Антон Липовский: У нас сегодня в студии Оксана Никитина, кандидат юридических наук. Я с огромным удовольствием перемещаюсь, впервые в новой студии перемещаюсь к гостю – вот сюда, за этот стол. Оксана Никитина: Очень приятно! Анастасия Семенова: Здравствуйте! Антон Липовский: Первая программа и сразу же серьезная такая тема, которая касается каждого из нас. Оксана, вот у нас был первый звонок. Сразу, ну такой вот вопрос, буквально крик души: «У нас спецсчет. Мы накопили 1 100 000. Возможно, этих денег уже хватило, чтобы решить какие-то такие наболевшие вопросы дома, которому 70 лет. В итоге эти деньги хотят списать в «общий котел»». – Так выразились телезрительница. – «Как это вообще возможно?», – она спрашивает. Оксана Никитина: Если я правильно поняла, то в «общий котел» это означает на ремонт другого дома? Анастасия Семенова: Да. Да. И стенка там отвалилась. Антон Липовский: Я так понимаю: фонд капитального ремонта уже забирает эти деньги. Да. Оксана Никитина: Это совершенно невозможная ситуация. Главным образом потому, что решает такие вопросы исключительно собрание собственников. То есть они распоряжаются. Они же скидываются в... Анастасия Семенова: В «общий котел». Оксана Никитина: Нет. На спецсчет. Анастасия Семенова: А, на спецсчет... Оксана Никитина: И, соответственно, они должны принять решение, что для них на сегодняшний день актуально, какой ремонт. Поэтому это в принципе невозможно. Если управляющая компания говорит иначе, значит, с управляющей компанией нужно спорить. В управляющей компании есть соответствующий надзирающий орган, вышестоящий. Сначала нужно обратиться в саму управляющую компанию, получить письменный ответ, чтобы не... Антон Липовский: То есть давайте прямо пошагово: от управляющей компании письменный ответ. Следующий шаг. Оксана Никитина: Да. В управляющей компании написано: никаких разговоров, никаких переговоров. Письменно. Антон Липовский: Все четко. Все сухо и по факту. Оксана Никитина: Да. Пишем письменно. Отдаем. Ждем 30 дней. Это разумный срок для того, чтобы... Анастасия Семенова: Календарных или рабочих? Оксана Никитина: Ждите календарных. И можно рабочих. Как хотите. Но главное – выдержать 30-дневный срок. Это разумный срок для того, чтобы они ответили. Если вы попадаете на праздничные дни, их много, подождите лучше рабочие. Ну, так разумно дадим им право на ответ. И если они ответили вам или не ответили вам, в любом случае у вас есть возможность в зависимости от ответа обратиться в вышестоящую надзирающую организацию. Это жилищная инспекция местная. Мы говорим про регионы, про все... Анастасия Семенова: Да. Про все. Про Россию. Оксана Никитина: Про Россию. В жилищную инспекцию обращаетесь и... Антон Липовский: Так, это второй шаг. Оксана Никитина: Второй шаг, да. Если управляющая компания вам не ответила, тоже обращайтесь в жилищную инспекцию и обрисовывайте проблему. И жилищная инспекция проводит проверку на основании вашего заявления. И дальше уже по ситуации вы смотрите. Если они, скорее всего, если ситуация такая, как сказала нам... Анастасия Семенова: Галина. Оксана Никитина: Галина, да. То они примут решение, что действия управляющей компании неправомерны, и не позволят ей распределить эти деньги куда-то в другое место. Антон Липовский: Да. Ну а там, если уже необходимо, насколько я знаю, и прокуратуру могут подключить, и кого угодно. Оксана Никитина: Ну, это уже следующие какие-то шаги, которые будут вытекать из тех шагов, которые сделает жилищная инспекция, и тех мер, которые она примет. Но в первую очередь это они. Анастасия Семенова: Хорошо. Да, у нас есть звонок. Валерий со своим вопросом из Москвы нам дозвонился. Валерий, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! У меня следующий вопрос. Антон Липовский: Давайте. Зритель: Сейчас производится капитальный ремонт в нашем доме. Я как строитель могу ли я ознакомиться с проектно-сметной документацией на выполнение текущих вот этих работ? Антон Липовский: Ох, какой вопрос! Зритель: Если да, то да. То, допустим, у подрядчика, у жилищника, у фонда капитального строительства? У кого? Вот такой вопрос. Анастасия Семенова: Спасибо! Антон Липовский: Да, спасибо. Оксана Никитина: В первую очередь не как строитель может ознакомиться Валерий, да? Анастасия Семенова: А как любой собственник. Оксана Никитина: А как собственник, да. Естественно. Будет он строителем или кем-то другим, он может... Антон Липовский: И как плательщик, по сути дела. Оксана Никитина: Да. Как плательщик. Совершенно верно. Поэтому нужно обратиться в управляющую компанию. Не к подрядчику, не к тем людям, которые производят ремонт. Они к вам никакого отношения не имеют. Антон Липовский: И даже не в фонд капитального ремонта? Именно... Оксана Никитина: Нет. Обращайтесь в управляющую компанию, да. Или в тот орган, который управляет – туда куда вы платите, грубо говоря, вот туда вы и обращаетесь. Это очень просто посмотреть: вы берете «платежку» и смотрите, куда вы платите. Вот эти люди заключали договор с подрядными организациями, которые на сегодняшний день проводят капитальный ремонт. Вот туда вы и обращаетесь: «Я хочу ознакомиться». Анастасия Семенова: Приморский край: «Здравствуйте! Дому 70 лет. С трудом удалось добиться ремонта крыши. А все остальные работы: коммуникации, фасад и другое должны сделать? Ведь это частичный капремонт. Как добиться ремонта остального?» Оксана Никитина: Значит, очень просто. Во-первых, она нам не сказала, что они?.. Какое