Олимпиадные баллы
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/olimpiadnye-bally-86469.html
Вера Круглова: Итак, в 2025 году школьники, ставшие призерами олимпиад из перечня Минобрнауки, получают значительные льготы, в принципе как и прежде. Но теперь, я так понимаю, олимпиад стало чуть больше, 87 этих олимпиад, они проходят по всей стране, и эти ребята смогут зачисляться в вузы без экзаменов или получить 100 баллов за профильный предмет.
Бонусы зависят от конкретного конкурса, ну и кроме того, правила приема олимпиадников различаются в зависимости от университета, и даже на разных программах обучения внутри одного вуза они могут отличаться.
Однако в последнее время в Сети стали появляться сообщения, что некие фирмы активно торгуют призовыми местами. Цены варьируются от 250 до 300 тысяч рублей, т. е. якобы после покупки достаточно сдать один профильный ЕГЭ на 75 баллов.
И к нам присоединяется Алексей Федоров, доктор филологических наук, учитель литературы школы № 1516 города Москвы. Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Алексей Владимирович, доброе утро.
Алексей Федоров: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Добро пожаловать.
Вера Круглова: Ну что, собственно, тема такая животрепещущая и, наверное, не сегодня возникла с олимпиадами. Честно говоря, я уже какое-то время назад тоже немножко в нее погрузилась, действительно, есть такие пробелы, которыми пользуются, скажем так, злоумышленники, и действительно дискредитируют себя олимпиады. Расскажите нам, пожалуйста, вообще сегодня какие преференции победителям дает победа именно в таких конкурсах.
Алексей Федоров: Прежде всего нужно понимать, о каких олимпиадах мы говорим.
Есть главная олимпиада, Всероссийская олимпиада школьников, там победитель и призер заключительного этапа получает право поступления без вступительных испытаний, т. е. без сдачи ЕГЭ по профильному предмету, в любой российский вуз по выбранному направлению. То есть предмет, по которому он получил призовое место или место победителя во Всероссийской олимпиаде, должен соответствовать тому направлению, факультету вуза, которое он выбрал, все.
Вера Круглова: То есть любой вуз не имеет права ему отказать?
Алексей Федоров: Да. Кроме диплома он должен аттестат предоставить, но для получения аттестата нужно сдать не на двойку обязательные ЕГЭ по базовой математике и по русскому языку.
Петр Кузнецов: Просто не на двойку.
Алексей Федоров: Да, т. е. аттестата будет достаточно.
И есть т. н. перечневые олимпиады, вот которых очень много, о которых вы сказали в начале, и там все очень индивидуально. Они, во-первых, делятся на некие уровни по сложности, по престижности, и нужно смотреть действительно, каждый вуз устанавливает для каких олимпиад, там есть у МГУ свои, «Воробьевы горы», имени Ломоносова и т. д., Высшая школа экономики устанавливает «Высшая проба». Нужно смотреть, какие условия в каждом вузе, задавать вопросы в приемную комиссию и т. д.
Что касается вот этих случаев, вы знаете, везде, где есть некие преференции, возникает желание на этом заработать. Это было всегда, просто сейчас меняется форма, поскольку все, к счастью или к сожалению, уходит в электронный формат, используется электронная почта для рассылки заданий по защищенному протоколу и т. д. Ну вот если, скажем так, есть возможность поступить без экзаменов в престижный вуз на бюджетное место, то, соответственно, возникает желание упростить себе это поступление через вот...
Вера Круглова: Понятно, что желание возникает у тех, кто поступает, оно совершенно объяснимо. А почему у нас никаким образом не ведется работа по предупреждению вот этих вот ситуаций? Насколько я поняла, во время проведения олимпиад там не очень строгие, собственно, правила, когда даже можно с собой пронести телефон, т. е. никто за этим не следит, ребята спокойно пользуются этим.
Алексей Федоров: Вы знаете, это нонсенс. Насколько я знаю, в Министерстве просвещения отреагировали официально на сайте на вот эту ситуацию, дали поручение проверить все записи видеонаблюдения, потому что все сейчас происходит под камеру... Никаких технических средств в аудитории, где выполняются задания олимпиады, ребята проносить не могут. Если их за этим застигли занятием, то они изгоняются из аудитории и больше не допускаются для, соответственно, выполнения заданий.
