Петр Кузнецов: Так, период экстремальных осадков в Центральной России, кажется, подходит к концу... Мария Карпова: Правда?.. Петр Кузнецов: А что? Мария Карпова: Это серьезно? Петр Кузнецов: У тебя какие-то другие данные? Мария Карпова: Нет, я просто не знала. У нас по пятницам обычно метеорологи с нами на связь выходят. Ты что, метеоролог, чтобы делать прогнозы? Петр Кузнецов: Сэкономим время... Мы платим метеорологам, не знаешь? Мария Карпова: Я – нет. Петр Кузнецов: Нет, да? Но осадочек остался... Давай еще раз подчеркнем, вот хорошее, изящное, да? Мария Карпова: Хорошее, согласна, мне тоже понравилось. Петр Кузнецов: Осадочек остался в виде не только затопленных улиц и дворов, но и самих машин, которые оказались наполовину в воде, а то и больше, наверное, уровень поднялся. Эксперты сравнивают это с тоталом (total). Мария Карпова: Есть такой термин? Петр Кузнецов: Да-да, тотал. Вот как раз недавно, кстати, мне мой страховщик звонил... Личный, естественно... Мария Карпова: Звонит и говорит: «У вас машину не затопило случайно?» Петр Кузнецов: Вроде того. Он просто... Витя, если ты нас смотришь... Мария Карпова: Страховщик Витя, прекрасно. Петр Кузнецов: Он говорит: «Привет, как дела?» Я понимаю, что год прошел. Значит, мы сделали КАСКО и ОСАГО, как всегда, продлили, все посчитали, ну и, как обычно, он задает вопрос: «Там тебе, как обычно, тотал и коэффициент, франшиза?» Я говорю: «Ну да, то же самое оставляем». Это полное уничтожение, в общем, иными словами. Мария Карпова: А-а-а... Петр Кузнецов: Значит... Ну что ты меня сбила? Вот опять нужно... «Период экстремальных осадков в Центральной России...» (Да ладно, шучу.) Эксперты сравнивают это с тоталом, т. е. полной недееспособностью автомобиля. (В тексте же написано, могла бы прочитать.) Что делать владельцу (сейчас серьезный очень вопрос), если непогода стала причиной неисправности? То есть мы сейчас рассматриваем не только ситуации, когда машина полностью в воде, но и когда дождь стал причиной ее неисправности. Все эти вопросы мы и вы тоже (подключайтесь: СМС по номеру 54-45, 8-800-222-00-14 – звонок в студию) зададим юристу Дмитрию Степанову. Почему мы их зададим? Потому что он у нас в студии. Дмитрий, доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте, Дмитрий. Петр Кузнецов: Добро пожаловать. Дмитрий Степанов: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Давайте сразу же по виду страховки поймем. Какая-то определенная должна быть страховка с опцией «От затопления», или как раз того самого тотала достаточно? Дмитрий Степанов: Есть два вида страхования: есть страхование ОСАГО, есть страхование КАСКО. ОСАГО является обязательным, КАСКО является дополнительным страхованием. При выборе ОСАГО, ОСАГО не покрывает никакие убытки в результате затопления, потому что ОСАГО работает только на ДТП. Петр Кузнецов: То есть виновник должен быть. Дмитрий Степанов: Да, должен быть виновник. Петр Кузнецов: То есть без шансов с ОСАГО, да? Дмитрий Степанов: С ОСАГО без шансов. Петр Кузнецов: Эх... Дмитрий Степанов: КАСКО работает на дополнительные виды страхования: пожар, затопление, угон, тотал. При наличии КАСКО заявитель вправе обратиться в страховую компанию и потребовать возмещения убытков. Петр Кузнецов: Секундочку. Тотал, вы сказали, т. е. в тотал не входят наводнения, пожары и упавшее дерево? То есть это все равно каждая отдельная строчка? Дмитрий Степанов: Есть разные виды тоталов. То есть что означает тотал? Тотал – это когда автомобиль поврежден до такой степени, в результате чего не получится его вернуть к первоначальному состоянию. Когда страховая компания оценивает, что 90% убытков автомобиля, 10% – это годные остатки... Мария Карпова: Например, если он затоплен. Дмитрий Степанов: В ситуации затопления немного проще. Одно дело, когда