Петр Кузнецов: На улицах Петербурга уже появились первые электросамокаты. О средствах индивидуальной мобильности, плотно припаркованных на тротуарах (именно так описывают этот процесс), рассказали читатели «Фонтанки». По данным издания, количество устройств на улицах города существенно не изменится по сравнению с прошлым годом. Впрочем, пока в Петербурге идет снег, поэтому самокаты пока не доступны для аренды. Но плотно припаркованы на тротуарах, понятно, но воспользоваться нельзя. Мария Карпова: Там же вообще очень сложная история, в Петербурге. Нельзя оставлять в центре города, в черте центра города, самокат, т. е. ты по центру практически не покатаешься. У них вообще сложная история с самокатами. Почему ты выбрал именно Петербург? Петр Кузнецов: Не могу сказать. Просто в Петербурге они появились, а в Москве – еще нет, а в Петербурге уже припаркованы. Мария Карпова: Ага. Петр Кузнецов: В Москве пока СИМы находятся на большом складе, мы вчера его показывали, можете найти на сайте, но явно готовятся к выходу, ведь в выходные воздух в столице прогреется до 15 градусов, чем Мария, конечно же, подразнила Александра, на что он ответил, что в Казань просто позже приходит погода такая. В самих сервисах кикшеринга говорят, что ждут наступления благоприятных условий, цитата: «Это отсутствие снега, наледи и стабильная плюсовая температура ночью и днем», – почти как с летней резиной. Напомним, что в этом сезоне все пользователи должны пройти авторизацию через портал mos.ru, чтобы отсеять несовершеннолетних, но это в столице, потому что через портал mos.ru в Петербурге, наверное, невозможно будет пройти авторизацию... Кстати, надо спросить, это же только для москвичей... Кроме того, на днях для электросамокатов предложили ввести еще и аналог ОСАГО, чтобы повысить ответственность ездоков и обеспечить компенсацию ущерба в случае аварий. Вот так обложили со всех сторон; может быть, уже скоро и права появятся, кто ж знает. Кто в итоге будет кататься и как будет выглядеть электросамокатчик – 2025, сильно ли упадет спрос и повысится ли культура вождения после всех этих нововведений, мы узнаем у Ксении Эрдман, она директор Ассоциации операторов микромобильности, она с нами на связи. Ксения, доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте, Ксения. Ксения Эрдман: Доброе утро, коллеги. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, какой-то отток, сильный ли отток прогнозируется в связи с новыми правилами? И будет ли это убыточно для сервисов кикшеринга? Ксения Эрдман: На самом деле особо никаких новых правил вы сейчас не проговорили. Если говорить про ОСАГО, аналог ОСАГО, он есть с момента начала работ кикшеринг-операторов, наверное, это очень важно сказать, и спасибо, что вы эту тему затронули. Все поездки на прокатных, именно прокатных электросамокатах, и вот сейчас вы их показываете (это делать нельзя, вот так, как сейчас на экране), – они все застрахованы. Есть страховка принудительная, которая включается во время старта поездки, у разных операторов она страхует разные риски: где-то – собственные риски, где-то – риски третьего лица. Ну и по желанию каждый пользователь может приобрести расширенную страховку, и там тоже в зависимости от оператора разные условия. Поэтому, выбирая оператора, обращайте тоже, пожалуйста, на это внимание. Что касается ОСАГО, я думаю, что речь здесь в большей степени идет про частные самокаты, которых не меньше и которые не менее травмоопасны в случае несоблюдения правил. Здесь действительно имеет смысл это обсуждать, потому что в случае ДТП и каких-то ситуаций, конечно, хотелось бы, чтобы особенно риски для имущества и здоровья третьей стороны были каким-то образом застрахованы. На последний вопрос ваш отвечу, что касается оттока... Петр Кузнецов: «18+», да, я про это. Ксения Эрдман: Да. Мы из года в год наблюдаем прирост пользователей и прирост поездок на электросамокатах. Вот в прошлом году мы закончили сезон с количеством больше 271 миллиона поездок на всю Россию. Обычно это двукратный, полуторакратный рост. Понятно, что чем больше поездок, тем кратность эта уменьшается в силу уже объема, но тем не менее спада мы не наблюдаем, а скорее рост. Петр Кузнецов: Основной портрет электросамокатчика мы можем сейчас нарисовать? Кто это, основной пользователь, и какова его основная цель? Доехать без пробок на работу или условно с девушкой в парке покататься, пофотографироваться? Ксения Эрдман: Мы собираем статистику, у нас есть статистика, которая касается каждой поездки, мы умеем это анализировать. Так вот, 85% всех поездок на электросамокатах совершаются именно с транспортной