Здесь, понимаете, какой момент может быть? Все-таки речь, насколько я понимаю, шла о региональном этапе.
Вера Круглова: Там разные совершенно олимпиады и разные этапы.
Алексей Федоров: Вот то, что было в телеграм-канале Алексея Савватеева, там речь шла о региональном этапе, поскольку задания для регионального этапа Всероссийской олимпиады одинаковы для всех регионов, это принцип.
Но в одном регионе, вот мы сейчас уже столкнулись с тем, что в Сибири сейчас плюс 5 [часов], например, по сравнению с Москвой, во Владивостоке плюс 8 [часов], если я ничего не путаю... И соответственно, ребята, которые выполнили, они не имеют права ничего ни фотографировать, ни... Просто у них не должно быть таких возможностей.
Вера Круглова: Ну, не должно быть – это не значит, что их нет, этих возможностей по факту, получается... Потому что сами ребята рассказывают о том, что они видят, как участники олимпиад, которые сидят с ними рядом, вместе пишут эти олимпиады, они фотографируют, они там отсылают кому-то эти вопросы...
Алексей Федоров: Значит, это вопрос к конкретным организаторам в конкретных аудиториях, и я думаю, что этот вопрос при желании может быть очень легко решен. Еще раз подчеркиваю, все идет под запись, все эти записи можно поднять и сделать вывод.
Петр Кузнецов: Вот даже на этом примере мы так или иначе все равно идем к сравнению ЕГЭ и олимпиады. Вот есть такой довод, он довольно-таки спорный, мы сейчас с вами рассмотрим: ЕГЭ так или иначе объективнее олимпиад. Вы согласны с этим?
Алексей Федоров: Вы знаете, мне сложно сделать выбор в смысле объективности, потому что у них немножко как будто даже разные задачи.
Петр Кузнецов: Разные цели.
Алексей Федоров: Хотя результаты у них связаны с поступлением в вуз и там, и там, тем не менее олимпиады нужны для того, чтобы выявить действительно будущих звездочек, таланты. Всероссийская олимпиада прежде всего направлена именно на это. ЕГЭ же, скажем так, говорит и показывает...
Вера Круглова: Просто делает срез знаний.
Алексей Федоров: Да, некий срез знаний более-менее объективный, это здесь уже по каждому предмету есть свои особенности, где тестовая часть, где развернутые ответы, где очень многое зависит и от проверяющего эксперта тоже... То есть у них разные цели. И олимпиада в данном случае, мне кажется, является неким дополнением ЕГЭ именно потому, что ЕГЭ иногда не может выявить вот действительно творчески талантливую личность.
Петр Кузнецов: Точечное попадание.
Вот хороший пример давайте рассмотрим. Вуз ищет будущих хороших физиков-ядерщиков, ему не важно, что он не владеет пунктуацией, что-то с русским языком у него не очень, а система, например, где, предположим, нет олимпиад, она скажет: «Нет, извините, он в ваш институт не поступит, потому что пока он не сдаст русский язык на 90+, хороший физик-ядерщик у вас не окажется и не превратится в будущего ученого». И в этом я вижу некий такой парадокс и так или иначе противостояние ЕГЭ и олимпиад.
Алексей Федоров: Я бы все-таки назвал это именно дополнением, потому что ребята талантливые, ребята мотивированные...
Петр Кузнецов: Это как должно работать, как дополнение должно быть.
Алексей Федоров: ...они уже в олимпиадное движение включаются с 7–8-х классов...
Вера Круглова: И идут поступательными движениями.
Алексей Федоров: Да. И постепенно... Результат Всероссийской олимпиады действует 4 года, т. е. он может быть победителем в 9-м классе, а потом поступить.
Вера Круглова: Я читала статью о том, что был случай, не будем называть университет, когда количество олимпиадников было таким, что они все не смогли поступить на бюджетные места, поскольку на них поступили те, кто был в приоритете по льготным программам, дети участников СВО, дети-инвалиды. Вот в таком случае что делать ребятам, которые целенаправленно к этому шли и получили вот такой вот результат? Там целая была большая проблема, вот с этим связанная.
