Опять эти мотоциклисты?!
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/opyat-eti-motociklisty-78505.html Петр Кузнецов: «Хватит менять правила – давайте уже исполнять хотя бы те, что есть», – Краснодарский край. «Разве многие мотоциклисты соблюдают основные правила дорожного движения?» – телезритель из Тверской области.
Давайте этот вопрос зададим Александру Киселю. Александр Кисель – президент Российской ассоциации мотоциклистов, он же генеральный продюсер мотофестиваля «Мото-Малоярославец», он с нами на связи. Здравствуйте, Александр.
Александр Кисель: Доброе утро.
Мария Карпова: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Александр, я думаю, что вы здесь согласитесь, что есть несколько видов мотоциклистов: те, кто ездят по правилам, вот наш телезритель тому пример, сколько лет...
Мария Карпова: Тридцать.
Петр Кузнецов: Больше 30 лет на одном и том же мотоцикле... Есть те, кто, скажем так, портят имидж и репутацию мотоциклистов.
Вот ваша ассоциация, президентом которой вы являетесь, что делает? Она объединяет, она как-то вот способствует хорошему, положительному имиджу мотоциклистов, репутации? Для чего она?
Александр Кисель: Если отвечать на именно конкретно этот вопрос, то, конечно, способствует, потому что мы занимаемся проведением мотовыставок, мы участвуем в съемках фильмов, сериалов, где меняется отношение к самим мотоциклистам через такие визуальные образы. Потому что тот мотоциклист, который был, например, 20 или 30 лет назад, 10 лет назад и сейчас, – это разные мотоциклисты, это разные мотоциклы, это разная экипировка и разное отношение к себе, к дороге и т. д.
Насчет того, что кто-то нарушает из мотоциклистов, а кто-то не нарушает Правила дорожного движения, давайте мы будем понимать, что любой автомобилист рано или поздно нарушает Правила дорожного движения. Здесь вопрос, наверное, больше стоит к этике, к воспитанию и, наверное, к пониманию того, что, когда едет мотоциклист, он стоит в пробке, ему, конечно, хочется проехать в междурядье, и так как у него нет выделенной полосы...
Хотя вот на самом деле, наверное, самая лучшая была бы законодательная инициатива – это разрешить мотоциклистам осуществлять свое движение по выделенной полосе для общественного транспорта. Тогда, конечно, мотоциклисты будут ездить по этой полосе и не мешать другим автомобилистам. Но это опять же мы говорим про большие регионы, такие как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург.
А так я скажу, что сейчас у большинства автомобилистов на летний сезон есть мотоциклы, поэтому отношение поменялось, все прекрасно понимают, что стоять, опять же, еще раз повторюсь, в пробке в очень тяжелой, жаркой мотоэкипировке – это крайне сложно. Да и мотоциклисты сейчас стараются аккуратненько ездить между рядов, между машинами, никто никому не срывает зеркала, а если вдруг задевают, останавливаются и извиняются, во всяком случае такая тенденция.
Петр Кузнецов: Средний портрет российского мотоциклиста? Вот как раз говорили, что все-таки изменения происходят. Вот кто это сейчас? Кто садится, пересаживается?
Александр Кисель: Вообще, сейчас мотоцикл стал более доступен, потому что его можно купить за очень дешево или за очень дорого. Но дело в том, что сейчас люди, которые работают, рабочий класс, так скажем, людей, они в основном имеют уже не только машину или, не являясь обладателем автомобиля, являются обладателем мотоцикла.
Действительно существует определенная мода, существует определенная доступность, поэтому портрет изменился. Если раньше, давным-давно, это были мужчины, которые работают, так скажем, в поле, потому что мотоцикл помогал им непосредственно, был не средством удовольствия, а средством для достижения определенных целей, то потом это у молодежи появилось, все вот эти вот «Явы», «Уралы» и т. д.
Сейчас это уже в основном, наверное, от 18 даже, наверное, до 40–45 лет, это люди, которые обладают мотоциклом. Многие, конечно, молодежь, которая уже женится, оставляют любовь к мотоциклу на какое-то время, потому что, ну понятно, женщины переживают, жены переживают, что в принципе хорошо, что переживают: значит, любят.
Петр Кузнецов: Нам пишут здесь о правильной пропаганде мотоцикла, она должна быть. Вот это тоже вопрос, что значит «правильная пропаганда мотоцикла», если в любом случае мотоцикл – это про скорость, а значит, про опасность и адреналин.
Александр Кисель: Здесь дело в том, что, действительно, мотоцикл – это про адреналин, это про желание, так скажем, в этом мире себя проявлять, потому что мотоцикл – это более индивидуальное средство, чем, например, автомобиль, хотя и тюнингуют автомобили... Мотоциклы – это всегда такая индивидуальная история, это как лошадь, у которой определенное седло свое, и в наших генах это в принципе заложено, оседлать, так скажем, железного коня.