решение было принято о ремонте чего? Потому что капитальный ремонт – он не может производиться всего сразу. То есть как это происходит? Фонд капитального ремонта выкладывает за полгода до производства капитального ремонта, выкладывает на сайте перечень тех работ, которые будут производиться по данному дому. И все собственники могут ознакомиться с этим перечнем. Если они не согласны, то они оформляют общим собранием протокол, что они хотят такие-то-такие-то другие работы, другой перечень работ. Анастасия Семенова: Угу. Антон Липовский: Взять и все поменять. Оксана Никитина: Да, можно изменить. Но только тогда, когда вывешен вот этот перечень за полгода до начала работ. Когда работы уже начались и это уже утверждено, ничего изменить невозможно. Антон Липовский: Ну, понятно. Потому что есть проектно-сметная документация и так далее. Оксана Никитина: Да. Совершенно верно. Да. Поэтому на это повлиять можно на этой стадии. Если они не подключились в это время, то уже поздно. Анастасия Семенова: Еще звонок. Людмила из Москвы нам дозвонилась. Здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Вот я на вас смотрю. Вот у нас было собрание. Дом у нас 1981-го года. Вот мы в него въехали, ну, из общежитий переселяли туда-сюда. И ... у нас собрание было два дня назад. Нам объявили, что капитальный ремонт нашего дома будет: 34-36. Антон Липовский: Это годы? Я так понимаю. Анастасия Семенова: Это год, да? Зритель: Да! Годы, годы! Но мы же должны-то все прожить 85, не меньше! Вот мне 72 года. Я... Когда я... И вот я плачу... И я же не... вряд ли я доживу. Вот как это рассчитывают, ну вот через сколько лет? Анастасия Семенова: То есть должна ли она платить? Оксана Никитина: Сколько лет? 85? Антон Липовский: Дому? Зритель: У меня трубы нам надо сделать. Ну вот, косметику снаружи нам сделают. А капитальный ремонт на 2036-й год. Анастасия Семенова: Да, поняли. Спасибо. 72 года Людмиле. Антон Липовский: 72 года телезрительнице. Оксана Никитина: Ага. Анастасия Семенова: И она говорит, что я боюсь, что не доживу, а плачу. Антон Липовский: А дом 1981-го. Оксана Никитина: Нет. Она имеет право на 50%-ную скидку на оплату работ. Анастасия Семенова: Вот! Да. Оксана Никитина: Это факт. Антон Липовский: Так. Оксана Никитина: Но платить должна, к сожалению. Вот когда ей исполнится 80... Антон Липовский: То есть подождите. Платить в любом случае необходимо? Оксана Никитина: Ну конечно. Конечно. Антон Липовский: Так. Оксана Никитина: Но скидку она имеет право – 50%-ную. Свыше... Анастасия Семенова: А кто еще имеет право? Какие ... группы? Оксана Никитина: Значит, 100%-ную скидку имеют люди от 80-ти лет и старше. Анастасия Семенова: А! Есть все-таки. Оксана Никитина: Да, конечно. 80 лет исполнится нашей уважаемой телезрительнице, и она может не платить. Антон Липовский: Понятно. Какой там капремонт? Понятно. Оксана Никитина: Да. Также имеют. Региональные власти могут установить дополнительные какие-то скидки на отдельные категории граждан. Но, в принципе, это всегда участники Великой Отечественной войны, ветераны, малоимущие семьи, многодетные семьи. Лица в возрасте 70-ти лет и старше (до 80-ти) – имеют 50%. Свыше 80-ти – это уже 100%, они не платят. Анастасия Семенова: Хорошо. Спасибо! Еще звонок. Антонина, Вологодская область. Из Вологодской области. Здравствуйте! Зритель: Подскажите, пожалуйста. Вот за капитальный ремонт дополнительно могут увеличивать платеж? Вот собрались делать крышу, и у нас вместо того – 400 рублей был капитальный ремонт, уже с мая месяца – 1200. Антон Липовский: Ого! Анастасия Семенова: Ого! Да. Антон Липовский: Трехкратный рост. Зритель: Да. Оксана Никитина: А кто увеличил? Анастасия Семенова: А кто увеличил? Вот Оксана спрашивает. Зритель: Управляющая компания. Оксана Никитина: Ну, управляющая компания. Собрание-то собирали? Анастасия Семенова: А собрание было? Зритель: Якобы все согласны. Но все проголосовали «против». Антон Липовский: То есть здесь, что вообще... А вы документ видели, в котором подписи поставлены? Зритель: Нет, не видели. Оксана Никитина: Ну, значит, нужно... Антон Липовский: Вот. Надо запросить документ этот. Оксана Никитина: Да. От этого нужно исходить. Конечно. Зритель: 1200. 1200... Оксана Никитина: Конечно. Это очень серьезное повышение – в три раза. Нет. Начните с управляющей компании. Начните с требования документов по собранию. Зритель: Так это вообще-то правомерно? Антон Липовский: Ну вот, сейчас... Анастасия Семенова: Да, вот услышали вопрос. Давайте. Отвечаем. Да. Антон Липовский: Да. Сейчас послушайте. Спасибо вам за звонок. Оксана Никитина: Начнем с того, что неправомерно. Тот факт, что если такие сведения имеются, если там у нас все собственники помещения, все собственники квартир проголосовали «против», как говорит наш телезрительница... Анастасия Семенова: А якобы, якобы, да, все проголосовали «за». Оксана Никитина: Да. Но мы должны это точно понимать. Поэтому начать нужно с этих документов. Это очень серьезное увеличение – сразу резкое. Поэтому с этого нужно начать. Вообще, требуется ли капитальный ремонт именно этих каких-то систем? Может, что-то другое требуется? Как они голосовали? За что они голосовали? Очень много вопросов. Анастасия Семенова: Да тут сразу в прокуратуру? Антон Липовский: Слушайте, здесь сама формулировка, да? Оксана Никитина: А с чем? Нет, подождите. Пока не с чем идти в прокуратуру. Анастасия Семенова: Не с чем идти. То есть нужно подсобрать? Оксана Никитина: Пусть они