Анастасия Семенова: Ну а теперь поговорим о парфюмерии. Согласно данным аналитиков одной компании, большинство женщин покупают духи в объеме 100 миллилитров. Чаще всего, даже если девушки покупают несколько флаконов, все равно за год расходуется вот такое количество. А если исходить из того, что в среднем за жизнь женщины пользуются духами 65 лет, то они расходуют около 7 литров духов. Но мне кажется, что есть такие девушки или, может быть, женщины, дамы, которые за день на себя выливают литр. Я думаю, что многие понимают, о чем я говорю. Так как же выбрать свой аромат, как найти те самые нотки, которые будут ассоциироваться с вами? Как не распугать коллег и как же правильно носить тот или иной аромат? Обо всем поговорим с нашим экспертом. Тимофей Федосов у нас в гостях, пилот-парфюмер. Тимофей, здравствуйте, доброе утро. Тимофей Федосов: Здравствуйте. Антон Липовский: Здравствуйте. Я могу даже понять, кто из соседей утром уже вышел на работу, потому что такой шлейф по всему коридору тянется в подъезде... Это правда. Тимофей Федосов: А, вы про своих соседей? Я думал, вы про меня. Анастасия Семенова: Я тоже сразу как-то некомфортно себя почувствовала. Антон Липовский: Нет-нет-нет, в доме, конечно. Анастасия Семенова: Но мы же тоже в доме. Антон Липовский: По сути, да, в телевизионном. Тимофей Федосов: Потому что каждый раз, когда я утром выхожу из дома, кто-то из соседей мне в WhatsApp пишет: «Какие у вас духи!» Потому что на самом деле я один из тех людей, которые любят на себя флакончик духов вылить, а потом ехать в метро утром. Анастасия Семенова: Ага! Антон Липовский: И всех, с одной стороны, сводить с ума, с другой стороны, заставить завидовать или проследовать на несколько станций больше, чем они планировали. Тимофей Федосов: Это правда, да. Еще это очень удобно, потому что, когда ты садишься, обычно все люди отсаживаются, и ты сидишь один. Анастасия Семенова: Спрашивают ли часто, что за парфюм? Тимофей Федосов: Довольно часто, т. е. пару раз в месяц я слышу. Ну и парфюмы я ношу, соответственно, не совсем обычные. Анастасия Семенова: А как задают вопрос? «Простите, пожалуйста...» – всегда так очень... ? Тимофей Федосов: Да, довольно скромно. Я думаю, что люди, бывает, даже в основном стесняются спросить. То есть если бы у нас все были суперосознанные и никого не боялись, то, наверное, таких вопросов было бы больше. Но я, например, всегда, вот мне ничего сложного не стоит: если я слышу на человеке действительно красивый парфюм, я обязательно его похвалю, даже если это будет «Красная Москва», которую я, кстати, очень уважаю. Анастасия Семенова: Я тоже. Антон Липовский: «Даже если это будет «Красная Москва»», вы ее выделили. Анастасия Семенова: Потому что есть люди, которые сравнивают, что это самые... Антон Липовский: Нет, просто есть люди, которые... Тимофей Федосов: Вот есть у нас что-то красное. Антон Липовский: Да-да, и вылили полфлакона. Тимофей, не могу не спросить. Вы упомянули уже, что носите как-то его необычно. Необычно – это как? Тимофей Федосов: У меня есть определенная схема нанесения парфюмов. Анастасия Семенова: Это секрет? Тимофей Федосов: Она классическая, сейчас я ее раскрою. Антон Липовский: Алгоритм. Тимофей Федосов: Давайте начнем с того, что влияет на парфюм как таковой, что влияет на его шлейф, что влияет на его... Анастасия Семенова: Температура тела? Тимофей Федосов: Температура тела как вариант. Что происходит? Температура повышается, спирт испаряется быстрее, молекулы вместе со спиртом распространяются быстрее. Что еще влияет? Влияет размер молекул, ну и, соответственно, вещества, которые мы используем, чем молекула больше, тем медленнее она будет подниматься с кожи. Соответственно, по такому принципу вещества делятся на три категории: верхние, средние и нижние ноты. Это то, что мы называем... Анастасия Семенова: ...