Оксана Никитина: Ключевое правило для всех – если управляющая компания не даёт внятного ответа на вопрос по начислениям в квитанции, вы ждёте 30 дней и обращаетесь в жилинспекцию
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/oksana-nikitina-klyuchevoe-pravilo-dlya-vseh-esli-upravlyayushchaya-kompaniya-ne-dayot-vnyatnogo-otveta-na-vopros-po-nachisleniyam-v-kvitancii-vy-zhdyote-30-dney-i-obrashchaetes-v-zhilinspekciyu-66332.html
Анастасия Семенова: А с нами наш эксперт Оксана Никитина, кандидат юридических наук, юрист. Оксана, здравствуйте.
Оксана Никитина: Здравствуйте, здравствуйте.
Антон Липовский: Оксана, много вопросов накопилось.
Анастасия Семенова: Много вопросов. Про отопление, давайте разбираться с отоплением, почему так взлетели цены. И вот, как Михаил нас спросил, куда жаловаться, если уж очень жарко в квартире.
Антон Липовский: Да, и, как он сказал, отапливается улица.
Оксана Никитина: Смотрите, здесь у нас история, она одновременно сложная и, с другой стороны, очень простая. То есть мы всегда обращаемся, всегда жалуемся и всегда первоначальное наше обращение направлено в нашу управляющую компанию. Все у нас в Российской Федерации имеет заявительный характер: если вас что-то не устраивает, вы это фиксируете письменно, пишете в первую очередь заявление в управленческую компанию, подкрепляете это какими-то доказательствами.
Что я имею в виду? Если вам очень жарко, значит, вы должны замерить температуру, актировать... Что такое «актировать»? Составить акт о ненадлежащей температуре, или вам жарко, или вам холодно, о ненадлежащей температуре помещения. В акте должны расписаться несколько свидетелей, которые присутствовали при проведении процедуры замера температуры. Подать это заявление и таким образом разбираться уже...
Изначально нужно разбираться всегда с управляющей компанией, которая должна вам пояснить, почему так жарко или почему так холодно, и от этого уже дальше исходят все ваши остальные действия. Дальше вы можете жаловаться в жилищную инспекцию местную, но это уже после того, как вы обратились в управляющую компанию и она дала вам какой-то ответ или никакого ответа не дала, но тем не менее изначально все ваши обращения, направленные в ту управляющую компанию, которая обслуживает ваш дом.
Антон Липовский: Оксана, но при этом вам надо, я так понимаю, желательно сначала ознакомиться с нормативами, наверное, при какой температуре на улице должна быть температура дома, правильно я понимаю? Или нет, или все проще?
Оксана Никитина: Нет-нет-нет, почему, вы должны все это точно знать, у вас... Но вообще, у нас вся информация выложена всегда на сайте управляющей компании или на сайте местной администрации, там она актуальная, вот. Если вы туда обращаетесь, а информации нет, значит, можно обратиться непосредственно, на прием прийти в администрацию или на прием в управляющую компанию и задать этот вопрос. Но, как правило, эта информация всегда содержится актуальная на сайте управляющей компании, ее там не может не быть, потому что это требование закона.
Антон Липовский: Нам также звонил сегодня Никита из Москвы, да, Настя, и говорил о том, что 2 тысячи рублей разница составила, я так понимаю, между предыдущим месяцем и последним за отопление. Чем может быть обусловлен такой рост? Я так понимаю, что речь идет именно про централизованное отопление.
Оксана Никитина: Это может быть обусловлено тем, что тарифы немного видоизменились, поэтому такая разница. От чего это зависит? От того, какие тарифы приняты в данном регионе. То есть мы с вами не можем это контролировать, т. е. мы можем только … в том случае, если услуга оказана некачественно. То есть если мы считаем, что мы платим за отопление, а нам холодно, услуга некачественная, если действительно градус не соответствует тому, который должен быть при данной температуре воздуха на улице, вот только так. То есть мы можем с этим не согласиться, но мы должны об этом сказать, потому что нам услуга оказана некачественно, как мы считаем, и мы можем это подтвердить.
Анастасия Семенова: Оксана, а сколько на это потребуется времени, чтобы это доказать?