сначала начнут от этого. Антон Липовский: Обязательно. Оксана Никитина: Да. Конечно. Антон Липовский: Нет. Но здесь сама формулировка, что: «мы все против, жильцы, но, как говорит управляющая компания, что все вроде как проголосовали «за». То есть здесь изначально какая-то история, в которой надо разобраться. Оксана Никитина: Ну, в общем, да. Но, как правило, люди, они еще склонны заблуждаться. Может быть, все-таки кто-то «за» проголосовал? Анастасия Семенова: Да. Сходите и... Антон Липовский: Да, не все знают. Надо поэтому собраться. Анастасия Семенова: Вопрос еще один из Ленинградской области: «Если будет реновация и дом снесут, куда денежки пойдут?» Оксана Никитина: Должны раздать обратно. Антон Липовский: Да вы что? Оксана Никитина: Да. У нас есть три варианта не платить. Три условия, при которых мы не платим за капремонт. Первое – это снос. Второе – это если участок изымается для муниципальных нужд. И третье – если вы имеете льготу – 100%-ную я имею в виду, или 50%-ную. Вот три условия, при которых мы за капремонт либо не платим вовсе: это снос и участок, который изымается для нужд государственных. И третье – это либо льгота, либо совсем не платим, если нам больше 80-ти лет. То есть вот три условия. Все. Все остальное всегда мы платим. Даже если мы не согласны с этим капремонтом, мы за него платим. Антон Липовский: Надеемся, что мы вам ответили, да? Анастасия Семенова: Да. Антон Липовский: Потому что был вопрос: «Можно ли отказаться от капитального ремонта?» От оплаты. Вот, пожалуйста. Анастасия Семенова: Нам пишут уже сообщения. «Уважаемый эксперт, ответьте, пожалуйста. Капремонт должен включать только крышу или только внутренние трубы? Разве это не то и другое вместе должно быть в капремонте?» Давайте объясним, что включает в себя капремонт? В какие сроки он должен проводиться? И как выбрать? Что: фасад, стояки? Оксана Никитина: Капремонт проводится каждые пять-шесть лет. Что конкретно ремонтировать, решает фонд капитального ремонта, у которого есть все сведения относительно износа фонда. Антон Липовский: То есть они экспертизу проводят? Оксана Никитина: По каждому дому у них есть сведения: в этом доме – крыша, в этом – подвал, в этом – канализация. Понимаете? То есть все сразу отремонтировать невозможно. На это не хватит никаких взносов. Поэтому они вывешивают за полгода до капремонта обязательно эту информацию, так как люди должны ознакомиться все. И если они не согласны, если они считают, что первоочередное – это нужно починить крышу, соответственно, они оформляют это протоколом и подают в фонд капитального ремонта. Антон Липовский: Они – это жильцы? Оксана Никитина: Жильцы, конечно. Да. Собственники. Антон Липовский: Хорошо. Анастасия Семенова: Да. Но давайте прервемся. Смотрите. Напомним наш СМС-опрос. Спрашиваем вас: «Довольны качеством капремонта?» «Да», «нет», 5445 – голосуйте. Вы хотели что-то сказать? Оксана Никитина: Да. Я хочу акцентировать внимание вот на последнем вопросе, когда мы обсуждали, что в первую очередь ремонтировать: крышу или там что-то другое. И если собственники считают, что у них протекает крыша, а ремонтируют им подъезд. Поэтому я призывают всех к тому, чтобы были ответственными и в этом смысле очень скрупулезными. Что я имею в виду? Если у вас в ближайшее время назревает капремонт, обязательно заходите, смотрите: на сайте фонда капитального ремонта всегда за полгода до производства капитальных работ вывешивают перечень работ, которые будут произведены по вашему дому. Анастасия Семенова: А в администрации вот какого-то города могут сказать? Или... Оксана Никитина: В администрации могут сказать, куда обратиться. Анастасия Семенова: Вот. Оксана Никитина: Да. Вот вы обращаетесь и смотрите: что вас устраивает, что не устраивает. И если вас это не устраивает, тогда вы проявите активность свою, свою какую-то позицию правильную, что: «у нас течет крыша, а вы ремонтируете подвал». Оформляйте все это протоколом общего собрания. Подавайте эти документы в фонд капитального ремонта для того, чтобы вам произвели те работы, в которых вы нуждаетесь. Антон Липовский: Вы еще сказали, что такие дома между собой вы называете «дома-молчуны». Оксана Никитина: Да. Да. Антон Липовский: Которые сначала отмалчиваются, а потом уже начинают в последний момент. Оксана Никитина: Да. То есть люди не считают нужным туда заходить, на сайт, смотреть какие-то работы. Потом они начинают возмущаться. А на самом деле это просто «дома-молчуны», которые не реагируют вовремя. А уже поздно. Антон Липовский: Да. Хорошо. Интересно, конечно, будет обсудить вопрос с подрядчиком. Это очень важно, да? Как мы подходим к подбору подрядчика? Как, соответственно, проводятся работы? Можем ли мы подрядчика поменять в процессе? Мы это сделаем сразу после выпуска новостей. Давай несколько сообщений. Анастасия Семенова: Да. Смотрите: «Являюсь собственником квартиры, в которой не зарегистрирована. – Пенсионерка нас спрашивает. – Должна ли я платить за капремонт полностью или частично?» Давайте еще раз напомним, что, если 82 года… Оксана Никитина: Если 80 и выше, мы вообще не платим. Если нам меньше, если нам 70, мы пока платим. Но платим 50%, потому что у нас есть федеральная льгота. Региональные льготы могут устанавливаться дополнительно. Может быть, в вашем регионе она с 70-ти лет установлена, и вы не платите. Я не знаю. Поэтому здесь нужно смотреть по региону. Анастасия Семенова: То есть в каждом регионе... Оксана Никитина: Они могут дополнительно давать своим людям бонусы какие-то, льготные какие-то моменты. То есть это вот может быть, человек попадает под это. Я не знаю. Скажем так. Анастасия Семенова: Спасибо, да. Сейчас вернемся. Напомним. СМС-опрос: «Довольны качеством капремонта?» «Да», «нет» – голосуйте. А мы вернемся после выпуска новостей. Анастасия Семенова: Мы продолжаем. Говорим о капремонте. У нас в студии сегодня эксперт Оксана Никитина, кандидат юридических наук, юрист. Если есть вопросы – задавайте, звоните. Напомним, СМС-опрос: «Довольны качеством капремонта?» «Да», «нет» – голосуйте. 