Антон Липовский: Наталья Царевская-Дякина с нами на связи, директор Edtech Hub Фонда Сколково. Наталья, здравствуйте! Вера Круглова: Здравствуйте, Наталья! Наталья Царевская-Дякина: Здравствуйте! Очень интересная дискуссия. Сижу, слушаю. Антон Липовский: Ну вот, наши зрители разделились строго на два лагеря. И я так понимаю, что мы общего мнения сейчас не найдем. Но мы можем помочь с вами людям для того, чтобы этих судебных исков было все-таки меньше. Да? Находить... Вера Круглова: Еще на пороге выбора, да? Антон Липовский: Да. Находить то, что нужно. И главное, делать это осознанно. Потому что видите, и онлайн-площадки теперь жалуются на учеников, говорят: «Ученики приходят, которые не знают, чего хотят. А от нас чего-то требуют». На что, Наталья, прежде всего надо обратить внимание? Вот на что? Наталья Царевская-Дякина: Да. Абсолютно верно. Ситуация на рынке именно такая: кто-то, не будучи готовым к обучению онлайн, предъявляет крайне высокие требования, исключительные требования к онлайн-площадкам. Онлайн-площадки ориентируются на масс-маркет и осознанность своего потребителя. Итак, что я бы посоветовала для тех потенциальных учеников, которые сейчас находятся на пороге выбора онлайн-образования. Первое и самое важное – определиться с собственной целью: чего вы хотите от онлайн-образования? Чего вы хотите получить? У многих площадок есть система тестирования, система собеседования, которые помогут сориентироваться. У большинства профессиональных провайдеров онлайн-образования есть лицензия дополнительного профессионального образования для взрослых, дополнительного образования для детей. Обращайте на это внимание: все площадки, которые несут ответственность за свой контент, имеют государственную лицензию. Обращайте внимание на структуру составления договора с вами. Там должны быть в обязательном порядке по законодательству прописаны все условия реализации контента и работы с вами. В случае если вы понимаете, что это не то, что вы хотели, вы можете, согласно закону о правах потребителя, требовать возмещения возмещения средств от 100% стоимости. До 100% стоимости в зависимости от структуры договора Антон Липовский: Ничего себе. Наталья Царевская-Дякина: Если вы может доказать, что в договоре был явный потребительский обман, то это действительно возмещение 100%. Антон Липовский: Наталья, а как это можно доказать? Ну вот, как я говорю, как можно доказать, даже если действительно перед тобой шарлатаны? Они продают вот эти курсы, прости Господи! личностного роста; уже невозможно о них говорить. Но ведь правда, перед тобой сидит человек, какую-то ахинею рассказывает часами. Он старается, тратит время. Они скажут: «Вот же! Вот! Это у нас такой курс». Как доказать, что это шарлатанство? Наталья Царевская-Дякина: Если этот, как вы сказали, шарлатан предложит соответствующий договор клиенту, где будет четко прописано о том, что после прохождения его курса он гарантирует стремительный личностный рост, должность вице-президента крупной корпорации или что-то еще... Антон Липовский: Ах, вот оно что! Наталья Царевская-Дякина: Пусть прописывают. Антон Липовский: Так! Вера Круглова: Ну, наверное, они же тоже не глупые. Зачем им прописывать такие пункты? Они же, наверное, понимают, что за этот пункт потом их могут привлечь, собственно говоря, к ответственности. Наталья Царевская-Дякина: Конечно. Конечно. Да. Поэтому потребитель тоже должен быть неглупый и читать текст договора. Потому что знаете, чаще всего, когда вы говорите именно о таких «специалистах» в кавычках, которые предлагают курс личностного роста, скорее всего, там будет номер карточки и перевод на СБЕР. Не надо контрактоваться, если нет договора. Договор регулируется законодательством. Вы, подписывая договор, берете на себя ответственность. И... сторона тоже. Вера Круглова: Наталья, очень важно понять: когда ты начинаешь онлайн-обучение, вот в чем разница между тем: «мне не нравится это обучение» и «оно не эффективно»? Ну, например, оно упаковано неправильно, неправильно преподается в какой-то не в очень доступной форме? Либо, например, оно подразумевает уже какое-то начальное образование в этой сфере иметь, но тебя об этом не предупредили. Вот как отличить? Наталья Царевская-Дякина: Да, это действительно бывает. Когда покупаешь курс, стремишься получить новые знания и понимаешь, что изначально не дотягиваешь до требования курса. Можно обратиться к куратору (всегда есть куратор курса) и пояснить ситуацию, попросить дополнительного фокуса на тех знаниях, которые вы хотите получить и недополучили. Либо расторжение договора. На это очень спокойно идут все крупные компании, которые предоставляют образование. Антон Липовский: Да. И будет предоставлена компенсация, правильно? Наталья Царевская-Дякина: То есть здесь... Да-да-да. Здесь нет конфликта. Сейчас вот это противостояние, скорее всего, в зоне незнания законов со стороны потребителя. Поэтому я рекомендую в случае наличия каких-то тревожных звонков сразу договариваться, объясняться с куратором. Либо расторгать договор. И это делается очень спокойно и легко, без судебных процессов... Антон Липовский: Отлично! Наталья, у нас 15 секунд. Ваша общая оценка: это хорошо, что мы такими темпами переходим на онлайн переквалификацию, обучение? Допобразование: это хорошо или нет? Ваше мнение. Если можно, коротко. Наталья Царевская-Дякина: Однозначно да! Потому что формальное образование в виде ВУЗов не успевает за требованиями экономики. Перестроить программу ВУЗа – это около трех лет. Онлайн-образование позволяет получать новые профессии в разы быстрее и перестраивать образовательные программы. Антон Липовский: Блестяще! Спасибо! Вера Круглова: Спасибо, Наталья! Антон Липовский: Наталья Царевская-Дякина, директор Edtech Hub Фонда Сколково. Спасибо большое!