Оксана Никитина: Вы знаете, это очень … вопрос, самый тяжелый. Вообще, самые тяжелые вопросы – это проблемы ЖКХ. Вам может потребоваться жизнь для того, чтобы это доказать, ну честно. Вот я юрист вам говорю...
Антон Липовский: Ну так мы сейчас расписываемся, что ли, получается, в своей собственной такой неправомочности, что ли?
Анастасия Семенова: Бессилии.
Оксана Никитина: Нет, минуту, мы ни в чем не расписываемся. Вопрос здесь в том, насколько принципиальна для вас эта разница, насколько принципиально... Если у вас дети мерзнут в квартире, да, это разговор другой, вы должны доказывать всю правоту, я бы тоже это делала. Но если это радиоточка, о которой вы не заявили, да, что вы ею не пользуетесь, и вы не хотите за нее платить, ну это как бы другой разговор.
Поэтому идти нужно до конца в том случае, если у вас ситуация сложилась таким образом, что вам принципиально важно вот эту проблему решить. Поэтому вы можете быстро ее решить, в зависимости от того, насколько вы упорно этой проблемой занимаетесь, все дела остальные бросили и занимаетесь только этим, я думаю, что у вас...
Анастасия Семенова: Вместо работы ходим и доказываем.
Оксана Никитина: Да, вы выделяете для этого время, выделяете, это входит в ваше расписание: вы ходите и доказываете то, что вы считаете для себя принципиально важным.
Антон Липовский: И вот это, наверное, печально, потому что большинство людей, которые нас сейчас смотрят, они все-таки работают.
Анастасия Семенова: У нас есть звонок, Виктор из Липецкой области нам дозвонился, видимо, есть вопрос. Виктор, здравствуйте.
Зритель: …
Анастасия Семенова: Виктор?
Зритель: Добрый день.
Анастасия Семенова: Здравствуйте. Слушаем вас.
Антон Липовский: Здравствуйте.
Зритель: В общем, у меня такая ситуация. Я хотел бы отказаться от услуги утилизации ТБО. У меня произошло уже два решения мирового судьи, в общем, и все решения были приняты без мнения, хотя я настаивал на том, чтобы я участвовал в процессе, судья тем не менее игнорировал мои вот эти вот обращения. Вот я как понимаю, что это получился уже как картельный сговор между «РМК», компанией, и судом, вот так я это расцениваю. Я, в общем, вот на сегодня подал апелляционную жалобу в вышестоящую инстанцию, сижу жду... Хотел бы, чтобы подключился юрист, чтобы мне как-то вел это дело.
Антон Липовский: Понятно. Виктор, скажите, пожалуйста, а у вас есть куда девать мусор, да? Я так понимаю, что, если вы не будете пользоваться...
Зритель: Я сам, своими силами утилизирую свой мусор. У меня есть подсобное хозяйство. То, что горит, я сжигаю в отопительной печи, то, какие бытовые отходы, я скармливаю своему скоту. Я предоставил суду видеозаписи, как я утилизирую, все своими силами.
Антон Липовский: Все, мы поняли, Виктор, спасибо. Сейчас зададим вопрос, тем более что он уже, получается, у нас...
Анастасия Семенова: ...задан, второй раз причем.
Антон Липовский: Да, задан, нам уже до этого звонили, как отказаться от вывоза ТБО, возможно ли это.
Анастасия Семенова: Если в сельской местности, да, и сами утилизируете мусор.
Оксана Никитина: Да, это возможно, конечно, это возможно. Понимаете, вот задал вопрос человек, поскольку, во-первых, плохо слышно, а во-вторых, не очень понятно, все ли правильно он сделал. Потому что когда мы хотим отказаться от какой-то услуги, мы должны правильно сделать и довести до конца эту процедуру.
Что я имею в виду? Возьмем вывоз мусора. Вы должны обратиться к поставщику этой услуги, написать заявление, приложить все необходимые документы, которые они вам скажут. Придет специально обученный человек, специальный человек из этой компании, который фиксирует, да, тот факт, что вы сами утилизируете мусор. И дальше вы должны довести это до конца, т. е. этот акт вы должны предоставить в бухгалтерию той компании, которая начисляет вам эту оплату. Если этого не произошло до конца, вот процедура не завершена, может быть, они об этом и не знают.
