Олег Чернозуб: Такие мелкие акты взаимодействия являются основой формирования глубинного доверия, которое может очень полезной оказаться в критические минуты
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/oleg-chernozub-takie-melkie-akty-vzaimodeystviya-yavlyayutsya-osnovoy-formirovaniya-glubinnogo-doveriya-kotoroe-mozhet-ochen-poleznoy-okazatsya-v-kriticheskie-minuty-76215.html Антон Липовский: Хочется все-таки с социологом еще поговорить. Олег Леонидович Чернозуб с нами на связи, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН. Олег Леонидович, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Доброе утро.
Олег Чернозуб: Здравствуйте.
Антон Липовский: Рады вас приветствовать.
Скажите, пожалуйста, все-таки что с человеком происходит вот в таких ситуациях? Вот он вроде как и отдельная единица, а вроде и часть одного большого...
Анастасия Семенова: ...социума.
Олег Чернозуб: В подобных ситуациях происходит мобилизация как биологического организма, так и социального. И во втором случае очень важно, чтобы все люди, оказавшиеся в подобной ситуации, действовали как одно целое, а это достигается на основе понимания друг друга без слов.
Вот возьмем в качестве примера совершенно простой, бытовой пример, когда вы приходите в магазин и продавец говорит вам, произносит слова, например: «Карта магазина?» Вы роетесь в кошельке, достаете соответствующую карту, протягиваете ее продавцу, и тут происходит социологическое чудо: оказывается, что в этот же самый момент, вы же не договаривались с продавцом, ваша карта встречает руку продавца, и в тот момент, когда он берет, вы отпускаете.
Вот это образец социального взаимодействия, когда люди действуют, понимая, как будут действовать другие участники этого взаимодействия. Основывается все это на заранее достигнутом фундаменте, которым является социальное доверие. И вот в нашем с вами случае мы с вами оказались свидетелями того, как подобного рода основы доверия работают в критической ситуации.
Вот давайте вспомним. Например, этот юноша молодой, гардеробщик Ислам Халилов, который тут же нашел возможность включиться в критическую ситуацию, к которой никто специально его не готовил. Он понял, чем он может помочь, он организовал вывод людей. А далее люди, которые, наверное, были в состоянии не очень полного понимания, что происходит, они с доверием отнеслись к его рекомендациям, проследовали по тому маршруту, который он указал.
И вот здесь мы с вами оказались таким образом, вот это один из частных примеров (там были и другие) того, как работает вот это социальное взаимодействие в условиях, когда в обществе существует достаточный уровень доверия людей друг к другу. Ну а дальше уже реакция более широкого нашего народа, так сказать: это и участие, мемориал и на месте трагедии, и по всему миру...
Анастасия Семенова: Стихийные мемориалы.
Олег Чернозуб: Импровизированные места памяти и участие лидеров общественного мнения, когда наши артисты, в частности, предлагают и помощь, и оплатить различного рода мероприятия (надо сказать, что был приятно удивлен поведением нашей творческой элиты в этом вопросе).
Но хотел бы завершить тем, что, конечно, такого рода стресс и для биологического организма отдельного человека, и для социального организма в целом, не является нормальным, т. е. вот такая мобилизация ресурсов, внутренняя собранность стоит особых усилий, и постоянно находиться вот в таком состоянии готовности дать отпор, в таком взвинченном состоянии физическом и нравственном неполезно ни для человека, ни для общества.
И противник наш, нанося такие террористические удары, как раз пытается добиться в качестве своей цели того, чтобы все наше общество вот в это состояние повышенной, избыточной мобилизации вошло и таким образом стало тратить непроизводительно вот эти свои запасные ресурсы и нравственные, и моральные, и психологические, и физические. Поэтому мы здесь должны не поддаваться, что называется, на провокации, сделать выводы, вести себя бдительно, собранно, но не впадать в истерику.
Анастасия Семенова: Олег Леонидович, вот коротко: если, как вы сказали, общество мобилизуется вот в такой момент, когда тяжело, – а что в обычной жизни происходит?
Олег Чернозуб: В обычной жизни происходит, что люди отводят детей в школу, готовят обеды и завтраки, ходят на работу и работают, добиваются успехов, посещают культурные мероприятия...
Антон Липовский: Взаимопомощи хватает?
Анастасия Семенова: Хватает ли взаимопомощи в такие моменты, в обычной жизни? Или просто мы этого не замечаем?
Олег Чернозуб: Вы знаете, без сомнения, взаимопомощь происходит, имеет место в нашей жизни каждый день. Событие вчерашнего дня, когда молодой мальчик, не знаю, может быть, 2-й или 3-й класс, помогает, у нас тут скользко, бабушке с сумкой-каталкой перейти, обойти лужу, скажем так. Там лужа посреди, это нормальная история в нашем климате, соответственно, сбоку, слева и справа от нее, подзамерзший, схватившийся льдом снег – и вот, пожалуйста.
Это происходит каждый день. И соответственно, вот такие мелкие шаги, мелкие акты взаимодействия как раз и являются основой формирования вот того глубинного доверия, той глубинной, фундаментальной основы взаимодействия, которая очень полезной может оказаться в критические минуты.
И кстати говоря, хорошо, что вы подняли эту тему: как раз в повседневной жизни различного рода, как бы это сказать, «идейки», связанные с нарушением доверия, с разрушением его, должны нами отслеживаться и встречаться буквально в штыки. Все вот эти вот вопли и крики с просторов интернета (в настоящей нашей реальности) о том, что, значит, «вам не говорят вот это», «на самом деле оказалось вот то», «вам что-то недоговаривают», «Земля плоская» и т. д. и т. п. – это не безобидные вещи: они подрывают доверие людей друг другу. И когда оно подорвано, вот в ситуации критической это может оказаться имеющим очень негативные последствия.
Антон Липовский: Хорошо. Спасибо!
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Антон Липовский: Олег Леонидович Чернозуб, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, с нами был на связи. Спасибо!
Олег Чернозуб: Такие мелкие акты взаимодействия являются основой формирования глубинного доверия, которое может очень полезной оказаться в критические минуты