5445. Оксана, вопрос: «Здравствуйте! Это Уфа. Был сделан капремонт крыши в 2021 году. Стало еще хуже – течет. Управляющая компания и ЖЭУ-подрядчик друг на друга перекидывают вопрос. Ждут, наверное, когда пройдет пятилетняя гарантия». Давайте покажем видео. Тут прям вот наглядно видно, что из себя представляет ремонт. А мы показываем? Да. Вот сейчас видно, что все мокрое. Вот, блестит. Вопрос такой. «На ремонт потратили со счета три миллиона рублей. Наши деньги «утекли». Можем ли мы вернуть их? И нанять сами подрядчика?» Оксана Никитина: Угу. Ну, начнем с фиксации сроков. То есть «ждут, наверное, когда закончится гарантийный срок. Анастасия Семенова: Да. Пять лет гарантия. Оксана Никитина: Ну, кроме того, они сейчас уже зафиксировали срок этот снятием этого видео. У меня вопрос. Точнее, не вопрос, а рекомендация. И вот такая пошаговая инструкция. Если они обратились в управляющую компанию с заявлением о том, что крыша протекает, течет, что они недовольны качеством проведенного капитального ремонта, то это фиксация. В любом случае уже у них есть обращение в рамках гарантийного срока о том, что они недовольны качеством проведенных работ. Это раз. То есть они уже могут тянуть хоть 10 лет, тем не менее срок они для обращения в судебные органы на крайний случай люди уже зафиксировали. Раз. Два. Никакие деньги, конечно, никто не вернет. Это понятно. Единственная возможность, которая у них есть: если они пройдут все стадии досудебной подготовки, досудебной вот этой вот разрешения вопроса – обратятся в управляющую компанию, потом обратятся в жилищную инспекцию, зафиксируют факт некачественно проведенного ремонта. Потому что от капитального ремонта требуется качество, все сроки, ну и там еще несколько моментов есть, нюансов. И если они обратились, им сказали «нет», отказали или не ответили, тогда у них единственная возможность: это судебные органы – через суд взыскать неустойку за некачественно произведенные работы. Может быть, там была задержка по проведенным работам и так далее, да. Они взыщут какую-то неустойку и это пустят на ремонт крыши. Вот только такой вариант. Потому что деньги, которые уже потрачены на ремонт крыши... Анастасия Семенова: Все! Оксана Никитина: Это бесполезно! Бесполезно. Антон Липовский: Да. У нас есть еще один звонок. Людмила из Самары нам дозвонилась. Людмила, здравствуйте! Анастасия Семенова: Людмила? Антон Липовский: Людмила, мы вас приветствуем. Анастасия Семенова: Вы в прямо эфире, Людмила. Здравствуйте! Людмила? Антон Липовский: Так. Вот мы, мне кажется, мы уже слышим Людмилу. Людмила, а вы нас? Так, хорошо. Давайте... Анастасия Семенова: Давайте, да, вернемся. Антон Липовский: Давайте пока я задам все-таки этот вопрос про подрядчиков. Анастасия Семенова: Давай. Антон Липовский: Не могу это не спросить. От себя. Вот не хочется, чтобы все-таки за меня кто-то выбирал подрядчика. Все-таки можно открыть какой-то спецсчет, как нам сегодня уже звонили, и не пользоваться услугами «Капремонта»? Самим формировать счет, самим выбирать подрядчика, самим проводить работы? Оксана Никитина: Ну да, конечно, можно открыть спецсчет. И это как раз второй вариант. Первый вариант мы с вами обсудили, это фонд капитального ремонта – это региональный оператор, который выбирает подрядчиков, проводит ремонтные работы. А вы можете, если у вас есть единомышленники, которые думают так же, как вы – это ключевой момент. Антон Липовский: Это понятно. Оксана Никитина: Да. То есть все люди собрались, все собственники решили, что действительно им это важно и нужно, и они сами готовы контролировать этот вопрос, то да, вы можете открыть спецсчет и назначить специального человека, который будет этим спецсчетом, ну, не то чтобы распоряжаться, а, скажем так: контролировать. Туда будут перечисляться деньги по тарифам местным. То есть никакой разницы между оплатой в фонд капитального ремонта и на спецсчет у вас не будет. Если вы хотите сэкономить – не получится. Это будет тариф вашего региона, умноженный на вашу площадь. Антон Липовский: Ну, понятно. Но, по крайней мере, здесь будет проведена оценка самостоятельно своими силами и подобран подрядчик. Оксана Никитина: Да. И дальше вы будете самостоятельно. То есть опять вы собираете собрание, опять решаете... Ну, здесь неплохо бы владеть информацией, насколько изношенность у вас в доме чего, да? Что нужно провести... Антон Липовский: Нужна, видимо, экспертиза? Оксана Никитина: Да. То есть вы будете выбирать экспертную организацию. Анастасия Семенова: Тоже за свой счет получается. Оксана Никитина: Ну конечно! Все ваше. Это будет весь ваш вот фронт работ. Если вы будете выбирать экспертную организацию, которая укажет: что конкретно у вас износилось больше, на что лучше потратить сейчас деньги. Выбирать подрядчиков. Выбирать подрядчика вы будете так же, как фонд капитального строительства. Как по закону положено. Анастасия Семенова: