Отопительный сезон
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/otopitelnyi-sezon-81871.html Петр Кузнецов: Спасибо Ксении большое!
Мария Карпова: Спасибо, Ксения!
Петр Кузнецов: Обратите внимание, кто был назван первым в этой паре...
Мария Карпова: Я не услышала.
Петр Кузнецов: ...с кого начала ослепительная Ксения, блистательная ведущая новостей?
Мария Карпова: Так нечестно! Ослепительная и «отопительная» хотела сказать, но нет.
Петр Кузнецов: Хочешь, я освежу тему? Даже вот батареи не нужны с таким комплиментом!
Мария Карпова: Точно! Спасибо!
Петр Кузнецов: Греюсь только от этих слов.
Мария Карпова: Вот это вот, о чем я говорила, петелька и крючочек.
Петр Кузнецов: Петелька и крючочек, то, что не дают ни мне, ни тебе другие партнеры по «ОТРажению».
Мария Карпова: Действительно.
Отопительный сезон в каждом регионе каждый год начинается в разное время. По общим правилам, отопление в многоквартирных домах должны включать, когда температура воздуха устанавливается на низких значениях. (Что это за низкие значения, мы тоже обязательно чуть позже поговорим.) Но на деле все проходит не так гладко, думаю, многие это подтвердят из наших телезрителей. Если в Москве совсем недавно заработала горячая линия (отопительный же сезон, и линия горячая)...
Петр Кузнецов: Полухолодная линия заработала в Москве.
Мария Карпова: Там москвичи могут пожаловаться, если батареи холодные как раз. А как быть остальным городам и регионам? Кто за это отвечает? Что делать, если холода наступили, а отопление не дали? А также о нормах температуры в жилых помещениях. Мы поговорим об этом с Валерием Мамчуром, руководителем регионального центра «ЖКХ контроль» по Московской области.
Петр Кузнецов: Меня показали, но это не я.
Мария Карпова: Валерий Михайлович, здравствуйте!
Петр Кузнецов: Доброе утро.
Валерий Мамчур: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Добро пожаловать, спасибо.
Мария Карпова: Я хочу призвать наших телезрителей задавать свои вопросы нашему эксперту. Рассказывайте, дали ли у вас отопление или нет, по какой причине, если вам удалось это выяснить. Мы постараемся как можно больше случаев разобрать в прямом эфире, 30 минут у нас будет работать своя горячая линия, не только для москвичей.
Петр Кузнецов: Давайте, раскалите ее по максимуму!
Валерий Михайлович, значит, отопительный сезон – это же штука такая, более-менее постоянная, ну то есть это не стихийное бедствие, не какая-то авария, но каждый раз не из одного региона мы слышим «оказались не готовы к отопительному сезону». Что это значит? Из-за чего... ? Вот какой-то средний показатель можем вывести этой проблемы?
Валерий Мамчур: Конечно. Отопительный сезон вообще и подготовка к отопительному сезону начинается сразу после окончания предыдущего. То есть у нас закончился отопительный сезон, вот весна, все уже, температура позволяет, в квартирах тепло, на улице тоже, – в этот же момент начинается уже подготовка к следующему отопительному сезону.
Петр Кузнецов: Это как съемки Нового года: отснялись – уже следующий пора.
Мария Карпова: Да, практически.
Валерий Мамчур: Примерно да. Потому что, чтобы было понятно, подготовка к отопительному сезону – это многогранный такой процесс, который заключает в себя не только, допустим, трубы от котельной. Здесь у нас и чтобы электричество постоянно работало и была поставка бесперебойная, это у нас эти же котельные, потом многоквартирные дома... Не стоит забывать, что подготовка к отопительному сезону не только в многоквартирных домах, но подготовка и социальных объектов. Вот когда выходит постановление администрации о начале отопительного сезона...
Хочу напомнить, что каждая администрация дает свое постановление, они могут выдать раньше, чем среднесуточная, допустим, температура будет, допустим, 8 градусов, они могут раньше выдать это постановление, если посчитают, что действительно необходимо. Соответственно, первым делом начинают люди интересоваться, почему у нас в квартире и в домах не тепло, ведь постановление администрации было вчера. В постановлении администрации в основном пишут, что сначала запускают социальные объекты: это школы...
Петр Кузнецов: ...поликлиники...
Валерий Мамчур: ...поликлиники...
Петр Кузнецов: ...детские сады...
Валерий Мамчур: Затем многоквартирные дома и после этого уже производства и все остальные. Соответственно, есть время, такое понятие, как пусконаладочные работы. Почему? Потому что теплоноситель в дома поступает, он поступает, допустим, иногда с воздухом, идет завоздушивание систем. Каждый, допустим, дом иногда слышал, что у него в батареях что-то «бульчит», что-то там журчит, а тепла нет.