функцией, не с рекреационной, не покатать девушку в парке, а именно решить какую-то свою транспортную задачу. Как правило, это добраться от каких-то транспортных узлов до работы, до учебы, совершить какие-то маленькие поездки, когда нет смысла брать такси или личный автомобиль либо пользоваться каршерингом. И конечно, это объезд пробок и объезд трафика в центральных частях города. Петр Кузнецов: А есть ли статистика по нарушениям как раз прошлого сезона, тоже чтобы понять, кто и как нарушал, основное нарушение? То есть это превышение скорости или езда в неположенных местах? Ксения Эрдман: Ну вот я назвала цифру, 270 миллионов поездок, вот где-то 1–1,5% от этого количества поездок – это процент нарушителей, не ДТП, а именно нарушителей: тех людей, которые не спешиваются, ездят вдвоем (вы кадры показывали, так делать нельзя, это ай-яй-яй)... Превышение скорости невозможно на прокатных электросамокатах, но неадекватно вести себя во время поездки, например, по пешеходной зоне – это возможно. Но нужно помнить, что особенно в Москве камеры фотофиксации научились фиксировать уже такие поездки. Плюс вот сейчас, с начала сезона, заработает чат-бот «Самокаты: общественный контроль» в Telegram, где я призываю всех, кто видит нарушение, фиксировать это нарушение, отправлять либо в службу поддержки операторов, либо непосредственно в этот чат-бот. Мы помним все, что стоимость, размер штрафа на электросамокатах с прошлого сезона была существенно повышена, т. е. если раньше это были маленькие суммы, 800–1500 рублей, то сейчас они доходят до 100 тысяч рублей за определенные нарушения. Поэтому во избежание вот таких больших материальных потерь, пожалуйста, не нарушайте, ну и прежде всего во избежание травм и каких-то таких неприятных ситуаций. Петр Кузнецов: Чат-бот еще, да, появился. Ксения, но есть ощущение... Вот сейчас вы говорите про езду по пешеходным зонам – есть ощущение (ни в коем случае не оправдываю нарушителей, но тем не менее), что во многом эту езду провоцирует отсутствие соответствующей инфраструктуры. Так вот, пожалуй, один из ключевых вопросов – зачем все эти нововведения, ОСАГО вводить, пока у нас нет нужного количества велосипедных дорожек (наверное, по ним будут перемещаться, не особенные же самокатные дорожки)? Ксения Эрдман: Вы прямо ножом по сердцу мне сейчас, прямо с утра... Петр Кузнецов: Извините, пожалуйста. Еще и перед праздником таким... Мария Карпова: Он так обычно делает, да. Петр Кузнецов: Да. Представляете, как Марии достается? Ксения Эрдман: Да-да-да. Когда мы возмущаемся нахождению электросамокатов (вот сейчас вот эти кадры тоже ножом мне по сердцу) на пешеходной зоне, а их там быть не должно, и здесь я абсолютно согласна, мы должны понимать, что так диктуют Правила дорожного движения, это не выбор электросамокатчиков. По Правилам дорожного движения, в отсутствие велоинфраструктуры самокат должен перемещаться на пешеходную зону, не только самокаты, все СИМы. И вы правы, что главная проблема здесь в том, и основа безопасности для СИМов в наличии развитой, достаточного количества и связанной инфраструктуры. К сожалению, города этим похвастаться не могут. Понятно, что Москва здесь впереди планеты всей, но даже в Москве количество этих велодорожек недостаточно. Вот сейчас Минтранс выпустил приказ по ПОДДам, проектам по организации дорожного движения, по закладыванию велоинфраструктуры в момент проектирования дорог. Я надеюсь, что с течением какого-то времени... но это вопрос не года, не двух... Петр Кузнецов: Конечно. Ксения Эрдман: ...наверное, даже не 5 лет... Петр Кузнецов: Это надо понимать, да. Ксения Эрдман: ...ситуация изменится. И ассоциация, и операторы сейчас находятся в плотной коммуникации с городами, чтобы за счет бизнеса начинать какие-то проекты по возведению хотя бы временных велодорожек. Но вот, к сожалению, мы находимся сейчас в той ситуации, в которой мы находимся. Наверное, никто не предполагал, что СИМы будут развиваться с такой скоростью, ну и ни регуляторная политика, ни инфраструктурная политика у нас не работают на опережение, это, скорее всего, всегда некая догоняющая стратегия. Петр Кузнецов: Ксения, благодарим вас за комментарий! Мария Карпова: Спасибо, Ксения! Петр Кузнецов: Извините, что вот с ножом так получилось, но не могли не спросить. Ксения Эрдман: Нормально! Петр Кузнецов: Всегда рады вам в эфире! Спасибо! Ксения Эрдман: Спасибо! Петр Кузнецов: Ксения Эрдман, директор Ассоциации операторов микромобильности. Обсудили новые правила для самокатов. Мария Карпова: Никуда не уходите, у нас время новостей с Ксенией Гусевой. Увидимся буквально через 5 минут, обещаю.