Антон Липовский: Ольга Лукинова с нами на связи, эксперт по цифровому этикету, автор книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете». Анастасия Семенова: Это не был вопрос, это так называется книга. Антон Липовский: Это название книги, в котором уже, собственно, все и отображено. Ольга, здравствуйте. Вопросов у нас к вам немало накопилось. Скажите, а как не бесить друг друга в интернете? Потому что для меня это тоже актуально. Ольга Лукинова: Мне кажется, зрители сейчас дали нам прекрасные советы на самом деле, которые показывают настоящий срез, что на самом деле бесит людей в интернете. И мне кажется, что очень раздражает несколько вещей. Во-первых, когда тратят наше время, то есть когда сыплются в чат бесконечные сообщения, или когда приходят какие-то открытки, которые не содержат полезной информации, или когда нас спрашивают о чем-то, что не имеет отношения к этому чату – вот это очень раздражает. Поэтому мне кажется, что мы можем для себя принять правило, что в общий чат, в котором находится очень много людей, мы не пишем информацию, которая может тратить попусту чужое время. Еще очень раздражает нарушение личных границ. Например, если вдруг кто-то пишет посреди ночи по рабочему вопросу – это раздражает. И соответственно, мы тоже можем принимать за правило, что мы стараемся не писать посреди ночи, не нарушать личных границ. Могут раздражать безграмотность и ошибки, про которые мы сейчас с вами говорили. Все это очень объяснимо. Антон Липовский: Смотрите, сообщение из Уфы, если можно, прочитаю. Светлана: «Меня, наоборот, дочка в чате поправляет. Она у меня отличница, а я всегда тороплюсь». Скажите, а когда вообще уместно поправлять человека? Анастасия Семенова: И уместно ли? Антон Липовский: Да, и уместно ли? В каких ситуациях? Ольга Лукинова: Мне кажется, что уместно в том случае, если у вас есть некоторая воспитательная функция по отношению к этому человеку. Например, вы педагог, и ваши ученики пишут вам с ошибкой. Вот здесь, я думаю, уместно. Или, например, вы родитель, и ваш ребенок пишет с ошибкой, я думаю, что можно сделать ему какое-то аккуратное замечание. Вот в таких случаях уместно. В других случаях, мне кажется, что это действительно будет не очень вежливо. И помните, еще цитата из Чехова, что культурный человек – не тот, который не пролил соус на скатерть, а тот, кто сделал вид, что этого не заметил. При этом мне кажется, что есть ситуации, когда действительно стоит исправить. Ну, например, человек упорно пишет неправильно ваше имя. Вы Марина, а он пишет «Мария». Вот тут, конечно, нужно поправить человека. В других случаях, если вы его понимаете, то в общем-то вы сами можете тихонечко сделать выводы, которые вы хотите сделать про этого человека, и поправлять вовсе не обязательно. Антон Липовский: Особенно хороший вы пример привели, особенно если вы переписываетесь с сотрудниками паспортного стола, это очень важно. Анастасия Семенова: Из Пермского края прекрасное сообщение: «Читать чужие ошибки интересно и весело. Это индивидуальность. Но можно и поправить». Вот видите, как пишет нам… Антон Липовский: Какая яркая индивидуальность. Когда написано «хочецо» – с «о» на конце и через «ц», очень здорово. Скажите, а вот как избавиться от того, чтобы… Вот, например, общедомовой чат, я сам был свидетелем не раз того, что начинаются какие-то перепалки, выяснение отношений. Как это на нас влияет? Что показывают исследования? Как может быть можно таким третьим человеком к мировому порядку призвать всех? Ольга Лукинова: Ну вы знаете, как показывает опыт, единственный способ прийти к мировому порядку – это как раз призвать третьего человека. Ощущение, что большие чаты не способны нормально функционировать, если там нет двух вещей. Первое – это общегрупповые правила, и второе – это модератор, который будет следить за тем, чтобы правила исполнялись. Одна вещь без другой не