Насчет пропаганды. Просто раньше пропаганда строилась так, что мотоциклист – это какой-то мужик с бородой, небритый, такой неухоженный, пьет пиво, и после того, как он выпьет пива, он обязательно садится на мотоцикл и едет с кем-то разбираться, бить кому-то лицо... Сейчас мотоциклист – это совершенно другой человек. Это человек, который имеет достаток определенный, потому что, чтобы содержать мотоцикл, нужно иметь определенный достаток в жизни.
Мария Карпова: Еще очень много сообщений, надо сказать, про шум, конечно, т. е. про шум от мотоциклов. Но это тоже, наверное, вопрос этики больше.
Петр Кузнецов: Технически нужно с этим что-то сделать.
Александр Кисель: Вы знаете, я вот честно вам признаюсь, у меня мотоцикл... марку, наверное, лучше не называть на телевидении, чтобы не было рекламы... Большой такой чоппер. И я специально в начале сезона снимаю глушитель, для того чтобы меня в потоке слышали. То есть это не для того, чтобы понтоваться или еще что-то, а для того, чтобы автомобилист слышал меня, что вот где-то рядышком есть мотоцикл. Причем я в последнее время стараюсь ездить...
Петр Кузнецов: Вот я в эти моменты вздрагиваю, никак не привыкну...
Александр Кисель: Многие, например, любят, наоборот, чтобы мотоцикл был супертихий, и здесь вопрос такого желания. Конечно, звук есть, но его не так много. Это все-таки стереотип.
Петр Кузнецов: Да, стереотипов на самом деле, особенно здесь, очень много, поэтому мы в т. ч. обсуждаем, чтобы некоторые из них разбить.
Мария Карпова: Спасибо.
Петр Кузнецов: Спасибо большое! Александр Кисель, президент Российской ассоциации мотоциклистов, был с нами на связи.
Я вот с Александром соглашусь: мне кажется, что сейчас смотришь, что самокатчики творят, – мне кажется, что самокатчики опаснее мотоциклистов стали.
Мария Карпова: Очень было хорошее сообщение на эту тему, что... Ладно, сейчас не найду, наверное...
Петр Кузнецов: Пока ты ищешь: «Байкерами восхищаюсь!» – из Архангельской области телезритель. Возможно, это байкер пишет. Нашла?
Мария Карпова: Не-а.
Петр Кузнецов: Тогда у нас Олег Колотушкин на связи, он юрист, еще один наш эксперт. Вот с ним как раз в т. ч. и изменения возможные в Правилах дорожного движения обсудим. Здравствуйте, Олег.
Олег Колотушкин: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Есть ли у вас какие-то данные, какое самое распространенное нарушение, назовем это, в мотосезон, в тот период, когда на дорогах появляются мотоциклы? Кто чаще все-таки становится виновником, автомобилист или мотоциклист?
Олег Колотушкин: Здесь, наверное, к величайшему сожалению, можно отнести движение между рядов, это если мы берем относительно мотоциклистов.
Петр Кузнецов: За которое взялись сейчас сенаторы.
Олег Колотушкин: Если мы берем относительно всего ПДД, то здесь нет абсолютно какого-то конкретного сезона, не обязательно это будет летний или зимний, неважно абсолютно. То есть здесь различия просто... Пожалуйста, поэтому ПДД и созданы, как и устав написан кровью исключительно.
Петр Кузнецов: Хорошо. Есть ли в этом плане уязвимости какие-то в Правилах дорожного движения, вот, например, на сегодняшний день не запрещающие мотоциклам ездить между рядов, так или иначе провоцирующие... ?
Олег Колотушкин: Да, здесь, наверное, самая большая проблема именно в том плане, что, к великому сожалению, не урегулировано либо разрешение им движения, вот как предыдущий эксперт говорил, по выделенной полосе для общественного транспорта, так скажем, по автобусной полосе, либо же все-таки им разрешить движение между рядами, между автомобилями, но с соблюдением, например, какой-либо техники безопасности, для того чтобы автомобилисты реагировали нормально на то, что мотоциклисты двигаются между рядами.
У нас есть, урегулировано, чтобы не было хамской езды, так скажем, наглой, по отношению к автомобилистам, т. е. вот эти т. н. «шашечки» запрещены, но по отношению к мотоциклистам это же фактически то же самое, т. е. движение между рядами можно отнести к «шашечкам».
Петр Кузнецов: Опасное вождение, кажется, это называется.
Олег Колотушкин: Да, опасное вождение, все верно.
Петр Кузнецов: Я так понимаю, что здесь знаете, какой момент? Здесь претензия к тому, что «да вы передвигайтесь между рядов, но дело в том, что вы и этот ряд используете, и можете этот ряд использовать, можете вообще по обочине ездить...». То есть как будто бы нужно выделить какой-то очередной такой негласный, без определения специальной полосы, но ряд. Например, можно проезжать, но только в крайнем левом, вот это вот ваш ряд, а не между вторым и третьим, третьим и четвертым, как вам вздумается.
