Антон Липовский: Ну и первый эксперт в нашей студии – очаровательная Оксана Никитина. Мария Карпова: Оксана Никитина. Оксана, здравствуйте. Оксана Никитина: Здравствуйте. Мария Карпова: Рады вас видеть. Антон Липовский: Оксана, здравствуйте. Мария Карпова: Я просто услышала, когда я сказала про то, что неловко отказать, Оксана сделала так: «Ага». Оксана Никитина: Ну да. Мария Карпова: То есть это какая-то такая явная история, что на это тоже есть расчет? Оксана Никитина: Ну конечно, это очень явное. Во-первых, я вас приветствую. Мария Карпова: Здравствуйте. Оксана Никитина: Смотрите, какая история. Человек когда приходит за кредитом, когда он приходит на подписание договора, его задача основная – получить эти деньги и с ними уйти, да? Антон Липовский: Конечно. Оксана Никитина: И естественно, в тот момент он может пытаться показать свою осведомленность, да, подкованность юридическую, но, скорее всего, он уйдет без денег, потому что никто не даст ему возможности отказаться от навязанной услуги в моменте. Потом да, я объясню потом, впоследствии, как это делается, но в момент подписания кредита, я думаю, что это в 99% случаев невозможно просто потому, что будут различные формы воздействия: «Вам никто не одобрит кредит», «У вас не получится», «Мы изменим процентную ставку», – это все всем известные способы манипуляции. Антон Липовский: Но это манипуляция? Оксана Никитина: Конечно. Антон Липовский: Давайте прямо сразу вопрос в лоб – насколько это законно и как с этим бороться? Оксана Никитина: Послушайте, законно предлагать, это законно, навязывать – незаконно. И впоследствии, если человек все-таки поддался манипуляции, подписал кредитный договор, и там была навязанная услуга любая, будь то страхование или дополнительные услуги, допустим, по юридическому сопровождению (сейчас это очень популярно), впоследствии он может написать заявление в Роспотребнадзор и в Центробанк и сказать, что «мне навязали услугу», и эта услуга будет 100% отменена. Но дальше действует следующий порядок, вы должны... Центробанк не уведомит банк о том, что у вас эта услуга отменена, вы должны сделать это сами. И когда вы сделаете это сами, банк об этом узнает, он, скорее всего, изменит, поскольку изменились основные условия договора, он должен будет пересмотреть либо вашу процентную ставку, либо порядок возврата, что-то... Может вообще расторгнуть договор кредита и потребовать возврата денежных средств, может и такое быть. Антон Липовский: Даже так... Оксана Никитина: Да. Мария Карпова: Я хочу нашим телезрителям коротко напомнить: у нас в студии эксперт, юрист Оксана Никитина, говорим про допуслуги, навязанные допуслуги. Задавайте ваши вопросы, все, что вас интересует. Просто защищают банковских работников, ну тоже же люди, действительно: «А куда сотрудникам деваться, если их премии зависят от продажи народу дополнительных услуг?» Антон Липовский: А это другая сторона медали. Оксана Никитина: Ну конечно, да. Но мы же сейчас говорим здесь о людях, которые в общей массе... Это сотрудник выполняет свою работу, и его можно понять, конечно, ему некуда деваться. Но просто разные есть сотрудники. Есть люди, которые просто предложат и не давят, да, а есть люди, которые предлагают и давят, разные ситуации. Здесь просто человеческий фактор. Но я их понимаю, им деваться некуда, но люди должны быть бдительны. Если очень нужны деньги и нужно подписать договор, не спорьте, подписывайте, дальше разберемся. Антон Липовский: А есть ли такие моменты, которые мы сейчас уже называем навязыванием, а они неотъемлемая часть договора и без них, например, просто согласно законодательству, например, нельзя обойтись? Вот, например, куча страховок самых