Анна Белоглазкина: Олеся Владимировна Мулиер, генеральный директор компании «СМАРТ СТУДИЯ», руководитель Комитета по детскому и семейному туризму Российского союза туриндустрии. Здравствуйте, Олеся Владимировна. Антон Липовский: Приветствуем вас. Олеся Мулиер: Доброе утро, Антон, Анна. Анна Белоглазкина: Ну вот расскажите, пожалуйста, как прошли выходные для ваших клиентов, что они выбирали, какие экскурсии, какие путешествия. Олеся Мулиер: Вы знаете, география сейчас настолько разрослась, и к гастротуру если мы вернемся, то очень жалко, что обошли вниманием посекунчики пермские и бешбармак башкирский. Это как раз те направления, Урал сейчас набирает обороты, Кольский полуостров... То есть сейчас мы видим, как вектор смещается у нас, допустим, от более популярных направлений, это большие города, сейчас также становятся популярными и менее популярные ранее регионы, но тем не менее сейчас они все больше и больше востребованы у туристов. И вы знаете, какая интересная тенденция, которую я замечаю для себя? У нас также в школьном туризме замечается смещение. Если у нас раньше был популярен Питер, Казань, два Новгорода, то сейчас учителя точно так же стараются выезжать с ребятами (вот, видите, как раз прямо в продолжение разговора) в какие-то более дальние регионы, не боясь. И на самом деле, когда дети выезжают с учителем с туроператором, родителям спокойно и они в это время куда-то тоже могут на один-два дня выехать. То есть сейчас точно так же стали популярными и однодневные какие-то выезды, самостоятельно туристы выезжают, или на два дня в ближайший регион они выезжают в составе экскурсионного какого-то тура, сборного или тематического... Поэтому сейчас вот говорить о том, что какое-то направление более сильное, а какое-то более слабое, – нет. Вы знаете, мне кажется, сейчас, если мы не берем такие очень крупные, популярные города, в принципе уравновешивается спрос по всей стране, и это очень приятно. То есть сейчас даже вот были экспертами на «Маршрутах года», и маленькие города, такие как Мариинск тот же, тоже похвалились тем, что у них прирост туристов, причем и семейных, и индивидуальных, и групповых. Анна Белоглазкина: А если говорим про экономику, сколько в среднем россияне готовы тратить на туры выходного дня и что за эту сумму можно получить? Олеся Мулиер: Вы знаете, когда меня спрашивают о стоимости тура, я всегда делаю аналогию: сколько стоят конфеты? – все зависит от начинки. Есть у нас леденец, который самый бюджетный, но тоже вкусный, а есть трюфель шоколадный ручной работы. Поэтому тут каждый турист может на самом деле на свой кошелек найти то, что ему будет интересно. Поэтому все зависит от того, что вы хотите. Вы (я имею в виду туристов) всегда можете подобрать то, что вам откликнется. Сейчас настолько широкий спектр... Если раньше это все-таки был в основном культурно-познавательный [туризм], то сейчас, как вы уже сказали, это гастротуры, когда в ходе тура туристы не только пробуют, но и могут сами что-то сделать на мастер-классе, это очень интересно. И те же пряники, допустим, во Владимирской области, когда они посмотрели производство, а потом сами его расписали, конечно, это самый лучший сувенир. Поэтому тут зависит все от внутреннего желания встать с той печи, о которой сейчас говорили ваши гости, которые подключались, просто встать и выбрать направление, в котором хочется поехать, а дальше под кошелек всегда можно что-то подобрать. Поэтому тут элементарные туры, если мы говорим на человека, то это порядка 3–5 тысяч, если, допустим, внутри своего региона мы путешествуем с обедом, с питанием, с экскурсионным обслуживанием. А если мы выбираемся куда-то подальше, там уже ценник другой, подключаются у нас билеты то ли авиа-, то ли железнодорожные, поэтому тут уже, конечно, ценник немножечко меняется. И опять же, едете вы на одну ночь или на три ночи... От 10 до 20 тысяч, может быть такой разбег, а где-то и больше, если это более дальний регион или более дорогой тип размещения. Опять же, если мы говорим про размещение, есть хостелы, есть квартиры, которые предлагаются под съем, а есть пятизвездочные отели. Поэтому путешествовать сейчас стало более комфортно в этом плане. Антон Липовский: А вот для тура с детьми что бы вы посоветовали, вот какое сочетание, временно́е я имею в виду прежде всего, дорога и все остальное? Потому что, например, нам пишут: «Ну куда можно съездить за 3–4 дня?» – прямо вот мы не согласны с этим сообщением. Оптимальный какой-то есть такой рецепт, сколько можно потратить, например, времени на дорогу, сама логистика? Олеся Мулиер: Ну смотрите, во-первых, все зависит от того, какого возраста дети. Если, конечно, в семье младенец, которому 10 месяцев, и 14-летний подросток, то это немножко разная целевая аудитория. С таким младенцем еще проще, там мама на него все время переключает и пр. Но вот Калининград, который как раз у вас сейчас на экране, он прекрасен, но я бы туда советовала туристам все-таки лететь, чтобы не сталкиваться с документами на транзите, на РЖД. Точно так же сейчас популярны у нас такие направления, как Великий Новгород, Нижний Новгород. Туда можно добраться, допустим, самое простое – на экспресс-поездах. Также есть ночные поезда: вечером сели – утром уже в городе... Точно так же кто-то предпочитает, допустим, автомобилем добираться, это тоже очень комфортно, когда вы внутри региона можете сами перемещаться. Если вы планируете все-таки тур организованный, тогда вас на вокзале встречает туроператор, уже берет в свои нежные руки и по заготовленной программе, которую вы уже заранее знаете, вас проводит. Для меня, допустим, я сама туроператор, могу себе организовать все что угодно, но я всегда пользуюсь услугами своих партнеров, потому что мне не хочется тратить лишнее время... Антон Липовский: Естественно, чтобы отдых был комфортным. Олеся Мулиер: Да, и безопасным, это тоже очень важно. Анна Белоглазкина: Спасибо большое! Антон Липовский: Спасибо огромное! Анна Белоглазкина: К сожалению, время подходит к концу. Олеся Владимировна Мулиер, генеральный директор компании «СМАРТ СТУДИЯ», руководитель Комитета по детскому и семейному туризму Российского союза туриндустрии, была с нами на связи.