Олег Колотушкин: Давайте мы с вами обратим внимание на Каширское шоссе, где сначала было три полосы, а сейчас стало, по-моему, четыре, если я не ошибаюсь. И полосы эти колоссально сузили, и даже когда ты едешь в районе, например, Москворечья, ты проезжаешь... Я, например, проезжаю, хотя у меня опыта достаточно, я проезжаю на автомобиле и думаю о том, что, господи, насколько же все-таки узко сделали полосы движения.
Поэтому выделить отдельную полосу... Ну хорошо, если мы берем с вами крайнюю левую, то в таком случае мы автоматически ставим в опасность мотоциклистов с той точки зрения, что с левой стороны у нас отбойник.
Петр Кузнецов: Да.
Олег Колотушкин: И не каждый отбойник у нас установлен таким образом, который отвечает требованиям безопасности, в силу того, что в него кто-то мог уже врезаться, в этот отбойник. Или же, например, какой-нибудь мост установлен или эстакада, и отбойник, если вы видели, объездная такая история, где в прямом смысле слова он неровный. Как правило, обочины у нас неровные...
Петр Кузнецов: Аварийная ситуация, да, подбросит мотоцикл на автомобиль и т. д.
Ну вот все-таки можно сказать, что во многом большинство аварий, несчастных случаев, они происходят не из-за пробелов в Правилах дорожного движения (хотя, естественно, это тоже влияет, основной мы назвали, сейчас с ним как раз работать будут законодатели), а то, что у нас все-таки автомобилисты недолюбливают мотоциклистов, мотоциклисты недолюбливают автомобилистов? То есть отсутствует как бы культура вождения в целом на дорогах?
Мария Карпова: Автомобилисты как будто бы еще и завидуют мотоциклистам, что те могут так быстро добраться. Поэтому...
Петр Кузнецов: В пробках, да-да-да, это только усиливается.
Олег Колотушкин: К великому сожалению, я думаю, что здесь необходимо урегулировать обстоятельства, наверное... Ну, не к сожалению, а мое мнение сугубо, что необходимо урегулировать в части повышения скорости... Если увеличена скорость движения, то между рядами ты двигаться не можешь. Если скорость, например, потока, общая скорость потока составляет около 30–40 километров в час, условно, то, пожалуйста, ты не создаешь тем самым опасность для окружающих.
Касаемо уважения: да у нас автомобилисты по отношению к другим автомобилистам, к таксистам, к тем, кто берет в аренду каршеринг, – у нас сама культура, правильно как вы выразились, уважения отсутствует по отношению к друг другу на дороге.
Мария Карпова: Да и к пешеходам тоже.
Олег Колотушкин: Абсолютно верно. У нас нормальная ситуация, когда кто-то стоит... Ты просто из-за того, что ты постоянно проезжаешь по одному и тому же маршруту, ты знаешь точки, где стреляют камеры, предположим, и в результате данного знания ты его используешь: ты подрезаешь с правой, с левой стороны, выезжаешь вперед на светофоре, тем самым выезжая... Фактически ты нарушаешь, ты пересекаешь стоп-линию, ты создаешь опасность... Сколько наездов на пешеходов в результате данного обстоятельства... Здесь культура вождения, мне кажется, генетически она заложена.
Петр Кузнецов: Снова хочется вспомнить еще одну категорию, это самокатчики.
Олег, очень коротко. Предыдущий эксперт сказал, что мотоцикл становится доступнее, не все могут его позволить, но он становится доступнее, такой вот маленький парадокс. Как вам кажется, нужно ли ужесточить правила все-таки получения сегодня прав категории А?
Олег Колотушкин: А что это привнесет? Вот какое КПД?
Петр Кузнецов: Давайте подумаем, 30 секунд на размышление.
Олег Колотушкин: Ничего, абсолютно ничего. Я думаю, что в данном случае у нас урегулировано получение. Ну что, мы можем отодвинуть возраст, условно, получения водительского удостоверения категории А с 16-летнего возраста на более высокий возраст? Давайте мы посмотрим статистику: у нас, как правило, в 16 лет и не разбиваются мотоциклисты, как правило, это более возрастные люди.
Петр Кузнецов: Это отдельная тема... Если мы не берем какие-нибудь маленькие населенные пункты, нам вот об этом тоже пишут наши телезрители, что очень много случаев, когда в селе просто берут мотоцикл и гоняют как хотят, тем более что там некому даже следить за этим...
Олег, спасибо! Это действительно отдельная тема. Олег Колотушкин, юрист, был с нами на связи.
Завершаем на сегодня, встретимся завтра.
Мария Карпова: Вот такое предложение: «Нельзя разрешать ездить на современных мотоциклах: все выжимают из него все».
Петр Кузнецов: Подумаем.
Мария Карпова, Петр Кузнецов. До завтра!