Олег Макаренко: Сегодня общение с соседями приводит к «френдизму», когда вы относитесь к ним как к френдам в соцсетях и заменяете непосредственное общение чатом
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/oleg-makarenko-segodnya-obshchenie-s-sosedyami-privodit-k-frendizmu-kogda-vy-otnosites-k-nim-kak-k-frendam-v-socsetyah-i-zamenyaete-neposredstvennoe-obshchenie-chatom-68556.html Мария Карпова: Олег Макаренко. Здравствуйте, Олег.
Олег Макаренко: Здравствуйте.
Мария Карпова: Олег, в фольклоре есть много поговорок о соседях, например: не купи двора, купи соседа; голод не сосед, от него не уйдешь; с соседом дружись, а за саблю держись... То есть получается, что эта тема...
Петр Кузнецов: По дороге на работу придумала, что ли?
Мария Карпова: Нет-нет, есть такие, конечно, не сама придумала. То есть эта тема во все времена была важна, в т. ч. и для наших предков. Но согласитесь, что большинство этих поговорок носят какой-то негативный оттенок, в этих поговорках, где упоминаются соседи, что лучше, мол, от них подальше все-таки держаться. Может, это у нас так в культурном коде записано, что с соседями дружить лучше не стоит?
Олег Макаренко: Да нет, в культурном коде это не записано.
Вообще, с соседями всегда следует дружить, это закон, потому что, например, в христианстве одна из заповедей говорит «Возлюби ближнего своего», а кто есть ближе для нас, чем родственники и соседи? Я думаю, что никого. Поэтому в христианстве, в исламе... Например, в исламе в «Сахихе аль-Бухари» написано, что никто не должен причинять вред соседу, даже воткнув колышек в его стену, понимаете. То есть все есть, это есть в религиозных нормах и в социальных нормах человека, каждого человека, это существует.
Но мы зачастую это забываем или не относим это к себе. И тем более наше общество, сегодняшнее информационное общество, вот вы сказали очень интересное слово «сосединг»... Например, у нас взаимоотношения с соседями, общение с соседями приводит, можно сказать, к такому выражению, как «френдизм», например. Не «фрейдизм», а «френдизм».
Петр Кузнецов: Да, не путать с фрейдизмом.
Олег Макаренко: Это когда вы относитесь к ним как к френдам, которые находятся в социальных сетях, и заменяете непосредственное общение с соседями чатом ваших соседей, в котором вы выплескиваете негативную энергию, общаетесь с ними только таким способом, не зная даже абсолютно, встречаясь с ними, протягивая ему руку, не зная, с кем общаетесь и с кем ругались буквально пять минут назад.
Мария Карпова: Кстати, считается, что, наоборот, эти чаты сейчас как-то работают на тему сплочения соседей, что, наоборот, в хорошую сторону работают.
Олег Макаренко: Ну, в хорошую сторону, конечно, они могут работать, но они работают и в отрицательную. Вы привели много примеров, которые характеризуют взаимоотношения соседей как негативные, и все пословицы были... ну, не все, конечно, но частично... негативного характера. Ну и чаты тоже, там тоже ругаются. Многие негативно относятся к тому или иному проявлению со стороны соседей...
Да, они объединяются, я с вами согласен, такое есть, но в т. ч. они создают большие проблемы, которые, объединяя... Мы объединились против кого-то. Да, существуют негативные явления, позитивного тоже много, но и негативного тоже достаточно.
Мария Карпова: Да. В советский период что способствовало такому сплочению жильцов дома, таким дружеским отношениям, практически родственным, с соседями?
Олег Макаренко: Ну, во-первых, скажем так, что это общество было традиционного типа. Не было социальных сетей, телевидение не было так развито. Когда мы долгое время начинали смотреть только телевизор, мы не обращали внимания на соседей. Сейчас мы вообще находимся в телефонах. Если зайти в метро и посмотреть, куда смотрят наши товарищи, которые находятся вместе с нами в одном поезде, в одном вагоне, то все смотрят в свои телефоны, в свои гаджеты. Вот то же самое.
А тогда такого не было, гаджет посмотреть было невозможно, необходимо было обсудить те вопросы, которые стояли перед страной, которые стояли перед обществом. И это было интересно, люди объединялись, люди обсуждали это, и это их сплачивало. В том числе беда сплачивает человека.
Мария Карпова: То есть, когда говорят, что раньше люди были другими, «мы были добрее, мы были более открыты», это не совсем так, да?
Олег Макаренко: Конечно нет. Человек всегда, вот, Мария, вы понимаете, что человек всегда одинаков. Просто-напросто то, что находится вокруг нас, формирует наше социальное сознание. Общество, информационное общество, капиталистическое общество, формирует определенное человеческое сознание, делая нас, например, дальше, удаленнее от этих людей. Кто-то стесняется... То есть человек всегда остается одинаковым.
Вспомните «Мастера и Маргариту», где «квартирный вопрос испортил москвичей». Это было сколько лет назад, когда первый раз туда прибыл Воланд со своей свитой? И потом в 1930-е гг. то же самое. «Москвичи не изменились», помните слова? Не изменились по своей ментальности. Так и человек, он не меняется. Меняются только условия, которые находятся вокруг него и изменяют самого человека, вот и все.
Мария Карпова: Спасибо большое, Олег! Олег Макаренко был с нами на связи, доцент кафедры культурологии и кафедры теологии МПГУ.
Олег Макаренко: Сегодня общение с соседями приводит к «френдизму», когда вы относитесь к ним как к френдам в соцсетях и заменяете непосредственное общение чатом