Тендер? Оксана Никитина: То есть... Антон Липовский: А! Вот оно что. Оксана Никитина: Ну нет, нет. Минуту. Как вы будете выбирать? Подрядная организация, которую вы будете выбирать, должна обладать определенным перечнем необходимых качеств, скажем так. Анастасия Семенова: Ну, понятно. Оксана Никитина: То есть они должны иметь техническую возможность. У них должны быть специалисты, у них должна быть техника для данного конкретного вида работ. То есть это конкурс. Анастасия Семенова: Конкурс? Оксана Никитина: Да? Мы это понимаем. Анастасия Семенова: Да. Оксана Никитина: То есть весь ваш вот этот вот, вся ваша инициатива будет на вас лежать. Пожалуйста, можете так. Анастасия Семенова: Если есть такой ответственный человек... Оксана Никитина: Если есть такой ответственный человек. Если есть инициативная группа. Если действительно у вас весь дом... Антон Липовский: Такой «старший по дому». Настоящий. Оксана Никитина: Да, с вами в одном порыве объединиться. Да, да. Анастасия Семенова: То почему бы и нет? Оксана Никитина: Да. Антон Липовский: Хорошо. Анастасия Семенова: Галина с нами на связи из Иркутска. Здравствуйте, Галина! Зритель: Здравствуйте! Анастасия Семенова: Слушаем вас. Зритель: Галина. Улица Украинская, дом 1-А. В 2022 году нам сделали капитальный ремонт. Но все, что мы заказывали, все было согласовано с администрацией и фондом капитального ремонта, нам не сделали. Ремонт газа. Потому что у нас дом газифицирован. А дом введен в эксплуатацию в 1963 году. Вы сами знаете, какая обстановка в Российской Федерации, сколько взрывается домов. Задавала вопросы. Говорю: «В чем дело? Почему не провели ремонт?» «У нас нет специалистов. Мы не имеем лицензию». Это первый вопрос. Второй вопрос. Должны были утеплить торцы дома. Угловые квартиры промерзают. Ничего не сделали. И третий вопрос. Полотенцесушители у нас работают только тогда, когда отопительный сезон. А в других домах, значит, подведены полотенцесушители – подпитка идет от горячего водоснабжения. Анастасия Семенова: Галина, спасибо большое за три вопроса. Антон Липовский: Спасибо. Анастасия Семенова: Да, давайте про газификацию ответим. Антон Липовский: Газ сначала был там. Оксана Никитина: Нет. Сначала отвечать я бы начала с того, что вот у нас зрительница говорит: должны были провести. То есть, если я правильно поняла ситуацию, то фонд капитального строительства утвердил перечень работ, который входит в капитальный ремонт по данному дому. И какие-то работы из этого утвержденного перечня не провел. Да? Правильно я понимаю? Антон Липовский: Ну, наверное. Анастасия Семенова: Я так тоже поняла. Но давайте отталкиваться... Оксана Никитина: Если да, то здесь две ситуации: если денежные средства за это уплачены собственниками или не уплачены. В целом ситуация следующая. Если работы не произведены по данному перечню, и они действительно это подтверждают. Вопрос: как они это подтверждают, да? То же самое, возвращаемся туда же. Если они письменно подтвердили: «Да, у нас нет специалистов, и мы не можем произвести эту работу сейчас». Извините, да. Тогда вы вправе обратиться в жилищную инспекцию – первая у нас инстанция над ними. Анастасия Семенова: Куда обращаться, да? Оксана Никитина: В жилищную инспекцию. И вот приложить копию этого ответа и сказать: «Вот такой ответ мы получили». Тогда жилищная инспекция своими силами обяжет их провести данные ремонтные работы, потому что они были утверждены и выложены на сайте официально, и за это уплачены деньги. Это раз. Антон Липовский: Но для этого надо сначала все-таки поинтересоваться: все ли там официально, все ли утверждено? Оксана Никитина: Да, устные разговоры. Вот я призываю всех к тому, что устные разговоры для нас значения... Это мы сейчас с вами разговариваем. Когда мы разговариваем с официальными органами и требуем от них официальных ответов и хотим какого-то результата, мы всегда делаем это все письменно. Потому что нам потом не с чем будет идти никуда. Потому что после жилинспекции вы начнете, ну, не вы, а люди начинают идти в прокуратуру, в суд, а им не с чем идти, понимаете? Анастасия Семенова: То есть пакета документов нет... Оксана Никитина: Пакет документов, что вы получили такой ответ, нужно при себе иметь. Анастасия Семенова: Ну, то же самое можно ответить и про то, что просили утеплить угловые квартиры, потому что они промерзают. То же самое? Оксана Никитина: Да, если эти работы входили в перечень утвержденных по данному, в данный капремонт, да вот именно этот. Если они входили, а они не проведены, то то же самое. То же самое. Анастасия Семенова: А с полотенцесушителями? Оксана Никитина: С полотенцесушителями. Я честно говоря, не знаю, как ответить на этот вопрос, потому что я не очень понимаю. То есть так было всегда? Или так случилось сейчас? Антон Липовский: Честно говоря, я тоже вот этот вопрос... Оксана Никитина: Да. То есть вот эта подводка, как у них дом этот устроен? В других домах – да. Но дома-то все разные. Антон Липовский: Но, по крайней мере, по газу... Анастасия Семенова: А еще смотрите, мы еще раз напомним, что капремонт, давайте нашим телезрителям, что он не включает в себя все. Потому что все телезрители думают, что это все сразу. Оксана Никитина: Конечно. Конечно, нет. Конечно, нет. Антон Липовский: Да. Что если вы в дом пришли, то он сразу будет новым, крепким. Оксана Никитина: Нет, нет, нет. Он не будет. Есть первоочередные работы капитального ремонта, которые всегда утверждаются фондом капитального