пирамидкой. Тимофей Федосов: Да, ольфакторная пирамида аромата, все правильно. Антон Липовский: Вы как будто вместе пришли сегодня, я так смотрю... Тимофей Федосов: Еще увлажненная кожа аромат будет держать дольше, потому что, соответственно, все точки, на которые мы будем наносить парфюм, увлажняем кремом без запаха, либо я пользуюсь вазелином, он дешевле просто. Точки, которые я использую, – это горячие точки тела, это там, где сосуды находятся ближе всего: это запястье, локтевой сгиб, за ушами. Волосы, потому что они пористые; одежда, потому что хорошо отдает аромат. Это шея обязательно... Я использую «крылья ангела». Почему? Когда мы с девушкой обнимаемся, девушка нам утыкается в плечо, она аромат чувствует. Когда мужчина девушку обнимает, он ей утыкается в голову, соответственно, девушке аромат на волосы. Но я использую все точки. Вы можете выбирать какие-то, которые удобны вам. Есть еще под коленями... Ну и интимные области, это паховая, там тоже все очень горячо, аромат там будет держаться долго, ну и человек, который должен его услышать, его услышит. Антон Липовский: Так, интересно, интересную область вы назвали, я скажу так, Тимофей. Анастасия Семенова: Как раз темы перекликаются. Антон Липовский: Все сразу вспомнили фильм «Парфюмер». Анастасия Семенова: Главный вопрос: есть какой-то вообще парфюмерный этикет? Потому что есть коллеги на работе, ты приходишь и думаешь: боже, опять она пришла – что делать, как работать? Антон Липовский: Кстати, правда, это ведь проблема. Анастасия Семенова: И бывает, вот я прямо по себе чувствую, что душит. Вот ты прямо сидишь, и ты понимаешь, что не твои ноты... Вот ладан любят многие... Антон Липовский: Это не просто капризы: у некоторых, насколько я знаю, Настя, даже начинает болеть голова. Анастасия Семенова: У большинства! Антон Липовский: Головные боли. Тимофей Федосов: Раз вы ладан упомянули, давайте его сразу послушаем, он у меня есть, чистый ладан, привезенный из Индии, экстрактированный французской компанией. Антон Липовский: У нас тут лаборатория настоящая. Тимофей Федосов: Итак, ладан чистый. Это не то, что мы услышим в церкви, потому что в церкви все-таки смесь смол, это ладан, это мирра, это... Анастасия Семенова: Ну да, у всех ассоциация, что это что-то церковное. Антон Липовский: Надо сначала развеять? Тимофей Федосов: Можете несильно ждать, там все нормально. Антон Липовский: Все хорошо, все уже в нужной концентрации. Тимофей Федосов: Это чистый ладан. Антон Липовский: Вот посмотрите, насколько разная [реакция], насколько у Насти сразу начинает падать голова с плеч как будто бы... Анастасия Семенова: Нет, меня прямо вот он душит. Антон Липовский: А мне кажется, прекрасен, потому что остается цитрусовое послевкусие. Анастасия Семенова: Я теперь знаю, чем душиться, чтобы обо мне у тебя было прекрасно. Антон Липовский: Да-да. Тимофей Федосов: Это такой очень мужской маркер. Но вернемся к этикету. Я снимал, кстати, недавно видео себе в блог про то, собственно, какие ароматы носить в офис. Анастасия Семенова: Никакие, да? Тимофей Федосов: Я считаю, что определенного правила нет, но