Я не знаю всей ситуации, поэтому здесь нужно разбираться по документам, почему мировой суд себя так ведет, почему они не дали возможность человеку предоставить необходимые документы в доказательство того, что он сам утилизирует мусор... Да, вполне это возможно, что все наложилось одно на другое, эту проблему можно решить. Но разбираться нужно в каждом конкретном случае. Да, это возможно, но эту процедуру нужно правильно осуществить, вот так я отвечу на этот вопрос.
Антон Липовский: Насколько я знаю, если что, дальше уже можно обратиться и в прокуратуру, если считаете, что ваши права не соблюдены.
Анастасия Семенова: У нас есть еще один звонок, Надежда нам дозвонилась из Оренбургской области. Здравствуйте, Надежда.
Зритель: Здравствуйте.
У меня вот такой вопрос. Я живу, город Оренбург, село Городище. У нас нет мусорных баков. В общем, в деревне там поставили, а вот наше, вот где мы живем, наш район, не поставили. Но деньги с нас берут за ЖКХ. Мы уже в сельский совет обращались, депутату писали, но ничего не приняли, никаких мер.
Антон Липовский: А что говорят?
Зритель: Мы платим, вот я лично плачу каждый месяц, а мусор вывозить у нас некуда.
Антон Липовский: Скажите, а что ответили, когда вы обращались?
Зритель: Ничего. Сказали «сделаем», вот уже 2 года сказали «сделаем».
Антон Липовский: А, все, понятно.
Зритель: ...возможности...
Антон Липовский: Все, хорошо, мы услышали, да. Спасибо.
Анастасия Семенова: Хорошо, поняли. Как быть в такой ситуации, что делать, куда обращаться?
Оксана Никитина: Продолжать бороться. Все то же самое, ничего здесь нового я вам не скажу. То есть до тех пор, пока отвечают таким образом, «мы сейчас все сделаем», нужно продолжать писать в вышестоящие выше, выше и выше, на горячие линии областные какие-то, в контролирующие органы, в жилищную инспекцию. То есть все вот это вот, все эти жалобы доводить до вышестоящих инстанций, потому что если нижестоящие не способны справиться с этой проблемой, значит, нужно выходить за рамки региона и жаловаться дальше. Ничего другого я посоветовать здесь не могу, к сожалению.
Анастасия Семенова: Хорошо, а вопрос: Оксана, если один человек обращается или, допустим, в селе 30 человек в одном, это эффективно, один ты или 30 человек с тобой вместе? Как-то влияет количество?
Оксана Никитина: Ну конечно, когда это коллективная жалоба, во-первых, это … сразу, т. е. если вы не один с такой проблемой столкнулись, а это проблема общая и системная, конечно, проще бороться, когда вы находитесь в какой-то экосистеме и рядом с вами есть единомышленники, которые с этой же проблемой столкнулись.
Анастасия Семенова: И есть, наверное, в этой компании один представитель, который будет ходить.
Антон Липовский: Который будет додавливать до конца.
Оксана Никитина: Да, обычно так бывает: они скидываются, сбрасываются, коллективно платят специалисту, который занимается решением их проблемы, потому что люди действительно работают и не способны заниматься круглосуточно только этим.
Анастасия Семенова: У тебя был вопрос?
Антон Липовский: У меня было сразу три вопроса, если можно, коротко сейчас, чтобы все успели. «Есть графа «Обслуживание ЖФ» (видимо, жилфонда), причем сумма выше 800 рублей, но УК не смогла дать внятного ответа», – люди не понимают, за что платят по 800 с лишним рублей каждый месяц. Это что такое?
Оксана Никитина: Что такое что? Почему УК не дала ответа на вопрос?
Антон Липовский: Да-да-да. И люди не понимают, что такое обслуживание жилфонда. Причем это не капремонт, потому что капремонт идет отдельной графой.
Оксана Никитина: Если УК не дает внятного... Ключевое правило, такое общее для всех: если УК не дает внятного ответа на какой-то ваш вопрос, значит, вы обратитесь в жилищную инспекцию по вашему району или по вашему городу, в зависимости от того, какой это пункт населения. Если УК не дает вам ответа, вы выжидаете 30 дней и обращаетесь дальше, для того чтобы вам разъяснили. Прикладываете платежки, где вы платите больше, и дальше уже идет какое-то разъяснение вам со стороны контролирующих вышестоящих органов.