автомобиль тотальный в результате пожара, его сложнее восстановить, потому что автомобиль сгорел, когда тотал в результате крупного ДТП, когда автомобиль весь искорежен и восстановить его достаточно тяжело. Есть затопление, т. е. машины, допустим, из других разных стран, где паводки, наводнения, приезжают в другие страны восстановленные, т. е. их проще восстановить и, соответственно, на них передвигаться. Не каждая страховая компания может признать ущерб тотальным, т. е. она может его признать, что да, автомобиль... Петр Кузнецов: При этом я могу оспорить его с помощью независимой экспертизы. Дмитрий Степанов: Конечно, с помощью экспертизы в судебном порядке. Страховая компания может сказать, что, допустим, автомобиль не признается тотальным, его можно восстановить, расходы по восстановлению составят такую-то сумму. Петр Кузнецов: Вернемся к ОСАГО, просто чтобы закрепить. Значит, если у автомобилиста это случилось с его машиной и у него только ОСАГО, к сожалению, он несет убытки, да, ценой в новую машину? Дмитрий Степанов: ОСАГО в данном случае никакую роль не играет. Если случилось наводнение, автомобиль затопило, как вот последние события происходят в городе и вообще в стране в целом... Петр Кузнецов: Да-да, тут неважно, по чьим причинам, ливневки не ливневки, плохо убирают двор, поэтому скопилась вода... ? Дмитрий Степанов: Да. Тут ОСАГО не работает. Есть два варианта: или у пострадавшего есть КАСКО, он обращается в страховую компанию, или вызываются на место сотрудники полиции, которые составляют акт, фиксируют повреждение имущества. Далее необходимо обратиться в независимое экспертное учреждение, потом в суд и установить тот факт, по чьей причине произошло... Петр Кузнецов: Это все с КАСКО мы сейчас говорим? Дмитрий Степанов: Нет, если даже КАСКО нет. То есть есть вариант с КАСКО, не нужно никакие нарушения устанавливать: есть залив автомобиля, есть опция в дополнительном страховом полисе КАСКО – идет выплата. Если есть просто ОСАГО и есть пострадавший автомобиль, то можно попробовать установить, по чьей причине это произошло. Петр Кузнецов: Вот, ага. Дмитрий Степанов: Допустим, власти не почистили вовремя ливневки, соответственно, вода накопилась, сточные воды не уходили – это вина властей. Или автомобиль припаркован на частной платной парковке, которая обязана соблюдать определенные требования, для того чтобы вода уходила в результате паводков: можно также данный факт установить, что просто места для ухода сточных вод также были забиты, и можно предъявить требования к владельцам данной парковки. Петр Кузнецов: Вот вы о ливневках сейчас упомянули – давайте сейчас как раз этот момент зафиксируем. Всегда ли виноваты ливневки в данном случае? Потому что многие не только автомобилисты, оставшиеся без машины, но и, собственно, жители дворов, которые выходят и не могут из-за этого попасть, с промокшими ногами приходят на работу... Мария Карпова: Перейти улицу иногда просто невозможно... Петр Кузнецов: Да-да, совершенно верно – они во всем винят городские ливневки: «Каждый сезон одно и то же», «Не так кладут, не так строят», «Забывают их чистить». Давайте все это выясним, только ли ливневки в этом виноваты и, самое главное, способна ли даже хорошая ливневка справиться с самым мощным дождем. Игорь Кузич нам поможет, он руководитель проектно-строительной компании, он с нами на связи. Игорь, доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте, Игорь. Игорь Кузич: Да, доброе утро. Петр Кузнецов: Давайте сразу ответим на этот ключевой вопрос: может ли даже хорошая ливневка, предположим, во дворе, на городской улице, в центре справиться с самым мощным ливнем? Игорь Кузич: Дело в том, что хорошая ливневка может справиться с самым мощным ливнем. Для проектирования ливневок как раз используются