ремонта и вывешиваются. И вы вправе это обсудить до начала работ. Антон Липовский: Но, как мы выяснили, его еще надо дождаться. А это происходит не всегда. Да. Анастасия Семенова: Да, с нами на связи Сергей. Город Орел. Сергей, здравствуйте! Зритель: Алло! Вы меня слышите? Анастасия Семенова: Да! Да-да-да. Вы в прямом эфире. Зритель: Это Сергей, город Орел, улица Тургенева, дом 47. Нашему дому 58 лет сейчас. Несколько лет назад сделали капремонт. Капремонт сделали – все заменили, за исключением одного: стены не поменяли. Стены все в трещинах – с подвала по пятый этаж, по всем этажам, по всем подъездам. Дом скоро рухнет. Ремонт сделан, да. Заменено все оборудование! Но дом-то рухнет. Старый. Пора делать реновацию, как в Москве. А зачем тогда делали капремонт? Только деньги тратили. Анастасия Семенова: Хорошо. Услышали вас, Сергей. Спасибо! Антон Липовский: Каким образом, Оксана, проводится экспертиза и принимаются вот такие решения? Или это вообще уже сложный вопрос? Анастасия Семенова: Или можно оспорить, что вы не удовлетворены качеством работы? Оксана Никитина: Нет, нет, нет. Вы понимаете, какая ситуация. Во-первых, мне не очень понятно. Ну, я поняла, потом уже из объяснения, что такое заменить стены – это трещины, да. Анастасия Семенова: Да. Оксана Никитина: Но тут такой момент. Давайте прямо ответим на вопрос человеку. То есть если... А он считает, и есть и вообще люди, проживающие в этом доме, не только наш телезритель, считает, что дом аварийный. То есть трещины в стенах, дом скоро рухнет. Анастасия Семенова: Как он говорит. Оксана Никитина: Как он говорит, да. То это вот особый момент, на который стоит акцентировать внимание. То есть нужно провести... Да, придется это делать своими силами. Но что делать? Если они считают, что они живут в аварийном доме, и он требует сноса и там реновации и так далее... Анастасия Семенова: Нужно объединиться? Оксана Никитина: Объединиться, нанять экспертное учреждение. Это стоит не так дорого. Экспертное учреждение даст заключение о том, что дом не соответствует требованиям и угрожает жизни и здоровью граждан – это серьезный вопрос. И обратиться с этим потом, приобщить эту экспертизу, написать заявление, протоколом желательно общего собрания собственников все это зафиксировать и подать в управляющую компанию. И отсюда уже начать какие-то действия. Потому что просто так рассуждать, что там трещины и почему не заменили стены – это странно. Антон Липовский: А капремонт не может со своей стороны сказать: «А мы все укрепим». Это будут капитальные работы и... Оксана Никитина: Понимаете, вот человек, скорее всего... Я ничего не хочу сказать, но, наверное, они не очень, когда капремонт еще был в планах, наверное, вряд ли они вникли в этот... Анастасия Семенова: Глубоко. Оксана Никитина: Да. Глубоко вникли в этот вопрос. И, имея трещины на стенах, утвердили план капитального ремонта. Ну, там что-то другое. То есть, скорее всего, они в этом участия не принимали. Поэтому капитальный ремонт... Анастасия Семенова: Ага! Нужно было сказать: «Подождите!..» Допустим, давайте начнем с трещин. А потом уже поменяем трубы...» Оксана Никитина: Ну конечно, да. Антон Липовский: «Да, мы согласны». То есть это еще раз, уже третий раз за программу призываем вас быть максимально скрупулезными, бдительными и активными. И здесь еще вопрос: а как же фонд капремонта тогда принимает такие решения? То есть они все покрасили, оборудование заменили, а про стены забыли? Оксана Никитина: Нет. Ну, слушайте. Может быть, фонд капремонта не считает, что дом аварийный. Может, они считают, что это побелка вот так вот треснула, понимаете? Мы же не знаем это все... Антон Липовский: Все тонко. Поэтому нужно разбираться в каждой ситуации. Оксана Никитина: Да. То есть нужно доказывать тот факт, что вы действительно живете в аварийном доме. Вот только так. Анастасия Семенова: Только так. Давайте, Надежда из Хабаровска. Здравствуйте! Антон Липовский: Надежда, приветствуем вас! Анастасия Семенова: Надежда, мы вас слушаем. Вы в прямом эфире. Так, сейчас... Антон, ты хотел задать вопрос? Антон Липовский: Про подрядчика. Но если, конечно, только... Надежда, вы с нами? Здравствуйте! Анастасия Семенова: Нет. Антон Липовский: Давайте про подрядчиков все-таки поговорим. Как выбирается подрядчик? Гигантское количество историй, особенно в регионах: когда вот крыша, например, она подтекала, где-то была старая кровля. Начали менять. И начали менять таким образом, что потом затопило все верхние этажи. Подрядчик обещает со всеми расплатиться, сделать. Но у людей стресс, людям надо заново делать ремонт. То есть как это вообще все происходит? Потом, соответственно, есть еще такая ситуация, что ну как вообще в принципе подрядная организация формирует таким образом, если истории повторяются из года в год? Вот у многих такой вопрос. Оксана Никитина: Да, я поняла. Но, к сожалению, у нас вот теория очень далека от практики, конечно. Антон Липовский: Да. Оксана Никитина: Смотрите. Я скажу следующую вещь. Какие требования вообще к капремонту и к подрядной организации? И что она должна вам? Их работы должны руководствоваться безопасностью. Сейчас объясню, что это. Главное здесь, в их работе: это сроки, качество, тишина. Это я отдельно на этом потом акцентирую внимание, если у нас будет время. Значит, что касается безопасности. Что такое безопасность? Безопасность – это жители не должны после капремонта ремонтировать свои квартиры. То есть ремонт должен