просто ты можешь ароматы нанести на себя десять раз, а можешь нанести два, и если ты нанесешь его просто на запястья и больше никуда, никто задыхаться, даже если ты нанесешь Baccarat Rouge или, боже упаси, Dior Sauvage... Анастасия Семенова: Или Chanel № 5. Антон Липовский: Тимофей, давайте знаете, что сделаем? Прямо вот сейчас составим определенный алгоритм. Все-таки, как мы видим, каких-то четких правил нет, но алгоритмы есть. Во-первых, чтобы это было сдержанно, но в то же время чтобы ваш индивидуальный аромат все-таки сохранялся и был понятным, устойчивым, что мы делаем? Во-первых, какие точки и какие ароматы лучше подбирать? Давайте разберемся. Тимофей Федосов: Есть утренняя история, есть вечерняя история. Анастасия Семенова: Да. Давайте про утро, про офис. Тимофей Федосов: Ее можно послушать. Вот давайте пример. Надеюсь, что вы узнаете, потому что многие люди, которым я даю этот аромат послушать, они мне говорят «ох» и называют классическую, культовую для русского и советского человека вещь, которую мы не только... Антон Липовский: Как, кстати, рецепторы очищать? Потому что у меня уже начинает все смешиваться. Тимофей Федосов: Только вода, пейте водичку почаще. Кофе не работает. Антон Липовский: Ой... Кажется, Анастасия... Тимофей Федосов: Вам не понравилось? Антон Липовский: Возможно, детские воспоминания... Анастасия Семенова: Я бы их смешала. То есть это же хорошо сейчас так делать? Антон Липовский: Мне кажется, я сейчас вспомнил всю свою жизнь буквально за один вдох. Анастасия Семенова: Я вспомнила все театры в детстве. Антон Липовский: Да. Что это? Тимофей Федосов: Это классический одеколон. Антон Липовский: Да, это точно. Тимофей Федосов: Одеколон – это флорентийская вода, ему 400 лет примерно рецепту. Это, собственно, композиция парфюмерная, которая состоит из верхних цитрусовых нот... Италия, что у нас там растет: апельсины, мандарины, бергамот (это такой цитрусовый фрукт). Соответственно, мы делаем там немножко травяную базу, для того чтобы зафиксировать эти цитрусовые ноты, которые очень волатильны, т. е. они быстро испаряются. Ну и дерево, для того чтобы добавить мужественности... Анастасия Семенова: Основа такая, да? Тимофей Федосов: Да. Собственно, тройной одеколон вот сделан примерно по такому же рецепту, что и аромат, который вы только что послушали. Анастасия Семенова: Но это более нежно. Тимофей Федосов: Это все-таки утренняя история, очень утренняя. Она и на вечер подойдет, но... Ароматы, которые нежные, это цветы такие, травы, цитрусовые... Антон Липовский: То есть утром ничего резкого? Тимофей Федосов: Конечно, не нужно. А если хотите резкое, то вот две точки либо на одежде, либо на запястьях, больше не надо. Анастасия Семенова: Смотрите, у нас есть опрос, спрашивали жителей Курска и Екатеринбурга, часто ли они сталкиваются с чрезмерным употреблением парфюма. Давайте посмотрим, что же люди отвечали. ОПРОС Антон Липовский: «Глаза слезятся». Анастасия Семенова: Да, а вот чтобы глаза не слезились, в чем мы совершаем ошибку, покупая, может быть, дешевый аналог тех или иных духов? Тимофей Федосов: Вот хочу про это поговорить. Ну вот, например, у нас есть парфюм, он стоит порядка 20 тысяч рублей. Я уверен, что, допустим, из 12 ингредиентов, которые там есть, из них 6–7 будут натурального происхождения. Натурального происхождения ингредиенты сложнее в парфюмерии. Во-первых, это комплекс различных аминокислот, витаминов, жирных кислот, а эфирное масло может состоять [из] до 100 различных ингредиентов. А если мы берем синтетическую молекулу, то она у нас одна, у нее очень понятная формула, я могу на нее посмотреть, подумать, как она сложится с другими молекулами, и это очень стабильная история. Но есть один минус и плюс: это может очень сильно пахнуть, очень сильно. Ну вот чистое парфюмерное вещество, когда раз, когда я попробовал работать с альдегидом, альдегиды – это вот как раз № 5 от известного бренда аромат, я настолько много их добавил, что они забили мне все деревья, там кедра, сосны и вот ветивера было вообще не слышно. Анастасия Семенова: Ничего не было. Тимофей Федосов: Потому что там все было вот это вот, яркие фиалка и яблоко. Когда мы покупаем дешевый парфюм, мы покупаем... Какой-то парфюмер, к нему пришла компания, сказала: «Мы вот хотим на Alibaba продавать вот такие вот парфюмы за 23 рубля – пожалуйста, сделайте нам». Он делает, они его разливают, соответственно, он делает из очень дешевых ингредиентов, которые очень хорошо испаряются, они добавляют туда большое количество спирта, который тоже очень летуч... И соответственно, мы мучаемся потом в автобусе, едя и слушая аналог Sauvage. Антон Липовский: А это вредно, кстати говоря? Тимофей Федосов: Я бы не сказал. Синтетические ингредиенты гипоаллергенны в основном, если мы используем ингредиенты, которые разрешены официально компанией IFRA, это организация международная, которая отвечает за регуляцию парфюмерной деятельности, деятельности парфюмерных компаний. Но есть вероятность, что мы можем использовать какие-то запрещенные ингредиенты или использовать их в большей пропорции, чем это разрешено, – тогда, естественно, нас будут ждать неприятные последствия. Ну и почему проще купить оригинал? Я точно буду знать, что эта пропорция не увеличена, а если мы говорим об эфирных маслах, это очень важно. Анастасия Семенова: Что ты не убьешь своих коллег. Тимофей Федосов: Да. Анастасия Семенова: Давайте примем звонок, Владимир из Петербурга нам дозвонился. Здравствуйте, Владимир. Зритель: Здравствуйте. Анастасия Семенова: Слушаем вас. Зритель: Вот я смотрю телевизор, слушаю вас. Вы знаете, может, я такой гиперчувствительный, но вот не могу находиться в автобусе, в троллейбусе, в трамвае... Анастасия Семенова: Почему? Зритель: Не могу находиться там. Я или пешком хожу, или на своей автомашине езжу. Анастасия Семенова: Из-за чего? Зритель: Ну вот из-за этого коктейля парфюмерного, что вообще... У меня аллергия или что-то, я начинаю прямо задыхаться. Работаю со студентами: едешь в лифте, студенточка полилась... Особенно еще арабские студенты у нас учатся в СПбГУ... Анастасия Семенова: Понятно. Ну вот как раз вы тот человек, у которого болит голова, ну и плохо. Вот про арабские, кстати, ароматы... Антон Липовский: Тимофей уже даже подготовил, смотри, тестеры, уже знает, о чем идет речь. Тимофей Федосов: Берем классическую арабскую историю. Это что? Уд и сандал. Анастасия Семенова: Ой, друзья... Тимофей Федосов: А значит, что это, во-первых, очень дорого, безумно дорого, во-вторых, это, скорее всего, масляные духи, а в-третьих, это огромнейший шлейф. У нас есть совет от восточных девушек, как они делают: они себе пшикают подол платья духами активно, шлейф... Анастасия Семенова: Поэтому и шлейф. Антон Липовский: И все это развевается. Тимофей Федосов: Я это перенял и брызгаю теперь себе сзади куртки или кофты. Я думаю, что на шлейф это работает очень хорошо. Вот это очень такая классическая сладкая удовая