Алексей Федоров: Слушайте, ну вот я не знаю что делать, честно, действительно. Тут, наверное, вопрос все-таки неких квот, которые устанавливаются, и прежде всего Министерством просвещения, для того чтобы хоть какая-то часть условных стобалльников ЕГЭ могли претендовать на остаток мест, которые в основном занимаются льготниками в первом потоке.
Вера Круглова: Я просто думаю: наверное, ребята, которые идут участвовать в олимпиады, они все-таки, наверное, не только из-за поступления туда идут – это все-таки проверка их собственных знаний, это какой-то интерес, скорее всего.
Алексей Федоров: Конечно, спортивный интерес. То есть олимпиада же – это состязание.
Петр Кузнецов: Мы еще к вопросу такому приходим: как школа относится вообще к олимпиадам? Мне кажется, что все равно у людей в нашей стране разный доступ к олимпиадам, это все зависит от позиции школы, нужны ли им олимпиады или нет. Мне кажется, что многие школы настаивают на традиционном пути, «вот есть ЕГЭ, пожалуйста, мы тут вот этими олимпиадами заниматься не будем».
Вера Круглова: А мне кажется, наоборот, что школы сейчас очень активно продвигают.
Петр Кузнецов: Вот я и хотел выяснить.
Алексей Федоров: Вы знаете, у нас рейтинговая система школ и... Опять-таки, я не знаю, иногда это хорошо, иногда это плохо, но помимо хороших результатов ЕГЭ у выпускников учитывается в баллах рейтинга учебного заведения участие в олимпиадах и, естественно, наличие победителей и призеров как минимум на региональном и на заключительном этапах.
Петр Кузнецов: То есть школе это тоже выгодно?
Алексей Федоров: Конечно, школе это очень выгодно.
Петр Кузнецов: Но если мы говорим о какой-то помощи, школа же помогает, реальную помощь какую-то оказывает тем, кто идет дальше на олимпиады?
Алексей Федоров: Да, безусловно, конечно. И подготовка к олимпиаде – это все-таки особый, скажем так, жанр, к этой подготовке привлекают квалифицированных не только учителей, а именно вот тех, кто, скажем так, в формате олимпиады может ребят подготовить к тому или иному предмету.
Вера Круглова: Ну и ребятам самим, наверное, интересно. Давайте послушаем, кстати, опрос школьников из Сочи, Казани и Екатеринбурга о том, принимают ли они участие в олимпиадах.
ОПРОС
Петр Кузнецов: Вы знаете, Алексей Владимирович, я вот сейчас смотрел, такие разные совершенно портреты... Вот интересно, олимпиадник – это кто? Это вот такой максимально увлеченный предметом ученик или просто способный ученик, которому легко дается? В вашем представлении?
Алексей Федоров: Вы знаете, они вообще разные очень по темпераменту. Я вот во всяком случае вспоминаю, я долгое время был в составе жюри Всероссийской олимпиады школьников по литературе, это было уже больше 10 лет назад, но тем не менее. Там ребята были азартные...
Петр Кузнецов: Вот кто-то сказал: «Мне просто весело».
Вера Круглова: Да-да-да, «это мое развлечение».
Петр Кузнецов: Веселье без азарта невозможно и наоборот.
Алексей Федоров: Это очень важно, такой спортивный интерес.
Были ребята такие замкнутые, прямо вот такая вещь в себе, которых не интересует ничего, кроме выбранного предмета...
Вера Круглова: Мне кажется, это где-то по физике, что-нибудь такое.
Алексей Федоров: Может быть, хотя, вот говорю, и по литературе тоже такие книжные черви... Очень разные. Но при этом они, конечно, все увлеченные, мотивированные, заинтересованные, без этого...
Вера Круглова: А вот все ребята, которые принимают участие в олимпиаде, они туда, собственно, идут, потому что они вот такие? Или кто-то может за компанию, например, пойти?
Алексей Федоров: Нет, за компанию он далеко не уйдет... Я напоминаю, есть школьный этап, есть муниципальный...
Вера Круглова: Результаты разные будут у всех.