Мария Карпова: Да!
Валерий Мамчур: Соответственно, необходимо спустить воздух, прогнать систему. В основной своей массе в новых домах уже на третьих этажах установлены воздухоотводчики, которые позволяют системе сбросить воздух. Поэтому, конечно же, этот процесс и вот эти работы, сразу идеально не может быть, для этого и существует определенный промежуток времени, в который идет настройка, допустим, балансировка, все остальное.
Конечно же, когда у вас нет дома тепла, конечно, можно обратиться и нужно обратиться в свою управляющую компанию, которая обслуживает дом. У кого-то управляющая компания, у кого-то, допустим, ТСЖ, ТСН, сразу председателю позвонить. Хочу всем телезрителям напомнить, что у каждой управляющей компании должна работать горячая линия, обязательно единая диспетчерская служба должна быть организована, притом она должна работать круглосуточно. Эта информация должна размещена быть в подъездах на информационных досках.
И когда идет отопительный сезон, начало, конечно же, управляющие компании уведомляют, что такого-то числа будет, допустим, заполнение системы, чтобы не допустить такого затопления, чтобы... Люди некоторые делают ремонт, они поснимали батареи...
Мария Карпова: Когда начинается этот отопительный сезон? Вот мы много говорим про эти значения температурные – какие они должны быть, чтобы начался отопительный сезон в том или ином регионе?
Валерий Мамчур: По нормативам у нас как Гидрометцентр, когда мы видим, что среднесуточная температура на улице 8 градусов в течение, допустим, 5 дней. Если эта температура не повышается, соответственно, в квартирах уже становится некомфортно, становится сыро немножечко...
Мария Карпова: Если в квартире стало некомфортно, когда еще не наступили вот эти вот 8 градусов в течение какого-то времени, но в квартире при этом холодно... ?
Петр Кузнецов: Подкреплю вопрос сообщением: «Дома уже холодно, греемся обогревателем. Отопление должны начать постепенно запускать с сегодня», – Воронеж.
Мария Карпова: Вот, да. Можно ли, например, не знаю, всем домом или всем подъездом куда-то обратиться?
Петр Кузнецов: Замечательно. И еще я как раз покопался, значит, заголовок прошлого сезона: «Отопительный сезон в столице (в столице) начнется раньше срока в связи с жалобами москвичей».
Мария Карпова: Вот.
Петр Кузнецов: Из чего мы делаем вывод, что все-таки на начало отопительного сезона могут повлиять жалобы, а не среднесуточная температура.
Валерий Мамчур: Я сказал пять минут назад, что постановление...
Петр Кузнецов: Оба, что ли, прослушали, получается?
Валерий Мамчур: Смотрите, постановление выносит администрация, т. е. глава города принимает решение о начале отопительного сезона. Конечно же, когда количество, допустим, обращений граждан и действительно, допустим, прохладно и температура может быть среднесуточная не в течение 5 дней, а она колеблется, – конечно, они могут сделать это постановление...
Петр Кузнецов: Ну да, или неожиданные холода.
Валерий Мамчур: ...чтобы граждане не мерзли. Зачастую, знаете, как показывает практика, в квартирах прохладно и такой дискомфорт – это квартиры на первых этажах и квартиры угловые.
Мария Карпова: Ну что же делать? Там же все равно люди живут.
Валерий Мамчур: Согласен, я даже не спорю. Но здесь вопрос следующего характера. Если у нас в квартире, допустим, прохладно, в принципе у кого установлены газовые котлы, они могут сами себе сделать лето, сделать себе в любое время отопление. Если, конечно, отопительный сезон не начался так, как хотелось бы некоторым, к сожалению или к счастью, у нас есть возможность приобрести обогреватель. Либо же, если вы делаете ремонт... Кстати, кто сейчас делает ремонт: зная, какая ситуация у нас иногда бывает в стране, ставьте сразу же себе бойлеры и теплые полы. Монтируйте теплые полы, они вам помогут...
Петр Кузнецов: Как все просто!
Валерий Мамчур: Они вам помогут вот это время, начало отопительного сезона, вот этот вот переходный период от начала запуска отопления, когда появляется уже действительно полноценное тепло в квартире, переждать. Потому что наше здоровье – оно дороже, чем мы заплатим за электричество и наши дети будут болеть...
