Мария Карпова: Ольга Симонова с нами на связи, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии Высшей школы экономики. Ольга, здравствуйте. Ольга Симонова: Здравствуйте. Мария Карпова: Ольга, мы, конечно, зашли на эту тему с того, что как раз молодежь принято ругать. Но вообще, если честно, если серьезно, есть ощущение, что мы стали лучше ее понимать, лучше понимать молодежь. Или мы просто стали более снисходительно к ним относиться? Просто есть ощущение, что все-таки старшее поколение и молодые начали находить общий язык. Ольга Симонова: Я думаю, это ощущение, это хорошее ощущение. Но на самом деле, действительно, подросли поколения, которые очень сильно отличаются, скажем, от тех людей, которые знали, например, Советский Союз. На самом деле, мне кажется, старшее поколение пытается учиться, но это трудно принять, потому что у них уже совершенно другие ценности, они, скажем так... Если в тему сегодняшнего эфира, то ругать их бесполезно, мне кажется, по моим наблюдениям, потому что они по-другому относятся к себе. Это просто не действует на них. Вы можете их заругать, поставить в угол, символически выражаясь, но это не возымеет на них действия. С ними действительно нужно разговаривать. Мария Карпова: Вы сказали, что очень большое отличие, большая пропасть между старшим поколением и молодым. Не кроется ли этот конфликт в том, что, извините, сами социологи дают какие-то четкие определения каждому поколению? Например, те же названия каждому следующему поколению, бумеры, зумеры, что еще существует... Антон Липовский: Миллениалы... Мария Карпова: Зачем вообще это нужно? Ольга Симонова: На самом деле исследование поколений – одна из самых сложнейших тем. Эти все названия используются просто для того, чтобы хотя бы как-то их обозначить, разделить... Антон Липовский: Различать, да. Ольга Симонова: ...по дате рождения и как бы выделить какие-то события, которые происходили во время взросления этого поколения. Это делается в основном для такой вот ориентации. Но на самом деле такого абсолютного согласия между социологами, как выделять эти поколения, нет. Главное, что сейчас молодежь действительно подросла такая, что они имеют в своем, так сказать, арсенале достижительные ценности, и при этом еще они очень чувствительны к таким новым плюралистическим ценностям, толерантности, многообразия. Они чувствительны к экологической повестке дня. То есть такие вот моменты. Когда начинают, скажем так, ругать молодежь, мне все время хочется сказать: ну мы же хотели, вот старшее поколение, хотели их вырастить такими благополучными и т. д. Поэтому, мне кажется, если кто ругает, то, в общем, ругает сам себя, потому что мы хотели для них благополучия, и, наверное, что-то нам в этом смысле удалось сделать. Антон Липовский: Ольга, а можно я задам вопрос? Он просто меня давно волнует. Мы говорим про излишнюю «заматериализованность» молодежи, и очень часто я в последнее время слышу об их неактивности, какой-то инертности, пассивности. Как вы к такой точке зрения относитесь? Потому что это не самое редкое мнение. Ольга Симонова: На самом деле, если верить опросам и исследованиям современным, то как раз у современной молодежи наблюдаются т. н. постматериалистические ценности, когда им на самом деле деньги и все это нужно для того, чтобы самореализовываться, т. е. если они и нужны, то для самореализации. Антон Липовский: Так. Ольга Симонова: Поэтому вот эти страхи об излишней материалистичности молодежи, мне кажется, не совсем точные и не соответствуют результатам исследований. А если говорить о пассивности молодежи, то тоже в этом не уверена. Понимаете, новые поколения настолько заняты учебой, вот этими новыми технологиями и т. д., что им просто... Понимаете, вот что понимать еще под активностью. Это выходить на улицы, что ли, и чистить двор? Конечно, это не очень для них подходит. Но, мне кажется, они столько учатся, что создается такое впечатление, что вроде как они пассивны, а они на самом деле очень сильно погружены в этот