разных в самых разных платежах, оформлениях. Есть ли какие-то обязательные? А то мы, может быть, возмущаемся, а это необходимо. Оксана Никитина: Нет, конечно, есть обязательные. Если вы берете ипотечный кредит, то обязательной страховкой для вас является страхование имущества, вам это обязательно. Антон Липовский: Но это согласно законодательству? Оксана Никитина: Конечно. Страхование вашей жизни нет, не обязательно, вот это навязывание будет. Антон Липовский: Вот! Оксана Никитина: А страхование имущества обязательно, это обязательно. Антон Липовский: А порой этот полис стоит очень даже и недешево, очень недешево. Оксана Никитина: Да-да. Вы помните, что, когда вы берете ипотеку, вы берете имущество в кредит, ну фактически, вы должны застраховать это имущество. А ваша жизнь – это уже навязанное. Мария Карпова: Просто из личного опыта – страхование банковской карточки. Антон Липовский: Страхование карты?.. Мария Карпова: Да, очень-очень навязывали... Оксана Никитина: Это пластика как такового? Мария Карпова: Да, т. е., видимо, страхование этого счета, который... Оксана Никитина: Нет, это разные вещи. Страхование пластика, я так понимаю, от утери, от физической потери... Мария Карпова: Если мошенники снимут с нее деньги, скажем так. Кстати, достаточно недешевая услуга... Антон Липовский: Все, я понял, о чем говорит Маша. Да, сейчас это распространенная история: при потере карты каким-то образом там отслеживается финансовый трафик, и, в общем, это блокировка от того, чтобы тебя просто не оставили без денег в случае чего. Оксана Никитина: Слушайте, если честно, я с этим еще не сталкивалась, но это хорошая история, мне кажется, мне так кажется. Мария Карпова: Да. Просто так вот они давили, так вот они запугивают, что «вас же уже обманывали, ну вот подумайте»... Оксана Никитина: Понимаете, какая история? Я думаю, что здесь нужно смотреть, как это работает потом. Все нужно смотреть с точки зрения применения в дальнейшем. Я пока не сталкивалась с такими ситуациями, когда при страховке пластика потом взлом произошел и вам деньги вернули, это что-то такое очень интересное на сегодняшний день, такого я не видела еще. Но, если это работает, почему нет? Мария Карпова: Да, просто интересно. Антон Липовский: Отлично. Мария Карпова: Буду знать, может быть, в следующий раз. Антон Липовский: У нас есть звонок. Мария Карпова: Сергей из Кемеровской области дозвонился. Сергей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Мария Карпова: Слушаем вас. Зритель: Алло? Антон Липовский: Да-да-да, готовы выслушать. Зритель: Короче, у нас в доме решили сделать стоянку, и, короче... Мы против, она мне не нужна. И все равно они к нам уже пошли, говорят: «Вы как хотите, проголосовало большинство, и вам все равно...» Пришли в квитанцию деньги за эту стоянку. Она мне не нужна – я что, обязан платить или нет? Вот скажите мне. Антон Липовский: Все понятно. А кто организовывал, управляющая компания или кто? Кто ответственный? Зритель: Ну, это тут жильцы, короче, подходили... Я сказал: «Не надо». Они отнесли в ЖЭК, и в ЖЭКе, короче, нам в квитанции прислали это все, уже начали высчитывать, 700 с лишним рублей. Антон Липовский: Все понятно. Хорошо, спасибо, Сергей. Оксана? Оксана Никитина: Слушайте, комплексные вопросы у нас сегодня... По поводу стоянки. Во-первых, скорее всего, это было общее собрание проведено, и на основании решения общего собрания это решение было принято. Антон Липовский: А общее собрание большинство должно проголосовать или все? Оксана Никитина: Нет, да там... Стоянка, по-моему, две трети, я вот честно... Антон Липовский: А, вот если две трети проголосовало... Оксана Никитина: «Я знаю, что я ничего не