метеоданные с ближайших к рассматриваемой территории метеослужб, соответственно, идет т. н. учет интенсивности дождя. Что такое интенсивность дождя? Это берется 20-минутный залповый ливень, на это рассчитана ливневая система. То есть ливневка работает именно в этот период, и берется показатель максимальный за крайние сто лет, с учетом того, что у нас ливневка полностью подготовлена к эксплуатации, все почищено и т. д. Но существуют, как мы знаем, разные ситуации, когда у нас превышает наши расчетные параметры интенсивность дождя, соответственно, уже тогда ливневка не справляется. То есть даже в самом идеальном случае, при самом крупном дожде, при самом интенсивном возможны подтопления, ливневка может не справиться. Петр Кузнецов: У Маши вопрос. Мария Карпова: Нет, это я не подняла руку, но ладно, хорошо, у меня есть вопрос. Петр Кузнецов: Я могу. Мария Карпова: Игорь, скажите, эффективность одной конкретно взятой ливневки ведь зависит, наверное, от общей системы, ливневой системы? Петр Кузнецов: Очень хороший вопрос, кстати, надо же. Мария Карпова: От общего качества. Игорь Кузич: В общем, конечно, ливневая система рассчитывается, там же у нас есть не только сама система под землей, но есть еще очистные сооружения, и, соответственно, эти очистные тоже бывают разными: бывают проточного типа, которые как раз-таки на 20-минутный дождь залповый рассчитаны, а есть накопительные системы. Вот у нас в большинстве случаев применяются именно проточные системы, и они накапливаются довольно быстро, они дешевле. Соответственно, есть более дорогие системы. Но надо понимать, что ливневка – это такая многоуровневая, многофакторная, такая сложная инженерная история, она учитывает в т. ч. сильно разные параметры. Допустим, часто мы можем видеть, что в новых районах, которые, допустим, даже в Новой Москве и т. д., – там, как правило, вопросов с ливневыми сооружениями, с самой ливневой системой не возникает. Почему? Потому что это новое, соответственно, это новые жилые комплексы, которые построены и правильно рассчитаны. Но что мы видим часто в уже существующих каких-то исторических застройках либо же в районах, которым больше 30–40 лет? Там система плохо обслуживается, это один из главных факторов, и плюс еще меняется характер городской застройки. Надо понимать, что на ливневые сооружения, на ливневку сильное влияние имеет именно площадь водосбора и характер поверхности. Если, допустим, раньше у нас было определенное количество домов построено, хрущевок и т. д., а потом сносят и ставят [новые дома], бо́льшая интенсивность застройки происходит, количество сооружений увеличивается, то увеличивается вот это количество твердых поверхностей, которых раньше не было. Если раньше был где-то грунт, газон и благоустройство, а на этом месте появляется какое-то здание, то оно в целом меняет интенсивность водосбора. Петр Кузнецов: Ну да. Игорь Кузич: И часто район ввели, построили, все красиво, люди заселились, а про ливневую систему, которая находится не на виду, под ногами, вспоминают только тогда, когда у нас сильный дождь прошел и видно... Петр Кузнецов: Когда это случается, да. Мария Карпова: Игорь, вот еще такой вопрос: качество дорог, дорожного покрытия, наверное, тоже влияет на то, как вода уходит, собственно говоря, в эту самую ливневку? Игорь Кузич: Влияет именно тип покрытия, т. е. асфальт, бетон – это одна история, одна пропускная способность, а, допустим, грунт, там совершенно другой коэффициент стока идет. Потому что, допустим, грунт успевает впитать в 3–4 раза больше воды, чем асфальт или бетон, конечно же, это влияет. Сам тип дороги, я имею в виду качество, не настолько влияет – тут больше влияет правильный расчет самих вот этих ливневых решеток. То есть у нас как? У нас дорога разбивается на участки определенные, на