история, хотя уд сам по себе больше похож, наверное... Анастасия Семенова: Уд – это же больше земля, торф, что-то вот прямо... Тимофей Федосов: Да, это конюшня. Анастасия Семенова: Да! Тимофей Федосов: Вот заходите в конюшню, услышите такой запах – вот это примерно уд. Уд – что это такое? Это зараженное бактерией агаровое дерево. Почему оно такое дорогое? Потому что дереву нужно лет 20 проболеть, чтобы достаточно напитаться этой бактерией и чтобы ароматические вещества вышли наружу. Анастасия Семенова: Ну вот для меня вот этот уд сладковат. Тимофей Федосов: Сладковат. Антон Липовский: Какие сложные цепочки, чтобы от первоначального состояния до вот такого флакона... Тимофей Федосов: Вот это уд в таком более чистом виде. Анастасия Семенова: Вот это ближе. Тимофей Федосов: Вот это вот... Антон Липовский: А действительно, помогает просто глоток воды, да? Анастасия Семенова: Мне уже ничего не поможет. Тимофей Федосов: Увлажнение. Анастасия Семенова: Давайте примем звонок, у нас Андрей из Выборга. Андрей, здравствуйте. Зритель: Доброе утро. Анастасия Семенова: Слушаем вас. Зритель: Я смотрю программу – интересно, конечно. Я могу сказать, что существует ряд духов, таких как Poison, Givenchy, и дамы специально им брызгаются обильно, потому что этот запах как бы остается на одежде уже партнеров. То есть они приходят в рестораны или куда-то в бары, на дискотеки, и они обильно пшикаются, чтобы определить, какой мужчина женатый, а какой не женатый. То есть женатые как бы сразу отсеиваются. Антон Липовский: По аромату. Зритель: А те, кто не женатые, те как бы идут на... Анастасия Семенова: Я не думала, что наша мужская аудитория просто все парфюмеры. Тимофей Федосов: Во-первых, об этом знают. Анастасия Семенова: Об этом знают, и даже знают три самых популярных парфюма. Антон Липовский: Особенно в день, когда мы бережем мужчин. Давайте разбираться, Тимофей, правда можно разобраться таким образом? Тимофей Федосов: Слушайте, давайте я скажу... Анастасия Семенова: Только помягче ответим. Тимофей Федосов: Во-первых, я не понимаю, почему девушки не хотят себе женатых мужчин. Мне кажется, это самый идеальный мужчина: он занимает мало времени... Анастасия Семенова: Тимофей, подождите, мы уходим не туда! Антон Липовский: Расходимся. Анастасия Семенова: Мы за правильные семьи. Тимофей Федосов: Ну а с точки зрения девушки, которая хочет оставить о себе впечатление, я бы не стал активно брызгаться парфюмом. Но я могу сказать, что наш мозг обрабатывает ольфакторные какие-то штуки, т. е. запахи, и эмоции одной и той же своей частью, лимбической системой. Это самая древняя часть нашего мозга, она находится вот прямо посередине, и носовые рецепторы – это самое близкое, что к ней находится. Анастасия Семенова: Можно я задам вопрос? Унисекс сейчас, наверное, самый популярный парфюм, ну вот все любят, и мужчине, и женщине он подходит. Если мужчина чувствует какие-то мужские ноты, то, наоборот, его эта женщина как бы нет... ? Тимофей Федосов: Я с вами не согласен. Анастасия Семенова: Нет? Тимофей Федосов: Мне кажется, наоборот: если мужчина услышит на девушке какой-то такой тяжелый, древесно-кожаный парфюм, ему, наоборот, станет интереснее. Анастасия Семенова: Почему? Тимофей Федосов: Потому что это игра на оксюмороне таком небольшом, на противопоставлении. Точно так же и мужчина, такой брутал, который будет пахнуть цветочным, альдегидным № 5 тем же самым, он просто вызовет интерес, потому что он играет на