знаю». Две трети собственников жилья. Этот человек, может, не попал в эту историю, может быть, он не голосовал против, может быть, он проголосовал «за» и не знает об этом, ну действительно здесь надо разбираться по факту. Нужно разбираться с момента проведения собрания, вот так я думаю, и дальше смотреть. Потому что если это навязанная ему услуга, он вполне может отказаться в том случае, если в общем собрании как раз его голос попал в проголосовавших против. Вот отсюда я бы начала. Антон Липовский: А если он ярый противник этой идеи? То есть отказаться он в таком случае не имеет права? Оксана Никитина: Отказаться от чего, платить или пользоваться стоянкой? Ну нет, это навязанная услуга, конечно, да, он может отказаться, но это нужно определенный порядок соблюсти, написать заявление, «я проголосовал против, прошу исключить вот этот вот пункт оплаты из моих квитанций» и т. д. То есть нужно посмотреть вот с этой стороны. Начать нужно с общего собрания, каким образом было принято решение об организации стоянки. Антон Липовский: Отлично. Мария Карпова: Еще один звонок давайте сразу, следом выслушаем, интересно, будет ли он таким же емким. Наталья дозвонилась из Москвы. Наталья, здравствуйте. Зритель: Добрый день. Мария Карпова: Слушаем вас. Зритель: Я хотела бы задать вам такой вопрос. Почему управляющие компании выставляют в квитанциях по оплате за ЖКУ отдельной строкой «Запирающие устройства»? В этом случае они делают подмену понятий. То есть домофон, который находится в квартире у собственника, и запирающее устройство, которое стоит на входной двери. То есть, согласно 354-му Жилищному кодексу... Антон Липовский: Подкованные какие телезрители. Зритель: ...запирающее устройство входит в состав общего имущества и не может быть ни на каком собрании, чтобы его отдельной строкой вывели в квитанции. То есть это, как сказать... Ну то есть это такое вот навязывание услуги. То есть есть у тебя домофон, опять-таки в квартире, т. е. мы платим только отдельной строкой, допустим, или на собрании, ну разные бывают ситуации, выносят, когда отдельной строкой запирающие устройства. Но опять-таки, если даже... То есть это все в законах прописано. То есть если даже эти запирающие устройства вывести отдельной строкой, т. е. сумма тогда ремонта и содержания... Оксана Никитина: ...не должна меняться. Зритель: ...должна уменьшена быть, однако ж... И с этим тоже надо, я не знаю... Антон Липовский: Я так понимаю, ваш вопрос, что с этим делать, да? Зритель: Да. Антон Липовский: Да, хорошо, спасибо. Оксана Никитина: Да, хороший вопрос. Подкованная очень звонящая... Мария Карпова: Да-да, очень. Оксана Никитина: Очень все правильно. Смотрите, мы как-то разбирали уже все эти истории с ЖКХ, с управляющими компаниями, и я всегда говорю одно и то же. Вы обращаетесь в свою управляющую компанию, пишете заявление, прикладываете квитанцию и просите разъяснить, как вот эта строка здесь оказалась. Исходя из ответа управляющей компании ваши дальнейшие действия идут наверх: это Правительство Москвы, и это Роспотребнадзор. Роспотребнадзору вы пишете жалобу о том, что вам навязывают услугу, пишете туда, а в вышестоящее Правительство Москвы вы пишете, что ваша управляющая компания дает вам неправильный ответ или не дает его вовсе. Вот исходя из этих ответов вы будете дальше предпринимать какие-то попытки, для того чтобы бороться с управляющей компанией. Если вы набираете, ваши единомышленники, ваши соседи, кто там еще, сталкиваются с такой же проблемой, вполне возможно, что, если вам везде скажут «нет», что вряд ли, скорее всего, вам Роспотребнадзор разъяснит эту позицию, вы сможете уже в судебном порядке в дальнейшем исключить эту