Открытия будущего
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/otkrytiya-budushchego-92455.html
Руслан Арсланов: Давайте теперь поговорим с экспертом на эту тему. На связи с нами Сергей Москалев, футуролог и разработчик лингвистических программ. Сергей, здравствуйте!
Мария Карпова: Здравствуйте!
Сергей Москалев: Добрый день.
Руслан Арсланов: Сергей! Ну, действительно, мы уже не скромничаем. Мы ставим перед будущим какие-то амбициозные задачи. Кажется, или действительно люди стали заглядывать в будущее как-то так уже смелее? И как будто смелее предполагать: что там будет? Или это только такая иллюзия, которую мы видим сейчас?
Сергей Москалев: Вот только что вы озвучили цифры. Согласно опросу, 34% считают, что можно остановить процесс старения благодаря лекарствам и новым технологиям. То есть большая часть, одна треть населения уже высказалась, чего они хотят.
Но тут такой возникает вопрос: когда мы говорим о будущем технологий, мы забываем, что без понятных интерфейсов это будущее наступит не для всех. Целое поколение оказывается за бортом прогресса. Вот вы представьте себе: как бабушке объяснить двухфакторную авторизацию на Госуслугах, например?
Мария Карпова: Ой! Это мне тоже надо объяснить.
Сергей Москалев: Да. Я думаю, что многим из нас. И каждые 10–15 лет происходит какой-то скачок. И часть населения оказывается не в состоянии перейти, например, с дискового телефона на кнопочный или на смартфон.
Руслан Арсланов: Да.
Сергей Москалев: И здесь важную роль играют интерфейсы. То есть интерфейс – это то, через что человек взаимодействует с функцией.
Например, если мы возьмем головку молотка, то она сама по себе не представляет никакой ценности. То есть, хотя функционал в ней заложен – забивать гвозди, но пользоваться нельзя. Поэтому нужна ручка для молотка. И вот ручка и молоток – они образуют некий действующий прибор, которым можно пользоваться.
И вот мы, к сожалению, сейчас с современными технологиями оказываемся... Многие сталкиваются: и мы сами, и наши родственники. Вот недавно была история: у одной бабушки сломался телевизор, и ей решили купить самый современный и какой-то навороченный, которым можно подключаться к Интернету. Все закончилось тем, что пошли на Авито искать такой же старый, которым просто нажать «вкл» и нажать номер канала.
И это тревожный очень симптом. Потому что все большая и большая часть населения, которые еще достаточно умны и могут принести какую-то пользу государству, из-за отсутствия интерфейса они оказываются за бортом. Это очень большая проблема.
И люди, которые занимаются новыми технологиями, они гордятся ими. И в общем... Но тем не менее, тем не менее они забывают о той большой части населения, которая оказывается не в состоянии пользоваться этими технологическими прорывами.
Руслан Арсланов: Сергей! Нет, ну есть же там ряд программ, которые помогают стабилизировать как-то эту ситуацию: там цифровая грамотность, курсы. Туда все равно отправляются люди и стараются как-то научиться чему-то новому. Или этот процент мал – тех людей, которые готовы что-то изучать и готовы как-то идти в ногу со временем, скажем?
Сергей Москалев: Скажем, это такая еще часть населения, о которой вы говорите, – люди, которые готовы учиться, выйдя на пенсию и так далее. Но надо не забывать, что есть маломобильные люди, которые просто из дома выйти не могут. И то, что для них является спасением, то есть возможность поддерживать связь с родственниками, с миром, при каждом новом каком-то технологическом открытии она становится для них невозможной.
Есть забавная история. Есть такой миллиардер Уоррен Баффетт. И он долгое время пользовался старой Motorola, потом Samsung – раскладушкой такой, в которой просто несколько кнопок, важных для него; он вызывал клиентов. И вот, значит, Тим Кук, который руководит компанией Apple, готов был вылететь лично в Орегон к Уоррену Баффету, чтобы научить его пользоваться айфоном. То есть смартфоном.
Понимаете? То есть даже люди, так сказать, богатые, которые доказали свою состоятельность, оказываются бессильны перед технологией. И им нужны какие-то помощники, которые бы помогли....
Руслан Арсланов: Сергей! Как тогда с этим бороться? У нас есть буквально минута. Как тогда, в будущем, мы будем это делать? Как интерфейсы могут помочь нам все-таки идти в ногу со временем?
Сергей Москалев: Важно просто об этом думать. Если разработчики об этом будут думать, они смогут эту задачу решить. Может быть...
Мария Карпова: Не думай о розовых слонах. Думай об интерфейсе!
Сергей Москалев: Да!
Мария Карпова: Спасибо большое!
Руслан Арсланов: Спасибо большое!
Мария Карпова: Да.
Руслан Арсланов: Сергей Москалев, футуролог, разработчик лингвистических программ, был с нами на связи. И подсветил такую интересную составляющую всего этого прогресса: что порой действительно мы за ним не успеваем угнаться, хотя в целом строим какие-то грандиозные планы.
Мария Карпова: А вот мнение из Москвы: «Главное – продвинутость людям вредна». Да? Ну, тоже интересное мнение. Спасибо вам большое, правда, за ваши мнения, за ваши сообщения. Мы увидимся уже завтра в 9:00 по мск в самом раннем выпуске ОТРажения. Руслан Арлсланов, Мария Карпова.
Руслан Арсланов: Мария Карпова.
Мария Карпова: Далее новости!
Руслан Арсланов: Хорошего вам дня! Хорошей недели! До новых встреч!
Мария Карпова: Пока!