Антон Липовский: Я так понимаю, что если как-то неправомерно что-то взималось, то, наверное, можно и заявление на возврат написать.
Анастасия Семенова: Еще есть звонок, Нина из Уфы нам дозвонилась. Нина, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Антон Липовский: Да, мы готовы вас выслушать.
Анастасия Семенова: Здравствуйте, слушаем вас.
Зритель: Вы знаете, я вроде разбираюсь в квитанциях, у меня их пять, но меня возмущает одна, за электроэнергию. Вот я плачу каждый месяц, у меня получается 150 киловатт, получается где-то 575 рублей. Но кроме моей оплаты мне включают ОДН, когда 150, когда 200 рублей. Ходили разбираться, за что это, сказали: «За того соседа, который не платит».
Антон Липовский: Во-от, это очень актуальный вопрос. Спасибо. Оксана?
Анастасия Семенова: Оксана, вы услышали, да?
Оксана Никитина: Да, я все слышала. Что я могу сказать по этому вопросу? Значит, у нас энергосбыт, поставкой услуг занимается другая организация, энергосбытовая. Что мы делаем в этом случае? В том случае, если нам еще включают «за того соседа», значит, мы идем, пишем заявление на составление акта сверки по данному виду услуг. Составляем акт сверки, видим, в какой графе у нас идет ошибка, в какой графе мы переплачиваем.
Значит, этот акт мы подписываем, и с этим актом мы идем, мы пишем заявление на возврат излишне уплаченных сумм. В том случае, если энергосбытовая организация отказывается нам это платить, значит, мы обращаемся в мировой суд за взысканием излишне уплаченных денежных средств.
Анастасия Семенова: Ага.
Антон Липовский: Хорошо. Смотрите, такая ситуация, Тамара из Кургана пишет: в квартире прописана она с мужем, муж инвалид, обоим за 70. Квартира принадлежит сыну, он там не прописан и не проживает. Но льготу 50% на капремонт не дают. Законно ли это?
Оксана Никитина: Законно, это простой ответ. Да.
Анастасия Семенова: Как юрист, вот коротко и ясно.
Антон Липовский: В данной ситуации все законно, да?
Анастасия Семенова: Вопрос. Вы упомянули радиоточки – как от них отказаться? Многие рассказывали нам даже коллеги, что это прямо семнадцать кругов ада, чтобы от этого отказаться. Как быть?
Оксана Никитина: Как быть? Очень просто. Радиоточка – это мой любимый вопрос, который я очень хорошо знаю. Опять же обращайтесь, у вас есть т. н. радиоузел, который обслуживает радиоточку по вашему району. Точно совершенно, какой конкретно радиоузел обслуживает вашу радиоточку, знает ваша управляющая компания. Вот вы приходите туда, узнаете, какой радиоузел.
Приходите в радиоузел, приносите документы на собственность и платежки, в которых указана радиоточка и оплата за нее. Пишете заявление о том, что вы отказываетесь от использования радиоточки, вы ею не пользуетесь. Платите госпошлину 100 рублей и прикладываете к платежке документы и идете домой.
Через 2 недели примерно к вам приходит человек, который отключает вас от радиоточки и выдает акт отключения от радиоточки. И самое важное: с этим актом отключения радиоточки вы идете в бухгалтерию своей управляющей компании, отдаете этот акт, для того чтобы они вам больше эту оплату не начисляли. Вот такая процедура.
Анастасия Семенова: Ну это прямо коротко и ясно.
Антон Липовский: Нет, здорово. Смотрите, и очень коротко, если можно: лифт, «я живу на первом этаже», спрашивают, зачем платить за лифт.
Оксана Никитина: Затем, что вы живете... А тот человек, который живет на последнем этаже... Например, вы же за крышу, тоже у вас есть крыша, стены, это места общего пользования. Да, лифт, вы живете, вам не повезло, вы платите за лифт в равной степени.
Анастасия Семенова: То есть законно.
Антон Липовский: Да, вы должны платить.
Оксана Никитина: Законно, да.
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Антон Липовский: Хорошо. Оксана Никитина с нами была на связи, кандидат юридических наук, юрист.