мир, но только посредством этих современных технологий, гаджетов, компьютеров. Они активные участники цифровых сообществ, поэтому отчасти создается такое впечатление. Мария Карпова: Да. Просто мне еще кажется, что они просто знают, куда эту энергию правильно вкладывать, как ее правильно тратить, не распыляться по каким-то... А со стороны кажется, что они инфантильны. Антон Липовский: Да, для многих создается такое впечатление, что они вместо того, чтобы поиграть во дворе в футбол, например, они сидят и играют друг с другом онлайн в игры. То есть получается, что для взрослых это такая вот инертность та самая и незаинтересованность в реальной жизни. Ольга Симонова: Да. Но, вы знаете, среди как раз именно тех, кто родились уже в новом веке, среди них очень много людей, которые вот как раз приветствуют спорт, здоровый образ жизни, и это тоже важно, они тоже стараются на самом деле. Конечно, не все. И действительно, социологи очень много пишут вот об этих опасениях, что произойдет с людьми, которые погружены в этот цифровой мир. Ну а как им быть не погруженными, если все делается действительно там? Потому что именно молодежь – это та сила, которая впитывает в себя все новое, и вот это ее, собственно говоря, самая главная функция в обществе. То есть это такая сила, которая движет общество вперед, на них все будет потом держаться. Поэтому, мне кажется, надо не то что хвалить – надо беречь, и мы понимаем, что неизвестно еще, что им предстоит, а на их плечи возлагается вот это вот неопределенное будущее. Мария Карпова: Да. И последнее хочу спросить про проблемы. Чем отличались проблемы более старшего поколения и молодых людей сейчас? Вообще, скажем так, кому жилось и живется сложнее? Антон Липовский: «Кому на Руси...», да? Ольга Симонова: Вопрос, который так вот быстро не ответишь. Потому что, во-первых, смотря кто, из какой классовой прослойки, из какой группы, из какой семьи... Тут очень много факторов надо, скажем так, привлечь и проанализировать. Но, конечно, молодые поколения, как мне представляется, особенно, скажем так, образованная часть, они более благополучны, поэтому, наверное, у проблемы у них несколько другие. Хотя кто знает, вот эти вызовы современности какие еще им подкинут проблемы... Поэтому... Скажем так, я бы сохраняла это благополучие молодежи как можно дольше, потому что на этой почве произрастают многие полезные моральные вещи. Мария Карпова: Обманула, это был не последний мой вопрос... Антон Липовский: Коварная молодежь. Мария Карпова: Еще, мне кажется, важная тема. Судя по опросу, чуть ли не на первом месте у молодежи... Антон Липовский: ...здоровье. Мария Карпова: ...здоровье, да. Получается, что политика популяризации ЗОЖ работает, или уже есть какие-то другие причины? Ольга Симонова: Когда мы говорим о таких ценностях, представлениях, конечно, не только политика, но и какие-то другие есть ресурсы, которые молодежи интересны, приятны. Я думаю, что это глобальная повестка, все-таки это, скажем так, вот такие вот идеалы, которые проявляются, значит, вот в этом здоровом, счастливом таком представлении о собственной жизни. Поэтому я думаю, что это... Тут много можно рассуждать об этом. Но, мне кажется, еще тут элементы такие, вот возрождается мода на красивые тела, сохранение молодости как можно дольше. Ведь мы понимаем, что сейчас молодым человек практически может быть, в общем-то, и в 40 лет, и по классификации Всемирной организации здравоохранения молодым человек может считаться до 44 аж лет. Это означает, что продолжительность жизни возросла и т. д. Поэтому, конечно, вот этот культ молодости, здоровья, он очень важен. Мария Карпова: Общемировой, да, такой тренд, я бы даже сказала. Я думаю, что не только среди молодежи. Ольга Симонова: Да, я в этом уверена, что это глобальная такая повестка. Мария Карпова: Ольга, спасибо большое! Антон Липовский: Спасибо! Мария Карпова: Ольга Симонова была с нами на связи, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии Высшей школы экономики.