быть безопасным для них. Антон Липовский: Вот! Это ключевой момент. Оксана Никитина: Они обращаются. Если вдруг такое случилось: там протекла крыша или подрядная организация, проводя капитальный ремонт, допустила какие-то вещи в отношении собственника квартиры и испортило имущество. Что делает в этом случае собственник? Он не обращается, у него нет претензий, не может быть претензий к подрядной организации – у него нет с ним договора. Он обращается в ту компанию, которая заключила договор с подрядной организацией. То есть он обращается в свою ... управляющую компанию. Не в подрядную организацию. Антон Липовский: Подождите. И даже не в фонд капремонта, который проводит торги? Оксана Никитина: Нет. Если это фонд капремонта, то в фонд капремонта. Если это вы сами... Антон Липовский: А! Ну, если вы сами, то это понятно. Но здесь... Оксана Никитина: Вы обращаетесь в ту организацию, которая подрядную организацию наняла и заключила с ней договор. Антон Липовский: Нет. Мы сегодня говорим про фонд капитального ремонта и про капремонт, который проводится согласно программе. То есть получается, что люди говорят: «Нам каждый месяц приходят платежки. Мы оплачиваем. И за наши же деньги мы получаем головную боль». Пишут во многих соцсетях. Оксана Никитина: Угу. Нет. Вы обращаетесь, конечно, вы обращаетесь... Если у вас фонд капитального ремонта контролирует ваши расходы, вы платите в фонд капитального ремонта, – обращайтесь туда. Потому что они заключают напрямую договор с подрядной организацией. Не вы. Антон Липовский: Ну вот, и таких историй очень много. Анастасия Семенова: Да, давайте. У нас вопрос есть от Елены из Москвы. Елена, здравствуйте! Антон Липовский: Елена? Зритель: Добрый день! Антон Липовский: Добрый. Зритель: Елена. Москва. 70 лет. Управляющая компания отказывает мне в льготе по капремонту, объясняя это тем, что в квартире прописана я не одна. Я собственник. У меня прописаны еще дочь и сестра, которая как льготник уже получает льготу на капремонт. Анастасия Семенова: Как быть? Зритель: И мне отказывают, говоря о том, что я прописана не одна. Анастасия Семенова: Спасибо! Оксана Никитина: Если я правильно поняла, они уже получают льготу. То есть на данную квартиру... У нас же на квартиру. Они же платят за квартиру, а не за каждое отдельно проживающее лицо. То есть они уже получили льготу. Анастасия Семенова: Да. Антон Липовский: То есть получается, если другой кто-то прописан... Оксана Никитина: Льгота уже есть. А о какой еще льготе идет речь? Анастасия Семенова: То есть, получается, оформляется льгота на одного человека? Оксана Никитина: А если, вот смотрите. Если б наша телезрительница, вот у нее же есть право на льготу – 70 лет человеку, да? Анастасия Семенова: Да. Оксана Никитина: И с ней проживает семья. Они имеют право на 50%-ную льготу – все по квартире. На эту квартиру считается... Анастасия Семенова: По квартире, да. Мы же платим за метраж, правильно? Оксана Никитина: Совершенно верно, да. То есть на эту квартиру начисляется 50% стоимости капремонта. Они уже получают льготу. То есть дополнительно еще одну льготу? Анастасия Семенова: Угу. А то получится 100%. Оксана Никитина: Ну, в общем, да. Антон Липовский: В общем, не от человека, а от квадратных метров. Это очень важно понимать. Оксана Никитина: Ну конечно! Это квартира. Анастасия Семенова: Да, давайте... Оксана Никитина: Капремонт платиться: тариф умножаем на площадь. Формула. Все. Антон Липовский: Да. Анастасия Семенова: Тариф умножаем на площадь. Формула. Наши корреспонденты спрашивали людей на улицах разных городов: «Как считаете, много платите вот за тот самый капремонт? Это оправдано?» Давайте посмотрим, что получилось. ОПРОС Анастасия Семенова: Ну вот, прям хороший вопрос. Антон Липовский: У многих он. Анастасия Семенова: Да. Свежий дом – 300 рублей. Нет – 250. 300 квартир. То есть я посчитала: в год это почти миллион рублей. Куда уходят эти деньги? Оксана Никитина: Куда уходят? Вопросы все туда, куда вы платите. Это же ключевой момент. То есть вы платите. Люди у нас как-то, вот они очень своеобразно реагируют на это: они просто возмущаются и при этом ничего не... Анастасия Семенова: Но продолжают платить. Оксана Никитина: Продолжают платить, да. Ну, вы спросите, задайте вопрос. Письменно задайте вопрос. Получите на это ответ, разъяснения какие-то. Поверьте, в тех домах, где есть инициативная группа, где есть ТСЖ, между прочим, вот там все гораздо более внимательнее... Анастасия Семенова: Попроще чуть-чуть, да. Оксана Никитина: Внимательней к этому относятся управляющие органы. Антон Липовский: Более прозрачно все, да? Оксана Никитина: Да. Анастасия Семенова: Да. Надежда из Хабаровска с нами на связи. Здравствуйте, Надежда! Слушаем ваш вопрос. Зритель: Здравствуйте! Мой вопрос такой. Я ветеран, мне 81 год. Плачу за капремонт. Мне приходит квитанция. Я плачу 261 рубль ежемесячно. Оксана Никитина: Это безобразие! Зритель: Потом, по каким-то причинам, почему я плачу? Вопрос первый. Второй вопрос: а почему мне платят, возвращают 130 рублей, половину? Я задала вопрос. Мне сказали: что эта половина идет в ЖКХ, вот где за воду, за газ, за все – туда идет. А это 130 рублей отдельно. А почему мне сразу не возвращают полностью деньги? И почему мы платим деньги по квитанции? Потом нам возвращают. Это же канитель! Анастасия Семенова: Канитель. Антон Липовский: Это не просто канитель. Это вообще какая-то странная схема. Оксана Никитина: Это безобразие. Безобразие! Анастасия