледж и потом в вуз...
Петр Кузнецов: Да, и растет карьерно.
Елена Томашевич: Я могу сказать, и вузы предпочитают выпускников СПО не просто так, а именно потому, что к ним приходят уже умеющие и знающие производство абитуриенты. Это инженеры совсем другой категории, совсем другой.
Мы разговариваем с производственниками, они всегда говорят: «Мы предпочтем выпускника колледжа, которого мы потом сами отправим на ту специализацию, на ту специальность, которая необходима нам».
Петр Кузнецов: Я ровно про это, да.
Елена Томашевич: И он приходит на производство, уже зная технологии, которые сейчас есть, и то оборудование, которое сейчас есть. Несомненно, это даже...
Петр Кузнецов: ...не обсуждается.
Елена Томашевич: В настоящее время это тренд.
Петр Кузнецов: Спасибо! Трендом и закончим.
Вера Круглова: Спасибо!
Петр Кузнецов: Елена Томашевич, директор Тверского политехнического колледжа.
Друзья, подведем итоги нашего опроса, вопрос для 2025 года: «Что выбрать?» – «вуз» 42%, «колледж» – 58%.
Вера Круглова: Колледж победил.
Петр Кузнецов: Это только подтверждает рост спроса на места в подобных учреждениях, и то мы сейчас услышали, что мест-то всем уже не хватит.
Вера Круглова: Уже не хватает.
Петр Кузнецов: Времени у нас хватает, 10:30, буквально через семь секунд мы поговорим о кредитах.