противопоставлении. Собственно, возвращаясь к истории о лимбической системе, почему эмоции и запахи так связаны? Потому что они одной частью просто обрабатываются. Когда мы что-то слышим и находим в этом что-то похожее, звучание, у нас эмоция появляется та же самая, которая была в этот момент. Поэтому ароматический маркетинг очень хорошо работает. Например, если мы заходим в какой-то бутиковый магазин, то там обязательно будет аромат этого бренда. Анастасия Семенова: Люди же специально для этого работают, потому что... Тимофей Федосов: Конечно. Недавно мне повезло на одной из самых лучших авиакомпаний мира показаться в бизнес-классе, мне сделали апгрейд, и там вот этот аромат, который там стоял... Анастасия Семенова: Прямо ассоциативно, да? Тимофей Федосов: Кстати, от этого бренда. Я его не забуду никогда! И мне так хочется там снова оказаться, чтобы снова послушать вот этот запах на высоте 10 тысяч метров. Анастасия Семенова: Вот это да! Антон Липовский: Потрясающе. Анастасия Семенова: Вот тут я принесла, коллеги решили провести эксперимент. Я вот принесла одни из своих любимых. Что вы можете обо мне как о человеке сказать? Ну мы с вами знакомы буквально 20 минут. Что, выскочка? Антон Липовский: Выскочка! Тимофей Федосов: Выберите один, и я попытаюсь какой-то психологический анализ провести. Анастасия Семенова: Ну вот. У нас прямо две минутки. Тимофей Федосов: Ага... Антон Липовский: Тимофей, вы можете ответить на вопрос, пока считываете аромат, почему «пилот-парфюмер»? Вот и коллеги тоже заинтересовались. Тимофей Федосов: Потому что мое профессиональное образование – это пилот, а по призванию я все-таки парфюмер. Антон Липовский: Ничего себе. Тимофей Федосов: Ну и связано это с тем, что в ароматах ты все-таки вот отлетаешь, отлетаешь далеко. Антон Липовский: Во всех смыслах. То есть у вас все срослось. Анастасия Семенова: Ну что? Антон Липовский: Что про Анастасию? Экспертиза готова? Тимофей Федосов: Ну что? Я тут слышу, во-первых, очень... Если бы я вас не видел, давайте я так опишу. Анастасия Семенова: Да, давайте. Тимофей Федосов: Я тут слышу очень зрелую девушку, и зрелую не в плане, что в возрасте, если это девушка вообще, а в плане, что это очень мудрая женщина, скорее всего, молодая, я скажу, 25–35 лет. Скорее всего, какой-то работник такой официальной сферы, банковской, может быть, и, скорее всего, она средней или высокой должности. Антон Липовский: Можно я тоже? Тимофей Федосов: Конечно. Я бы сказал, что человек, который выберет себе такой парфюм, ему приятно внимание других людей. Он не хочет оставаться в стороне, ему приятно быть в центре, он хочет быть душой... Антон Липовский: Безусловно. Тимофей Федосов: Он очень коммуникабельный и не боится экспериментировать. Ну потому что тут мы слышим классическую розу, которая прямо сразу бьет нам в нос, но она очень интересно обыграна. Роза с чем у нас обычно ассоциируется? Это опять же № 5 отсылает... Анастасия Семенова: Да-да. Тимофей Федосов: И бабушка, потому что «Красная Москва». Анастасия Семенова: Бабушка Настя! Тимофей Федосов: Ну вот это такая прекрасная, дорогая и глубокая роза говорит, что это абсолютно не бабушка – это мудрая, зрелая, красивая и самостоятельная женщина. Антон Липовский: Понятия не имею, о ком вы говорите, но звучит очень привлекательно. Анастасия Семенова: Вот это да! Ладно, Антон, я запомнила. Тимофей, спасибо вам большое! Тимофей Федосов: Спасибо вам! Анастасия Семенова: Тимофей Федосов у нас был, пилот-парфюмер.