Антон Липовский: Знаете, вы хорошую тему подняли, еще одну подтему, скажем так, да: как я и сказал, а если звонят, вот что-то срочное, у мамы с папой что-то с телефоном, а ты, получается, не можешь принять, потому что у тебя все остальные номера заблокированы, – вот как быть? Все эти вопросы сейчас саккумулируем и зададим Ольге Бочковой, основательнице «Академии безопасности», она сегодня готова ответить на все наши вопросы. Ольга, здравствуйте. Анна Белоглазкина: Здравствуйте. Ольга Бочкова: Здравствуйте. Антон Липовский: Ольга, я даже не знаю, с чего начать. Давайте начнем... Анна Белоглазкина: Я предлагаю начать, вот мы как-то коллективно здесь с телезрителями пришли к выводу, что как будто использование кодового слова в общении с родными может помочь. Вот что вы как эксперт по этому поводу думаете? Ольга Бочкова: Я думаю, что это неплохой вариант как раз, и мужчина, я слышала в эфире, как раз звонил и рассказывал, как у него это работает, прекрасно этим можно пользоваться как для интернет-безопасности, телефонной безопасности, так и для безопасности в реальной жизни. Мы тоже даем такой совет детям от школьного возраста. Антон Липовский: Да, хорошо. Какие главные схемы используют мошенники? Вот как они манипулируют детьми до такой степени, что вот даже банковские данные присылают и вот по 700 тысяч рублей в онлайн-режиме списывают? Это как так ребенка можно раскрутить? Почему доверяют? Ольга Бочкова: Ребенка раскрутить несложно, ребенок очень любопытный, и у него мало информации и опыта, на которые он мог бы опереться. Если с ним не проводят бесед просветительских на тему безопасности или это делают нечасто, не обсуждают различные ситуации, которые бывают в жизни, то, конечно, ему сложно на что-то опираться. И любопытство, вот этот интерес, игра, желание что-то получить, наверняка какие-то обещания бесплатных получек... А вся эта история про то, как устроена денежная схема на банковских картах, вот эти финансовые все схемы – они ему еще не понятны. И когда ему говорят «пришли банковскую карточку и код, который придет маме на телефон», конечно, он это присылает, потому что для него это не реальные деньги, это просто какие-то названия. Нам кажется, что ребенок, чаще всего мы думаем, что ребенок умнее, чем есть на самом деле, но умнее в каком смысле? – понятливее. Его мышление не так, как наше, понимает вот эти карточки, схемы, банки, счета, номера... Поэтому желательно это все держать от него в стороне и параллельно проводить информированные беседы, для того чтобы пояснять, что это такое. Вообще, вопросы финансовой грамотности как раз неплохо помогают и в плане интернет-безопасности, телефонной безопасности. Анна Белоглазкина: А с какого возраста можно с детьми это обсуждать, в т. ч. рассказывать им, какие существуют мошеннические схемы? Ольга Бочкова: Как только у ребенка появляется телефон в руках, по большому счету, вы обязаны проводить хотя бы какие-то разговоры на эту тему. Кроме того, что телефон, естественно, оснащен родительским контролем, есть пароли, которые знают родители, телефоны, к которым получает доступ ребенок, не родительские, а индивидуальные, потому что иначе тогда ребенок может зайти в какие-то приложения без ведома родителей и сделать что-то, о чем он не в курсе. И тогда уже потихоньку с ним проводить беседы: если вдруг кто-то звонит, что делать, если пришла СМС, что делать. С дошкольником у нас один вариант, я бы даже сказала, что и с младшим школьником один вариант: есть правило «сначала уточни», что бы тебе ни пришло. Пришел звонок, пришла СМС, пришел какой-то запрос, что-то, что не касается того, что ты делал на телефоне: сидел ты играл, появилось что-то новое – приходишь к родителю и уточняешь у него, что делать. Это, кстати, налаживает связь еще родителей и ребенка, и родитель спокойным, уверенным, дружелюбным тоном объясняет, что это такое, хвалит ребенка, что он к нему пришел. Вот где-то уже с возраста школьного мы объясняем детально и глубже о том, какие виды могут быть мошенничества, как от них себя защищать, конечно же. И у ребенка в силу того, что у него социальная активность растет, мы не можем уйти от того, что он будет получать эти звонки от незнакомых номеров, как верно здесь заметили, допустим, даже одноклассники могут позвонить. То есть ребенок должен быть готов к тому, что такое произойдет, и какой у него алгоритм действий на этот счет, сбрасывает ли он, или, например, с одноклассниками они договариваются изначально, что тот пишет СМС, говорит о том, что это он, дальше там какое-то взаимодействие очное, что они сверяются, что да, это действительно он, вносится в записную книгу этот телефон, и только потом уже идут ответы на звонки, такая схема. И конечно же, параллельно ребенку рассказывается о том, что есть деньги реальные, есть деньги, которые лежат на карте, какие схемы есть у мошенников, для того чтобы эти деньги получить, и какие правила есть в семье, для того чтобы ребенок знал, что делать, если вдруг что-то подобное происходит. Кроме того, сейчас, к счастью, очень много различных технических средств, чтобы защитить себя, кроме родительского контроля: даже спам-фильтр, он уже очень много звонков будет фильтровать. Антон Липовский: Да. Ну и я правильно понимаю, что вы не сторонник того, чтобы, например, заблокировать все номера, которые есть на телефоне, кроме прописанных? Это все-таки неправильно, да? Ольга Бочкова: Я не сторонник этого, потому что запрет – это отмена действия, а отмена действия не учит ребенка, что делать, если вдруг такое произошло. Потому что вы запретили своему ребенку, параллельно он находится со своим другом у него в гостях, и другу звонят, у него такого запрета нет, и они вдвоем делают что-то, что приводит к потере денег или какой-то более рисковой ситуации, и ребенок ваш не будет в курсе, как действовать. Поэтому кроме того, что мы ставим возможные технические средства на гаджет ребенка, кроме того, что мы проводим с ним просветительские беседы, мы уделяем время вот этой вот прокачке его критического мышления. Потому что когда-то он вырастет и вы не сможете ничего запретить. Антон Липовский: Конечно, все равно это произойдет. Ольга Бочкова: Это возраст 14–15 лет раньше был, а сейчас, наверное, я бы сказала, даже 11–13 – и что тогда делать? Рассчитывать на то, что он поведет себя как-то, как ему придет в голову? Нет, конечно, – важно заблаговременно его учить. Антон Липовский: Хорошо. Спасибо огромное! Ольга Бочкова, основательница «Академии безопасности». Спасибо вам большое!