каждый участок рассчитывается определенная ливнесборная решетка – соответственно, правильность вот этого расчета и влияет на то, насколько быстро удаляется вода (ведь это самый главный фактор, быстро удалить воду). Петр Кузнецов: Да-да. Спасибо вам большое! Мария Карпова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Мы об оперативных действиях продолжим сейчас как раз говорить. Игорь Кузич, руководитель проектно-строительной компании, помог нам разобраться, что не так с ливневками. По поводу вот тех самых оперативных действий. Насколько они важны? Вот ночь, типичный случай, выхожу во двор... Давайте два случая рассмотрим. Когда автомобиль полностью в воде, тут понятно, тут, наверное, сразу же рука тянется куда-то в экстренные службы позвонить... Дмитрий Степанов: Ага. Петр Кузнецов: А когда случай тяжелее, когда я пришел, кажется, что да, был ливень, все хорошо, влажность в салоне, а машина не заводится. Дальше мои действия какие? Я должен догадаться, что это из-за воды? Под капот заглянуть сам или звонить сразу? Дмитрий Степанов: Нет, догадываться не нужно: в любом случае, если есть какие-то видимые повреждения от воды, т. е. или машина в воде... Петр Кузнецов: Вот влажность в салоне. Дмитрий Степанов: ...или уже вода ушла... Петр Кузнецов: Вода ушла из салона. Дмитрий Степанов: Соответственно, в любой ситуации нужно вызывать сотрудников полиции. Сотрудники полиции – это государственный орган, который может зафиксировать данный факт. Вызвать сотрудников полиции, вызвать представителей управляющей компании, которая обслуживает данный участок. Они составят совместно акт, акт будет на руках, и далее уже, соответственно, обратиться в экспертную организацию или сделать запросы, как работала ливневка, какие проценты осадков были, справилась она, не справилась. Если там по результатам в выводах... Петр Кузнецов: Это ж сколько надо собирать бумаг и ждать-то потом, доказывать... Мария Карпова: Ага... Дмитрий Степанов: Да, это все не просто так. Выводы эксперта если будут о том, что ливневая канализация не справилась, стоки вод, тогда можно будет обращаться уже к управляющей компании, которая вовремя не очистила их, или к органам местного самоуправления с досудебной претензией о компенсации ущерба. Будет назначена экспертиза, которая установит стоимость восстановительного ремонта автомобиля. В случае если надзорные инстанции, органы власти откажут, то уже обращение с иском в суд, в судебном порядке взыскивать. Петр Кузнецов: И все это время поврежденный автомобиль, который можно еще было спасти, например, в первые не часы, а первые дни, он продолжает стоять, лучше ему не становится от этого? Дмитрий Степанов: Конечно. Если, допустим, вы почините автомобиль сразу по горячим следам, то есть шанс его восстановить с минимальными потерями. А, как показывает практика, с момента подачи искового заявления в суд до окончания, когда пострадавший получит деньги, пройдет минимум 1 год. То есть этот год автомобиль должен стоять, так как по суду может быть назначена независимая дополнительная экспертиза, которая должна установить и подтвердить данное обстоятельство. Соответственно, автомобиль стоит, детали там окисляются, гниют, ржавеют... Петр Кузнецов: Да-да-да. А это не закладывается в ремонтную стоимость? Дмитрий Степанов: Это не закладывается, конечно. Петр Кузнецов: Этого не избежать? Дмитрий Степанов: Не избежать в любом случае. Петр Кузнецов: А если независимая экспертиза, чтобы не ждать прохождения всех этих бумаг и ускорить, потратиться, естественно? Дмитрий Степанов: В любом случае перед обращением в суд пострадавший должен сам провести экспертизу, прийти в любую организацию, которая аккредитована, которая имеет лицензию, оценить ущерб и может обратиться в суд. Но тут пограничная ситуация – какие-то суды назначают дополнительную экспертизу и [спрашивают], почему автомобиль уже восстановлен: «Нам вот необходимо определить, не является ли...» Петр Кузнецов: «Мы теперь уже ничего не сможем проверить». Дмитрий Степанов: Да. Поэтому... Петр Кузнецов: Да... Мария Карпова: Выслушаем нашу телезрительницу Ольгу из Санкт-Петербурга, Ольга до нас дозвонилась. Ольга, здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро, Ольга. В Петербурге тоже... Мария Карпова: ...