Мария Карпова: Мы начинали сегодня с того, что Минпросвещения России прорабатывает возвращение уроков труда в школы. Также в Госдуму внесен законопроект об обязательном трудовом воспитании. Соавтор инициативы, председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, с нами на связи. Ольга Михайловна, здравствуйте. Ольга Казакова: Здравствуйте. Мария Карпова: Ольга Михайловна, давайте сразу разберемся с формулировками. Если до этого в законодательстве была довольно такая жесткая формулировка, что «привлекать школьников к труду запрещено без согласия родителей», вы предлагаете прописать в законе «привлекать к труду разрешается с согласия совершеннолетних обучающихся или с согласия родителей». Получается, что все дело было в одном слове только? Ольга Казакова: Вы знаете, Мария, вы прочитали сейчас версию, которая у нас была еще с самого начала, до того, как мы несколько раз прорабатывали эту текстовку, т. е. смотрели, каким образом сделать эту форму более мягкой, более реализуемой. И сейчас у нас такой нет как раз формулировки, о которой вы сказали. Сейчас мы сделали таким образом: мы вернули в понятийный аппарат, там, где мы пишем о том, что же такое воспитание ребенка... У нас одним из пунктов там было только воспитание уважения к труду другого человека, такая, знаете, пассивная позиция, т. е. смотрю на человека труда и уважаю его. Сейчас мы говорим о том, что воспитание – это все-таки процесс формирования у обучающихся трудолюбия и ответственного отношения к труду и к его результатам. То есть то, что Петр рассказывал, посмотрите, как он рассказывал о том, как ребенок относится к результатам своего труда: когда он сам что-то мастерит, он совершенно точно будет уважать и свой труд, результат труда, и результат труда другого человека. И если говорить о той формулировке, о которой вы говорили, в части «запрещается привлекать»... Вы знаете, я вообще исхожу из того, что мы, конечно, должны все нормативно-правовые акты, которые касаются детей, формулировать таким языком, чтобы там не было таких вещей, как «привлекать», «запрещать», т. е. должны быть более такие мягкие формулировки, которые действительно связаны с самим процессом в школе. И сегодня мы говорим о том, что у обучающихся есть обязанности, а они есть, обязанности... Ребенок когда приходит в школу, у него есть определенные обязанности. Вот сегодня мы говорим о том и вносим в закон новые такие формулировки, как участие с учетом возрастных и психологических особенностей в общественно полезном труде. То есть вот то, что вы сказали, «запрещается», «разрешается», а здесь как раз просто «участие», т. е. ученики участвуют с учетом возрастных особенностей. Первоклашки – у них свои формы, у 5-го класса – свои, у старшеклассников более уже такая работа сложная, ответственная. И ученик обязан поддерживать в образовательной организации чистоту и порядок. Мне кажется, это очень такая правильная форма, которая касается и бытовых каких-то моментов, и самообслуживания. Наши дети абсолютно точно к этому готовы, в семьях тоже есть потребность в этом, чтобы школа учила детей, чтобы процесс воспитания был непрерывным. Поэтому вот такие формы мы возвращаем в наш закон. Почему говорю «возвращаем»? Потому что, безусловно, анализируем и советское законодательство в этой части, у нас много было хорошего, что нужно взять и чем нужно пользоваться, то, что уже наработано. И вот как раз исходя из этого мы пришли к вот таким формам, которые сейчас внесли в закон. И конечно, поддержка волонтерской деятельности учащихся, потому что сейчас очень многие старшеклассники осознанно участвуют в волонтерских организациях, в каких-то экологических акциях, благотворительных акциях. Конечно же, школа должна это поддерживать. У нас и учителя все к этому готовы. Поэтому, мне кажется, вот процесс, когда все согласны с тем, что ребенок должен научиться трудиться, и родители, и учителя, вот его нужно поддержать и законодательно. Мария Карпова: Ольга Михайловна, вот вы говорите, что много обязанностей у школьников, но согласитесь, что очень много и прав, кто-то даже скажет, что слишком много. Как это технически осуществимо, если в современной школе учитель не может даже телефон отобрать у ученика, не может, по идее, даже попросить его вытереть доску, помыть доску? Ольга Казакова: Вот как раз, Мария, спасибо вам за этот вопрос – как раз об этом мы и говорим, это и привело к тому, что нужно менять нормы. Потому что постоянно спрашивать разрешения у родителей, у ученика, хотите вы, не хотите... То есть, получается, один ученик будет участвовать в процессе, например дежурить, а кто-то скажет: «А нет, мне родители дома сказали, что вот я не для этого труда». Ну как бы это неправильно. Потому что в школе класс – это коллектив, и, конечно, в коллективе как раз очень правильно и очень четко даются, знаете, как раз такие навыки и умения, которые полезны для наших детей. Потому что, если ты сам это не прошел, ты никогда не будешь уважать результат труда другого человека, это очевидно. Наши дети, вот сейчас показывают как раз, в некоторых школах и шьют, продолжают шить, и учатся готовить, но, к сожалению... это вот урок труда показывают... это не везде. И кстати, вы обсуждаете сегодня тему еще урока труда, я слышала и вижу, что титры такие идут. Я вообще считаю, что труд должен называться «Трудом», а различные другие навыки, которые тоже сегодня формируются у ребенка в плане информационного пространства, в плане робототехники... Робототехника – это робототехника, а труд – это труд, и