работает. Либо у модератора не будет тогда инструментов, которыми он будет управлять, либо эти правила не будут соблюдаться, потому что просто никто не будет следить за порядком. Поэтому мне кажется, что очень важно, как только создается чат, сразу назначается один модератор, или два, или три, в зависимости от размера чата, у которых есть функция такой, извините, бабы яги, которые будут делать всем замечания, которые будут поправлять, которые будут призывать к порядку. И тут же создаются правила, с которыми должны быть согласны все участники. Анастасия Семенова: Хорошо, но вот такой к вам вопрос, Ольга, а почему вот в принципе так много ошибок? Это скорость нашей жизни в большом городе? Мы не замечаем, что мы пишем, лишь бы ответить? Почему мы?.. Ну то есть наш мозг как-то это делает на автомате? Ну все пишут, что если человек грамотный, то он и не будет совершать эти ошибки. Но они же тоже бывают. Или невнимательность и спешка? Ольга Лукинова: Я думаю, несколько причин. Во-первых, не все в школе были отличниками, так уж, положа руку на сердце надо признаться. Во-вторых, действительно мы часто очень торопимся. И когда мы торопимся, то появляются ошибки, и авто-замена что-то нам подсказывает, подбрасывает, это тоже имеет свое значение. В-третьих, мне кажется, что, к сожалению, многие недооценивают значимость тех сообщений, которые они отправляют. Они думают, ну я сбросил что-то в чат, что уж, там разберутся, что я буду время на это тратить. А на самом деле, когда мы кидаем такое сообщение, то мы можем показать неуважение, пренебрежительное отношение, ощущение, что нам было все равно. И все наши ошибки они потом так или иначе влияют на нашу репутацию, потому что даже если люди не сделают замечание, они все равно сделают какие-то выводы про нас, про нашу компетентность, про наш профессионализм. Антон Липовский: Да, хорошо. И еще, как лучше все-таки обращаться к человеку, и как отвечать вот именно согласно цифровому этикету, уместно ли? Потому что что-то иногда человека спрашивают, по делу или может быть просто о состоянии. Он пишет «ок», «норм». Ну вот, мне кажется, это же неуважительно. Ольга Лукинова: Знаете, в цифровом этикете есть очень важный принцип симметрии. Он говорит о том, что усилия участников коммуникации должны быть примерно симметричны и равнозначны. То есть если я к вам со всей душой и спрашиваю: «Антон, расскажите, пожалуйста, что там, как у вас прошло собрание? Что нового?». Вы пишете: «Норм». Ну, наверное, это будет не очень приятно. Если я спросила: «Че, как дела?». То ваше «нормально» будет вполне уместно. Анастасия Семенова: Нет, «нормально» будет неуместным, будет уместным только «норм». Нормально – это уже очень широкое слово, большое получается. Антон Липовский: Да, хорошо. Ольга, спасибо вам огромное. С нами на связи была Ольга Лукинова, эксперт по цифровому этикету, автор книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете». Анастасия Семенова: Ольга, спасибо большое. Антон Липовский: Ольга, спасибо за блестящее интервью. Анастасия Семенова: Москва: «Ошибки нужно исправлять, чтобы развивалась реакцию на правильность и исправление». Но интересно – ошибки свои или чужие? Уточните. Ну давайте подведем итоги быстро SMS-опроса. Спрашивали вас: «В чате позволительно писать неграмотно?». «Да» ответили 19%, «нет» – 81. Ты представляешь? Антон Липовский: Ничего себе. Анастасия Семенова: А вначале-то было все наоборот. Антон Липовский: Как все перевернулось-то. Анастасия Семенова: Вот не зря мы подняли эту тему. Антон Липовский: И как мне нравится, что мы подняли тему открыто. Даже эксперт в конце это сказал: не шлите, пожалуйста, просто так открытки и конечно же голосовые сообщения. Если вас попросили о чем-то рассказать, расскажите, но никогда в рабочий общий чат не скидывайте голосовое сообщение. Для многих это просто неудобно. Мы вернемся в начале следующего часа.