Ольга Холмогорова: Не может быть никаких сомнений о значении и важности для любого человека изобразительного искусства и навыка рисования
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/olga-holmogorova-ne-mozhet-byt-nikakih-somneniy-o-znachenii-i-vazhnosti-dlya-lyubogo-cheloveka-izobrazitelnogo-iskusstva-i-navyka-risovaniya-73862.html Анна Белоглазкина: Как же на нас влияет изобразительное искусство, чуть точнее, более экспертно нам расскажет Ольга Владимировна Холмогорова, искусствовед, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Здравствуйте.
Ольга Холмогорова: Доброе утро.
Антон Липовский: Здравствуйте.
Ольга Холмогорова: Очень рада, да, выступить вновь экспертом в таком оживленном разговоре.
Антон Липовский: Мы вас тоже поздравляем с праздником!
Ольга Холмогорова: Спасибо, спасибо большое!
Вы знаете, мне кажется, тут даже не может быть никаких сомнений о значении и важности изобразительного искусства для любого человека и навыков рисования независимо от его одаренности и каких-то природных способностей.
Вот давайте начнем с того, что почти во все времена рисование было обязательной частью образовательного процесса: учили рисовать дворянских детей, набросочек в каком-то альбоме или дневнике был естественным делом. Давайте вспомним еще глубже – первобытный человек, как только немножечко смог себя обустроить в этой жизни, тут же взял уголь, глину и стал отражать себя на своде пещеры.
С чем это было связано? Мне кажется, мы немножечко недооцениваем сегодня в потоке занятости и нас, и детей необходимость действительно выражения себя в визуальной форме. Дело в том, что это важнейший способ общения с визуальным богатством мира и умение его к себе адаптировать, потому что под тем натиском ритмов ускоряющихся, невероятного испытания компьютером, которое проходит наш глаз и сознание, мы уже не видим мир в богатстве его визуальных форм. Стало быть, мы упускаем общение с ним.
Вот почему та цепочка, которая сейчас возникла у вас на экране, что умение рисовать – это и структурность мышления, и математические способности, и умение себя организовать, это, несомненно, все присутствует, и тут еще список может быть продолжен. Потому что вы начинаете видеть формы и вы учитесь с ними себя сопоставлять, их адаптировать к себе.
Ведь сейчас надо понять, что наше восприятие невероятно травмировано очень многими факторами. И первая травма и самая важная, конечно, она возникает, как бы мы ни ограждали своих детей, прежде всего в жизни нашего ребенка, – это компьютер. Потому что компьютер – это постоянная травма для естества восприятия. Мы не видим естественный свет, источник света идет к нам в глаз, мы видим мельтешащую, бесконечно сменяющуюся картинку. И таким образом, главный инструмент взаимодействия с богатством форм визуального мира сегодня у нас находится в невероятно таком травмированном, суженном состоянии.
Когда мы даем себе или ребенку задачку отразить мир видимых форм, а это самая первейшая задача любого рисунка (потом мы можем переходить уже к абстракциям, да, к собственным фантазиям символизма, но сначала – отразить мир), мы побуждаем его видеть, мы как бы возвращаем его к естеству. Глаз – это задачка для мышления, для мозга сразу, и поэтому, естественно, мозг начинает активизироваться, у нас расширяется аппарат нашего восприятия мира и, соответственно, утверждения себя в нем, видение себя в нем.
Поэтому, на мой взгляд, занятия изобразительным искусством... И вот почему оно абсолютно обязательно на всех этапах жизни, вот почему у нас арт-терапия процветает, нарастает и получает все больший спрос в самых разных сферах. И это не только касается, конечно же, детей. И при этом не нужно постоянно ждать отдачи, у меня будет путь в этом или не будет, – это просто на сегодняшний момент твое взаимоотношение вот с этим визуальным богатством мира.
Анна Белоглазкина: Ольга Владимировна, т. е. я понимаю (простите, пожалуйста), поэтому важно как раз и видеть искусство, т. е. посещать музеи...
Антон Липовский: В том числе.
Анна Белоглазкина: ...смотреть на работы классиков, скажем так, живописи?
Ольга Холмогорова: Вы знаете, обязательно. И мы опять же можем сказать, что тут даже не нуждается публика в нашем совете, потому что поток на выставки не иссякает, будь то классика или актуальное искусство. Почему? Потому что, общаясь с произведениями искусства, тем более уже отобранным, прошедшим отбор времени, мы получаем какую-то очень рафинированную и правильную схему взаимодействия с этими формами.
Кроме того, смотрите, мы приходим на выставку, если говорить проще, и у нас возникает пауза, пауза вот в этом безумном потоке хаотичном жизни, информации, визуальной картинки, который у нас сейчас постоянно, будь то телефон в руке, который и есть вот этот самый страшный искуситель... Мы получаем паузу, наш глаз получает задачку, у нас восстанавливается естественное восприятие картинки мира, пусть на этот небольшой...
Анна Белоглазкина: То есть в любом случае вот в этом нашем современном быстром мире искусство очень важно.
Спасибо большое! Ольга Владимировна Холмогорова, искусствовед, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, была с нами на связи. Спасибо вам большое!
Ольга Холмогорова: Не может быть никаких сомнений о значении и важности для любого человека изобразительного искусства и навыка рисования