Олеся Строева: В нашей русской культуре отношение к искусству всегда было особенным. Это что-то такое сакральное, священное. И не зря наши люди могут часами стоять в очередях на морозе, чтобы посетить ту или иную выставку
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/olesya-stroeva-v-nashey-russkoy-kulture-otnoshenie-k-iskusstvu-vsegda-bylo-osobennym-eto-chto-to-takoe-sakralnoe-svyashchennoe-i-ne-zrya-nashi-lyudi-mogut-chasami-stoyat-v-ocheredyah-na-moroze-chtoby-posetit-tu-ili-inuyu-vystavku-74723.html Антон Липовский: Олеся Витальевна Строева с нами на связи, доктор культурологии, заведующая кафедрой теории и истории культуры Института кино и телевидения ГИТР. Олеся Витальевна, здравствуйте!
Анна Белоглазкина: Здравствуйте!
Олеся Строева: Здравствуйте! Доброе утро!
Антон Липовский: Ну вот, смотрите: телезрители пишут про моду. Собственно, не могу не согласиться частично. Статисты говорят, что в два с лишним раза россияне стали чаще посещать выставки и музеи. Все-таки, как вы считаете, это мода? Это доступность? Почему спрос-то так вырос?
Олеся Строева: Мне кажется, на это влияет множество разных факторов. И потом, по статистике нужно тоже разобраться, с чем сравнивается, с каким периодом. То есть это прошлый год или это...
Антон Липовский: По итогам прошлого года, да, 2022-го.
Олеся Строева: А, с прошлым годом, да?
Антон Липовский: Угу.
Олеся Строева: Ну, мне кажется, на это влияет, во-первых, то, что организуются различные программы для того, чтобы популяризировать искусство и культуру. Я думаю, что это самый главный фактор. Ну и потом, наши музеи, галереи – они сейчас переходят на какую-то новую стратегию, мне кажется.
И хорошее влияние современного искусства в данном случае прослеживается. Это интерактивность, например. Ну, не знаю, какие-то такие приемы работы с публикой, так сказать, переустройство выставок, реорганизация их так, чтобы это было интереснее.
Ну вот, в качестве примера могу привести – совсем недавно, в 2022 году, в Музей имени Пушкина (изобразительных искусств имеется в виду) приглашали французского куратора, которого попросили ну вообще все перемешать, все, что там, всю коллекцию. Другими словами, всю экспозицию, нам привычную, каким-то образом реорганизовать.
Это вызвало огромный интерес. И несмотря на то, что противоречивые были отклики, так сказать, у всех свои впечатления, все равно это привлекло внимание. И тем не менее, в общем-то, каждый раз вот какие-то акции новые – они, мне кажется, способствуют тому, чтобы повышать интерес.
Мы вот, например, со студентами постоянно ходим в Новую Третьяковку, допустим. У нас лекции по эстетике там проходят. И на основную экспозицию (обычно мы в будни, конечно, ее посещаем), там обычно никого нет. И каждый раз вот я, например, удивляюсь, почему висят у нас картины какие-то постоянно – в Лаврушинском, например, в основной экспозиции. Ну, того же Серова, да, все видели «Девочку с персиками».
Но, конечно, хорошо, когда организуют специальную выставку, где соберут все его работы из архивов там, из других музеев и так далее, в одном месте. Но плюс тут еще вот этот момент – то, что в Интернете называют «хайпом» – такое современное слово или явление. То есть взять и специально привлечь к этому внимание.
Мне кажется, это вот хорошо сейчас просто работают эти маркетинговые технологии. Можно так сказать. Ничего плохого, я думаю, в этом нет, если это направлено на популяризацию искусства и культуры. И это здорово – то, что модно становится среди наших людей. А наши люди, ну вообще, как сказать…
В нашей русской культуре, мне кажется, отношение к искусству всегда было особенным. Это что-то такое сакральное, священное. И не зря наши люди могут стоять часами в очередях на морозе, для того чтобы посетить ту или иную выставку. В Эрмитаже, например, всегда большие очереди. Несмотря на то, что там, допустим, минус 20, но люди все стоят, ждут очереди, чтобы зайти.
И сейчас вот, например, идет выставка Рериха в Новой Третьяковке. Тоже такой своего рода ажиотаж создался вокруг этой выставки.
Антон Липовский: Олеся Витальевна, а вот не могу не спросить: а люди посещают эти выставки... У нас просто не так много времени, к сожалению, остается. Люди посещают выставки. А люди понимают это искусство? Или ходят потому, что оно стало доступным, оно стало популярным? И пытаются. Вот ваши наблюдения. И пытаются...
Олеся Строева: А я вот как раз могу из личных наблюдений сказать, что очень много молодежи, во-первых, ходит. Это здорово. И опять же да, вот благодаря новым этим кураторским технологиям там очень много просветительских вещей.
То есть неважно, понимает человек, не понимает – он приходит. Он все равно читает там, смотрит. Ему экскурсоводы рассказывают. Он может там взять аудиогид и так далее. И в любом случае это и есть собственно процесс образования. Это здорово!
Главное – привлечь людей туда, заманить, так сказать. И потом как раз этот процесс начинается. Поэтому то, что он не понимал до того, как он туда пришел, он после этой выставки все равно уже, так сказать, продвинется в своем понимании. И это здорово, как мне кажется. Ну и неважно, пусть он пришел туда, чтобы сделать селфи. Таким образом, это вот начинается цепная реакция – все остальные тоже хотят туда попасть. Мне кажется, это классно. Замечательный процесс!
Ну и потом, наше богатое наследие культурное, русское – оно, мне кажется, само по себе действует очень хорошо. Оно не может не изменить человека. У нас ведь не только выставки и подобные там культурные, исторические какие-то музеи. У нас и театров очень много. И сейчас вот, кстати, тоже в театр не купишь билет.
Антон Липовский: Да. Но это отдельный разговор. Это правда, да. Мы показывали очереди, обсуждали театр. Спасибо! Олеся Витальевна Строева, доктор культурологии, с нами была на связи, заведующая кафедрой теории и истории культуры Института кино и телевидения ГИТР.
Ну что, хорошая тенденция! И главное, что не только мы говорим про иммерсию, интерактивность. Мы говорим, конечно же, про классическое искусство. И люди к нему тянутся. Это здорово!
Олеся Строева: В нашей русской культуре отношение к искусству всегда было особенным. Это что-то такое сакральное, священное. И не зря наши люди могут часами стоять в очередях на морозе, чтобы посетить ту или иную выставку