Семенова: ... Хабаровск. Да, это Хабаровск. Оксана Никитина: А это неважно. Нам сказала телезрительница, что у нее два основания не платить: ей 82 года и она ветеран. Антон Липовский: Это во-первых. Уже да. Оксана Никитина: Если она ветеран Великой Отечественной войны, то это вообще вопиюще безобразие. Потому что это... Антон Липовский: А мы хотим... Нет, Настя правильно акцентировала внимание. Мы хотим просто сакцентировать внимание всех ответственных, что это произошло именно в Хабаровске. Надо разобраться. Анастасия Семенова: Да. Оксана Никитина: Но вы понимаете, здесь может быть какой момент, вот важный, да? Но хотя, если она говорит, что ей возвращают какую-то часть денег, тогда, конечно... Анастасия Семенова: Это половина получается. Оксана Никитина: Да, половина. Тогда, конечно, знает управляющая компания о том, что она ветеран и ей 82 года. Антон Липовский: Подавать документы не обязательно! Они уже сами должны это знать. Оксана Никитина: Они должны знать. Но она должна была когда-то эти сведения туда подать. Но они знают. Ей 82 года. Она живет в этом в доме очень давно. Да. И ветеран. Антон Липовский: Они уже обязаны были... Оксана Никитина: Это же очевидно! И тот факт, что они возвращают часть денег, они точно знают об этом, да. Поэтому здесь нужно смотреть. Если действительно... Я надеюсь, что наша телезрительница не ошибается, и она действительно платит 260 рублей. А ей возвращают 130. Куда вторые 130 идут? Это безобразие! Анастасия Семенова: Она сказала, что 130 на воду, за газ. Оксана Никитина: Да. Это странное объяснение, поймите. Это странное объяснение. Анастасия Семенова: Как она сказала, правда: это канитель. Оксана Никитина: Канитель. Вот она как ветеран может обратиться. Прошу прощения. Обратиться. Если она ветеран, если ей 82 года. Обратитесь... Обратитесь в жилищную комиссию. Анастасия Семенова: Компанию, да. Оксана Никитина: Или сначала в... Антон Липовский: Или попросите, чтобы вам помогли это сделать обязательно. Оксана Никитина: Да. Я могу помочь. Если это очень нужно, я помогу написать заявление. Точно совершенно, что этот вопрос исправят. Я уверена. Анастасия Семенова: Спасибо большое! Валентина из Оренбурга тоже хочет задать свой вопрос. Здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Вы меня слышите, да? Антон Липовский: Да, говорите. Анастасия Семенова: Да, да, да. Вы в прямом эфире. Зритель: Вот нам пришло предписание, что в нашем доме будет капремонт в этом году. И мы должны выбрать, что именно. Мы выбрали теплоснабжение. Когда мы обратились там вот в службу капремонта вот эту вот, нам сказали, что это очень дорого, теплоснабжение менять, и вы должны доплачивать. А потом в другом месте объяснили, что внутри квартиры вообще ничего не будут теплоснабжение менять. А снаружи? Что именно снаружи? У нас нету в подъезде нет ни труб, ни батарей. Вот объясните, пожалуйста. Разве не солидарный у нас идет такой вот помощь солидарная? Антон Липовский: Вопрос понятен? Оксана Никитина: Да. Я поняла. Антон Липовский: Да. Хорошо. Спасибо! Оксана Никитина: Разумеется, да. Разумеется. Если меняется система теплоснабжения, вот я акцентирую на этот момент, если меняются трубы и стояки в подъезде – в общем имуществе дома общедомовом, – то в квартирах они меняются тоже. Другой вопрос, может быть, кто-то не хочет этого делать, и он пишет отказ. Но это другая история. Они должны меняться и там и там. Это ответ плохой. Что касается доплаты, то действительно может так случиться. Анастасия Семенова: За свой счет? Оксана Никитина: Да, что им придется доплатить. Вот если честно, то в каждом регионе я столкнулась с этим вопросом однажды. Если действительно очень дорогой ремонт, действительно очень дорогой, то с них потребуют, попросят оплатить. Но обычно это происходит – они чуть увеличивают в следующих квитанциях. Анастасия Семенова: То есть они люфт такой себе дают, да? Оксана Никитина: Ну да. То есть вообще денег должно хватить. Потому что... Анастасия Семенова: Все просчитано? Оксана Никитина: Ну конечно! Эти же все работы, они есть в перечне, да. То есть они... Это определенный перечень имущества, который подлежит капитальному ремонту. Их не может не хватить! Антон Липовский: И потом, это же общий котел. Оксана Никитина: Да. Вот именно! В прошлом году ремонтировали дом соседний на те деньги, которые вы постоянно платите. Это же переходное право. Вы понимаете, да, о чем я говорю? То есть, в любом случае это странно. Но нужно разъяснить. Антон Липовский: Хорошо. Анастасия Семенова: Хорошо. Спасибо большое! С нами прям этот час, можно сказать, провела Оксана Никитина, кандидат юридических наук, юрист. Антон Липовский: Оксана, спасибо! Оксана Никитина: Спасибо вам. Анастасия Семенова: Мне кажется, нам нужно продолжить обсуждать эту тему. Много еще очень вопросов. Спасибо вам большое! Антон Липовский: Давайте подведем итоги. Анастасия Семенова: Давайте подводить итоги, да. «Довольны качеством капремонта?» «Да» ответили только 11%, «нет» – 89%. Антон Липовский: Надо задуматься над этим, да? Анастасия Семенова: Но мне кажется, есть над чем работать. Главное, как сказала Оксана: все в ваших руках. Оксана Никитина: Конечно! Все зависит от активности, исключительно. Анастасия Семенова: Да. Антон Липовский: Да. Ну и, конечно же, друзья, всегда все в письменной форме. Добивайтесь своего! И получайте официальные ответы. Спасибо вам большое! Дальше – большой утренний выпуск новостей. Анастасия Семенова: До завтра!