Антон Липовский: С нами на связи наш эксперт. Сегодня это Ольга Владимировна Холмогорова – искусствовед, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, руководитель детской студии «Академия», автор книг и методик преподавания истории искусства детям и молодежи. Ольга Владимировна, мы вас приветствуем. Анастасия Семенова: Ольга Владимировна, здравствуйте. Ольга Холмогорова: Доброе утро. Очень рада быть сегодня экспертом. Анастасия Семенова: Спасибо. Антон Липовский: А мы-то как рады, что вы с нами сегодня на связи. Анастасия Семенова: Да. Ольга Владимировна, ну в каком же возрасте нужно начинать приобщать ребенка к искусству? И как? Ольга Холмогорова: Знаете, Анастасия, я сейчас просто поглощена была интервью ваших зрителей и поняла, что нет возрастного центра, потому что пожилые люди, молодые творчеству всегда открыты. Нет, конечно, такой физиологической отметки точной, как это говорят ученые по поводу необходимости начать ходить во столько-то месяцев, не знаю, бросить соску. Нет такого физиологического ценза, что мы должны все начать рисовать во столько-то лет или нет. Но давайте мы, во-первых, договоримся (и это как раз сейчас подтвердили разговоры с вашими зрителями), что искусство мы рассматриваем как творчество в самом широком смысле и как форму самопроявления. Вот это очень важно. Вот почему почти все – от такого очень серьезного скульптора в возрасте до молодых людей – говорили о том, что: «Я рисовал – и это мне дало ощущение свободы, ощущение себя и ощущение возможности самовыражения». Поэтому, смотрите, умение рисовать или просто навык рисовать у каждого – это не вопрос таланта или не таланта. Другое дело, вы сейчас показываете работы, и я как профессионал могу начать говорить: вот здесь бы я советовала продолжить, а это просто отличный путь самореализации. Конечно же, степень способностей профессионалами уже может быть оценена. Но самое главное, что это способ самоощущения себя в жизни. И его можно давать, и чем раньше, тем лучше. Сейчас существует масса методик и масса энтузиастов-педагогов, которые работают с детьми, которые еще не начали говорить. Это пальчиковая живопись. И если мама готова расстелить ватман на полу и не бояться за свои стены и обои, то вот такие навыки тактильной живописи, они очень полезны, потому что у человека никогда не будет страха: «Мне это не дано». Он уже это прошел. Что касается того, когда можно методично начать обучать, то, конечно, это уже тогда, когда вырабатывается запас терпения. Потому что надо помнить, что вообще искусство – это труд, вот прямо работа. Анастасия Семенова: Каждодневный. Ольга Холмогорова: Да. И причем независимо от того, ставишь ли ты себе суперзадачи или ты просто хочешь получить завершенную работу – подарок, не знаю, маме или другу. Да, это работа. И вот когда у человека сформировывается вот это терпение к работе (как правило, это все-таки годам к шести), тут бы я начинала методично. Поэтому советов, когда начинать, я не могу дать точно. Но поскольку мы при Академии художеств занимаемся не только и не столько практическим навыком, а сколько скорее погружением в пространство истории искусства, истории культуры, то вот тут, конечно, в основном, это уже идет речь о таком позднем дошкольном и школьном возрасте. Вот я бы дала такой совет. Антон Липовский: Ольга Владимировна, у нас был звонок от очень расстроенной телезрительницы в первой половине часа по поводу того, что внучка выбрала не то направление. Показывала блестящие… Анастасия Семенова: То есть она всю жизнь рисовала… Антон Липовский: Она блестящие результаты показывала в художке, но затем поступила на какую-то техническую специальность. Анастасия Семенова: Дефектолог она. Антон Липовский: А, дефектолог. И телезрительница сокрушается: «Ну как же? Она уже на третьем курсе. Куда она?» А давайте, может быть, мы сейчас вот таких людей сможем замотивировать, что, может быть, и третий курс – это не показатель? Ольга Холмогорова: Конечно. Антон, дело в том, что… Вот я могу поддержать телезрительницу, потому что у меня как у педагога, у искусствоведа много случаев, когда я вижу, что ребенок абсолютно талантлив, вот я завидую его способности ощущать форму, но он становится историком или экономистом. И однажды моя ученица произнесла такую замечательную фразу: «Ольга Владимировна, я так это люблю! Я хочу, чтобы это осталось любовью, чтобы мне никто не говорил, как это надо делать». Я хочу подтвердить, поддержать телезрительницу вот этими словами Насти. Дело в том, что, во-первых, это всегда будет с вашей внучкой. И совершенно неважно, сделает ли она это предметом заработка или не сделает, но это в любом случае будет очень мощным фактором самопроявления. И вот тут, вы знаете, я хочу сказать об очень важной функции искусства вообще – это пространство свободы. «Я на работе, по своей основной деятельности, если я стоматолог или, не знаю, еще кто-то, я обязан соответствовать нормам, правилам. Да, я не могу лечить зубы так, как я хочу. А вот творчество – это моя территория». И это очень важно, чтобы человек имел эту свою территорию и право там себя реализовывать. Поэтому и для внучки телезрительницы, и для всех тех, кто занимается этим непрофессионально, это очень важный фактор – самопроявление. И, конечно, его надо дать почувствовать. Потому что есть совершенно противоположные примеры, когда приводят