Алексей Федоров: Региональный – это уже серьезный уровень, победа на региональном этапе, я напомню, дает дополнительные баллы к ЕГЭ.
Вера Круглова: И сколько баллов она дает?
Алексей Федоров: Вы знаете, это у каждого вуза свое количество, причем оно определяется, мне кажется, уже с началом приемной комиссии. Вот я буквально когда к вам ехал задал вопрос, например, Томский государственный университет. Они ответили мне, что дают дополнительные баллы. Но вот сколько... От 5 до 10, 10, я так понимаю, максимум. Это кажется немного, но на самом деле...
Вера Круглова: ...это может решающим стать.
Алексей Федоров: Да, в этой гонке балльной...
Вера Круглова: А какие еще дают дополнительные баллы? В портфолио, какие-то достижения?
Алексей Федоров: Да, но опять-таки по решению вуза. Во-первых, может быть засчитано как несколько дополнительных баллов итоговое сочинение, результат, но вуз его сам проверяет, в цифровом виде туда отправляешь. ГТО, волонтерство, вот эти вот вещи...
Вера Круглова: Все активности социальные.
Алексей Федоров: Да, все активности нужно собирать, но опять-таки очень внимательно смотреть требования вступительных испытаний в конкретный вуз, который вас интересует.
Петр Кузнецов: Если мы говорим вот так, олимпиада в анамнезе, это, безусловно, показатель высоких способностей, но, наверное, не гарантия успеха в будущей профессии, правда же?
Алексей Федоров: Не гарантия, да. Как говорится, все равно расставит жизнь свои отметки, даже если вот ты здесь и сейчас отличник... Во-первых, и приоритеты жизненные у человека могут меняться с течением жизни, реальность может оказаться более жестокой, чем просто чистое увлечение какой-то наукой, там нужны какие-то прикладные и даже человеческие, психологические качества, для того чтобы, к счастью или к сожалению, достигнуть успеха. Но, как правило, олимпиадников ценят и вузы, и заинтересованные работодатели, которые работают с этими вузами...
Петр Кузнецов: Сам статус, да?
Алексей Федоров: Да. Они, что называются, звездочек пасут уже с I курса, имея их в виду в качестве своих будущих сотрудников.
Вера Круглова: Вполне оправданно, мне кажется.
Петр Кузнецов: Если говорить коротко, чего не хватает, как вам кажется, олимпиадам современным?
Вера Круглова: Да, как их можно усовершенствовать?
Петр Кузнецов: Как они должны выглядеть?
Алексей Федоров: Да сложно сказать... Мне кажется, я могу ошибаться... Мне кажется, они должны приобрести более какое-то личностно-человеческое измерение. Потому что сейчас очень многое то, что делается, оно делается при помощи электронных... Я имею в виду всю какую-то часть, которая технически-подготовительная...
Петр Кузнецов: Анкетная такая форма.
Алексей Федоров: Но я понимаю, что это довольно сложно...
Вера Круглова: Хотя, казалось бы, все это призвано упростить процесс, наверное, а по факту это обезличивает.
Алексей Федоров: Да. Где-то все-таки...
Петр Кузнецов: И опять мы к сравнению: вот ЕГЭ, где ты просто по шаблону, у тебя анкета, ты так или так, если столько баллов, и пожалуйста, не наберешь – все, до свидания. А вот творчески, да, туда уход?
Алексей Федоров: Да. И мне кажется, было бы здорово опять-таки, если это реально (мне кажется, что нереально при таких масштабах), общение непосредственное с жюри, которое сейчас существует только, по-моему, на языковых, оно бы добавило очень мощно баллы к общему представлению об участнике олимпиады.
Петр Кузнецов: Ну да, потому что правильный дополнительный вопрос способен раскрыть.
Алексей Федоров: Да, раскрыть.
Петр Кузнецов: И все, кажется, уже все понятно, и вдруг он отвечает...
Алексей Федоров: Да. В письменной форме ты этого не предусмотришь.
Петр Кузнецов: Ну, будем надеяться, да.
Спасибо большое!
Вера Круглова: Спасибо, Алексей Владимирович!
Александр Федоров, доктор филологических наук, учитель литературы школы № 1516, был у нас в студии. Спасибо вам большое!