Вера Круглова: Ну а почему же санатории снова вернулись в топ самых популярных видов отдыха, поговорим с нашим экспертом Михаилом Даниловым, медицинским директором Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья. Антон Липовский: Здравствуйте! Вера Круглова: Здравствуйте! Ну вот, как вы объясняете рост спроса на санаторный отдых? С чем он связан? Такие мы сознательные стали? Заботимся о своем здоровье? Михаил Данилов: Доброе утро всем зрителям программы «ОТРажение». Ну да, наверное, я поддержу все-таки, что внимание к собственному здоровью, оно действительно повысилось. Но работает множество факторов. Работает и поддержка направлений внутреннего туризма. Работает и ограничение выезда за рубеж. То есть это, в общем-то говоря, в комплексе все факторы, которые сейчас развернули, во-первых, аудиторию в сторону внутреннего рынка – рынка внутреннего туризма, в том числе оздоровительного. Ну а поскольку у санаториев действительно предложения – это очень качественный отдых – с оздоровлением, с лечением и с заботой о здоровье, то в первую очередь вот, так сказать, аудитория, которая, можно сказать, не собралась за границу, в первую очередь на них и обратила. Поэтому эта сумма факторов работает. Вера Круглова: Михаил, а есть какие-то данные? Вот типичный такой потребитель услуг санатория – он кто? Сколько ему лет? Антон Липовский: Да, хочется статистики побольше. Молодежь ездит? Вера Круглова: Да. Есть ли молодежь? Михаил Данилов: Вы знаете, в последние два – три года совершенно четко наблюдается расширение аудитории. То есть если раньше у нас средний возраст был 55+, то сейчас средняя планка сместилась, ну с этой именно. Средняя где-то в 45–50. Но стало гораздо больше тех, кто отдыхает семьями, в том числе с маленькими детьми. И это как раз показатель того, что молодой аудитории становится больше. Ну а в ответ на это и предложение изменилось. То есть теперь это не только строго медицинские процедуры, но это и развитая система досуга, которая, с нашей точки зрения, тоже очень большой помощник эффективного отдыха. Потому что психологический отдых – это тоже наш основной компонент отдыха. Его тоже никто не отменял. Антон Липовский: Нам до этого звонил, я бы сказал, звонила, санаториевед Евгения из Нижнего Новгорода. Более 60 санаториев посетила. И вы, наверное, слышали, да? О том, что она переживает за то, что стали перепрофилироваться в отели. Это действительно существует? И чем это обусловлено? Экономикой? Михаил Данилов: Вы знаете, это больше локальные истории. Действительно, некоторые меняют даже название. И меняют название не только на отели. Меняют название «санаторий» на Medical SPA, на другие конструкции. И это как раз связано с тем, что необходимо работать с другими аудиториями. И вообще, есть такая проблема, что пока у человека нет сильного и явного проявленного заболевания, но профилактика, она всем нужна, то нужно искать инструменты вообще, как вовлекать в здоровый образ жизни. И вот это один из ключевых сейчас вопросов, который перед оздоровительным туризмом стоит: как привлекать аудиторию в этот, безусловно, полезный отдых? Если аудитория, например, не хочет ехать, во-первых, под названием «санаторий», а едет в объект под названием, скажем, Medical SPA. Так что... Вера Круглова: Ну, если все-таки мы поехали в санаторий. Соответствуют ли современные санатории на территории нашей страны собственно требованиям современным? Михаил Данилов: Среди тех, кто работает сейчас – да, есть достаточно количество санаторно-курортных объектов (организаций), которые соответствуют современным требованиям. То есть это и качественный номерной фонд, и достойная медицинская база, и хорошая досуговая составляющая. Стала наконец-то развиваться история с тем, что во многих объектах появились свои бассейны. Как мы говорим, она – замена морю. Это обязательный компонент оздоровительного отдыха, если моря нет. Ну, поэтому, в общем-то, отрасль растет, развивается. Не так быстро, может быть, как бы нам всем хотелось, но объекты достойного качества – они есть на рынке уже довольно давно. Вера Круглова: А что о доступности самих санаториев? Что с ценами? Михаил Данилов: Если говорить про сегмент санаториев, которые работают только в коммерческом рынке, то он растет синхронно с прочими видами туризма. Но если очень хорошо осмотреться вокруг, то среди санаторно-курортных организаций довольно много тех, которые удерживают цену, скажем, на очень-очень доступном уровне. Конечно, это, в общем-то говоря, коррелирует, то есть совпадает с уровнем номерного фонда и вообще сервисного предложения. А вот если говорить по медицине, то почти независимо от цены контур и уровень медицинской услуги, он, в общем-то говоря, равный и соответствует. Антон Липовский: Ну, то есть соотношение цена – качество вы считаете, что на сегодняшний день на должном уровне? Михаил Данилов: С точки зрения медицины – да. С точки зрения размещения каждый найдет для себя тот вариант, который его устраивает по цене. Вера Круглова: Ну а какой прогноз даете: в ближайшее время спрос будет увеличиваться на такой вид отдыха? Михаил Данилов: Это очень сложный вопрос. Потому что вот я подчеркну, что он зависит от множества факторов. Он зависит и от состояния работы по выездному туризму в очень существенной степени. Потому что все-таки оздоровительный туризм – это, надо признать, это самый полезный и самый хороший вид отдыха с точки зрения восстановления сил и здоровья. Но он конкурирует с прочими направлениями, в том числе на рынке внутреннего туризма. И поэтому вот что выберут потребители, когда ситуация изменится, предсказать очень сложно. Вообще, сейчас среди отраслевиков появляются и в ближайшие годы появятся еще несколько десятков новых продвинутых объектов. Мы очень надеемся, что они как раз сформируют и усилят вот то новое качественное предложение, которое нам всем необходимо для того, чтобы люди выбирали именно этот вид отдыха. Вера Круглова: Спасибо вам, Михаил! Антон Липовский: Спасибо, Михаил! Вера Круглова: Михаил Данилов, медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья, был с нами на связи. Антон Липовский: И мы видим, что и количество... Ой! Число, точнее, самих санаториев тоже увеличивается. Что тоже перспективно, мне кажется, на этом рынке... Вера Круглова: Ну, согласна.