нужно все называть своими именами, как говорится, тогда и детям будет более понятно, чем же они занимаются. Поэтому некоторые школы сейчас используют такую форму, как классический урок труда. Глядя на бегущую строчку вашу, в большей степени, конечно, убеждаешься в том, что люди с теплотой вспоминают свои уроки труда. Даже когда что-то нам не нравилось, когда мы учились в школе, тяжело давалось, по прошествии времени чаще всего и в большей степени мы вспоминаем это с благодарностью, что все-таки в школе нас этому научили. Поэтому, мне кажется, мы должны сделать все, чтобы наши дети были крепкими, чтобы они получали вот это вот удовольствие от труда и могли понимать, что такое созидательный труд, насколько он важен не только самому человеку, но и обществу, семье, а в результате, конечно, когда человек вырастет и придет в профессию, и стране. Мария Карпова: Раз уж заговорили об уроках труда, вышивать крестиком, собирать стул, лобзиком что делают, пилят... Что делают лобзиком?.. Ладно, допустим... Это ли то, что нужно современным детям, те ли это навыки, которые пригодятся современным детям в будущем? Ольга Казакова: Что касается урока труда, то это, конечно, будет... Программу образовательную по всем предметам определяет Министерство просвещения Российской Федерации, в т. ч. как называется урок, тоже определяет Министерство просвещения Российской Федерации. И конечно же, мы говорим о том, что нужно сформировать те навыки, правильно вы абсолютно, Мария, говорите, которые нужны современному человеку. Но если кто-то утверждает, что современному человеку не нужно уметь готовить или не нужно ничего делать руками, за них все сделают роботы или какие-то другие люди, то я бы поспорила с таким утверждением. Потому что никто из нас не может знать, как сложится жизнь того или иного человека, и, конечно, нужно подкрепить его всеми умениями, знаниями, которыми может владеть человек. Наши дети невероятно талантливые сегодня, они так много умеют, знают, и если мы еще им что-то дадим такого полезного, мне кажется, что это только их укрепит, сделает их увереннее в жизни, в семье, в профессии, в трудовом коллективе. Потому что, если мы посмотрим на молодых людей, через какие проблемы жизненные они проходят? Ну вот смотрите, молодые люди создали семью и начинаются споры, кто что делает, «я это не буду», «я то не буду», «меня этому не учили», «мне сказали, что это не мое дело» – все, семья развалилась на ровном месте. А можно было найти выход из этой ситуации, все сделать мирно, если бы люди были готовы к тому, чтобы помогать друг другу, к своим обязанностям, ответственностям. Поэтому мне кажется, что это вообще очень полезно. И не просто это мне кажется – мы видим по количеству тех людей, которые выступают за то, чтобы мы все-таки укрепили вот такие трудовые навыки ребенка, и в наших соцопросах вот такая же цифра, как у вас, она подтверждает то, что это нужно делать. А если мы спросим у бабушек и дедушек... Мария Карпова: Ну да, конечно, тем более. Ольга Казакова: Они точно скажут: «Учите детей, это вообще база всей нашей жизни». Петр Кузнецов: Да, это правда. Мы за это время, Ольга Михайловна, одного дедушку только нашли, который сказал: «Ничего не пригодилось, бесполезные были уроки». Мария Карпова: Да. Может быть, он преподавателем был... Некоторые родители, скажем честно, небезосновательно переживают, что вот их бедными детьми хотят заменить технический персонал, тех же самых уборщиц, например. Что им ответить? То есть где эта грань общественно полезного труда и, скажем так, чуть ли не эксплуатации детского труда? Ольга Казакова: Это, конечно, родительские страхи, мы их понимаем. Это действительно небольшое количество родителей, которые считают, что вот, наверное, хотят заменить технических работников. Но, конечно, это не так. Я хочу родителям сказать, что те действия, ту работу, которую выполняют специальные люди, которые занимаются уборкой помещений, т. е. технические наши служащие, ну конечно, никто не будет детей заставлять это делать. Во-первых, знаете... Можно вообще ничего не делать, а взрослые все за детей сделают, ну согласитесь, и в столовой легче самим убрать посуду, тогда ничего не разобьется, не разольется, все будет быстрее и т. д. То есть взрослым в принципе легче это сделать самим. Но мы ведь понимаем, что мы делаем не как легче, а как нужно для ребенка, потому что это все воспитательный процесс. Нам и дома иногда легче сделать самим, помыть обувь, собрать игрушки, а мы привлекаем к этому своих детей, мы говорим: «Сынок (дочка), ты должен это сделать», – понимая, что это на пользу нашему ребенку. Поэтому то же самое в школе. Родители, пожалуйста, не переживайте, что ваши дети будут выполнять ту работу, которую выполняют те служащие, которые есть в школе. Дети действительно должны участвовать в тех простых функциях, навыках, которые нас окружают в жизни. Ребенок точно сам должен поднять бумажку, а лучше всего ее не бросать. А вот когда он ее несколько раз поднимет, если он сам ее бросил, он точно в следующий раз найдет урну, дойдет до нее и не будет мусорить в школе, на своем рабочем месте, не будет рисовать на парте, а если будет рисовать, то сам это все будет стирать, и т. д. Поэтому все страхи родителей мы понимаем, но еще раз хотим успокоить: никаких в этом плане рисков нет, я вас уверяю. Мария Карпова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Спасибо за это выступление, Ольга Михайловна. Ольга Казакова, председатель Комитета Госдумы по просвещению и соавтор инициативы.