детей, у него прекрасная линия, он прекрасно видит свет, но он говорит: «Я ничего не могу, – он уже зажат. – Я не умею. Я не буду, потому что я никогда так не смогу». Анастасия Семенова: А из-за чего это происходит, Ольга Владимировна? Прошу прощения, что вас перебиваю. Ведь таких детей много. Ведь кто оканчивает художественную школу… Ольга Холмогорова: Очень много. Анастасия Семенова: «Пойдем в музей?» – «Нет, только не в музей!» Ольга Холмогорова: Настя, а можно я сразу отвечу? Анастасия Семенова: Конечно. Ольга Холмогорова: Я не защищу музеи, но скажу, почему это происходит. Анастасия Семенова: Давайте. Ольга Холмогорова: Я понимаю, что я так ультимативно даю какие-то советы. Ну, просто очень много детей проходят, действительно, через собственную практику. Что такое музей? Музей – это пассивность. Вот привели ребенка или даже взрослого – и вам постоянно вливают, как это гениально, как это шедеврально и как это важно. Вот это пассивное слушание про искусство – это как раз то, что отбивает к нему как бы дорогу навсегда, потому что ребенок не способен ни к чему пассивному. В школе он слушает, да, он воспринимает, он должен выдавать кем-то заданный объем. А искусство – это я. И когда опять в музей меня приводят и начинают рассказывать, что он тогда-то родился, то-то окончил, такой гениальный, – я засыпаю, я падаю. Кроме того, вы знаете, попробуйте час-полтора постоять в довольно душном помещении у картины. Тут взрослый человек, хорошо выспавшийся, уже начинает зевать… Антон Липовский: Это правда. Ольга Холмогорова: А бедный малыш, который сидит, или не малыш, подросток особенно, который лежит на руках, потому что он постоянно отягощен вот этой пассивной информацией. Поэтому очень важно, чтобы и в музее, и вообще в любом вхождении в искусство ты чувствовал себя участником. Каким образом? Системой вопросов, системой включения. Не воспринимать, почему это гениально, а задать вопрос: «А как ты? А ты видишь этот желтый? А почему он так странно и неправильно здесь положил эту линию или эту клетку?» И тогда он начинает вдруг активизироваться. Зритель может быть активен. Это что касается музея и вообще вот этого пассивного восприятия. Поэтому и все, например, наши работы строятся на постоянной активизации ребенка и подростка. Он имеет право на суждение. Кроме того, искусство – это очень субъективно. Антону нравится одно – Дали, Насте нравится Репин, а мне нравится вообще Леонардо да Винчи. Кто из нас прав? Анастасия Семенова: Никто. Ольга Холмогорова: Никто. Антон Липовский: Да никто не прав, конечно. Ольга Холмогорова: Конечно. Это как любовь, у каждого субъективный выбор. Поэтому когда приходит к малышу зажатость или вообще к ребенку? Когда ему говорят, как надо. Вот сейчас вы показывали картину Дали и ее копию. Прекрасно! Копирование – это со времен создания Первой академии в XVI веке в Риме. Копирование – это верный путь, это навык руки, но он не единственный. Он не единственный, да? Когда малыш рисует… Смотрите, вот портрет семьи. Малыш шести лет рисует вот такую маму, вот такого папу. Что задают ему сразу зрители? Он говорит: «А что, у тебя папа такого небольшого роста?» Анастасия Семенова: Просто папы мало в жизни. Ольга Холмогорова: Нет, просто мамы у него больше в жизни, понимаете? Анастасия Семенова: Да. Ольга Холмогорова: Следующая ошибка – можно сказать: «Ну посмотри, ведь папа выше. Давай сделаем его похожим». И вот тут начинается система ограничений: «Мне надо соответствовать правилам». А пока ты профессионально не выбрал этот путь, тебе не нужно соответствовать правилам. Ты можешь делать так, как ты хочешь. Вот одна из девушек, у которой брали интервью в городе, сказала: «А я не учусь, я талантливая». И это очень хорошая позиция. Она, конечно, воспринимается немножко так задиристо, но она очень хорошая. И вторая девушка сказала: «Я вижу свой образ». Вот это самое важное. Ведь когда первобытный человек… Смотрите, если мы задумаемся, как появилось творчество, искусство? Вот первобытный человек, как мы объясняем своим ученикам, когда уже сумел добыть еду, изобрел огонь, одел на себя шкуру, немножко успокоился, что он сделал? Он стал процарапывать изображение себя на стене пещеры, на глине пальцем. Понимаете? И вот это – творчество. Он стал выражать себя отдельно от себя, в форме. Вот форма творчества – это очень важная штука. У нас есть слух, у нас есть зрение, у нас есть рука. И вот они вместе соединяются. Анастасия Семенова: И получается вот это прекрасное. Антон Липовский: Получается прекрасное, да. Ольга Владимировна, с вами можно сговорить бесконечно… Анастасия Семенова: С вами можно говорить вечно. Спасибо вам огромное! Антон Липовский: Да. Но, к сожалению, время закончилось. Ольга Владимировна Холмогорова с нами была на связи, искусствовед, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, руководитель детской студии «Академия», автор книг и методик преподавания истории искусства детям и молодежи. Анастасия Семенова: И покажем фотографии. Спасибо вам огромное! «Я так рисовала с детками». И вот смотрите, какая фотография. Ведь тоже такой новый поиск. Антон Липовский: Во всем видеть прекрасное, абсолютно во всем: формы, цвета, какие-то фигуры. Анастасия Семенова: Деревья необычные. Спасибо большое. Антон Липовский: Вдохновляйтесь! А дальше у нас большой выпуск утренних новостей. Анастасия Семенова: До завтра!