строку, если управляющая компания продолжает настаивать. Антон Липовский: Но, если никто не отреагировал, мы всегда говорим, можно дальше написать уже письмо в прокуратуру всегда. Оксана Никитина: Ну, прокуратура... Я так не говорю. Антон Липовский: Ну хорошо. Оксана Никитина: Потому что это можно, но более действенные есть органы, которые непосредственно этим занимаются. Антон Липовский: «Видеонаблюдение на подъезде непонятно кто утверждал, работает ли, но удалить этот платеж в квитанции ЖКХ не удается и льготы на него нет», – из Приморского края. Это такая же история? Оксана Никитина: Да такая же история. Понимаете, «удалить это из квитанции не удается», у меня просто сразу встречный вопрос – что вы для этого делали? Поэтому отсюда я всегда говорю: начните с управляющей компании. Антон Липовский: Механизм такой же, как вы только что, да, называли? Оксана Никитина: Совершенно верно, да, отсутствие ответа – это тоже ответ: вам не ответили, вы идете дальше. Антон Липовский: Все, понятно. Поскольку время идет, у нас еще огромное количество вопросов, конечно, по этой теме, все не успеем задать. Но давайте пробежимся по основным навязываниям на сегодняшний день. Оксана Никитина: Давайте. Антон Липовский: Потому что есть все-таки предложения, мы уже разобрались, а есть вот эти навязывания. Какие основные на сегодняшний день есть виды и как с этим бороться? Как сэкономить? Оксана Никитина: Виды навязывания? Антон Липовский: Да-да-да. Оксана Никитина: Смотрите, у нас основные – это страхование при получении кредита; услуги оповещения; услуги по юридической консультации, которые входят в то, что вы платите, это очень распространенная сейчас услуга; услуги о введении дополнительного счета, например, на который будут перечислены денежные средства... То есть все эти услуги входят в тот... Он неполный, конечно, открыт этот перечень, эти услуги навязываемые появляются снова и снова, но это такие основные, распространенные. Что вы делаете? Если вам нужно... Это все я говорю про услуги, которые возникают, когда у вас безвыходная, по сути, ситуация, вы пришли получать кредит. Это, как правило, в рамках банковских услуг. Что вы делаете? Вы понимаете, что вам вот это нужно, вам говорят: «Ну вот мы не знаем, может быть, вам кредит не одобрят, может быть, у вас ставка будет выше...» Вы в моменте не спорьте, подписывайте документ, берите деньги. Да, я серьезно. Антон Липовский: Вот так? Оксана Никитина: Ну конечно, потому что вы обойдете десять банков и везде будет одно и то же. Антон Липовский: Хорошо, а потом? Оксана Никитина: А потом, когда придете домой, вы внимательно смотрите все документы свои, и там, скорее всего, все это будет прописано, и вы пишете заявление в Роспотребнадзор, первое, и пишете заявление в Центробанк... Антон Липовский: Так вот как это работает... Оксана Никитина: ...в котором вы пишете, что вам были навязаны такие-то, такие-то и такие-то услуги и вы не хотели их, но без этого вам не давали кредит. Антон Липовский: И Роспотреб – это вот тот самый рычаг, после которого... ? Оксана Никитина: Совершенно верно. И Центробанк – это тоже основная здесь, ключевая фигура при получении кредита. Антон Липовский: Оксана, к сожалению, очень мало времени. Я так понимаю, это такой механизм абсолютно во всех видах навязывания? Оксана Никитина: Совершенно верно, это рабочая тема. Роспотребнадзор во всех видах навязывания, а Центробанк – в банковском навязывании. Антон Липовский: Отлично. Спасибо большое! Оксана Никитина, юрист, с нами была сегодня в гостях. Мария Карпова: Спасибо большое, Оксана! Антон Липовский: Мы продолжим обсуждать эту тему, у нас еще большое количество вопросов, но после выпуска новостей.