воды много. Петр Кузнецов: «В Петербурге сегодня дожди», как пелось. Зритель: Да, утро доброе. Я вам хочу сказать, что у вас как минимум очень странно поставлен вопрос, «ОСАГО по уши в воде». При чем здесь ОСАГО? Петр Кузнецов: Это я придумывал заголовок. Что не так с ним? Давайте разберемся, составим жалобу. Зритель: Абсолютно некорректный, неграмотный и странный заголовок. Петр Кузнецов: Увидимся в суде. Зритель: ОСАГО – это страхование ответственности водителя. Он, управляя автомобилем, может нанести ущерб всем, кто вокруг него находится: автомобилям, домам, людям и пр., пр. А при чем здесь ОСАГО и вода? Вот абсолютно... Мария Карпова: Есть вопросики к соведущему, я согласна. Петр Кузнецов: А по сути есть какой-то вопрос к эксперту? Зритель: И по сути. Петр Кузнецов: Пожалуйста. Зритель: Ваш юрист, я тут не поняла, не заметила, как будто что-то странно... Петр Кузнецов: Сейчас, Дмитрий, и вам достанется. Зритель: Значит, «это основная страховка, это дополнительная страховка» – это совершенно разные страховки, направленные в разные стороны, разные риски страхуют: эта [страхует] ответственность [водителя], а эта – имущество. КАСКО страхует просто имущество, имущество – это автомобиль. То есть вы на всю страну какую-то некомпетентную, неграмотную информацию даете, вот я хочу что сказать. Мария Карпова: Ольга, спасибо. Вот у нас осталось пять минут – может быть, мы... ? Петр Кузнецов: Ольга, что-то хорошее напоследок эфиру? Зритель: Ну, что хорошее? Я предлагаю просветительски... Петр Кузнецов: Просветительски, да. Зритель: ...компетентно... Люди и так часто запутаны, боятся страхования.. Петр Кузнецов: ...а тут еще больше. Зритель: Я страховщи́к, я с большим стажем страховщик, агент. Петр Кузнецов: Страхо́вщик. Зритель: Ну, страхо́вщик, страховщи́к... Петр Кузнецов: Извините: где-то я должен отыграться. Зритель: Смотрите, они [потребители] и так запутаны, боятся зачастую, а тут мы сейчас их еще больше запутаем. При чем здесь ОСАГО и вода вообще? Петр Кузнецов: Здорово, что вы представились, что вы имеете отношение [к страхованию]. Мария Карпова: Ольга, спасибо вам большое! Петр Кузнецов: Спасибо вам большое! Мария Карпова: Правда, мы очень любим критику, это мы только лучше от этого становимся. Не знаю, Дмитрий, как вам. Дмитрий Степанов: Так же, абсолютно так же. Петр Кузнецов: Будет ли какой-то комментарий? Дмитрий Степанов: Комментарий... Петр Кузнецов: Я просто про себя понял, а что Дмитрий сказал не так про... Ты поняла суть претензии? Мария Карпова: Я думаю, мы дадим Дмитрию ответить. Дмитрий Степанов: Комментарий: наверное, я бы советовал в условиях того, что сейчас рынок автомобилей достаточно дорогой с уходом многих брендов, если есть возможность, приобретать полис КАСКО. Но КАСКО не на ущерб, когда ты виновник (все-таки водители у нас достаточно опытные в большинстве случаев), а именно приобретать КАСКО с дополнительными опциями: это тотальный ущерб, это угон, пожар – вот такие виды стихийных бедствий. Петр Кузнецов: Да. Не в качестве рекламы: я тоже очень не люблю КАСКО, там свои причины, но я всегда только вот эту главную опцию, угон, тотал, [выбираю], когда речь идет, намекает на то, что с машиной может что-то случиться. Дмитрий Степанов: Объясню почему. Раньше у всех страховых компаний ОСАГО ограничивалось только