Потому что иногда слышишь: «Вот мои дети будут болеть, мы все замерзли, кто будет за лекарства платить?» Я скажу сразу, я не чиновник, я могу высказать свое мнение как общественник, – я считаю, что семьянин, отец, допустим, семьи, он должен обеспечить дома комфорт, поэтому... Этот обогреватель стоит недорого. Да, понятно, что за электричество нужно заплатить, но за отопление тоже нужно заплатить. Нужно так, чтобы семья не мерзла, все сделать для того, чтобы не мерзла, а потом разбираться с управляющей компанией...
Петр Кузнецов: То есть все за коммунальщиков делать, получается?
Мария Карпова: Ну вот именно.
Петр Кузнецов: Это с чего это мы вдруг должны?
Валерий Мамчур: Нет, не за коммунальщиков, подождите. Есть определенная жалоба, вот мы пожаловались, что у нас нет отопления, – согласен, мы имеем право пожаловаться, и действительно, обоснованно вы пожаловались. Но это не повод, для того чтобы наша вся семья замерзла, как говорится, куплю билет и назло кондуктору пойду пешком. Не стоит ни в коем случае.
Мария Карпова: Это если отопление не дали. А вот, например, случай из Ижевска у нашей телезрительницы: «Отопление дали 5 октября», – фотографию прислала, мы видим значение, 16 градусов в комнате, 16.
Валерий Мамчур: Ну конечно, недопустимо. Давайте начнем...
Мария Карпова: Что делать?
Валерий Мамчур: Первое, чтобы было понятно: у каждого случай индивидуальный, если вот разобраться. Есть, конечно, комплексное... Я скажу так. Я приехал из муниципалитета, где только сегодня в определенные районы должны дать отопление по той причине, потому что не успел подрядчик проложить трубы и сделать модернизацию. Вот представьте, сейчас люди у нас сидят без отопления и без горячего водоснабжения. Ну конечно же, это возмутительно, нужно было готовить, как говорится, сани летом.
Что касается каждой квартиры, конечно же, перво-наперво необходимо, повторюсь, обратиться в свою эксплуатирующую организацию, т. е. это или ТСЖ, либо это управляющая компания. Не стоит забывать, что каждый имеет право на перерасчет, потому что в домах, где люди живут, где не новостройки...
Петр Кузнецов: В смысле, когда поздно дали, а ты платишь по квитку?
Мария Карпова: Или если дали, но холодно, видимо.
Валерий Мамчур: Конечно, вам квитанции придут, скорее всего, в полном объеме.
Петр Кузнецов: Да-да-да, естественно.
Валерий Мамчур: У вас расчет на 12 месяцев, где нет общедомового прибора учета, где вам начисляют теплосеть на 12 месяцев, вам приходит квитанция, что в этом месяце было отопление в полном объеме. Если его не было в полном объеме, как платить? Конечно же, люди возмущаются, 16 градусов, конечно, будут мерзнуть, и это ненормативная температура. Нужно...
Мария Карпова: И потом на эту разницу купить обогреватель как раз.
Валерий Мамчур: Совершенно верно.
Петр Кузнецов: А если останется, теплый пол еще.
Валерий Мамчур: Но смотрите, есть одно «но», для того чтобы было понятно: слов, простых слов и в суде, и в управляющей компании мало.
Мария Карпова: Вот.
Валерий Мамчур: Необходимо что сделать? Необходимо вам составить акт. Если у вас многоквартирный дом, скорее всего, у вас должен быть организован совет дома, это те жители, совет дома, которые защищают интересы всех граждан, всех проживающих в доме, можно сказать, депутаты от дома, которые на общественных началах занимаются этим. Вот здесь составить акт, акты составить, что температура, допустим, была такая-то, вот замерить, что отсутствует температура в полном объеме, и тогда в управляющую компанию написать заявление с приложением этого акта о том, чтобы сделали обязательно перерасчет. Потому что это все-таки, я скажу так, нарушение лицензионных требований управляющей компанией: если тепло должно поступить в доме в квартиры, а его нет, это нарушение, это штраф.
Петр Кузнецов: Так и запишем.
Мария Карпова: А как зафиксировать эту температуру, вот я не очень поняла?
Валерий Мамчур: Вот смотрите, градусник, можно взять градусник. По идее, как должно происходить? Вы обращаетесь в управляющую компанию...
Мария Карпова: А, они кого-то должны прислать?
Валерий Мамчур: Естественно! Они обязаны взять с собой папочку, взять с собой специальный такой термометр, который не просто термометр, которым мерить под мышкой, а термометр сертифицированный, который для замера температуры.
Мария Карпова: Скорее всего, вы их будете ждать до лета...
