Опасное вождение
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/opasnoe-vozhdenie-79848.html Антон Липовский: Давайте переходить к обсуждению, вопросов накопилось много. Вадим Мельников с вами на связи, генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности». Это человек, который знает, в общем-то, о таких вещах абсолютно все.
Вадим, я здесь наткнулся на статью, где формулировку с понятием опасного вождения называют «резиновой». Почему? Потому что те, кто против такой инициативы, исходя из технических возможностей, они не понимают, как в итоге это все будет фиксироваться. Ваше мнение. Здравствуйте.
Вадим Мельников: Здравствуйте. Ну, коллеги, на самом деле мне до конца не понятно, почему мы снова возвращаемся к такому интенсивному обсуждению вопроса опасного вождения. Потому что, как вы помните, по-моему, даже лет пять назад, собственно говоря, когда эта формулировка обсуждалась в течение года кучей экспертов, проводилась масса круглых столов с участием руководителя правительственной комиссии (тогда Шувалова) и так далее, была выработана некая формулировка, которая, собственно говоря, устраивала на тот момент и тех, кто сильно хотел внедрить этот термин, следуя некому такому западному треку, потому что термин «опасное вождение» существовал ровно там, и тем, кто, в общем, понимал, что в эту статью пытаются интегрировать все что угодно. Потому что на самом деле в России существует за все отдельные пункты того самого опасного вождения, которое в итоге сформулировано, реальная ответственность. Да, она прописана, там есть определенные штрафы, и понятно, как это фиксировать.
И сейчас мы снова, собственно говоря, когда мы увидели комментарии людей по всей стране, ну, приходим к тому, что пункт один. Собственно говоря, никто формулировку до конца не читал и не сильно понимает, что такое опасное вождение, хотя она прописана максимально конкретно в Правилах дорожного движения, в Административном кодексе.
А что касается того, что туда интегрируют все. Ну, каждый, собственно говоря, трактует как угодно. То есть, по сути, у нас введена норма, про которую никто не знает. Собственно говоря, наделяют смыслом, что это просто связано с некоей опасностью в целом как такового вождения. Ну, если так это по прошествии пяти лет, то вывод-то очевиден.
По большому счету, мне кажется, что стоит либо все-таки эту норму изъять из существующего законодательства и более жестко, так скажем, оценивать те вещи, которые необходимы. Вот сейчас, кстати, у вас на экране транслируется на самом деле не опасное вождение. У вас транслируется, так скажем, неадекватное вождение, которое связано с дрифтом по трассе, с нарушением всех полос, с нарушением скоростного режима. В общем, неадекватное поведение, это не опасное вождение. Самое смешное, что оно не подходит под ту формировку, которая там есть. Потому что в опасном вождении (в той формулировке, которая есть), там есть боковой интервал, соответственно, есть…
Антон Липовский: Ну, мы перечислили это уже, да.
Вадим Мельников: Ну и так далее. То есть на самом деле там есть конкретные пункты. Так что здесь вот такая ситуация.
Антон Липовский: Вадим, ну смотрите, с инициативой выходили уже не единожды, но сейчас вроде как серьезно за нее взялись. И вот вроде как говорят, что очень вероятно, в 2025 году она вступит в силу. Мы разобрали уже с Настей вначале, что же такое опасное вождение, по каким пунктам могут быть нарушения. Собственно, как это фиксировать? Мы говорили уже про алгоритмы. А все ли алгоритмы могут смоделировать реальную обстановку на дороге? В жизни-то оно все иногда по-другому. Помните со стоп-линиями скандалы и так далее?
Вадим Мельников: Ну смотрите. Для того чтобы не вводить кого-то в заблуждение, реальный единственный инструмент – это некие динамические камеры, которые могли бы это фиксировать. Причем давайте тоже быть откровенными: далеко не все камеры по всей стране обладают такой способностью. Потому что, несмотря на то, что мы сейчас знаем и видим, что камеры могут фиксировать наличие или отсутствие ремня безопасности, это все-таки, опять-таки, некая фиксация камерой. А дальше сотрудник центра, где идет обработка этих данных, соответственно, смотрит, был ли у человека ремень, не было ли у человека ремня, и выносит постановление.
Ситуация с опасным вождением – по сути, это будет некая история, когда видеокамеры должны будут записывать некий динамический ряд. Дальше он должен будет передаваться сотруднику, который должен будет делать вывод о том, что было ли здесь опасное вождение. Честно говоря, если за пять лет…
Антон Липовский: А, то есть это… Извините, я перебью сразу, чтобы было всем понятно. Это должен быть отдельно созданный аналитический центр, правильно я вас понимаю?
Вадим Мельников: Нет, такие центры, собственно говоря, под каждый вид нарушений, они существуют. Все камеры фиксируют факт, а дальше информация передается в центры, где сидят реальные люди, сотрудники, которые выносят постановления. То есть нет такой истории, что камера щелкнула и сама выписала штраф. Ну, так не работает.
Собственно, здесь та же самая ситуация. По сути, будет фиксация некоего факта. Причем, опять-таки, учитывая то, что все-таки качество с камер и так далее, оно еще там требует определенного совершенствования. Плюс, это все-таки не факт в статике, а в динамике. Мне кажется, что это пока будет очень и очень непросто.
Опять-таки, если за пять лет, по сути, эта норма не ввелась и за нее нет ответственности, мне кажется, что инициатива тоже может пока остаться в том же состоянии, в котором есть.
Анастасия Семенова: Вадим, опять же, вернемся к ней. Как вы считаете, штрафы 3–5 тысяч рублей, если это первый раз, и если это повторное нарушение, то до 3 месяцев лишения водительских прав, – как вы считаете, этого достаточно?
Вадим Мельников: Я считаю, что в ситуации, когда сама по себе норма крайне туманная, до конца не определена, и, собственно говоря, нет никаких реальных прецедентов ее фиксации, вводить за повторное нарушение ответственность в виде лишения прав – ну, это крайне странно. С учетом того, что за каждый в отдельности из тех элементов, которые входят в опасное вождение, такой меры нет. У нас лишение прав существует за те вещи, которые действительно приводят к крайне трагичным ситуациям, связанные с пьяным вождением и так далее.
Здесь вопрос заключается в том, что все-таки, если у нас ситуация, когда непонятно, как фиксировать, почему мы вводим сразу такую ответственность, за которую возникнет такое большое количество споров?
Антон Липовский: Ну, по сути, почти максимальная, да?
Вадим Мельников: Да. Ну, по сути, мы загрузим суды и все остальное, выясняя, кто прав, кто виноват.
Анастасия Семенова: В общем, главное – начать, правильно понять, как штрафовать, ну, как фиксировать.
Антон Липовский: Выработать четкую систему.
Анастасия Семенова: Да. А потом уже штрафы.
Антон Липовский: Ну, технически вооружиться, в конце концов. Я так понимаю, Вадим, вы считаете, что… в общем, если совсем коротко, то вы считаете маловероятным введением вот такой инициативы в 2025 году, правильно?
Вадим Мельников: Я считаю, что она может только повредить определенному, так скажем, восприятию и взаимодействию на дорогах, потому что никто не будет понимать, что это такое.
Антон Липовский: Мы вас услышали, спасибо.
Анастасия Семенова: Это точно. И мы это тоже поняли. Спасибо.
Антон Липовский: Владимир Мельников, генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности». Спасибо за ваше экспертное мнение.