Петр Кузнецов: Слушайте, ну вот раз о ценах мы заговорили, давайте как раз спросим, может быть, с этим стало больше у нас ранних бронирований. С нами сейчас на связи Оксана Лебедева, исполнительный директор группы компаний «Тари Тур». Здравствуйте. Оксана Лебедева: Здравствуйте, доброе утро. Петр Кузнецов: Да, доброе утро. Спрос россиян такой вот ранний в этом году, мы посмотрели цифры, они такие впечатляющие, на 488% по сравнению с прошлым годом только Крым, и плюс открываются какие-то новые направления. То есть мы уже сейчас бронируем (мы – это россияне) на лето, например, Мурманск. Заметили ли вы такую статистику? И давайте эту динамику как-то чем-то подкрепим и объясним. Оксана Лебедева: На самом деле, действительно, раннее бронирование растет, и это очень важно для туристической отрасли. Потому что все-таки, когда началась пандемия, этот показатель был равен ну семь дней, практически нулю, т. е. у нас нет возможности планировать путешествие. А когда нет возможности планировать путешествие, нет возможности оказать качественную услугу. Поэтому для нас это очень-очень важно именно как для туристической отрасли. Но, безусловно, есть определенная польза, если можно так сказать, и для туристов, потому что в первую очередь это экономия с точки зрения поездки. То есть стоимость тура в период раннего бронирования в среднем ниже начиная от 25 и до 40%, т. е. это существенная экономия. Вот вы сейчас говорите о том, что очень дорогие билеты в Сочи... Петр Кузнецов: Да, как раз хотел снова вернуться к этому сообщению. Оксана Лебедева: Да. Это туристы пишут, как правило, индивидуальные путешественники. Вот я как представитель туристического сообщества хочу призвать, что нужно обратить внимание на полные пакеты, которые формируют туроператоры. Это история более экономичного путешествия, хотя иногда наши туристы думают наоборот. И когда еще у нас есть акции раннего бронирования и мы планируем путешествие заранее, у нас есть возможность выбора, потому что чем ближе к дате путешествия, конечно же, тем сокращается и количество размещений, и выбор билетов и каких-то дополнительных других сервисов. То есть если вам хочется все-таки выбрать прямо вот под вас услугу либо путешествие, то лучше этим озадачиться пораньше. Петр Кузнецов: Плюс ко всему, Оксана, я так понимаю, вот на примере прошлого года, если не ошибаюсь, уже в апреле стало известно, что в Дагестане мест вообще нет, на лето в Дагестане в апреле не было мест. А рынок же как работает? Если нет мест, нам обязательно нужно в Дагестан, значит, там есть что смотреть, а мест уже нет. И поэтому, может быть, этот вот риск дефицита сыграл еще и в этом году, т. е. мы на примере того же Дагестана понимаем, что лучше все-таки чуть ли не в феврале начать лето планировать. Оксана Лебедева: Вообще, акции раннего бронирования стартуют в декабре, поэтому чем раньше, тем лучше, и лучше в декабре уже озадачиться своим путешествием в отпуск именно в летний период, это действительно так. Но сейчас прикладываются очень большие усилия государством и инфраструктура развивается туристическая, а это в первую очередь, конечно же, места размещения. И та популярность Дагестана – это, конечно, отзывы туристов в первую очередь. Что бы ни говорили мы, туристические компании, как там хорошо отдыхать, если действительно там хорошо и классно, то туристы делятся своими впечатлениями и, соответственно, срабатывает сарафанное радио, и поэтому такой всплеск интереса. Но государство сейчас строит объекты размещения, потому что основным ограничивающим фактором, конечно же, является отсутствие достаточной туристской инфраструктуры, а именно объектов размещения. Вообще, в принципе путешествия по России – это замечательно, они развиваются, и мы должны четко понимать, что не только пляжи черноморские нас должны привлекать, а чтобы получить много впечатлений от путешествий по России, нужно путешествовать по России в первую очередь. Мария Карпова: Еще одна причина, почему мы бронируем заранее, – это, естественно, потому, что так считается, что дешевле, купить билеты заранее, забронировать гостиницу. А как на это реагируют сами представители тех же объектов размещения? Видя такой спрос, который на 500% увеличился, вырос, они не могут эти цены как-то искусственно повышать? Оксана Лебедева: Искусственно цены никто не повышает, на самом деле это как бы миф, мне кажется. Если цены растут, то это какие-то только объективные причины, инфляция, еще что-то, т. е. увеличение расходов. Но точно это не искусственное повышение, потому что мы все-таки, все туристическое сообщество и представители поставщиков наших, кто оказывает услуги по размещению, по транспорту, мы настроены на долгосрочную работу. Если мы захотим, образно говоря, сорвать куш только конкретно в этом сезоне, это говорит о том, что мы не сможем работать в следующем. Поэтому нет, вот про это речь точно не идет. То есть раннее бронирование – это возможность спланировать свое путешествие, а у отелей в данном случае появляется возможность получения денежных средств в декабре, в январе, в феврале, т. е. подготовиться лучше к летнему сезону. Петр Кузнецов: Не так много времени у нас, буквально полторы минуты, но здесь пенсионеры о себе напомнили, вроде бы как российские пенсионеры тоже хотят путешествовать, и их можно понять. Если коротко, повод, мне кажется, поговорить о льготных программах, какие существуют. Помним, работал туристический кешбэк, который повысил спрос, но вот уже с какого года его отменили, теперь эта программа не работает, закончилось действие. Льготные программы для пенсионеров, для многодетных – на что могут рассчитывать те, кто хотят путешествовать по стране? Оксана Лебедева: Безусловно, если мы говорим про путешествие на Черноморское побережье, т. е. это все-таки такой пляжный отдых, то это льготы в перевозке в основном. Если мы говорим про какие-то культурно-познавательные туры, то есть возможность посещения объектов, показов, музеев, там тоже существуют льготы. Многодетные семьи бесплатно у нас посещают все музеи, и точно так же наши пенсионеры могут посетить музей бесплатно. То есть это разные социальные программы тоже, конечно же, существуют. Но если мы говорим про туристическое сообщество, то, конечно, у нас все-таки в основном такая, знаете, массовая история – это... Сейчас самый популярный сегмент путешественников – это, конечно, родители с детьми, т. е. это семейный отдых, причем разный, чтобы именно была возможность получить впечатления совместные. Мы же очень мало времени проводим в семьях, все вместе... Петр Кузнецов: Да, лето – это самое время. Оксана Лебедева: Да. А здесь вот чтобы мы вместе с детьми, как бы полной семьей могли получить впечатления, не только лежа на пляже, но также посетив... Петр Кузнецов: Конечно-конечно, разнообразный отдых. Оксана Лебедева: ...музей либо кремль. Петр Кузнецов: Запрос далеко за пляж уже уходит. Мария Карпова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Спасибо большое! Оксана Лебедева, исполнительный директор группы компаний «Тари Тур». Мы спрашивали вас все это время, спланировали ли вы летний отпуск. Мария Карпова: Треть наших телезрителей, неплохо: 32% спланировали, нет – 68%. Я думаю, с течением времени, уже придет лето, процент этот будет меняться. Петр Кузнецов: Конечно, время еще есть. Мария Карпова: Может быть, мы еще возьмем тему, связанную с туризмом и с планированием своего отпуска. Петр Кузнецов: И потом, может быть, это как-то с неуверенностью связано... Мария Карпова: Да. Петр Кузнецов: То, что вы еще не спланировали. Мария Карпова: Но мы уверенно запланировали выпуск новостей прямо сейчас.