Валерий Мамчур: Опять же, они обязаны, это их обязанность. Если уж на то пошло, это их обязанность, за что они получают деньги. Они должны к вам прислать человека... Давайте говорить так: когда у вас протечка дома, когда топят соседи, они обязаны незамедлительно приехать, перекрыть, выяснить и... Такая же ситуация и здесь, это тоже...
Петр Кузнецов: Только чуть медленнее в данном случае.
Валерий Мамчур: Обязаны.
Мария Карпова: Мы рассмотрели ситуацию с Ижевском. Я предлагаю узнать, тепло ли в Кунгуре и Курске, но мы, конечно, не про погодные показатели. Дали ли тепло в домах Кунгура и Курска? Если нет, знают ли жители этих городов, куда можно обратиться? Это выясняли наши корреспонденты.
ОПРОС
Мария Карпова: Что-то...
Петр Кузнецов: Отопление выключили, не прогрелся сюжет.
Мария Карпова: Выключили.
Петр Кузнецов: Я просто хотел в дополнение к твоему... Видимо, я так сильно хотел сказать, что не получилось у нас послушать зрителей...
Мария Карпова: Так.
Петр Кузнецов: Пока все то, что происходит, Валерий Михайлович, зрители все-таки называют «повезло». Ну вот в этом сезоне очень много сообщений, которые начинаются именно вот с такого оборота: «В этом сезоне нам повезло, дали вовремя, сейчас сидим в тепле», «В этом году нам повезло, отопление включили 19 сентября, в квартире тепло и комфортно», – Ольга, Мурманск.
Я хочу чуть-чуть еще в другую сторону повернуть и поговорить про тех, кому повезло и кому даже «переповезло».
Мария Карпова: Да.
Петр Кузнецов: Когда сильно топят, когда ты понимаешь, даже не понимаешь – ты ощущаешь, что и тебе некомфортно... Это, кажется, называется у нашего народа «греть улицу»: ты открываешь все окна и двери, балконы, не знаю, все что угодно, чуть ли не вентилятор ставишь, потому что очень жарко. И при этом у нашего человека создается ощущение, что он еще и переплачивает за этот дискомфорт. Так ли это?
Мария Карпова: Из Москвы жалуются.
Петр Кузнецов: Чем больше топят, тем больше мы платим? Как это выяснить и как градусы снизить?
Валерий Мамчур: Смотрите, сама система отопления, конечно, если быть... я приведу такой, знаете, пример... это как кровеносные сосуды у нас, у человека. Соответственно, конечно же, мы можем регулировать как свое давление определенными препаратами, так же и здесь. Основная масса проблем в тех домах, где нет возможности регулировки...
Петр Кузнецов: Нет, да. Поставить это сложно, это тяжело.
Валерий Мамчур: Сразу говорю, если есть возможность техническая, ставьте, пожалуйста, регулировку...
Петр Кузнецов: Это дорого. Сколько это стоит?
Валерий Мамчур: Это не так дорого, чем вы...
Петр Кузнецов: Это за наш счет или... ?
Валерий Мамчур: Ну конечно. Но, по идее, батарея же – это в нашей собственности, это наша зона ответственности, батарея. Соответственно, батарея, если мы можем прикрутить ее, сделать меньше, чтобы было комфортно, а не открывать форточку, – конечно, нужно делать комфортно. Соответственно, не открывать форточку и окно, потому что эти все гигакалории, которые уйдут в окно, за них заплатят и вы, и весь дом, на всех будет это распределено.
Петр Кузнецов: Это вот второй вопрос, когда ничего не говорящие единицы измерения появляются в этой квитанции, гигакалории, там еще...
Валерий Мамчур: Перетоп, я дополню.
Петр Кузнецов: Объем оказанных услуг, ну и человек как бы смотрит, он же не может понять...
Валерий Мамчур: Это перетоп. Это тоже некачественно предоставленная услуга. То есть когда человек замерзает, когда холодно, не дается столько тепла, сколько нужно, это некачественная услуга, и перетоп – это тоже некачественная услуга. Потому что когда перетоп, когда жара, особенно люди пожилого возраста, они чувствуют себя некомфортно, потому что тяжело, для сердца тяжело...
Петр Кузнецов: Да-да-да.
Мария Карпова: Конечно.
Валерий Мамчур: ...душно... Потому что перетоп – это точно так же можно обратиться, чтобы сделали настройку...
Петр Кузнецов: Замер тот же самый?
Валерий Мамчур: Сделали замер.