доступным лимитом выплаты, сейчас он 400 тысяч рублей. У большинства компаний сейчас есть дополнительные полисы, они стоят 2–3 тысячи рублей, которые расширяют дополнительную выплату до 1 миллиона рублей. Если водитель виновник, то пострадавшей машине будет выплата до 1 миллиона рублей. Соответственно, чтобы страховать КАСКО, это уже должны быть твои риски: либо ты неуверенный водитель, ты покупаешь КАСКО на возмещение своего ущерба, или ты уверенный водитель и приобретаешь только вот индивидуальные риски (тотал, пожар, угон автомобиля). Мария Карпова: Эльвиру выслушаем еще, нашу телезрительницу... Уже немножко с такой опаской... Петр Кузнецов: Давайте, Эльвира, вещайте. Мария Карпова: Эльвира? Зритель: Алло, здравствуйте. Мария Карпова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро. Зритель: У меня вот такой вопрос. Был сильный ветер, снесло крышу, и эта крыша прилетела на стоянку предприятия, на которой стояли машины сотрудников этого предприятия. Сделали, независимые экспертизы провели, все, написали претензию предприятию, что крыша как бы ваша. Но они отказались выплачивать что-либо, ссылаясь на то, что было предупреждение МЧС о сильном ветре и все такое, либо «подавайте вот в суд, идите, что хотите, то и делайте». Петр Кузнецов: Интересно. Зритель: Есть шанс выиграть суд? Мария Карпова: Эльвира, спасибо большое! Петр Кузнецов: Случай, конечно, страшный, неприятный, но интересный. Мария Карпова: Дмитрий? Дмитрий Степанов: Предупреждение МЧС не является постановлением органа местного самоуправления о том, что в регионе объявлено стихийное бедствие. Мария Карпова: В конце концов, телефон мог не работать, не знаю... Дмитрий Степанов: Да. Если официально стихийное бедствие не объявлено, то никакие там причины, отговорки о том, что МЧС предупреждало, не могут снять с виновника ответственность за возмещение ущерба. У виновника есть право, но не обязанность как согласиться, так и отказать, в данном случае отказали. Обращение с исковым заявлением в суд, и суд присудит в полном объеме сумму восстановительного ремонта автомобиля. Петр Кузнецов: Не знаю, успею я этот вопрос задать или нет... Как быть, если, например, экспертиза говорит: «А у вас с автомобилем это случилось, вода попала, потому что у вас резинки слабые и дверь неплотно примыкала. Причина вовсе не то, что вот с неба нападало». Дмитрий Степанов: В любом случае эксперт в досудебном порядке такие выводы не сделает. Почему? Потому что если на самом деле залив в результате подтопления, а не в результате резинок, то заключение будет полностью оправдано. Если назначит независимую свою экспертизу вторая сторона, то она является заинтересованной стороной в проведении такой экспертизы... Петр Кузнецов: Да-да, конечно. Дмитрий Степанов: ...и эксперт может написать все что угодно, вплоть до того, что были все открыты окна, что в машине щели, двери не до конца закрыты, в результате этого произошел потоп. Естественно, суд назначит независимую экспертизу, и судебный эксперт, так как он подписывается под статьей об уголовной ответственности, даст вывод о том, что ущерб причинен в результате залива реального, а не в результате плохих резинок. Петр Кузнецов: Спасибо! Мария Карпова: Спасибо! Петр Кузнецов: Да, здесь, в данном случае, как всегда говорят, предупредительные меры важны... Дмитрий Степанов: Да, конечно. Петр Кузнецов: ...чтобы потом вот эту всю историю не разгребать. Дмитрий, спасибо вам большое за ваш комментарий! Дмитрий Степанов, юрист. Поговорили о том, что, скорее всего, к концу этой недели, как говорят синоптики, уйдет [циклон] из центральной части России. Ну а мы уйдем минут на пять-семь, вернемся во втором часе, чтобы вместе с вами обсудить аж три темы, которые опять же на основе ваших пожеланий сформированы. Оставайтесь с нами.