Зачастую люди почему не обращаются? Они не знают, как правильно оформить, как это сделать. Я, может быть, скажу: есть нами, общественниками, разработанная единая информационная система, называется она «ОКей ЖКХ» [окжкх.рф], это бесплатная она. Там система сама формирует заявление, вам не нужен ни юрист, никто. Выбираете просто, как любые сервисы, Госуслуги, выбираете «перетоп» или, допустим, «не работает освещение», «нет отопления», и система сама сформирует заявление по параметрам из действующего законодательства, вам нужно только распечатать и отдать.
Потому что зачастую люди берутся за голову: эти законы нужно искать, а какая там ситуация сейчас с законодательством, а как правильно написать, а куда нужно отправить... Поэтому зачастую люди это на кухне пообсуждают и махнут рукой: «Все равно на них управы нет», – и все. Нет, управа всегда есть, управа всегда есть, поэтому всегда необходимо отстаивать свои права.
Петр Кузнецов: У нас звонки есть.
Мария Карпова: Да, из Нижнего Новгорода Николай дозвонился. Николай, здравствуйте, слушаем вас.
Зритель: Здравствуйте.
Проблема у нас уже не первый год, более чем 3 года наблюдаем такую картину, что ночью отключают полностью отопление.
Мария Карпова: Ночью?..
Зритель: 12-го числа этого месяца приходилось греться даже у газовой плиты, т. е. до 6 утра. Неоднократно эти отключения еще выявили следующую картину: значит, отопительная система, которая идет к ... общежитиям, была разморожена и ее заново перекладывали. И еще дополнительно хочу сообщить, что по истечении каждого года они снимают еще дополнительную плату больше 3 тысяч рублей.
То есть это характеризует не только непорядочность работы, я не знаю, там напиваются они или там они отдыхают, отключают отопление в ночное время, но и то, что администрация не контролирует, Московского района, данную котельную, – это характеризует большую непорядочность отношения к мирному населению. Спасибо.
Мария Карпова: Спасибо большое, Николай. Я, честно говоря, первый раз слышу, чтобы по ночам отключали...
Петр Кузнецов: По ночам...
Мария Карпова: Это же процесс-то небыстрый, как я понимаю, пока тепло доходит до потребителей. Это же невозможно так просто...
Петр Кузнецов: Интересно, они на автомат как-то поставили...
Валерий Мамчур: Если отключается отопление, это быстрый процесс, вы сразу почувствуете, что у вас батареи прохладные.
Мария Карпова: А, да?
Петр Кузнецов: То есть это как кран с водой перекрыть, да?
Валерий Мамчур: Это может быть просто... Смотрите, давайте сразу: проблемы одни и те же у нас всегда с началом отопительного сезона.
Петр Кузнецов: Да, это вот то, с чего мы начали, с нашего главного вопроса.
Валерий Мамчур: Из года в год они одинаковые всегда. Но мы все, можно сказать, одинаково несчастны, но каждый по-своему, если говорить о каких-то проблемах. Здесь необходимо разбираться конкретно по этому вопросу, потому что, допустим, здесь в доме может стоять автоматика, которая правильно не настроена, и она срабатывает ночью, где-то перебой, где-то скачок напряжения, это касается индивидуальных теплопунктов... Там же компьютер. Вот этот компьютер...
Петр Кузнецов: Я просто думал, что вы имеете в виду квартирные счетчики, например. Считается как один из альтернативных вариантов, но я полагаю, что это очень сложно.
Валерий Мамчур: Квартирные счетчики – да, но не стоит забывать, что квартирные счетчики – это не решение всех проблем, потому что вы заплатите за свое квартирное потребление, но ОДН, общедомовые нужды, все равно на вас насчитают.
Петр Кузнецов: Общедомовые, конечно, и то на то и не выйдет, будете переплачивать.
Валерий Мамчур: Если вы считаете, что у вас переплата, если вы считаете, что у вас ненормативно, напишите в Государственную жилищную инспекцию, по Московской области это сейчас ГУСТ [Главное управление содержания территорий] уже. Нужно написать, приложить документы, и они сделают расчет.
Мария Карпова: Валерий Михайлович, спасибо большое!
Валерий Мамчур был сегодня с нами в студии, руководитель регионального центра «ЖКХ контроль» по Московской области.
Я надеюсь, никто все-таки не будет мерзнуть...
Петр Кузнецов: Пишите. Активность...
Валерий Мамчур: Желаю тепла вам в ваших сердцах!
Петр Кузнецов: Когда вы активничаете, теплее же становится.
Мария Карпова: Это правда, да.
Петр Кузнецов: Мы через пять минут во втором часе с двумя темами вас готовы поприветствовать. Никуда, пожалуйста, не уходите и, главное, опять же не замерзайте, пожалуйста.